Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 02:11, дипломная работа

Краткое описание

Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации ребёнка.

Вложенные файлы: 1 файл

Полоролевая социализация.doc

— 508.00 Кб (Скачать файл)

В ходе наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей нами былозамечено, что дети чаще всего предпочитают следующую тематику игр:«Семья», «Стирка», «Свадьба», «Больница», «Магазин», «Театр», «Гаражи», «Шофёры»,и др.

Довольно костюмированную и многоролевую игру пыталисьорганизовать Милана и Катя. Они предложили поиграть в «Свадьбу». На их предложение откликнулись Сюзанна, Вика, Арина, мальчики Максим и Андрей Т.

Девочки наряжались в невест, примеряли по очереди фату. Затем Вика предложила переодеть женихов. Макс категорически отказался раздеваться при девочках, поэтому, решили одеть одежду поверх другой. Андрей же вообще отказался надевать на себя что-то «чужое». Однако он сразу выбрал себе в невесты Милану, которая настаивала на Максе в роли своего жениха, который в свою очередь собирался «жениться» на Кате. В итоге, после небольшого спора роли распределились так: Максим-Катя, Андрей-Вика, Милана решила выйти из игры.

Перевязав наволочки из игрового комплекта цветными шнурками, девочки, таким образом, сделали цветочные букеты, и что самое интересное, заставляли женихов дарить им же эти букеты. На участие мальчиков в игре первымнегативно отреагировал Лёня, который спросил у Макса: «Ты что девчонка что ли?», остальные дети группы реагировали насмешками и даже оскорблениями. Макс явно засмущался, сказал, что игра ему надоела. Андрей же предложил девочкам уйти в прихожую и там продолжить игру. Девочкам не понравилось, что Макс покинул игру и решили её вообще прекратить. Игра распалась.

В это время Андрей К., Артём Д., Артур, Дима Н. и Никита организовали игру «Шофёр», которая заключалась лишь в том, что мальчики бегали с рулями по группе. К мальчикам подошёл Макс (покинувший игру «Свадьба») и сказал: «С рулями бегать не интересно, давайте лучше с гонками[1] поиграем». Данное предложение вызвало огромный восторг.

Побегав немного, Артур и Никита обратили внимание на то, что Лёня что-то строит на ковре. Обратившись к нему с вопросом: «А что это ты строишь?» они присели рядом и стали наблюдать. «С гонками не играют, если нет гаражей» - прокомментировал Лёня и предложил мальчикам присоединиться к нему.В процессе постройки гаражей, мальчики советовались друг с другом, какую деталь лучше взять, куда поставить, соблюдали правила деятельности («Здесь строю я, а там вы, поэтому не заходите на мою территорию».

Взаимоотношения между мальчиками были в основном положительные. Но при попытке девочек (Соня Ш., Милана, Арина) включится в игру «Строители», мальчики стали яростно прогонять их, боялись за свои постройки.Лишь Соня Р., которая до сих пор сидела и рисовала, молча подошла к мальчикам и включилась в процесс постройки, причём мальчики с радостью приняли её в игру, отгоняя при этом других девочек, которые не намерены были отступать.

Смирившись с вхождением в их игру девочек, мальчики выделили им несколько кубиков (кроме Сони Р., она играла с мальчиками на равных). Девочкам их было недостаточно для полноценной постройки, они попросили ещё несколько кубиков у мальчиков. На что последовал отказ и предложение, чтобы девочки всё же покинули игру мальчиков. Между детьми началась ссора, девочки стали рушить постройку Лёни. Не рассчитав, задели и другие постройки. Лёня заплакал. Максим сказал, что после такого он точно не будет жениться на Милане. Игра распалась.

Даша и Андрей Т. в это время организовали игру «Магазин». Они спрятались за ширму в уголке. Общались спокойно, без разногласий. Правда их игра выражалась лишь в многократном повторении одних и тех же действий: они складывали фрукты-муляжи в сумки, относили их «домой», роли продавца отведено не было. Игра плавно переросла в «семейную ссору». Дети спорили, кто должен носить тяжести: муж или жена. Здесь и выяснилось, что Даша – жена, а Андрей – муж, который во всём уступает своей жене. Она просила то сумку отнести, то ребёнка из садика забрать, то мусор вынести (у Даши явно прослеживалась тенденция к тому, чтобы максимально загрузить делами своего «мужа», не забывая напоминать о том, что она – девочка, ей тяжело, ей надо помогать, она устала.)

Параллельно Эвелина, Сюзанна и Жаннета играли в больницу. В роли больного была кукла. Девочки максимально старались заботиться о своей подопечной: ставили градусник, слушали, делали уколы, не забывая при этом успокаивать плачущего ребёнка и менять ему памперсы. При этом Жаннета повторяла: «Ребёночек, не плачь, скоро к тебе придёт папа». Сюзанна же поправляла, что к ребёночку может прийти только мама, а с папой такого не бывает.

Глядя на то, как играют девочки, Никита, Артур, Максим и Дима М. организовали свою «Больницу», в которойвсе захотели быть врачами. На роль больного предложила себя Арина. Вдальнейшемсюжет разворачивался, дети стали лечить друг друга. Игра проходила спокойно,пока Арина не привела в игру Вадика, который часто конфликтует с детьми.Вадим стал баловаться, нарушатьходизамыселигры.Смеялсянад инструментами, используемыми для лечения больных. Разбросал все игрушки. На предложение Арины и Никиты уйти из игры не реагировал, в итоге совместнойигрынеполучилось.Арина забралаинструментыи переместиласьигратьвдругоеместо, где к ней присоединились другие девочки, и в роли больного опять выступила кукла.

Нами замечено, что мальчики и девочки плохо объединяютсяв совместные игры. Многиеигровыедействияпротивоположногопола воспринимаются с насмешкой.

В результате наблюдения за детьми, мы пришли к выводу, что желание и попытка совместной игры между мальчикамиидевочкамиесть.Ноиз-занедостаточносформированной культурыобщенияспротивоположнымполом, представлений о роли, занятости и обязанностях мужчины и женщины в семье, обществе, а также, возможно из-заранее неправильносформированных эталонах мужественности и женственности, совместная игра мальчиков и девочек в большинстве случаев приходит к распаду. Или что ещё хуже, к «выбросу» и неважности роли противоположного пола.

Если подобные игровые случаи войдут в норму и перенесутся на реальную жизнь, то не это ли в будущем может привестикснижениюзначимостипротивоположногополавсемьеи обществе? На наш взгляд, это довольно важная проблема в современном обществе.

На основании наблюдений за игровой деятельностью детей заполняласьтаблица «Особенности игровой деятельности мальчиков и девочек» (см.Приложение 10).

5. Анкетирование родителей  воспитанников.

Анкетирование родителей на тему «Воспитываем мальчиков и девочек», которое поможет выявить уровень родительских знаний по проблеме, определить актуальность вопроса полового воспитания детей в ДОУ среди родителей воспитанников, исследуемой нами группы, степень заинтересованности данной темой. (Приложение 11, 12)

По результатам анкетных данных было выявлено, что число опрошенныхродителей, занимающихся воспитанием ребёнка в семье, составляет: 57% -мама; 43% - мама и папа.

Данные о большей привязанности ребёнка составляют: к матери - 52%; к отцу - 14%; к обоим родителям - 34% .

Результаты показывают, что в семьях доминирует «фемининное»воспитание, т.е. воспитанием детей исследуемой нами группы занимаются восновном мамы.

Большее число родители считают, что слишком рано в дошкольномвозрасте, обсуждать с ребёнком поведенческие, внешние, анатомическиеразличия мальчиков и девочек 66% родителей делают это толькотогда, когда инициатива вопроса исходит от ребёнка, и лишь единицыродителей (14%) читают детям различную научно-популярную литературу,освещающую вопросы различия мальчиков и девочек.

Среди родителей (19%) из общего числа опрошенных выделялись и те,кто считает очень важным процесс полоролевой социализации детей именнона этапе дошкольного детства, родители озабочены проблемами, связаннымис индивидуальными особенностями развития мальчиков и девочек.

Из100% опрошенных родителей группы число тех, для которых пол ребёнка при рождении не имел значения, по данным анкетирования составляет 24%. Хотели мальчика, а родилась девочка - 11%. Хотели мальчика, и родился мальчик - 43%. Хотели девочку, и родилась девочка - 24%.

Подводя итог, можно сказать, что проблема полоролевого развитияребёнка достаточно актуальна для родителей, но не все они готовы передатьнеобходимыезнания ребёнку,а именнодошкольнику,объяснитьфактрождениячеловека,рассказатьемуобидеальныхобразахмужчиныиженщины (поведение, культура общения, настоящие и бедующие социальныедр.), а самое главное формировать всё это у ребёнка с учётом его новой принадлежности.

6. Анкета для воспитателей.

Анкета содержит 8 вопросов, с помощью которых идет попытка выявить, ведетсялиработавоспитателямиповосприятиюребенкасебя,как представителяопределенного пола,используются ли игры, упражнения, занятияи другие разнообразные формы работы с детьми по половому воспитанию.Прианализеанкетыучитываетсяактуальностьпроблемы полоролевой социализации в условиях данного дошкольного учреждения (см. Приложение 13).

Проанализировав ответы анкет для педагогов, результаты показали осведомлённость педагогов в вопросах полоролевой социализации (100%), носистематической, целенаправленной работы не проводится, лишь иногда (25%) интуитивно акцентируют внимание мальчиков, что необходимопомогать и защищать девочек, а девочки должны заботиться о внешнемобликемальчиков.Восновномвниманиеполуребёнкауделяетсяна музыкальных занятиях при исполнении танцевальных движений.

Проанализировав результаты группы после проведенного нами констатирующего эксперимента, сопоставив данные всех методик, мы условно определили три уровня полоролевой социализации мальчиков и девочек.

Высокий уровень: ребенок четко знает свой пол, называет его признаки(атрибутивные и поведенческие), имеет представления о социальныхполоролевых функциях в будущем (будет мамой, папой, строителем и пр.),называет признаки эталонных фемининных и маскулинных качеств мальчикаи девочки, осознает необратимость своего пола, выражает позитивноеотношение к себе как к мальчику или девочке (гордится своейпринадлежностью к полу и выполнению социально требуемых полоролевыхфункций), проявляет желание быть хорошим мальчиком (девочкой),обнаруживаетположительное отношение к представителям противоположного пола, проявляет постоянство "мужских" ("женских") способов поведения в различных ситуациях.

Средний уровень: ребенок знает свой пол, но имеет очень мало знанийего признаков как атрибутивных, так и поведенческих; имеет недостаточные представления о социальных полоролевых функциях в будущем, называетлишь 2-3 эталонных качества мальчика или девочки, половозрастнуюхронологию выстраивает, но допускает ошибки в определении последовательности, осознает необратимость своей принадлежности к определенному полу, но довольно легко соглашается на воображаемоеизменение пола, предпочитает свою половую роль, но проявляетиндифферентное отношение как к своей принадлежности к нему, так и ксоответствию эталонным качествам мальчика или девочки, обнаруживаетпризнаки негативного отношения к сверстникам противоположного пола,проявляет нестабильность в проявлении маскулинных или фемининныхспособов поведения.

Низкий уровень: ребенок знает свой пол, некоторые его атрибутивные иповеденческие признаки, обнаруживает неустойчивые представления освоих социальных полоролевых функциях в настоящем и отсутствие ихзнаний в будущем, допускает ошибки в построении половозрастнойхронологии, не знает эталонных качеств мальчика и девочки исоответствующих им способов поведения, допускает возможность изменения пола, нередко дает себе как мальчику или девочке негативные оценки,проявляет негативное или недоверчивое отношение к представителямпротивоположного пола, ярко выражена нестабильность в проявленииадекватных полу способов поведения в различных ситуациях.

Дети показали следующие результаты: Из 25 (100%) опрошенных у 7 детей (28%) - высокий уровень полоролевой социализации, у 14 (56%) - средний, 4 (16%) - низкий уровень.

Общие данные констатирующего эксперимента представлены нами в виде диаграммы ( Приложение 14).

Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод отом, что не у всех детей правильно развиты формы поведения в соответствииполовой принадлежностью, желает лучшего культура общения междумальчиками и девочками, недостаточно развиты представления детей о ролии занятости, социальном статусе мужчины и женщины в семье и обществе, оповеденческих, внешних, анатомических различиях мальчиков и девочек. Удетейнаблюдаются агрессивные реакции при взаимодействии спредставителями противоположного пола, что сильно влияет на полоролевуюсоциализацию детей.

Данные констатирующего эксперимента натолкнули нас нанеобходимостьразработкиспециальнойсистемыработы воспитателя, которая будет способствовать позитивной полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста.

2.2 Система работы  воспитателя, направленная на полоролевую социализацию детей среднего дошкольного возраста

Задача формирующего эксперимента заключалась в том, чтобы путёмспециально организованных мероприятий положительным образомвлиять на культуру общения, поведения, взаимоотношения междумальчиками и девочками.

1. Мыразработалисистему работы воспитателя ,направленнуюна полоролевую социализацию детей среднего дошкольного возраста. За основу мы взяли оригинальную парциальную программу «Мальчики и девочки» И. Шелухиной дошкольного возраста, направленную на

 благоприятное протекание  процесса полоролевой социализации  мальчиков и девочек;

 формированиеначал мужественностииженственностиудошкольников;

 формирование представлений  детей о содержании социальных  ролей мужчины и женщины;

 формированиеэмоционально-положительногоотношенияквыполнению будущейсоциальнойроли;

 формированиеадекватнойполумодели  поведения, а также мы использовали  психолого-педагогические принципы  и методические рекомендации  автора.

В качестве исходных были определены следующие принципы:

 учёт личностной ориентации ,т.е.соответствиевозрасту,интересам, желанию и половой принадлежности дошкольников. Это определяет отбор содержания,раскрывающегопредставлениядетейосоциальныхролях мужчины и женщины, взаимоотношениях между мальчиками и девочками, позволяет использовать методы и приемы дифференцированного подхода в игровой,учебной,трудовойдеятельности,музыкальномифизическом воспитании;

Информация о работе Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста