Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 02:11, дипломная работа
Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации ребёнка.
Из наблюдения видно, что после проведённой нами работы дети группы стали более свободно вступать в игровое взаимодействие со сверстниками противоположного пола, повысился их эмоциональный настрой на роль в игре, соответствующую своему и противоположному полу.
5.Анкета для родителей.
Дошкольный возраст является базовым в формировании основныхличностных качеств ребёнка определённого пола, и большую роль в этомиграет семья. Каким хотят видеть родители своего ребёнка в будущем, вомногом зависит от того, какой смысл они вкладывают в полоролевоевоспитание дошкольника, формированию каких качеств, маскулинности илифеминности, уделяют внимание сейчас.
Число семей, где преобладает фемининное воспитание, к сожалению, неуменьшилось (66%).
У современных родителей нет единого мнения о том, когда следуетначинать воспитание ребёнка с учётом половых различий. Опрос показалразбросанность суждений родителей. Так 33 % родителей из общего числаопрошенных считают, что это необходимо начинать начинается с рождения ребёнка, когда они подбирают емупо цвету одежду, покупают разные игрушки. 24% считают, что внимание полу ребёнку необходимо уделять на этапе дошкольного детства, 43 % утверждают, что это необходимо делать позже. Приведённые данные, показывают, что родители понимают необходимость воспитания ребёнка с учётом половых различий, но затрудняются в правильном его осуществлении.
Родители понимают необходимость формирования качеств,характеризующих мужчин и женщин, однако эта необходимость нестановится реальностью в их семье. Возможно, причинами данного фактаявляются: недостаток опыта в воспитании ребёнка, отсутствие терпения исвободного времени, незнание особенностей развития своего ребёнка.
В анкетах родителей отмечены некоторые положительные изменения. Увеличился процент родителей с 14 % до 38%, которые дали научное объяснение своим детям о процессе рождения человека, особенностях развития и отличия мальчиков и девочек. Увеличился количество семей с 52% до 76%, у которых в семейной библиотеке стали появляться книги, энциклопедии ориентированные на воспитание ребёнка с учётом его половой принадлежности.
Можно сделать вывод о том, что наши рекомендации для родителейпо вопросам воспитания мальчиков и девочек, имели некоторое значение в повышении уровня семейного воспитания.
6.Анкета для воспитателей.
Мнение специалистов по вопросам воспитания мальчиков и девочекпоказало следующее: 86 % педагогов считают целесообразным осуществлятьдифференцированный подхода к воспитанию мальчиков и девочек, 14% далиотрицательный ответ, аргументируя это сложностью данного процесса.
Мнение воспитателей по вопросам воспитания детей с учётом их половой принадлежности изменилось. Видя существенные изменения в поведении, взаимоотношениях мальчиков и девочек, после приведённого нами формирующего эксперимента, педагоги единогласно пришли к выводу, что уделять внимание полу ребёнка крайне необходимо.
Со слов воспитателей, их наблюдения за поведением детей в быту,игровой, трудовой деятельности, в общении друг с другом показали, что удетей расширился кругозор, увеличился объём знаний о профессиональнойдеятельности взрослых, повысился интерес к близким людям и ровесникам,их взаимоотношениями. Дошкольники учатся понимать различия междумальчиками и девочками, мальчики пытаются проявлять заботу о девочках.Девочки научились видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков иположительные черты их характера, доброжелательно относится, выражать
благодарность за проявленное к ним внимание и доброту, оказывать помощьв совместной деятельности, следить за внешним видом.
Сопоставив данные всех методик и проанализировав результаты, полученные нами в ходе констатирующего и контрольного эксперимента, мы пришли к выводу, что уровень полоролевой социализации детей после проведённого нами формирующего эксперимента сильно изменился.
В группе количество детей с показателями высокого уровня полоролевой социализации увеличилось с 7(28%) до 10(40%) человек. Средний уровень - 11(29%) человек (на этапе констатирующего эксперимента- 14 (56 %)).
Отметим, что детей с низким уровнем полоролевой социализации после проведённого эксперимента 2, что составляет лишь 8% от общего числа группы.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что разработанная иапробированная нами система работы воспитателя оказала существенноевлияние на изменение уровня полоролевой социализации детейэкспериментальной группы.
Проведённая работа способствовала повышению уровня полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста.
Всё выше сказанное во второй главе даёт основания для следующихвыводов :
1. Особенности полоролевой социализации детей среднего дошкольноговозраста необходимо изучать поэтапно: констатирующий - формирующий - контрольный эксперименты, используя при этом комплекс соответствующих методик.
Анализ показал, что из 25 (100%) опрошенных число детей с высоким уровнем полоролевой социализации составило -человека (%), средние показатели наблюдались удетей (%), и у(%) - уровень ниже среднего.
Таким образом, данные констатирующего эксперимента позволили намопределить особенности общения, поведения, взаимоотношений мальчиков идевочек в игровой деятельности, определить уровень их знаний ипредставлений о роли и занятости, социальном статусе мужчины и женщиныв семье и обществе, определили уровень представлений детей о различияхмальчиков и девочек, культуре их общения. Определили актуальностьвопроса полоролевой социализации детей среди родителей воспитанников и педагогов дошкольных образовательных учреждений.
2. С учётом результатов констатирующего эксперимента был проведёнформирующий эксперимент. Перед нами была поставлена задача: путём разработки и апробации системы работы воспитателя поспособствовать более эффективному процессу полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста.
3. Контрольные этапы эксперимента (идентичные констатирующему)выявили, что количество детей с показателями высокого уровня полоролевой социализации увеличилось с(%) до(%) человек. Средний уровень -. (%) человек (на этапе констатирующего эксперимента -(%)).
Организованная нами работа оказала существенное влияние на повышение уровняполоролевойсоциализации детей исследуемой группы.
Заключение
Дошкольный возраст - период интенсивной полоролевой социализации,формирования представлений ребёнка о его половой принадлежности,полоролевых ценностных ориентации. Анализ исследований (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Л. И. Столярчук, А. Г. Хрипкова и др.) показывает, что понятие«полоролевая социализация» трактуется авторами как процесс развитиядевочек и мальчиков во взаимодействии их с окружающим миром. Сущность полоролевой социализации дошкольников состоит в том, что в процессе вхождения ребёнка в социум формируются особенности характера иповедения девочек и мальчиков. Полоролевая социализация - процесснепрерывный, он начинается в семье и далее осуществляется ввоспитательных организациях. Для дошкольника - в дошкольныхобразовательных учреждениях.
В нашем дипломном исследовании была рассмотрена проблемаполоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста.
Проанализировав теоретическую литературу по теме исследования, мыразработали методику констатирующего, формирующего, контрольногоэтапов эксперимента.
Данныеконстатирующегоэкспериме
Разработанная нами система экспериментально доказала свою эффективность в полоролевой социализации детей.
Основываясь на результаты нашего исследования, можно утверждать,что проведение в группе детского сада совместных мероприятий с большимколичеством разнообразных ролей, с перспективным развитием игрового содержания, отражающего интересы мальчиков и девочек, педагогическиправильно организованная игра помогают успешно привить детям ихсоциальные роли с учётом пола, формы поведения, культуру общения междумальчиками и девочками, расширить представления детей о роли изанятости, социальном статусе мужчины и женщины в семье и обществе,расширить представления детей о поведенческих, внешних, анатомическихразличиях мальчиков и девочек, сформировать эмоциональноположительный настрой на взаимодействие с представителями своего ипротивоположного пола, и в конечном итоге способствовать полоролевойсоциализации детей среднего дошкольного возраста.
Оценка результатов нашего дипломного исследования позволяет сделатьвывод о том, что наше исследование, будучи актуальным и проведённым всоответствии с намеченными целью и задачами, имеет также практическуюзначимость, которая заключается в том, что разработанная нами системаработы может быть рекомендована практическим работникам дошкольных образовательных учреждений, как средство полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста.
Мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, и система работы воспитателя по полоролевой социализации дошкольников при соблюдении определённых условий оказалась эффективной.
В качестве перспектив дальнейшего исследования по нашей теме можноназвать: разработку и апробацию системы работы в различных видахдеятельности, что благоприятно повлияет на полоролевую социализациюдетейдошкольного возраста.
Список литературы
1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - с.70 - 77.
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., Воронеж, 2000. 416 с.
3. Аветисова К.Р. Половое воспитание девочек // Педагогика здоровья. М., 1990.
4. Агеев В. С. Психологические
и социальные функции
5. Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. С.Н. Крыгиной, Н.Н. Крыгиной, О.А. Копцевой. Магнитогорск, 2001. 215 с.
6. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины иженщины // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - с. 74 - 81.
7. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. для ВУЗов. - М.: Изд.центр «Академия», 2001
8. Арутюнова Л.А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье (на материале Армянской ССР). Автореф. дис.: канд. пед. наук. М., 1988.
9. Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию. / Соотношение биологического и социального в человеке. /Под ред. В.М. Банщикова, Б.Ф. Ломова. Материалы к симпозиуму. М.,1975. С. 777-791
10. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2008.
11. Бочарова Н. Некоторые
вопросы дифференцированного
12. Валеология / Разработана М. А. Алексеевой. - М., 1998.
13. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированноеруководство / А. Л. Венгер. - М.: Издательство Владос-пресс, 2005.
14. Градусова Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре // Воспитание детей в игре. М., 1993.
15. Елжова Н. В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ: практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов / Н. В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 341, [1] с. – (Сердце отдаю детям).
16. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки. Два разных мира. -СПб.: Тускарева, 2000.
17. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольноевоспитание. - 2002. - №4. - с. 2 - 5.
18. Зауш - Гордон Ш. Социальное развитие ребёнка. - СПб., 2004.
19. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. №1. С. 57-68
20. Захарова П. Н. Растут в семье папа и мама. - М., 1978.
21. Иванова О. И., Щетинина
А. М. Формирование позитивной
22. Ильин Е. П. Дифференцированная
психофизиология мужчины
23. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психоло- гические аспекты.- Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л.: Медицина, 1988. 160с.
24. Исаев Д. Н., Каган В.
Е. Половое воспитание и
25. Исаев Д.Н., Каган В.Е.
Отклоняющееся полоролевое
26. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. -М.: Педагогика, 1991.
27. Каган В. Е. Когнитивные
и эмоциональные аспекты
28. Каган В. Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме ипатологии. - Л., 1988.
29. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье.- М.: Сов. Спорт, 1991.
30. Каменская В. Г. Полоролевое поведение и роль семьи в формированиисоциальных стереотипов // Детская психология с элементами психо- физиологии: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ:ИНФА- М, 2005. - с.148-150.
31. Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания. - Минск, 1980.
32. Ковалев С. В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.
33. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
34. Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании. - 2-е изд., доп. - М.:Педагогика, 1988.
35. Коломинский Я. С. Мальчики и девочки // Знание-сила. - 1971. - № 2.
36. Кон И. С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1988.
37. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. - М.: Педагогика, 1975.
38. Кон И.С. Психология половых различий. // Вопросы психологии.1991. №2. С.47-57
39. Короткова Н. А. Образовательный
процесс в группах детей
40. Красоткина И. По-разному или одинаково думают мальчики и девочки? // Дошкольное воспитание. -2003. - №12. – с. 44
41. Кудрявцева Е. А, Градусов Л. В. Воспитание детей в игре. - М., 1993.
42. Куликова Т.А. Воспитание будущего семьянина // Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.