Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 02:11, дипломная работа

Краткое описание

Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации ребёнка.

Вложенные файлы: 1 файл

Полоролевая социализация.doc

— 508.00 Кб (Скачать файл)

Если обследуемый рисуя, нарушает инструкцию (например,изображает только лицо или робота вместо человека), но не задаёт при этомникаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и ненапоминает инструкцию до конца рисунка. По окончании работы повторяютзадание: «А теперь всё-таки нарисуй человека - всего, целиком. Постарайсянарисовать как можно лучше - так, как ты умеешь», (т.е. инструкциявоспроизводится полностью). Нужно попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим («палочковый человечек») или шаблонно карикатурным. [13, с. 10].

Обработка и интерпретация результатов.

Приведём некоторые положения интерпретации, которые важноучитывать при обработке рисунка человека:

1. Успешная интерпретация  рисунка базируется на гипотезе, чтонарисованная фигура столь  же тесно связана с индивидом, выполняющимрисунок, как и его походка, почерк и др.

2. Рисунок человека является  отражением «Я - концепции», содержитбессознательную  проекцию образа тела, проекцию  половой идентичности.

Образ тела - это представление человека о самом себе.

Идеальное «Я» - это представление человека о том, какой он есть икаким хотел бы быть [64, с. 71].

По завершении рисования проводится дополнительная беседа сребёнком, в которой уточняются детали рисунка, особенности изображения,что за человек нарисован - какого он возраста, пола (если не ясно изрисунка), какой у него характер, чем он занимается, во что одет и др. Анализполовой идентичности начинается с того, что у автора рисунка уточняется,человека какого пола он нарисовал (по его ответу на вопрос: «Кто нарисованна рисунке?»), затем определяется - совпадает или нет пол автора рисунка сполом изображённого человека.

Как указывает автор методики и другие исследователи, изображениефигуры человека своего пола, говорит о сформированности и принятииребёнком своей половой роли.

Наличие дополнительных деталей, подробная прорисовка, «разукрашивание» свидетельствуют о позитивном отношении к персонажу,т. е.к себе как мальчику или девочке; неполнота рисунка, отсутствиенеобходимых деталей указывает на отрицательное или даже конфликтноеотношение к себе как мальчику или девочке; размещение рисунка внизустраницы может свидетельствовать о депрессивности мальчика или девочка,наличие у его чувства неполноценности к своему полу.

Ярко выраженная половая идентичность у ребёнка наблюдается, если в его рисунке прослеживаются различные признаки пола человека:

 основные признаки  пола (мужчина - обозначение паховой  области, мускулатура, плечи - бёдра; женщина - грудь, талия - бёдра, плечи);

 дополнительные признаки  мужественности/женственности (мужчины - усы, короткие волосы, борода и др.; женщина - длинные и распущенные волосы, косички, пышные причёски, длинные реснички и др.);

 традиционная мужская/женская  одежда (мужчина - брюки, шорты, галстук, ботинки; женщина - платье, юбки, туфли, рюшечки, воланы и др.);

 аксессуары, ассоциируемые с определённым полом (мужчина - трость, сигарета, шляпа, автомобиль, велосипед, различные инструменты и др.; женщина - украшения, серьги, бусы, бантики, корона, сумки, косметика);

О слабой выраженности половой идентификации свидетельствуетбедность отражения в рисунке вторичных половых признаков. Степеньимеющихся признаков пола проявляется в неяркой, стилизованной форме.Это может говорить о недостаточном принятии своей половой идентичности.

Половая идентичность не выражена при отсутствии признаков,определяющих пол персонажа. Например, рисуется человек из палочек иликонтур фигуры человека без каких-либо признаков пола [64, с. 74 - 76].

Анализ детских рисунков и проведённой после беседы показал, что вгруппе у 10 (40 %) детей половая идентичность не выражена.

Человек рисовался детьми в виде головоногого существа или контурафигуры человека. Образ мужчины и женщины в рисунках не выражен никаким образом. Человек нарисован из палочек, кругов или прямоугольников. Сюзанна и Даша изобразили человека противоположного своему полу, что также говорит о недостаточной половой идентичности, т.е. недостаточно чёткого и однозначного восприятия своего пола, или же чрезмерный интерес к противоположному полу.

Слабая выраженность половой идентичности выявлена у 10 (40%)человек. В их рисунках проявлялись половые признаки, но недостаточночётко. Например, при изображении человека женского пола прорисовывалосьплатье в виде треугольника, длинные волосы представляли собой обычныевертикальные штрихи, дополнительные детали, аксессуары не изображались. Дима, на первый взгляд, изобразил мужчину, но сказал, что это женщина, т. к. «у мужчин вообще волос не бывает» (волосы были изображены в виде трёх коротких линий).

И лишь у 5 (20%) детей - ярко выраженная половая идентификация, «Я -мальчик», «Я - девочка». На рисунках этих детей представленыразнообразные признаки пола, которые проявляются достаточно четко. Вобразе мужчины и женщины прорисованы как основные признаки пола, таки дополнительные признаки мужественности и женственности.

Некоторые из работ представлены нами в Приложении 2, 3, 4, 5, 6, 7.

2. Беседа с детьми.

Для беседы с каждым ребёнком нами был составлен «Вопросник» (Приложение 8). Беседа направлена на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности, роли и занятости мужчины я женщины в семье, их социальном статусе, об основныхчертах внешности и поведения. Также в ходе беседы изучались представления дошкольников о культуре общения мальчиков и девочек. В беседе совершенствуетсяречеваяактивностьдетейиосуществляется попытка привлечения внимания детей к половым и возрастным различиям людей. При анализе учитывалось понимание ребенком роли мужчины и женщины. Использовались вопросы из полустандартизированного интервью Кагана и серии вопросов предложенных И. П. Шелухиной.

Из 25 (100%) опрошенных детей у 5 (20%) выявлен низкий уровеньзнаний об образе мужчины и женщины. У детей наблюдаетсянеустойчивость пола, его обратимость, т.е., дети допускают возможностьпревращения в мальчика или девочку; наблюдается неустойчивоеэмоциональное отношение к себе; отсутствие представлений о своихбудущих социальных функциях в семье и обществе; неопределённыепредставленияобособенностяхповедения,внешнихотличительных признаках мальчиков и девочек.

К низкому уровню отнесены знания Артёма Д., Даши, Артура, Жаннеты.

Дети затруднялись с ответом на вопрос: «Чем отличаются мальчики и девочки?». Им требовалось уточнение вопроса: «А одинаково ли одеваются мальчики и девочки?», «Одинаковые или разные у них причёски?» и т.п. Жаннета не смогла назвать ни одного отличительного признакамальчика от девочки.

Ответы детей были скудными, короткими - например, «У девочек длинные волосы». Особенные затруднения возникли, когда Артур вспомнил, что у Кати короткая стрижка.

В вопросе о выполняемой роли в семье мужчины и женщины дети также ограничивались короткими ответами или отвечали «не знаю». Например, Артём Д. на вопрос: «Чем дома занимается мама?», «Есть ли у неё какие-либо обязанности по дому?» ответил лишь, - «Гладит». Названные профессии не смог дифференцировать на мужские и женские. Из героев мультфильмов, которым присущи мужские или женские качества назвал только Человека-паука.

Представления среднего уровня выявлены у 14 (56%) детей. Эти детизнают, что пол необратим, т.е. нельзя из мальчика превратиться в девочку инаоборот; имеют знания о том, как ведут себя мальчики и девочки иназывают некоторые их отличительные признаки (одежда, некоторыекачества, особенности поведения); называют некоторые функции мужчины иженщины в семье.

Андрей Т., Андрей К., Вика, Дима М., Славик, Эвелина, Сюзанна и другие дети называли достаточно полно функции и обязанности мужчины (папы) в семье - ремонтирует, приносит деньги, строит, носит тяжести, помогает маме и др. Мама готовит кушать, стирает, убирает, заплетает косички, а также помогает папе. Смогли назвать профессии присущие мужчинам (строитель, летчик, директор, милиционер и др.), женщинам (женщина работает в магазине, в больнице, парикмахер, воспитательница).

Вадик, Дима Н., Лёня, Никита, называли некоторые признаки внешности и характера присущие мальчикам и девочкам (мальчики - сильные, защитники девочек, одевают брюки и рубашку, а девочки - добрые, заботливые, стройные, одевают платья, юбки). Интересно было высказывание Лёни: «Всё дома делает только мама, а папа целыми днями только деньги зарабатывает, а вечером постоянно отдыхает».

Эрик, Соня Р., Соня Ш. синтересом останавливались на вопросе о героях сказок, мультфильмов где встречаются смелые, сильные мужчины, скромные и добрые женщины. Дети называли достаточно известные им мультфильмы: «Русалочка», «Золушка». В основном перечислялись женские роли, среди мужских выделили только «Человек-паук».

У 6(24%) детей исследуемой группы выявлен высокий уровень сформированностиполового образа, о чём свидетельствуют их знанияи пониманиенеобратимостисвоегоипротивоположногопола;они испытывают эмоционально положительное отношение к себе; знают многое о полоролевых функциях мужчины и женщины в семье; имеют представления об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их полоролевого поведения, а также представления о социальном статусе мужчины и женщины.

Знания Артёма Ф., Арины, Кати, Максима, Миланы и Софьи достаточно сильно отличались от знаний детей даже среднего уровня. Дети называли существенные отличительные признаки мужского и женского поведения, внешние признаки. Объясняли, поясняли свои ответы. Приводили примеры собственных наблюдений за своими родителями, друзьями.

Ответ каждого ребёнка отличался своей полнотой и оригинальностью.

Катя обратила наше внимание на то, что, несмотря на её короткую стрижку, она – девочка: «Я ношу платья, люблю девчачьи мультики, у меня есть много заколок, косметики и всяких штучек, а если кто-то будет смеяться над моей причёской, я пожалуюсь Максу, он всех накажет, ведь он сильный и любит меня».

Милана же в своих ответах обратила на себя внимание тем, что усердно настаивала на том, что роль воспитателя в семье должна принадлежать исключительно папе: «Меня воспитывает папа, а маме нужно смотреть за сестрёнкой, а когда та подрастёт, папа будет воспитывать нас обеих, и мы вместе будем любить нашу дорогую мамочку и во всём ей помогать». Так же, она сказала, что «у девочек и мальчиков разное то, что находится в трусиках».

Арина при своём ответе перечислила много деталей, присущих девочкам: красивые причёски, они нежнее мальчиков, носят украшения, красивые туфельки, говорят тихо, их любят мальчики, у них есть женская косметика.

Софья рассказала, что именно девочки, когда вырастают, ходят беременные, рожают детей и ухаживают за малышом, кормят их грудью, а мальчики ходят и покупают своим детям памперсы и питание.

Максим сказал: «Я – будущий мужчина, у меня будет жена и много детей», и он уже знает, кто будет его женой, и где будет его свадьба.

Артём Ф. в своих ответах был не многословен, однако, он чётко знает, что мальчики и девочки отличаются как физически, так и своим поведением и чертами характера.

Называя мужские и женские профессии, дети уточняли, что мужчины должны работать на тяжёлой работе, потому что они сильные, а женщины должны выполнять более лёгкую работу, так как они очень нежные.

Милана и Максим перечислили профессии, присущие и мужчинам и женщинам независимо от половых и физических признаков (врач, повар, милиционер, военный, директор,банкир и др.).

Девочки называли различных героев сказок и мультфильмов, которыеолицетворяли мужские и женские образы («Красавица и Чудовище», «Русалочка», «Белоснежка и семь гномов», «Красная Шапочка», Шрек и принцесса Феона,Барби,Мальвина, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка,Принц и др.).

Вывод: Анализ ответов детей группывыявил 5 человек (20 %) с низким уровнем представлений , 14 (56%) детей имеют средний уровень и 6 (24%) ребёнка показали достаточно высокие результаты (см. Приложение № 9 ). Из этого следует, что у детей среднего дошкольного возраста представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье и обществе, ихсоциальном статусе, культуре общения и поведения сформированы на среднем уровне.

3. Составление рассказов.

Цель: понимание мальчиками фемининных черт девочек, уточнениео понятииженственности.Пониманиедевочкамимаскулинныхчертмальчиков, уточнение о мужественности мальчиков.

Для составления рассказов дети были разделены на две группы по половым различиям: девочкам предлагалось составить рассказ о мальчиках, с помощью которого выяснялось понимание девочками маскулинных черт мальчиков.Мальчикисоставлялирассказодевочкахдлявыяснения понимания мальчиками фемининных черт девочек.

Понимание девочками чувства женственности, также как мальчиками -мужественности есть, но недостаточно осознанно. Внимание этому аспектууделяется мало, и в повседневной жизни знания не применяются.

Рассказ без наводящих вопросов составить очень затруднительно, но, тем не менее, тонкой нитью чувствуется понимание детьми интерес к противоположному полу.

Есть некоторое осознание и значимость того, чтомальчики - настоящие мужчины, которые берут на себя сложные порученияи обязанности, проявляя, таким образом, лучшие мужские качества - силу,выносливость, умение преодолевать трудности, а девочки заботятся осоздании красоты, учатся быть терпеливыми и нежными.

 

4. Наблюдение за игровой  деятельностью детей

Цель:выявление особенностей взаимодействия мальчиков и девочек в игре, предпочтения в выборе партнёра по игре, особенностей полоролевого поведения детей.

Объектом наблюдения являлись действия детей в игре, выявлялись женские и мужские признаки и качества личности.

В процессе наблюдения нами отмечались следующие моменты:

С кем чаще играет ребёнок: с мальчиками или девочками.

В какие игры или игрушки чаще играет ребёнок: машины, строительные игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, куклы, мягкие игрушки, конструкторы, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, другие игры.

Какие чаще всего роли берёт на себя ребёнок в сюжетно-ролевых играх, подвижных играх и играх - драматизациях.

Если играют мальчики/девочки, то какие роли берёт мальчик (девочка).

Мы наблюдали за самостоятельно организованной игровой деятельностью детей.

У детей среднего дошкольного возраста происходит усвоение ролевого поведения (ролевых отношений), которое наиболее ярко проявляется в сюжетно-ролевой игре, которую невозможно осуществлять без обращения друг к другу и вне общения.

Информация о работе Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста