Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 02:11, дипломная работа

Краткое описание

Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации ребёнка.

Вложенные файлы: 1 файл

Полоролевая социализация.doc

— 508.00 Кб (Скачать файл)

Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющей сегодня наибольшийдефицит,неизбежноприводитккультурно-историческому прошлому, закрепленному в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола. Проблема дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье.

Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь "исключительно важным агентом половой социализации" [37, с. 665].

Важность воспитания качеств мужественности и женственности, начиная с дошкольного возраста подчеркивал выдающийся педагог Сухомлинский В.А.,отмечая, что, уже в малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину" [73, с. 63].

Психолог С. Никологорский говорит о том, что с "раннего детства на уроках физкультуры девочкам предлагают азартные игры и соревнования, которые не только создают излишнее нервно-психологическое напряжение, но и формируют культ силы, честолюбие, эгоизм, стремление постоянно соревноваться и состязаться, а не ухаживать, нравиться, помогать, сочувствовать". Целое поколение воспитала "бесполая педагогика". Школа ивуз практически игнорируют специфику ролей мужчины и женщины и, воспитывая девушек в мужском стиле способствуют, таким образом, росту типично мужских черт.[49]

Несмотря на существенную психологическую аргументацию положенияо необходимости целенаправленной работы по полоролевой социализации ребенка дошкольного возраста (И.С. Кон, Т.А. Репина, Л.И. Столярук и др.),в педагогике традиционно эти проблемы поднимаются и решаются крайне редко. Анализ программ, концепций и нормативных документов показывает настойчивое обхождение этих вопросов, несмотря на имеющиесяобоснованные системы полового воспитания.

Проблемы полоролевой социализации, связанные с методической оснащенностью этого процесса, с неадаптированностью научно-исследовательского материала, сегодня уже, не единичны. Немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентноеиспользованиелитературыопроцессахзачатияи деторождения.

Выпуск и допуск этой литературы к распространению не контролируется компетентнымилюдьмиилиорганизациями.Многиеиз этих книг, адресуемыхдетям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а также не учитывают уровеньразвития восприятия при использовании рисунков. Да и при адаптации текста для восприятия его дошкольниками следует придерживаться определенных этических норм. Все это происходит по причине того, что в подготовке таких книг к выпуску не участвуют педагогиипсихологи,алишь медики, сексопатологи и художники. Некомпетентное использованиетакой литературы может привести к неправильному истолкованию детьми ряда фактов и к выработке у ребенка неправильного, нездоровогоотношения к такой интимной информации.

Проблема полоролевой социализации дошкольников является бесспорно актуальной.

Прежде чем перейтикизучениюпроблемыисследованияследует определить тот категориальный аппарат, который поможет наиболее глубокопроникнуть в научные основы полоролевой социализации.

Основополагающей в разделе «полоролевая социализация» мы считаем категорию пола. "Пол" - понятие многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других.

С биологической точки зрения "пол - это совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном итоге к оплодотворению" [37].

С медицинской точки зрения пол - принадлежность организмов или специальных клеток к одной из двух групп, отличающихся между собой тем, что половой процесс происходит между представителями разных групп, но не внутри данной группы" [37].

"Психологический  пол - совокупность определенной сексуальной идентичности, т.е. чувство и осознание своей половой принадлежности; связанные с нею психосексуальные ориентации (например, влечение к противоположномуполу),исоциосексуальные ориентации,т.е. интернализованную систему половых ролей, в свете которой индивид различает критерии мужественности" и "женственности", оценивает себя поэтим критериям, претендует на соответствующую деятельность исоциальный статус" [37, с. 765].

Пол, с педагогической точки зрения - биосоциальное свойство человека.Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть.

Мнение биологов, медиков и психологов сводится к тому, что "пол бисексуален, т.е. каждый пол потенциально заключает в себе возможности развития другого пола. Реализация пола зависит от среды и от генных факторов, причем эффект тех и других носит количественный характер, в связи с чем признаки противоположного пола подавляются в разной степени.Развитие пола протекает весьма сложно. Оно зависит от полученных от родителей особенностей хромосом и цитоплазмы, от среды, в которой протекает развитие организма" [37, с. 686].

Проявление совокупности признаков того или иного пола может бытьопределено через понятия фемининности и маскулинности:

фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу;

маскулинность - это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.

Психологи утверждают, что фемининность и маскулинность не просто независимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивид характеритеризуется тем или иным их сочетанием [28, с. 18].

Ноочевидното,чтоумужчиниженщинприналичиитакойсовокупности преобладают лишь какие-то определенные признаки. Отсюда вытекает задача педагогов развивать у девочек феминные, а у мальчиков маскулинные признаки.

Исследователи Алешина Ю.Е. и Волович А.С. определяют социальные признакифемининностиимаскулинности,исходяизисторически сложившихсястереотипов оценок мужчиныиженщины[3].Мужчина характеризуетсяагрессивностью,независимостью,силой,активностью, рациональностью, инструментальностью, ориентировкой на индивидуальные достижения. Женщина же характеризуется как слабая, пассивная, зависимая мягкая, эмоциональная,ориентировавшаянадругих,экспрессивная.

Анализом половых различий занимаются ученые многих областей науки: биологи, физиологи,медики,психиатры,психологи.Несомненно,эта информация касается и педагогов.

В исследованиях Кагана В.Е. определены следующие группы половыхразличий:

 врожденные;

 биологически - обусловленные;

 складывающиеся в ходе  социализации.

Данные половые различия могут проявляться на различных уровняхразвития личности:

 биопсихическом,

 психологическом,

 социально-психологическом,

 социальном [22].

По мнению Кагана В.Е., сравнительно немногие половые различия локализованы только на одном уровне, причем, чем выше уровень, тем больше вероятность таких локальных одноуровневых половых различий, а чем он ниже, тем более вероятно его влияние на половые различия более высоких уровней.

Психологи утверждают, что "половые различия формируются на каждомвозрастном уровне и в целом лишь на путях образования функциональных связей между всеми актуальными детерминантами половой дифференциациии ранее сформированными половыми различиями. Половые различия представляют собой мега-систему структурные элементы которой обладают внутренней организацией [28, с.21].

Опорнымдлянасявляетсяпонятие«пол»,рассматриваемоекак совокупностьтелесных,физиологических,поведенческихисоциальных признаков, на основании которых индивида считают мальчиком и девочкой (Д.Б. Колесов, Н.В. Сельверова, Л.Г. Татарникова). Пол - первая категория, в которой ребёнок осмысливает себя как индивидуальность.

Дошкольный возраст - период интенсивной полоролевой социализации, формирования представлений ребёнка о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентации.

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [69, с.274].

Исходя из определения Г.М. Андреевой, половая социализация – это процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение связанное с полом социального опыта по мере вхождения в социальную среду, систему социальных связей лиц мужского и женского пола, а с другой – активное воспроизводство индивидом системы взаимоотношений полов в процессе активной деятельности, включения в эти взаимоотношения. Этот процесс, замечает Г.М. Андреева, имеет двусторонний характер: индивид пассивен в том смысле, что он воспринимает и запечатлевает предлагаемое обществом и культурой, и активен в том смысле, что активно применяет воспринимаемое и преобразует его в собственные ценностные установки и ориентации.

Л.И. Столярчук даёт следующее определение. Полоролевая социализация - специально организованная педагогическая деятельность, связанная с исполнением половых ролей, овладением умениями и навыками соответствующего поведения, соответствующего мужской (женской) «самости», культурой взаимоотношений людей. Социализация осуществляется на основе представлений о поведении, чувствах, эротических свойствах мужчины и женщины, которые изменяются вместе с развитием общества [71, с. 38].

«Половая роль, - по мнению И.С. Кона, - модель социального поведения, специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского и женского пола» [37, с. 326 - 327].

Полоролевая социализация - неотъемлемая часть общего процесса социализации, которая, как отмечает Арутюнова Л.А., включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентации, а также форм поведения, соответствующего полу". Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.

Половая идентификация - осознание ребёнком себя как представителя определённого пола, усвоение образцов поведения, характерных для мужчини женщин, включается в общий процесс социализации дошкольника. Формирование половой идентичности является результатом сложного процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания (Л.В. Градусова, Т.А. Репина, А.А. Чекалина, Н.В. Лисенко).

Важно отметить, что половая идентичность включает и научение посредством наблюдения, но отличается от простого подражания тем, что приидентификации усваиваются не отдельные акты поведения, а комплексный интегрированный образец поведения; идентификация происходит спонтанно, без прямого подкрепления; поведение, приобретённое в процессе идентификации, довольно стабильно; идентификация основывается на интимной личной связи с моделью (П.Массен).

К 5 годам, как утверждают В. Е. Каган, Д.Н. Исаев, ребёнок формирует половую идентичность не на номинативном уровне, а как единство переживаний и ролевого поведения. К этому времени ребёнок понимает, что пол – это навсегда, но в восприятии ребёнка дистанция между ним ивзрослыми людьми его пола значительно больше, чем между ним и сверстниками другого пола. Вот почему так необходимо именно в среднем дошкольном возрасте строить работу по полоролевому воспитанию уже не на бытовом уровне, как провозглашается в исследованиях, а на более возвышенном – ценностном отношении к мужчине и женщине.

Белкин А.И. считает, что «в норме половая идентификация протекает естественно, как само собой разумеющееся и не требует активности сознания» [6, с. 778]. Отсюда можно определить задачу педагогов – обеспечить условия для нормального развития половой идентификации.

Половая дифференциация – это определение себя от представителей противоположного пола, проявляющееся в совокупности генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол.

В изучении половой дифференциации существуют две теории. Первая – теория социального научения, согласно которой ребёнок пассивен в процессе усвоения пола. Вторая – когнитивно-генетическая теория – основывается на том, что «представления ребёнка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального упражнения, а возникают в результате активного структурирования ребёнком собственного опыта. На начальных этапах полового развития выделяются три процесса половой дифференциации и идентификации:

1)ребёнок узнает, что существует  два пола;

2)он включает себя в  одну из двух категорий;

3)на основе самоопределения  руководит своим поведением, выбирая и предпочитая его формы.

Эти теории не противоречат одна другой. Скорее всего, они раскрывают разные аспекты процесса половой социализации, поэтому мы считаем целесообразным ориентироваться на то, что половая дифференциация осуществляется благодаря генному наследию ребёнка, с помощью наущения и воспитания, базирующегося на основных принципах системно-структурного, комплексного и деятельностного подходов.

Полоролевая социализация, половая идентичность способствуют формированию полоролевого поведения. Существуют разные трактовки данного понятия: поведение, реализующее социальные, нормативные ожидания, определяющие, чем должны или не должны заниматься мужчины и женщины (И.С. Кон); поведение, свойственное человеку определенного пола при выполнении им различных социальных ролей (Р.С. Немов); социальное поведение, реализующее комплекс ожиданий, стереотипов, требований, адресуемых обществом представителям мужского или женского пола (В.Е. Каган). Применительно к старшему дошкольному возрасту, поло-ролевое поведение понимается как особая модель социального поведения, отражающая систему представлений о своём половом образе, проявляющаяся в различных ситуациях, в деятельности, в способах взаимоотношений девочеки мальчиков, обусловленных эталонами мужского и женского поведения (Т.А. Репина, Н.Е. Татаринцева).

Процесс полоролевой социализации ребёнка, формирование его поло- ролевого поведения протекает при прямом участии взрослых, которые осуществляют воспитание девочек и мальчиков. В последние годы в педагогикестало использоваться понятие полоролевое воспитание. Данное понятиерассматривается в основном применительно к подростковому и старшему школьному возрасту. Связано оно у подростков с формированием психологического пола, представлений о «мужественности» и «женственности», подготовкой их к будущей семейной жизни (Д.В. Колесов,Л.Н. Тимощенко, Т.И. Юферева, А.Г. Хрипкова и др.).

Информация о работе Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста