Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 02:11, дипломная работа
Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации ребёнка.
самоутверждение своего «Я» в общении и деятельности.
Являясь главным агентом половой
социализации детей, родители несутсебеособуюсоциокультурную
- отсутствие страха перед людьми противоположного пола;
- возможность контактировать
с людьми противоположного
- половую идентичность
личности, соответствующую реалистическом
Формирование позитивной половой идентичности, соответствующейсвоему полу, зависит и от родительских ожиданий. Иногда родители не удовлетворены полом будущего ребёнка и своим разочарованием развиваютв нём комплекс неполноценности, если полребёнка не совпадает с планамиродителей, то во многих случаях взрослые искажают образ пола своегоребёнка. Мальчиков воспитывают по типу женского поведения, а девочкиприобщаются к ценностям мужского мира, усваивая мужской типполоролевого поведения. И в том, и другом случае такие дети, а в будущем ивзрослые, неадекватно реагируют на представителей и своего, ипротивоположного пола. Впоследствии такие люди нуждаются впсихологической поддержке и коррекции.
«Настройка» на определённый пол осуществляется родителями сразу жепосле рождения ребёнка (А. Бандура, Д. Перри, К. Бусси). Ролеваядифференциация пола начинается, когда новорождённому дают имя,выбирают одежду определённого цвета, причёску, игрушки и разного видаразвлечения, в которых он будет участвовать. Этим родители стараютсячетко указать пол ребёнка, как окружающим, так и самому малышу, которыйещёне способен различать модели обоих полов (Л.В. Градусова, В.Д. Еремеева, Т.А. Репина, Т.П. Хризман и др.).
На втором году жизни, ещё не выделяя себя среди других людей и неназывая себя «Я», ребёнок уже знает - мальчик он или девочка, и это знаниеполовой принадлежности является наиболее устойчивым, стержневымэлементом самосознания. С возрастом, объём и содержание этойидентичности меняются, причём это часто связано с умственным исоциальным развитием ребёнка. Двухлетний ребёнок знает свой пол, но ещёне умеет обосновать эту атрибуцию (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон и др.).
К 3-3,5 годам, когда в речи появляется слово «Я», дети знают свой пол,различают в этом отношении других людей, знают о некоторых различиях в требованиях к играм, занятиям, стилю поведения мальчиков и девочек. Идётинтенсивное освоение половых ролей и полоролевого репертуара. Онообеспечивается разъяснениями взрослых, прямо инструктирующих ребёнка,и их реакциями на соответствие или несоответствие поведения ребёнка этиминструкциям. Поскольку люди в восприятии ребёнка уже разделены на двепротивоположные категории - мальчиков и девочек, инструкция «мальчикине плачут» воспринимается мальчиком и как информация о том, что девочкимогут плакать. Догадки такого ряда находят подкрепление и в реакцияхвзрослых: «Ты что - девочка? Почему ты плачешь?» (М.М. Завадовский, В.Е. Каган, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина и др.).
Возраст 4-5 лет является переходным между средним и старшим дошкольнымпериодом развития и характеризуется как начало периода интенсивной социализации ребёнка. У ребёнка формируется система представлений о половой идентичности.
Дети, имеющие дефицит общения
с взрослыми, перенимают половые стереотипы своих
сверстников или из множества их примеров.
Подобныйопытиногда приводит к искажённым
представлениям о культурном развитии
личности определённого пола. Именно сверстники
оказываются основным источником информации
о половых различиях и сексуальном поведении ( ИсаевД.Н., Каган
В.Е). Эта информация немедленна, откровенна
и реалистична, но и очень не точна, часто
опошлена. Особое влияние здесь ещё оказывает
проявление детской субкультуры - «страшилок»,
изученных и описанных О.Н. Гречининой
и М.В. Осориной, «неприличного» и потаенного
детского эротического фольклора, детской
«магии», дразнилок, пародийности поведения
и т.п.. Характерной чертой детской субкультуры
«…является её демонстративное противостояние
«правильному» и нередко подавляющему
миру взрослых и даже пародирование этого
мира, позволяющеедетямпочувствоватьс
Говоря о факторах и средствах социализации, оказывающих влияние наразвитие образа пола, нельзя не упомянуть тот социально-культурный пласт,который составляет искусство. Наиболее доступные и распространённыеспособы передачи различной информации - телевидение и другие средствамассовой информации. Образцы поведения героев на экране и страницахпопулярной литературы являются легкодоступными стереотипамиполоролевого поведения.
1.3 Специфика и
средства полового воспитания
мальчиков и девочек
Проблема полового воспитания включает в себя вопросыформирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработатьметоды дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола,дляформирования у них основ таких качеств, как мужественность иженственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущемсвоих функций в семье.
Доминирующиевзглядывобществена
«Отсюда необходимо было готовить мальчика к будущей роли воина,вождя, жреца, а, следовательно, освободить его от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию с матерью. Это достигалось путём удаления мальчика от родительского дома: его передавали на воспитание в другие дома родственников или вождей племени, отдавали в учение.
Это достигалось также с помощью социальных организаций: такназываемые "мужские дома", в которых мальчикам разного возрастанадлежало ночевать под крышей особого жилища, где они выполнялинекоторые виды совместных работ, общались, отдыхали» [1, с. 75].
Половая социализация девочек проходила преимущественно в стенахродительского дома, подле матери и была направлена на приобретение еюопределенных форм поведения и приобщения ее к будущей роли жены исвязанных с этим обязанностей.
В современном обществе процесс половой социализации протекает внесколько иных условиях.
То, что мальчики и девочки психологически разные, знают все. Только в чем состоят эти различия? Психологи утверждают, что мальчики и девочки обладают разными особенностями мышления, которые сохраняются на протяжении всей жизни. Знание этих особенностей поможет нам понять детей, самих себя, особенности наших взаимоотношений.
Итак, проблема полов... Сколько лет она существует? Очевидно, столько, сколько существует человечество. Чем вызваны психологические различия между мужчинами и женщинами? Только ли физиологическими особенностями? В последнее время психологи все чаще и чаще замечают, что решающую роль в половых различиях играет не столько физиология, сколько воспитание. С самого раннего возраста мы готовим детей к разным психологическим ролям, ориентируем их на разные ценности и жизненные задачи. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному и поэтому формируют у них разные потребности, интересы и, как следствие, разные особенности мышления [40].
Основные аспекты этой проблемы определены в статье Алешиной И.Е. и Волович А.С. [9]:
феминизация воспитания
(дома и в детском саду
первичная феминная
идентификация с матерью (этот
аспект служил причиной
феминные базовые ориентации ребенка (зависимость, подчиненное положение, пассивность);
Исходя из этого определяется целый ряд сложностей в пониманиинаправлений педагогической работы с девочками и мальчиками.
Современная система воспитания не отводит места в социализациимальчиков маскулинным проявлениям (агрессии, двигательной активности).
Кроме того, постоянная негативная стимуляция взрослых, направленная на поощрение "мужских проявлений", а наказания за "немужские" (например: «Не плачь, как девчонка!») приводят к панической тревоге под страхом сделать что-то женское. Отсутствие возможности проявить свою маскулинность сначала в детском саду, затем в школе и на работе снижают статус мужчины в обществе, что в свою очередь затрудняет ориентацию на культивирование мужских качеств у мальчиков.
Социализация девочек происходит несколько легче, т.к. социальныепризнаки фемининности накладываются на генные образования. Однако,содержательные компоненты фемининности не способствуют становлениюэлементов самоуважения и самоценностей девочек. Традиционно ихнаграждают прозвищами: плакса, ябеда, трусиха, подлиза и т.д. Их гораздочаще опекают родители, что способствует развитию ощущения собственнойнезначительности, существенное влияние на становление образа девочки,женщины оказывают историко-культурные образцы (подчиненное положение). Отрицательным фактором в усвоении содержательной стороныженской принадлежности выступает также совмещение женской функции ипрофессиональной - очень тяжело работать и быть мамой.
Несмотря на то, что у девочек легче протекает процесс полоролевой идентификации, ей труднее определиться в полоролевых предпочтениях.
Причинами этого служат то, что девочки видят сложную жизнь своих мам, в обязанностях девочек лежит помощь мамам по хозяйству, а также им нельзя прыгать, кричать и т.д., потому что это некрасиво делать девочкам. Поэтому большинство девочек хотели бы быть мальчиками, у них больше стремления играть в мальчишеские игры, чем у мальчиков в девчоночьи.
Развитие ребёнка с первых дней жизни - это развитие конкретногомальчика или девочки. Формирование позитивной половой идентичности удетей возможно в том случае, если педагог учитывает психофизиологические и психологические особенности детей разного пола.
На основе анализа работ В.Д. Еремеевой, Д.Н. Исаева, В.Е. Каган, Д.В. Колесова, И.С. Кона, О.К. Лосевой, Т.А. Репиной, Р. Сабирова, В.Л.Ситникова, Т.П. Хризман, А.Г. Хрииковой и др. о психофизиологическихи психологических особенностях детей разного пола О.И. Ивановой и А.М.Щетининой представлены основные из них приведены в таблице (Приложение 1).
Однако прежде чем характеризовать психологические особенностимальчиков и девочек, их отличия друг от друга, следует подчеркнутьследующие принципиальные моменты.
Во-первых, эти различия заметны задолго до полового созревания и лишь усиливаются в процессе его.
Во-вторых, эти различия не определяются характером воспитания, а, напротив, сами в значительной мере определяют его, если взять общий его характер в целом на протяжении исторического периода, характер же воспитания в каждом конкретном случае способствует более полному их выявлению и развитию.
В-третьих, эти особенности имеют среднестатистический характер и отражают скорее типы, а не обязательное наличие или отсутствие тех или иных качеств у представителей мужского или женского пола. Общечеловеческие черты, качества, свойства более широки и перекрываютспецифические половые особенности, поэтому можно говорить лишь опреобладании каких-либо из них у представителей мужского или женскогопола.
В-четвертых, наличие психологических особенностей в характеремышления, в уровне эмоциональности, в интересах и склонностях, в реакции на различные события и явления и др. должно обязательно рассматриваться в системе целого, а не изолированно. Это значит, что оба пола психологически равноценны и обладают взаимными преимуществами лишь в определенных ситуациях или в определенных отношениях.
В-пятых, знание этих особенностей имеет важное значение для педагогики, и поэтому стремление к этому знанию должно расцениваться как положительное профессиональное качество людей, занимающихся воспитанием.
Все эти особенности необходимо учитывать в работе с детьми. Зная особенности мальчиков и девочек, педагог может выработать некоторыеприёмы и подходы по воспитанию детей, не нарушая, а лишь сопровождая,поддерживая и способствуя процессу полоролевой социализации ребёнка.
1.4 Роль семьи в полоролевой социализации дошкольников
До сих пор ученые полемизируют: какое понятие шире - полоролевое или половое воспитание. Одни считают полоролевое воспитание составной частью полового, другие убеждены в том, что оно (полоролевое) - более широкая область воспитания по сравнению с сексуальным. Но те и другие едины во мнении: психосексуальное развитие ребенка начинается с первых месяцев его жизни (а то уже и в утробе матери), данная область воспитания - важная, неотъемлемая часть нравственного воспитания (В.Д. Колесов, И.С. Кон, В.А. Сухомлинский и др.), хотя сводить ее только к нравственному было бы неверным (В.Е. Каган), и заниматься ею надо с раннего возраста.
Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, которая опирается на значительную помощь дошкольного образовательного учреждения. Именно семья предопределяет стартовое развитие личности и поведение ребенка в будущем.
«Конвенция о правах ребенка» провозглашает: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Какими бы прекрасными ни были наши детские дошкольные учреждения, самыми главными воспитателями, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, — это такая основа детского мышления, которую в этом возрасте не может заменить никто».
Половое развитие - результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей - членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли.