Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 02:11, дипломная работа

Краткое описание

Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации ребёнка.

Вложенные файлы: 1 файл

Полоролевая социализация.doc

— 508.00 Кб (Скачать файл)

Л.И.Столярчук рассматривает полоролевоевоспитаниекак относительно социально контролируемый процесс развития девочкии мальчика, юноши и девушки в ходе их полоролевой социализации,воспитаниекультурыотношенийодногополакдругому,развитие способности к реализации полоролевого репертуара, овладение умениями и навыками соответствующего поведения.

Применительно к дошкольникам чёткого определения данного понятия пока нет. Однако представляется важным выявить специфику полоролевого воспитания детей 5лет в изменившейся социокультурной ситуации.

Радзивилова М.А. полагает, что целенаправленная педагогическая деятельность по развитию личности мальчиков и девочек, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции), направленная на овладение детьми полоролевым репертуаром, навыками соответствующего полоролевого поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующая позитивной полоролевой социализации, рассматривается как полоролевое воспитание [58].

Остановимсяболеедетальнона задачах,содержанииипринципах полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. Также, на наш взгляд,

будетнемаловажнымопределитьдругиефакторы,кромеполоролевого воспитания, влияющие на полоролевую социализацию мальчиков и девочек дошкольного возраста.

1.2 Задачи, содержание, принципы полового воспитания  и факторы полоролевой социализации  детей среднего дошкольного возраста

Усвоение половой роли - это в первую очередь познание ее моральных требований, норм, правил поведения, осуществляющихся в процессе полового воспитания.

Анализ исследований (А.А. Абраменковой, П.П. Блонского, В.Е.Кагана, Д.В. Колесова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Т.А. Репиной, Л.И.Столярчук, А.Г. Хрипковой и др.) позволил выделить основные принципывоспитания дошкольников в процессе полоролевой социализации(природосообразности, культуросообразности, реальности, свободы, социальности,взаимопониманияидоверия,конкретностииясности, адресности, непрерывности) и определить задачи полоролевого воспитания в ходе полоролевой социализациидошкольников.

Задачи:

 умение дифференцировать  себя от представителей другого  пола, принятие своего физического  облика;

 формирование системы  представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях  их поведения;

 усвоение моделей мужского/женского  полоролевого поведения, форм этикета  во взаимоотношениях полов;

 развитие умений соотносить  свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное;

 развитие способности  идентифицировать себя с представителями  своего пола;

 формирование представлений  о "женских" и "мужских" видах  деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;

 формирование основ  гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного  пола.

 формирование представлений  о зарождении новой жизни с  общиммеханизмом деторождения;

 развитие способности и формирование готовности устанавливатьискренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами;

 развитие коммуникативных  умений, навыков к реализации  разнообразного полоролевого репертуара  в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности [58, с. 15].

 помощь в познании  ребенком самого себя, осознании  собственного образа "Я" мальчика/девочки, переживаний дошкольников;

Согласно концепции воспитания дошкольников в процессе полоролевой социализации критерии половой воспитанности мальчиков и девочек дошкольного возраста заключаются в сформированности половой дифференцированности, половой идентичности, развитии индивидуальности девочки и мальчика.

П.П. Блонский заявлял, что формирование взаимоотношений полов неможет быть пущено на самотек, что нецелесообразно в воспитании мальчиков и девочек главное внимание уделять их физиологическим особенностям. Воспитание должно быть обращено к «духовному миру... интимным сторонам личности, её чувствам» [70, с. 123]. М.М. Рубинштейн отмечал, что слабость воспитания состоит в том, что оно строится таким образом, словно готовит молодых людей к безразличию.

М.М. Рубинштейн писал, что у здоровых людей должно быть стремление к другому полу, должен расти и крепнуть «угасающий или неугасающий интерес к полу, т.е. угасающий или неугасающий интерес к жизни» [70, с. 9].

На основе приведённых выше суждений, Л.И Столярчук делает вывод о том, что важнейшей задачей полового воспитания следует считать саморегуляцию поведения мальчиков и девочек - важнейшей составляющей культуры взаимоотношений полов.

Полоролевая социализация происходит в процессе стихийного взаимодействия ребёнка с окружающей его средой и под влиянием на него различных обстоятельств жизни, а также и в результате целенаправленной социализации.

Педагогическая деятельность в процессе полоролевой социализации имеет специфический предмет - воспитание культуры отношений одного пола к другому, развитие способности к реализации полоролевого репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения, становления женской и мужской индивидуальности.

Целостным ориентиром решения воспитательных задач в ходе полоролевой социализации является нацеленность педагогического процесса на преодоление возможного отчуждения во взаимоотношениях полов.

Итак, полоролевое воспитание является эффективным средством становления личности, при условии, если способствует овладению разнообразным полоролевым репертуаром, культурой общения полов, важнейшими признаками которого являются: устремленность образа «Я»; развитие женского (мужского) достоинства, ощущения своеобразия внутреннего мира; создание гуманных отношений основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении [71, с. 43].

Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребёнка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.

К этим знаниям можно отнести:

а) знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания.

Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех её компонентов, в использовании сочетанияформ и методов, которое проявляется в своеобразном соотношении фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации детей. Специфика педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции её определённых компонентов. Таковыми, на наш взгляд, являются цели и формы организации;

б) знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек;

в) знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которыемогутбытьдоступныребенку.Имиявляютсятрудлюдей,функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге;

г) знание принципов полоролевого воспитания [45, с.45]:

 принцип перспективной инициативы исходит из того, что,разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, половое воспитание направлено на подготовку ребёнка к будущему, а потому должно учитывать актуальные для него перспективы;

 принципактивностиопределяетответственностьвоспитателейза иммунизацию против негативных влияний и побуждает не ждать возникновения проблем, а пользоваться всеми подходящими жизненными ситуациямиипринеобходимостиорганизоватьих, чтобы довести до сведения детей необходимые знания;

 принцип природосообразности, соблюдение которого означает сохранение и поддержку естественного хода полового развития мальчика и девочки, учитывая их социально-психологические и психофизическиеособенности;

 принцип реалистичности  гласит: «Далеко не все в психосексуальном поведении соответствует представлениям и желаниям воспитателей, и тем более не все произвольно и абсолютно регулируемо. Нереалистические требования к половому воспитанию, обращение к нему как к неотложному радикальному средству разрешения уже возникших проблем, превращение его в «профилактику сексуальности» сводят на нет саму идею полового воспитания»;

 принцип комплексности  диктует планирование и оценку  тех или иных конкретных мер  как структурных элементов общей  системы воспитания, социализации  и просвещения;

 принцип непрерывности  или преемственности характеризуетполовоевоспитание  как процесс непрерывный и  последовательный, начинающийся с  раннего возраста и каждый  этап которого является базой  для последующих этапов;

 принцип повторения  определяет многократное преподнесение образцов и сведений, которое обеспечивает достаточно глубокое их усвоение;

 принцип правдивости, заключающийся в достоверности  информации, которую получают дети - говорить всегда правду и  только правду в соответствии  с возрастом и возможностью понимания;

 принцип контроля и  поддержки побуждает воспитателя  к ненавязчивому контролю и  направлению поведения ребенка, осторожной и деликатной помощи  ему в разрешении возникающих  вопросов и проблем;

 принцип деловитости  определяет «тональность» полового воспитания, в рамках которого недопустимы многозначительные намеки и интонации, двусмысленные утверждения и жесты, смущение и беспокойство взрослых. Для воспитателя важно свободное владение тематикой и терминологией без налета постыдности или скабрезности, умение управлять собой и аудиторией;

 принцип дифференцированного  и поэтапного характера полового  воспитания, предполагающего учет  пола детей, их возраста, степени  психологической и моральной  подготовленности как детей, так  и родителей, их интеллектуального уровня;

 принцип индивидуального  подхода, проявляющийся в "адресном  характере информации", которая  должна быть адаптирована для  конкретного ребенка с учетом  принципа дифференцированного и  поэтапного характера полового  воспитания;

 принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).

 принцип единого подхода  родителей, педагогов и медицинскихработников: общность взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, задачи, методы и содержание в зависимости от возраста детей.

Содержание педагогической системы полового воспитания являетсяважным компонентом, без детального изучения которого невозможноуспешно решить задачи полоролевой социализации детей.

Всю педагогическую работу и методы по полоролевому воспитаниюможно подразделить на 4 направления:

- работа по диагностике  когнитивного компонента полоролевой социализации;

- работа по формированию  представлений о связях людей  в семье и их социальных  и семейных ролях;

- работа по формированию  полоролевого поведения;

- работа, направленная на  ознакомление детей с процессом  деторождения.

Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений детей определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев.

А следующее направление работы может быть связано с формированием представлений о связях людей в семье, их социальных и семейных ролях.

Оно предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной, перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями родителей в семье.

Работа по формированию полоролевого поведения нацелена наознакомление детей с качествами мужественности и женственности,проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видахдеятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и уменийповедения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви,доброжелательных отношений и формирование этих отношений междудевочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданиемусловийдляпроявленияипереживаниядетьмиопределенныхчувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости,смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки - у девочек.

Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только спомощью организованного воспитания, но и в результате стихийныхвоздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовойинформации, случайных наблюдений.

Доминирующим фактором социализации в дошкольном возрастеявляется семья.

Семья - первый по времени и наиболее близкий к ребёнку воспитатель. решающее значение в полоролевом развитии детей обычно связывается с матерью. Но, мы всё же склонны думать именно о семье, а не просто о каждом родителей как воспитателе. Во многих эмпирических исследованиях описанымеханизмыидетерминанты,обуславливающиепринятие стереотипов полоролевого поведения. Прежде всего, это касаетсявнутрисемейного взаимодействия с родителями другими референтамивзрослыми, служащими моделью образа мужчины и женщины. Ребёнок,идентифицируясь с одним из них, овладевает навыком усвоения социальнойроли представителя определённого пола, включая самопознание программувыбранного типа поведения.

В этом случае механизмы развития полового самопознания рассматриваются так:

 познание своего сходства  и различия с представителями различных полов;

 типизацияииндивидуализация,эмоциональнаяоценкасебя,как  представителя определённого пола;

Информация о работе Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста