Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:29, доклад

Краткое описание

Педагогическая технология (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

Вложенные файлы: 1 файл

Соврем пед технологии.docx

— 356.50 Кб (Скачать файл)

Модель маршрутного листа освоения модуля

Название модуля

Виды деятельности

Срок исполнения

– Изучение нового учебного материала (под руководством преподавателя; самостоятельно с консультацией преподавателя; полностью самостоятельно)

– Зачет по опорному конспекту (устно, письменно, устно и письменно)

– Зачет по листу взаимоконтроля (в группе, индивидуально преподавателю, индивидуально другому ученику, сдавшему зачет на «отлично»)

– Обучающие самостоятельные работы (репродуктивного, конструктивного, творческого уровня; выполнение индивидуально/в группе; каждый день понемногу, иногда большими частями, всё к концу освоения модуля)

– Проверочные самостоятельные работы (см. прежнюю позицию)

– Консультация по самостоятельной работе (спрашивать о том, что не удалось выполнить; отвечать на вопросы/консультировать)

– Отчет о выполнении самостоятельной работы

– Контрольная работа (соответствует уровню самостоятельного задания)

– Итоговая контрольная работа по содержанию всего модуля (репродуктивного, конструктивного или творческого уровня усвоения: Р – Т, К – Т, Р – К, один уровень

 

Творческие задания

По желанию


Педагогический контроль в модульном обучении часто выстраивается на основе рейтинга – суммы баллов, набранной учеников в течение некоторого промежутка времени, рассчитанной по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

Некоторые ученые отдельно выделяют балльно-рейтинговую технологию в оценивании достижений старшеклассников.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Постараемся мыслить достойно, - в этом основа нравственности

Паскаль Блез

Авторы – американские педагоги – Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер (90-е гг. XX века).

Критическое мышление – проверка предложенных решений с целью определения области практического применения

Фазы технологии развития критического мышления

Вызов (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к изучаемой теме)

Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели.

Осмысление.

Учащиеся читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения.

Рефлексия.

Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, приобретенные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию.

Приемы (в соответствии с фазами)

Вызов

«Подсказка». Приводится краткая информация по теме с целью вызвать любопытство.

«Знаете ли вы, что…?». Эффективный прием фазы вызова, который позволяет настроить обучающихся на работу, заинтересовать изучаемой темой. Предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока.

«Верите ли вы?». Может быть использован на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии. Это позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении все занятие и придает ему определенную интригу. Сюда же относится прием «Да-нет-ка», используемый для проверки знаний обучающихся с возможной последующей самопроверкой:

1)  учитель задает вопросы, на которые учащиеся могут дать ответ «да» или «нет»;

2)  на стадии вызова обучающиеся заполняют первую строку таблицы:

Номер вопроса

Номер вопроса

Номер вопроса

Номер вопроса

Да

Нет

Да

Да

       
       

3)  после осмысления информации учащиеся вновь возвращаются к данной таблице и заполняют вторую строку, проверяя свои суждения;

4)  можно предложить учащимся найти подтверждение своих мыслей в тексте;

5)  затем ответы проверяются, их можно занести в третью строку таблицы.

«Ключевые термины». Приводятся 4–5 ключевых терминов из текста. Обучающимся предлагается подумать 5 минут и дать общую трактовку этих терминов, предположить, какая между ними связь.

«Разбивка на кластеры (блоки идей)». Учащиеся высказывают свои соображения по теме, группируют их, рисуя некоторое подобие грозди винограда (работа в группах с целью вспомнить все, что школьники знают по теме. Сначала каждый вспоминал сам, потом делился информацией с соседом, а затем в группе формировалось общее мнение). Ведущий (учитель) обобщает информацию на доске.

«Свободное письменное задание» – учащимся предлагается за 5 минут, не останавливаясь, записать все, что им приходит в голову по теме.

Осмысление

Стратегия «Зигзаг». Позволяет изучить и систематизировать большой по объему материал. Ее удобно применять при работе с текстами, которые хорошо разбиваются на смысловые отрывки. Стратегия используется для групповой работы, где каждый член группы становится экспертом по какому-то вопросу. Сложность – в обязательном одинаковом количестве членов каждой группы по числу отрывков текстов.

На стадии вызова используются приемы целеполагания, прогноза, ставящие своей задачей заинтересовать, привлечь внимание учащихся к теме урока.

На стадии осмысления ученики делятся на группы, читают текст, не вдаваясь в детали, и кратко его обсуждают. Каждому члену группы выдается свой экспертный лист, обучающиеся работают со своим отрывком, составляя опорный конспект. Затем они создают новые группы – группы экспертов, в которых объединены «специалисты» по отдельным вопросам. Их задачей является вторичное чтение текста, отбор материала и его структурирование, дополнение, подготовка и представление данного фрагмента в своих рабочих группах и подготовка к презентации.

На стадии рефлексии учащиеся возвращаются в свои «родные» группы и по очереди объясняют другим членам группы свой отрывок, пользуясь общей презентационной схемой. Затем проходит общая презентация, где особое внимание уделяется трудным вопросам.

«INSERT». Особая маркировка текста при его прочтении.

I – interactive – самоактивизирующая

N – noting – маркирующая

S – system – система

E – (for) effective – для эффективного

R – reading and – чтения и

T – thinking – размышления

Данный прием предполагает либо на полях в тексте, либо в табличной форме с последующим ее заполнением относить фрагменты текста, его абзацы к следующим категориям:

«V» – уже знал

«+» – новое

«–» – думал иначе

«?» – не понял,

есть вопрос

       

Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы. Данный прием эффективно позволяет проверить задание для самостоятельной работы, заменив им традиционную задачу учащихся «прочитать параграф учебника».

Стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Цель – развитие рефлексивности в процессе познания. Соотнесение школьниками известного и нового, определение своих познавательных запросов, обоснование их известной информацией.

1. Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Что мы узнали и что нам осталось узнать

     

2. Категории информации, которыми  мы намерены пользоваться:

A.

B.

C.

D.

3. Источники информации:

1.

2.

3.

4.


Вторую и третью части таблицы можно заполнить дома. Задания по таблицам:

– Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы.

– Перечислите источники информации.

– Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации.

– Поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения.

– Познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя).

– Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите ответы в третью графу таблицы.

– Посмотрите, нельзя ли расширить список категории информации, включите в него новые категории.

– Поработайте с третьей частью таблицы. Создайте новую таблицу, в ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили. Заполните их.

Стратегия «Бортовой журнал». Это метод оценки качества обучения. Совмещение лекционной формы и самостоятельной работы учащихся. При использовании стратегии развивается навык фиксации потока информации, письменная речь, выделяется время для размышления над информацией, учащиеся больше общаются между собой, имеют возможность соотносить разные точки зрения на один и тот же текст, преподаватели могут определить, какая часть информации наименее понятна и кому она не понятна, могут определить, насколько учащиеся готовы к проверочным знаниям по той или иной теме.

Возможная схема использования стратегии:

1.  Учитель объясняет, каким образом необходимо работать с бортовым журналом.

2.  В течение 10-15 минут читает лекцию для всей аудитории.

3.  Учащиеся в течение 5 минут заполняют свои «бортовые журналы» (ключевые слова, рисунки, связь с опытом и т. д.).

4.  Учащиеся в парах, а затем в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, в некоторых случаях обращаются за консультациями к преподавателю (5-8 минут).

5.  Учитель обсуждает «бортовые журналы» со всей аудиторией, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие вопросы, обсуждает с обучающимися связь информационного сообщения с реальной жизнью(5-10 минут).

6.  Учитель читает следующий отрывок лекции, и цикл повторяется. В заключение учащиеся выполняют задания журнала и оценивают свое участие в работе.

Схема заполнения журнала:

Имя _________________ Тема _______________________________________

Дата ________________ Время работы _______________________________

Ключевые понятия сообщения

Рисунок или схема

   

Связи, которые я смогу установить: __________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Оставшиеся вопросы: _______________________________________________

__________________________________________________________________

«Кроссворд». Его необходимо заполнить учащимся при работе с текстом. Данный подход позволяет использовать этот прием на стадии осмысления и более целенаправленно получать информацию.

«Толстые» и «тонкие» вопросы. Используется на любой фазе урока, для самостоятельно учебной и домашней работы. Систематическое применение данного приема учит грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.

«Толстые» вопросы

(на сравнение, анализ, синтез, оценку)

«Тонкие» вопросы

(простые, односложные, требующие  простого ответа на уровне  воспроизведения)

Объясните, почему…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

На что похоже…?

Когда? Что?

Когда? Может…?

Будет…? Мог ли…?

Было ли…? Согласны ли вы…?

Верно ли…?


«Взаимоопрос». Может использоваться на разных фазах занятия. Он направлен на то, что учащемся легче отвечать своему однокласснику, чем учителю. Снимается зажатость и страх перед ошибкой. Работа идет в парах, и обучающиеся спрашивают друг друга то, что требуется преподавателем, фиксируя правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со «слабыми» учащимися, он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика. По-другому называется «парная работа» – два человека читают текст, останавливаясь после каждого абзаца и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.

«Двойной дневник». Страница тетради делится пополам. На одной половине выписывается цитата из текста, вызвавшая воспоминания, протест, ассоциации, на другой половине помещается собственный комментарий, поясняющий, что заставило записать именно эту цитату, какие мысли она вызвала, какие вопросы.

Рефлексия

«Возвращение к ключевым терминам». Сравниваются предположения и высказывания до чтения текста и сложившиеся у учащихся представления после работы с текстом.

«Предсказание». Учащимся предсказать, о чем пойдет речь в следующей главе, параграфе и т. д.

«Мой эпиграф». После текста приводится несколько эпиграфов. Учащимся предлагается выбрать «свой» и выбор пояснить в тетради.

«Синквейн». Используется на стадии рефлексии, он позволяет обучающимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т. п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях (от фр. «пять», «поэтическое настроение, поэтическое дарование»). Эти стихотворение, состоящее из пяти строк:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные).

Третья строчка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия).

Информация о работе Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог