Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:29, доклад

Краткое описание

Педагогическая технология (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

Вложенные файлы: 1 файл

Соврем пед технологии.docx

— 356.50 Кб (Скачать файл)

Структура учебного исследования:

– выявление и постановка проблемы исследования;

– формулирование гипотезы;

– планирование и разработка исследовательских действий;

– сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;

– сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;

– подготовка и написание (оформление) отчета.

Обобщенная поисковая модель урока

Компонент

Сущность

Цели

Создание условий для «выращивания» нового знания, получения конкретного образовательного продукта.

Организация поисковой учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Предполагаемый результат

Образовательный продукт

Содержание, возможные методы

Задачи-проблемы, проблемные вопросы.

Проблемное изложение, рассуждающее изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа поисково-исследовательского типа, творческие работы, моделирование

Взаимодействие, связи

Обучающийся – образовательный ресурс

Деятельность обучающегося

Поисковая

Позиция обучающегося

Исследовательская

Контроль

По продукту деятельности

Тип урока

урок-лаборатория;

урок-экспертиза;

урок – творческий отчет;

урок изобретательства;

урок фантастического проекта;

урок-исследование;

урок – «патент на открытие».


Этапы технологии:

Этап 1. Выбор темы исследования (должна быть интересна, выполнима, оригинальна, выбор должен быть на добровольной основе).

Этап 2. Составление инструкции. Инструкция выдается учащимся о проведения исследования с тем, чтобы они продумали гипотезу и ход исследования. Ответ на каждое задание ученик может написать в этой же инструкции, для чего в ней предусмотрено место. Таким образом, из инструкции в процессе работы получается полноценный отчет.

Этап 3. Проведение работы. Задача учителя сводится к роли наблюдателя и консультанта.

Этап 4. Оценивание работы учащихся. Оценивание работ учащихся проводится по критериям, заранее согласованным с учащимися.

Распределение ролей в исследовании:

Исследователь-координатор:

Задает вопросы по теме. Формулирует, выдвигает гипотезу. Предлагает план исследования и уточняет предмет исследования. Работает с теоретической и справочной литературой для выстраивания аргументации и сбора информации. Сравнивает данные с различных точек зрения. Делает обзор необходимой литературы и анализ текстов (выделение главной мысли, аргументов). Делает обобщения, выводы.

Организатор коммуникации:

Задает вопросы по теме. Организовывает и представляет данные в различных формах с ориентацией на конкретную аудиторию. Интерпретирует различные точки зрения. Выстраивает дискуссию. Аргументированно представляет свою точку зрения. Редактирует текст. Использует различные жанры коммуникации.

Организатор и участник принятия решений:

Анализирует конкретные случаи и устанавливает их связь с более общими решениями. Оценивает необходимость и достаточность данные для принятия решения. Принимает решение на основе имеющейся информации.

Дизайнер-оформитель презентации:

Оформляет полученные результаты в виде буклета.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

Авторы – Французская группа нового образования (ЖФЕН) – 20-е гг. XX века (на основе идей Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, С. Френе, Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса). Деловые контакты педагогов России и ЖФЕН начались с 1989 г. Можно сказать, что это сотрудничество активизировало внедрение в нашу педагогическую действительность практики «педагогических мастерских».

Аналоги – Н. Белова, А. Окунев, А. Тубельский (студии), Г. К. Лозанов, И. П. Иванов, М. П. Щетинин (погружение).

Цель – разработка и внедрение в практику интенсивных методов обучения и развития ребенка. Главное – не сообщить информацию, а передать способы работы. Основные методы – проблемно-поисковые и диалогические.

«Педагогическая мастерская» (ПМ) – это модель обучения школьников. Работа в педагогической мастерской создает у учащихся тот информационный запрос, без которого любой спецкурс и семинар не достигают цели.

Суть ПМ:

1.  В ней есть Мастер. Но Мастер-учитель, организатор, руководитель, знаток и умелец есть и на любом другом виде занятия. В ПМ Мастер не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему – он лишь создает алгоритм действий, который способствует развертыванию творческого процесса. Принимают участие в этом процессе все, в том числе и сам Мастер.

2.  В работе мастерской важен не только результат творческого поиска. Не меньше, а иногда и больше важен сам процесс. Именно он приобщает ребенка к радости творчества, открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. При всем многообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса, что позволяет говорить о ПМ как о технологии.

Алгоритм:

– «индуктор» – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого;

– работа с материалом (сначала «деконструкция» материала, превращение его в хаос, а затем последует «реконструкция» – создание своего мира: текста, рисунка, закона. Изобретение «велосипеда»);

– «социализация» – соотнесение своей деятельности с деятельностью других. Ставится задача не только дать оценку деятельности другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию;

– «разрыв» – кульминация творческого процесса. Разрыв как озарение, как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления. И появляется информационный запрос, причем у каждого свой. Нужны словари, учебники, компьютер. То, что мы «спускаем» ученику при традиционном преподавании, он запрашивает сам, движется к цели самостоятельно или с помощью товарища, а иногда и Мастера;

– «рефлексия» – последний, обязательный этап. Не оценочные суждения («Это хорошо, это дурно»), а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

Результат будет зависеть от типа мастерской. Сегодня уже существует некая типология этой работы. Есть мастерские ценностных ориентаций и творческого письма, строения знаний, разрушения педагогических стереотипов и т. д. Каждая несет в себе свой секрет, свою тайну познания и творчества. Эта тайна раскрывается лишь в том случае, если весь процесс пережит вместе с Мастером, если сам участник хотя бы на короткий срок стал Мастером, исследователем, творцом. Участника ПМ охватывает радость открытия, ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.

Алгоритмы, применяемые в данной технологии

(они последовательно  сменяют друг друга)

Алгоритм 1: панель (актуализация знаний) – выделение проблем – работа с материалом, с литературой – обсуждение в парах – обсуждение в группах – постановка вопросов в группах – представление вопросов классу – выбор проблем для исследования.

Алгоритм 2: представление проблем – объединение в группы для решения проблем – каждый представляет группе свое понимание проблемы – каждый формулирует гипотезу решения проблемы – выбор в группе наиболее вероятной гипотезы – планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы – формулирование выводов.

Алгоритм 3: представление результатов работы групп – составление и обмен вопросами по представленным результатам – ответы на вопросы и корректировка результатов – составление группами серии заданий на применение результатов их поиска – обмен заданиями между группами – знакомство групп с представлением решений различных заданий.

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Требования к организации группового взаимодействия

•  при организации группового взаимодействия необходимо использовать приемы и методы, стимулирующее общение на личностном уровне

•  групповое взаимодействие является продуктивным при определенных способах организации этого взаимодействия (например, через разделение средств между участниками)

•  групповое взаимодействие является продуктивным при определенном способе объединения участников (по межличностным предпочтениям или с разным уровнем компетентности в проблеме) и т. п.

•  учащимся должны быть предоставлены четкие инструкции работы.

Педагогические основы организации группового взаимодействия

•  постановка общих целей групповой работы

•  организация учебного пространства (месторасположение групп, расстановка парт)

•  формирование учебных групп

•  знакомство с правилами учебного сотрудничества

•  выработка системы оценок, закрепляющих умения и навыки учащихся

Подготовительный этап

•  определение размера кооперативных групп и распределение учащихся по группам,

•  разработка заданий для организации группового взаимодействия,

•  подготовка учебного материала, продумывание и распределение ролей,

•  подготовка классного помещения, планирование наблюдения и контроля за учебной деятельностью школьников

Организационный этап

•  включает в себя объяснение учебных целей и постановку учебного задания,

•  определение критериев успешной деятельности.

На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение учебной задачи или творческого задания, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления

Деятельностный этап /со стороны учителя/

•  руководство групповой и индивидуальной деятельностью учащихся,

•  обучение социальным умениям и навыкам,

•  наблюдение и контроль за учебной деятельностью учащихся.

Деятельностный эта /со стороны учебных групп/

•  это процесс выработки группового решения или выполнения творческого задания.

•  Данный этап включает: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом).

Итоговый этап

•  Результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов групповой работы, когда ученики могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.

Рефлексивный этап

•  Реализация функции оказания поддержки членам группы оценивается именно на рефлексивном этапе. Эффективность этого этапа зависит от готовности учащихся к самоанализу. На этом этапе школьники выражают свое отношение к занятию и оценивают вклад каждого в общее дело.

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

В современной зарубежной педагогической литературе работу в малых группах называют обучением в сотрудничестве (cooperative learning). Такая форма организации обучения распространена в школах США, Англии, Канады, Японии, Израиля и других странах.

Основные идеи – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.

Обучение в команде (разработан в Университете Джона Хопкинса, США)

Обучение происходит в группе из 4 человек (мальчиков и девочек разного уровня обученности). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый выполняет свою часть), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения задания всеми группами учитель на каждом уроке организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп), либо рассмотрение заданий каждой группой (если задания были разными).

Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Тест учащиеся выполняют индивидуально вне группы. При этом учитель дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за индивидуальную работу суммируются в группе и выставляется общая оценка. Таким образом, сильный и слабый ученики могут принести группе одинаковые баллы. Соревнуются не сильный со слабым, а каждый со своим собственным ранее достигнутым результатом.

«Ажурная пила» (разработан Элиотом Аронсоном в 1978 г.)

Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, разбитым на фрагменты. Каждый член группы работает над своей частью. Затем ученики из разных групп, изучающие один и тот же вопрос, встречаются и обмениваются информацией («встреча экспертов»). Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами (как зубцы одной пилы). Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

«Учимся вместе» (разработан в университете штата Миннесота в 1987 г.)

Класс разбивается на разнородные по уровню обученности группы в 3–5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Внутри каждой группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания: контролирующую, мониторинга активности каждого члена группы, культуры общения. Таким образом, группа имеет двойную задачу: академическую и социальную. Учитель также контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу.

Исследовательская работа учащихся в группах (Университет Тель-Авива, 1976 г.)

Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Группа выбирает подтему общей темы и разбивает на отдельные задания для каждого ученика. На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

Информация о работе Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог