Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:29, доклад
Педагогическая технология (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
Каковы были их мысли в начале курса?
Какие задачи они перед собой ставят?
В чем ощущают свой познавательный рост?
С какими трудностями встречаются?
Что могло бы им помочь?
Преподаватель собирает дневники (выборочно) каждый месяц и отвечает на послания студентов, письменно.
РАЗДЕЛ I | |
Фиксация идей или цитат: что произвело наибольшее впечатление? |
Комментарий: что заставило меня обратить внимание на эту идею или записать именно эту цитату? Какие мысли это вызвало? Какой вопрос возник в связи с этим? |
РАЗДЕЛ II |
|
Мои собственные размышления по теме: |
|
РАЗДЕЛ III |
|
Письмо к преподавателю |
3.6. «Свободное письменное задание»
Можно предложить студентам за пять минут, не останавливаясь, записать все, что им приходит в голову по теме Х. По истечении пяти минут (хорошая идея: объявите, что пять минут, истекли и, дайте еще одну для завершения работы, поскольку интересные мысли обыкновенно рождаются в критических ситуациях) можно предложить им прочитать написанное своему партнеру.
На этом этапе у учителя много возможностей. Допустим, предложить парам поделиться своими идеями со всей группой и создать ситуацию групповой мозговой атаки. Или предложить студентам подчеркнуть в своем сочинении те мысли, в которых они менее всего уверены, и затем при чтении проверить: не рассеется ли их неуверенность, не прольется ли свет на то, что сейчас вызывает сомнения.
3.7. «Десятиминутное сочинение и другие свободные письменные задания»
После чтения текста или общего обсуждения можно предложить студентам организовать свои мысли с помощью десятиминутного эссе (по методике свободного письма). Для этого преподаватель просит студентов в течение десяти минут писать, не останавливаясь на конкретную тему, совпадающую с темой предыдущего обсуждения или проработанного текста.
Некоторые преподаватели письма утверждают, что процесс свободного письма как таковой может открыть творческие глубины, которые при заранее спланированном, продуманном письме остаются закрытыми. Итак, учащиеся пишут свободное эссе — непрерывно, без остановки. (Если они не могут придумать, что еще написать, пусть пишут фразу: «Я не знаю, что писать дальше...» Главное: писать без остановки, не перечитывая, не исправляя).
После свободного эссе многие учителя предлагают студентам—не каждый раз, а время от времени — просмотреть написанное, выделить основополагающие идеи и написать новое сочинение, используя эти идеи как стержень и, отметая все лишнее, что обычно всплывает при свободном письме.
3.8. «Пятиминутное эссе»
После чтения текста или дискуссии можно предложить студентам организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течение 5 минут писать без остановки на конкретную тему, выделить основные идеи и написать новое сочинение, используя эти идеи как стержень и отметая все лишнее. Для преподавателя это возможность получить обратную связь. Тогда мы задаем направление мысли вопросами:
1. Что узнали по новой теме.
2. Задайте вопрос, на которой так и не получили ответа.
Можно вид письменного задания применять в конце занятия, чтобы помочь студентам подытожить свои знания по изучаемой теме и дать преподавателю почувствовать, что происходит в головах его учеников. Конкретно студентов просят выполнить следующие два задания: написать, что они узнали по данной теме, и задать один вопрос, на который - они так и не получили ответа. Преподаватель сразу же собирает работы и может использовать их при планировании следующего занятия.
3.9. «Расширенное эссе»
Эссе – прозаичное сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее ту или иную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с ним связанные.
Эссе - метод обучения, предполагающий активность и креативность студента в выполнении поставленной преподавателем задачи. Эссе позволяет включить студента в процесс самооценки, рефлексии достигнутых результатов. Эссе, как правило, бывает посвящено какому - то спорному, дискуссионному положению, явлению, событию. Текст эссе является персонифицированным способом реагирования на заявленную проблему.
Таким образом, эссе – это реферативная работа, при выполнении которой на первый план выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме. Обучающимся предлагается самостоятельно изучить и расширить предложенные литературные источники, посвященные любой проблеме. Студенту необходимо проанализировать материал, оперируя различными понятиями, терминами. Логика изложения материала должна отражать видение автором специфики исследуемой проблемы.
Известны различные виды эссе. Как правило, эссе состоит из четырех частей, отвечающим следующим требованиям:
1. Краткое содержание, в котором:
· определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы /это может быть один тезис/;
· дается краткое описание структуры и логики развития материала;
· формулируются основные выводы.
2. Основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию.
3. Заключение. В заключении представляются результаты исследования и полученные выводы, могут быть обозначены вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования
4. Библиография.
Рекомендуемый объем для расширенного эссе 4000-5000 слов.
Эссе как жанр отличается от курсовых и других видов реферативных работ. Л. Г.Антонова определяет следующие признаки эссе:
- особый, оригинальный способ представления текста (обобщение или детализация; метаморфизация и субъектизация содержательного плана), что оправдано осведомленностью автора и его личной ориентированностью в вопросах темы высказывания;
- повышенная авторская модельность текста; «открытость» автора, свобода в оценках и комментариях;
- использование прецедентных текстов, что обеспечивает высказыванию метасмысловой контекст;
- свободная, «текучая» форма записи, допускающая соединение различных жанровых вариантов (письма к самому себе, обращения к читателям и приглашения к соразмышению, публичного покаяния, психологического этюда или критического разбора и т. п.) в рамках одного высказывания;
- «устность», «разговорность» письменного текста, что обеспечивает особую непринужденность, естественного тона рассуждения, не претендующего на определяющую трактовку предмета высказывания.
Оценивание эссе осуществляется в соответствии с критериями.
1. Краткое содержание – 10 % оценки, если: название выбрано адекватно теме; цель ясно определена: предмет исследования представляет интерес с точки зрения науки; установлена связь предмета исследования или выдвинутого тезиса с известными фактами и исследованиями; структура эссе и главные выводы ясно сформулированы.
2. Основная часть и заключение –75 % оценки, если адекватные и уместные свидетельства – из первичных и вторичных источников – в поддержку аргументации отобраны критически и впечатляюще; избранные доказательства, – включая различные толкования вопроса там, где это необходимо критически проанализированы и оценены; аргументация стройна и высказывается логично и последовательно; идеи выражены ясно; выводы соответствуют цели и подкреплены доказательствами.
3. Источники (библиография, примечания) – 15 % оценки, если: адекватные, нужные источники определены и использованы эффективно в связи с текстом; ссылки и примечания сделаны и оформлены правильно.
3.10. «Письменное интервью»
Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.
4. Формы личностной рефлексии
Методика «Визитная карточка»
Напишите, каким животным Вы представляете себя в общении. Определите, на какие Ваши сильные стороны Вы можете опираться, какие Ваши недостатки Вам мешают. Сформулируйте в зависимости от этого индивидуальные образовательные потребности, определите проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь в общении.
Методика «Резюме»
(Подготовила Пискунова Е. В.)
Вам жизненно необходимо устроиться на работу в школу N. (Вы очень хотите работать в этой престижной школе, или Вы уверены, что в этой школе наилучшие возможности для самореализации учителя, или Вы чувствуете там возможности профессионального роста, или Вы считаете, что это хороший трамплин в Вашей профессиональной карьере и т. п.). Директор предложил Вам, как и другим кандидатам, написать резюме, по результатам знакомства с которым Вас возможно пригласят на собеседование. Пожалуйста, напишите о себе в объеме одной машинописной страницы.
Методика «Сундук регалий»
(Подготовила Пискунова Е. В.)
Как?! У Вас нет сундука с регалиями?! Так немедленно обзаведитесь, хотя бы на бумаге! Осознав свои достижения, Вы удивитесь огромному набору умений, которыми Вы обладаете.
Вспомните и запишите все свои достижения, отмеченные какими-либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения в Университете/ педагогическом училище/ педагогической гимназии/ педагогическом классе или как-либо связанные с ними.
Что может наполнять Ваш сундук:
• Аттестат зрелости.
• Характеристики, данные Вам педагогами.
• Членские удостоверения учреждений и организаций.
• Свидетельства об окончании курсов.
• Рекомендации.
• Благодарственные письма.
• Грамоты.
• Дипломы.
• Свидетельство о прослушанных курсах и успеваемости (выполненное самостоятельно).
• Перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости).
• Образцы Ваших Трудов (например, печатные работы).
• Личные замечания и другие оценки.
• Спортивные свидетельства.
Список открыт, ведь это Ваш сундук, и никто не может запретить Вам положить туда то, что Вы считаете нужным.
Методика «Мои резервы знаний»
(Подготовила Пискунова Е. В.)
Наверное, потребовалось бы создать целую энциклопедию, чтобы использовать как лист опроса. Поэтому Вам предлагается подумать самостоятельно и вспомнить, какие знания Вы приобрели в различные периоды своей жизни и как те или иные знания можно использовать при создании собственного педагогического проекта.
Заполните приведенную ниже таблицу, включив в нее те сферы знаний, в которых Вы разбираетесь, и они Вам нравятся. Наша классификация знаний по источнику их получения, что отражено в названиях ячеек, поможет Вам ничего не упустить. Возможно, Вы добавите необходимые Вам ячейки.
Знания, которые я получил:
За период обучения в школе |
За период обучения в университете |
Во время обучения на курсах |
благодаря чтению |
Благодаря увлечению |
Путем самообразования |
Глоссарий
Актуальность педагогического опыта – (греч. actualis – деятельный) один из критериев передового педагогического опыта, выражающийся в соответствии этого опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки
Вербальная информация – (лат. verbalis – словесный) информация, данная в устной, словесной форме (в отличие от документальной, зафиксированной на каком либо носителе).
Воспроизводимость-(
Глоссарий – (греч. glossa – язык) словарь, раскрывающий смысл использованных терминов (дескрипторов).
Диагностирование – деятельность по установлению и изучению признаков, характеризующих состояние каких-либо систем, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы.
Дидактика – (греч. didakticos – получающий, относящийся к обучению) теория обучения, отрасль педагогики.
Закономерность педагогического процесса – объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.
Знания – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Информационные технологии обучения – технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео, кино).
Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.
Инноватика педагогическая – отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности, ее принципы, закономерности, методы и средства.
Инновация педагогическая – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Инновация педагогическая (нововведение) – 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Инновация педагогическая классифицируется
по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие;
по характеру вносимых изменений – радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы);
Информация о работе Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог