Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:29, доклад

Краткое описание

Педагогическая технология (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

Вложенные файлы: 1 файл

Соврем пед технологии.docx

— 356.50 Кб (Скачать файл)

Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строчка – синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы.

n  Синквэйны очень полезны в качестве:

n  1) инструмента для синтезирования сложной информации;

n  2) средств оценки понятийного багажа учащихся;

n  3) средства творческой выразительности.

Примеры синквэйнов:

Звезды Далекие, загадочные. Сияют, светят, мерцают Нас притягивают эти звезды Миры

Вода Необходимая, желанная Спасает, поддерживает, очищает Мы не можем без тебя Наша жизнь

Россия Милая, неумытая Страдающая, терпящая, ожидающая. Вот-вот приедет добрый барин Безвременье

 





 

 

Прием “6 шляп”.

Для работы будем использовать идеи одного из известнейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно, который разработал метод, обучающий эффективно мыслить и детей, и взрослых. Об этом методе вы можете прочитать в книге «Шесть шляп мышления» (СПб.: Питер Паблишинг, 1997).

Шесть шляп - шесть разных способов мышления.

Белая шляпа - белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах. Именно мышление в белой шляпе побуждает человека к установлению четкого разграничения того, что является фактом, а что объяснением или интерпретацией этого факта. Не аргументируйте без необходимости, помните, что есть факты, в которых мы убеждены, а есть проверенные факты. Если утверждение выстроено на основе убеждения, его следует подкреплять цифрами и фактами. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная бесстрастность и объективность

Красная шляпа - символ гнева, ярости и внутреннего напряжения. В красной шляпе отдадим себя во власть эмоций. Эмоции - это субъективное отношение к факту, которое нельзя не принимать во внимание. Когда человек надевает красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса». Самое трудное в использовании красной шляпы - это противиться искушению, объяснить возникновение у вас того или иного чувства.

Черная шляпа - черный цвет мрачный, зловещий, словом - недобрый. Черная шляпа покрывает собой все дурное. Это критика, доходящая до въедливости, негативизм и искренняя убежденность в том, что «никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо». Образ мыслей в черной шляпе отличается строгой логикой и четкостью обоснования своей позиции, основывается на логике несоответствия того, что мы имеем, тому, как все это должно быть. Мышление в черной шляпе не имеет отношения к разрешению проблем, оно лишь указывает на их наличие. Надевающий черную шляпу занят поисками того, что в данном предложении неправильно, нуждается в доработке или просто ошибочно.

Желтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. Сделайте все возможное, чтобы найти обоснование своему оптимизму. Этот образ мыслей имеет еще и прямое отношение к предвидению.

Зеленая шляпа - символ свежей листвы, изобилия

и плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Что примечательного в этой идее? Что в ней особенного? Что лежит в ее основе? Куда она нас приведет? Главное, что необходимо понять: мышление в зеленой шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли, а не на вынесение суждения о рассматриваемой идее.

Синяя шляпа - синий цвет холодный, это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с применением шляп других расцветок. На чем сосредоточить свое внимание? Этот вопрос является главным для мышления в синей шляпе. Задача синей «мыслеварительной» шляпы заключается в обобщении всего достигнутого к настоящему времени, в предоставлении возможности надевающему ее человеку исполнить роль фотографа, бесстрастно фиксирующего плоды деятельности каждой из перечисленных выше шляп. Одной из основных обязанностей человека в синей шляпе является прекращение споров.

«Рефлексивные вопросы». Заключается в наборе вопросов, которые можно задавать в конце занятия на стадии рефлексии. Данные вопросы носят эмпатийный характер и являются важным механизмом взаимодействия в группе, позволяющим получить эмоциональный отклик одной личности на переживания другой:

1.  Что показалось вам сегодня трудным?

2.  Каким способом была решена задача? Нельзя ли иначе?

3.  Что в изученном сегодня для вас самое главное?

4.  Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими?

5.  Что показалось неубедительным? С чем вы не согласны?

6.  Какие новые мысли, чувства у вас появились?

7.  Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Заметили ли вы свои успехи в…?

8.  Были ли моменты недовольства собой?

9.  Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста?

10.  Почему вы выбрали именно эти задания?

11.  О чем хотелось бы поговорить подробнее?

12.  Что бы вы хотели посоветовать своему учителю?

«Закончи предложение». Используется на стадии рефлексии. Позволяет ученикам оценить изучаемый объект, высказать свое собственное суждение и отношение. Например:

«Если бы я раньше знал про…, то…»;

«На мой взгляд, … – это…»;

«Самым интересным для меня на занятии было…».

ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ

Родина – г. Гарвард, гарвардская бизнес-школа (1908 г.)

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование,

или конкретный пример.

Метод анализа конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся (активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом). Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Технологическая схема создания кейса:

Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная). Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. Определение источников и методов сбора информации. Выбор техник работы с данным кейсом. Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки). Создание заданной модели. Апробация в процессе обучения.

Случай должен удовлетворять следующим требованиям:

•  Случай должен быть приближенным к жизни и действительности и оформленным таким образом, чтобы позволял установить непосредственную связь с жизненным опытом.

•  Случай должен предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников.

•  Случай должен содержать проблемы и конфликты.

•  Случай должен быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей обучающихся.

•  Случай должен допускать различные варианты решения

Виды ситуаций (О. Б. Даутова, О. Н. Крылова):

– Иллюстративные ситуации (блиц-ситуации). Ориентированы на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему в кейс-технологии. Общий объем – не более одной страницы.

– Нормативные ситуации (чаще всего с элементами задачи). Предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу. Могут иметь несколько уровней сложности в зависимости от: наличия избыточной информации, отсутствия четкой формулировки проблемы и поставленной задачи, неочевидности алгоритма, необходимого для решения имеющейся проблемы в ситуации, и т. д. Имеют определенные расчетные или нормативные параметры, позволяющие провести анализ и найти однозначный ответ.

– Функциональные ситуации. Характеризуются наличием проблем в четко очерченной функционально-предметной области, что требует от ученика знания теоретических разделов соответствующей дисциплины. Наряду с числовыми данными, как правило, имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределенности в выборе решения. В таких ситуациях обычно заранее известно правильное решение, но оно не исключает наличия альтернативных, не мене привлекательных. Особое внимание здесь уделяется аргументации и степени доказательности выбранного решения.

– Стратегические ситуации. Не имеют и не могут иметь однозначного решения из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Это класс наиболее сложных ситуаций, так как множество противоречивых критериев выбора не позволяет окончательно оценить эффективность выдвигаемого решения. Привлекательность таких ситуаций в том, что они работают на формирование ключевой компетенции, так как ориентированы на формирование инноваций через концептуальное знание.

Виды ситуаций (М. Новик):

Ситуации-иллюстрации – пояснение какой-либо сложной процедуры или ситуации, относящейся к основной теме. Она в меньшей степени стимулирует самостоятельность в рассуждениях. Это примеры, поясняющие излагаемую суть. Если позволено по их поводу выразить согласие или сформулировать вопрос, это становится ситуацией-оценкой.

Ситуация-оценка – описание положения, выход из которого в определенном смысле уже найден. Проводится критический анализ ранее принятых решений, мотивированное заключение.

Ситуация-упражнение – применение уже принятых ранее положений, предполагает очевидные и бесспорные решения поставленных проблем. Такие ситуации могут развивать определенные навыки (умения) учащихся в обработке или обнаружении данных, относящихся к исследуемой проблеме. Они носят в основном ориентировочных характер, помогают приобрести опыт.

Ситуация-проблема – определенное сочетание факторов из реальной жизни. Участники являются действующими лицами, «актерами», пытающимися найти решение или прийти к выводу о его невозможности.

Методика работы по анализу конкретных ситуаций:

2)  Ролевое разыгрывание конкретной ситуации (изучение ситуации участниками происходит заранее и занятие по ее анализу переходит в ролевую игру.

3)  Коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же ситуации существенно углубляет опыт обучаемых: каждый из них имеет возможность ознакомиться с вариантами решения, послушать и взвесить множество их оценок, дополнений, изменений.

Техники анализа решений проблем:

Гипотеза.

– Возникновение проблемной ситуации.

– Осознание сущности затруднения и постановки проблемы.

– Нахождение способа решения путем догадки или предположений и обоснование гипотезы.

– Доказательство гипотезы.

– Проверка правильности решения проблем.

Прием «ПМИ» (Плюс Минус Интересно)

Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:

– положительные стороны явления П +;

– отрицательные стороны явления М –;

– а также информацию, которая просто заинтересовала читателя.

+

Интересно

     

Стратегия ИДЕАЛ

И – идентифицируйте проблему;

Д – доберитесь до ее сути;

Е – есть варианты решения;

А – а теперь – за работу!

Л – логические выводы.

Мозговая атака (брейнсторминг)

Участники разбиваются на две группы (не более 7–9 человек).

Первая группа – генераторы идей. Они должны в течение короткого времени (5–6 минут) предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. Принимаются все, даже самые абсурдные предложения. В группе выбирается один человек, который, не участвуя в «генерации», только фиксирует все возникающие идеи.

Вторая группа – аналитики. Они получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Они также могут фантазировать и генерировать идеи ассоциации.

Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности; проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются

своими функциями и проводят второй круг.

5. Софт-анализ

На большое поле записываются индивидуальные мнения, а на центральное поле – общее мнение группы.

SWOT-анализ

Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны, возможности и угрозы:

Сильные стороны

Возможности

Слабые стороны

Угрозы


Проблема


 

Прием «Как?»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Последняя треть 19 века (Т. Гексли, А. Я. Герд). 50-е гг. 20 века – М. Н. Скаткин, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер.

Исследовательский метод обучения – организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Педагог консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы.

Информация о работе Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог