Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:29, доклад

Краткое описание

Педагогическая технология (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

Вложенные файлы: 1 файл

Соврем пед технологии.docx

— 356.50 Кб (Скачать файл)

5)  глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Проектная неделя

Дети выполняют проекты за одну неделю. Каждый день – распорядок дня, место работы каждой проектной группы, график работы групп в компьютерном классе.

Работа делится на кусочки: в первый день – общий замысел, второй – поиск материала, третий – оформление, четвертый – репетиция презентации, пятый – выступление и награждение победителей.

Темы определяются заранее (научно-методический совет школы).

Первичное формирование проектных групп (руководители, консультанты, состав групп).

Подготовка методических разработок проектов и их утверждение (теоретический блок – цели, задачи и т. д.).

Окончательное утверждение числа и состава проектных групп, тематики проектов, планируемых форм презентаций и их выходов.

Уточнение Положения о проведении проектной недели, Основных положений проектной недели, Правил внутреннего распорядка в ходе проектной недели.

Распределение проектных групп по кабинетам, определение состава секций и состава жюри.

В ходе недели должна работать пресс-служба (корреспонденты).

Последствия – анкетирование учащихся по итогам недели, совещание при директоре по итогам недели, сдача описаний проектов, издание буклетов с лучшими проектами.

Возможные эффекты проектирования

На примере обществоведческого образования:

Обучающий: знание новых теорий, понятий и др.

Воспитательный: воспитание толерантного отношения к представителям других этносов, религий, уважения к собственной культуре и культурам других народов; развитие активной социальной, политической позиции.

Институциональный: появление органов школьного самоуправления, учебных научных обществ, социологических лабораторий.

Административный: взаимодействие различных участников образовательного процесса.

На примере правового образования:

Обучающий: знание новых теорий, понятий, правовых актов и др.

Воспитательный: формирование правовой культуры, преодоление правового нигилизма, воспитание уважения к законам, развитие гражданственности молодежи.

Институциональный: появление в школе новых органов власти и возможности школьников участвовать в общезначимых решениях.

Административный: взаимодействие различных участников образовательного процесса.

На примере экономического образования:

Обучающий: знание новых теорий, понятий, экономических эффектов и др.

Воспитательный: формирование потребительской культуры, воспитание этических основ бизнеса, становление активной позиции в экономической сфере.

Институциональный: появление экономических (маркетинговых) лабораторий, учебных научных обществ.

Административный: взаимодействие различных участников образовательного процесса.

РЕКОМЕНДУЕМ!

Создавать в школе банк данных по проектной деятельности школьников на основе информационных карт проекта, где отмечены:

–  Название проекта.

–  Автора проекта.

–  Класс.

–  Ведущая кафедра.

–  Научный руководитель проекта.

–  Консультанты.

–  График работы над проектом.

–  Краткое описание (аннотация к проекту).

–  Вид проекта (по различным классификациям, например: исследовательский, прикладной, информационный, ролевой).

–  Жанр проекта (альбом, выставка, буклет, стенд и т. д.).

–  Предполагаемый иллюстрированный ряд к проекту.

–  Оценка содержания проекта (отзыв).

–  Оценка оформления проекта (отзыв).

–  Оценка презентации проекта.

ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

(ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, В. Н. Вахтеров, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, З. Фрейд, Ж. Пиаже и др. (история).

С. А. Шмаков, Б. П. Никитин, В. В. Репкин, Д. Н. Кавтарадзе, М. В. Кларин, О. Н. Крылова, Е. С. Полат, Л. Г. Семушина. Н. Г. Ярошенко (современность).

Классификация педагогических игр

1)  по области деятельности

физические

интеллектуальные

трудовые

социальные

психологические

2)  по характеру педагогического процесса

– обучающие; тренинговые; контролирующие; обобщающие;

– познавательные; воспитательные; развивающие;

– репродуктивные; продуктивные; творческие;

– коммуникативные; диагностические; профориентационные; психотехнические;

3)  по предметной области

математические; музыкальные; физкультурные и т. д.;

4)  по игровой среде

без предмета,

с предметом;

настольные,

комнатные,

уличные,

на местности;

компьютерные,

телевизионные,

технические,

со средствами передвижения.

Этапы технологии игрового обучения

Этап 1. Введение в игру:

– определение содержания данной игры;

– анализ полученной информации;

– формирование игровых групп;

– распределение ролей.

Этап 2. Конструирование описания разрабатываемого объекта:

– ролевое общение в группах;

– форматное описание объекта изучения.

Этап 3. Оценка проектов групп:

– обсуждение представленных проектов (дискуссия).

Этап 4. Экспериментальная реализация представленных проектов:

– оценка проектов и деятельность игроков;

– анализ игры.

Виды игр, применяемых в учебном процессе

Имитационные игры – на уроках имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Составляющие игры:

– игроки;

– эксперты;

– организаторы игры;

– материал по изучаемой проблеме;

– экспериментальная ситуация.

Этапы игры:

подготовительный – знакомство с материалом, инструктаж, тестирование;

игровой – отдельные периоды;

заключительный – межгрупповая дискуссия, с защитой перед комиссией проекта или решения проблемы.

Операционные игры – помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Здесь моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Ролевые игры – способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию кого-либо из участников и затем выработать способ, позволяющий привести эту ситуацию к достойному завершению.

В данных играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.

Формы проведения:

совещание;

ролевой диалог участников.

Деловая игра – один из активных методов обучения, в котором четко распределены роли между участниками, осуществляется диалоговое общение партнеров по игре, различаются интересы у участников игры и имеется конфликтная ситуация, общая игровая цель у всего коллектива (это фон, на котором развиваются частные конфликты и противоречия), есть возможность для импровизации, используется гибкий масштаб времени, применяется система оценки результатов игровой деятельности.

Психодрама и социодрама – это социально-психологический театр, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Примеры игр-конкурсов по усвоению терминов и понятий:

«Переводчик». Трудность усвоения различных дефиниций определяется сложностью научного языка. Зачастую учащиеся зазубривают определения, не понимая их смысла. В процессе игры школьникам предлагается перевести фразу с научного языка на доступный бытовой язык.

«Отгадай термин». Группа загадывает понятие и пытается его изобразить. Можно задавать вопросы уточняющего характера, для пояснения действий.

«Взаимоопрос». Проводится по парам. Учет в тетради и оценка и подсчет правильных ответов. Снимается психологический барьер контроля преподавателя.

«Стенка на стенку». Группы по 3-4 человека. 2 группы друг напротив друга. Сначала одна команда опрашивает другую, а потом наоборот. Если терминов много, то один человек опрашивает всех из другой группы, и так по очереди. Если терминов мало, то можно опрашивать по одному человеку из другой группы. Кто отвечает неправильно, тот отсеивается

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

«Разум природной своей силой создает себе умственные орудия, от которых обретает другие силы для других умственных работ, а от работ - другие орудия, т. е. возможность дальнейшего исследования, и так постепенно подвигается, пока не достигнет вершины мудрости».

Б. Спиноза

Что такое проблемное обучение?

Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения.

o  В его основе лежит решение какой-либо задачи, проблемы

(от гр. problema — «задача, задание»).

o  В широком смысле проблема — это сложный

теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения;

в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

o  (Ситуация — фр. situation — «положение, обстановка, совокупность обстоятельств»)

Что такое проблема?

o  Проблема — осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта

Должна ли проблемная ситуация «создаваться» или естественно «вытекать» из самого характера материала?

Две точки зрения:

o  Создание преподавателем проблемной ситуации, независимо от того, является ли она отражением реально существующего в науке противоречия или носит методический характер (т. е. на данном этапе в науке вопрос ясен, но для активизации мышления учащихся преподаватель создает проблемную ситуацию).

o  Нет надобности искусственно создавать проблемные ситуации, так как реальными проблемами полна вся история развития научного знания.

Как возникает проблема?

o  проблема возникает на стыке известного

(научного знания) и неизвестного, а не на уровне

субъективного и научного знания.

Проблемный вопрос

o  это «одноактное» действие. Например, почему говорят: «Завтра ожидается холодный южный ветер?» (Видите противоречие: южный, но холодный. Почему?) Ответ: потому что циклон. Может ли быть горячий снег, жареный лед и т. п.?

o  Подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют человека думать (вспомните вопросно-ответный метод Сократа!).

Проблемная задача

o  предполагает ряд действий, для ее решения школьнику нужно самостоятельно провести частичный поиск. Например, возможна ли привязка данного типа сооружений в заданных условиях, скажем, типового проекта, к определенной местности? Это уже достаточно крупная учебно-познавательная задача, для решения которой требуется провести специальный поиск способа действий или найти какие-то недостающие данные: провести разведку местности, сделать геодезическую съемку, исследовать в лаборатории грунт, определить розу ветров и т. п.

Проблемная ситуация

o  это психологическое состояние интеллектуального затруднения,

которое возникает у человека, если он не может объяснить

новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить

известное действие прежними знакомыми ему способами и должен

найти новый.

Классификация проблемных ситуаций

По содержанию неизвестного X

o  X – цель

o  X – объект деятельности

o  X – способ деятельности

o  X – условие выполнения деятельности

по уровню проблемности

Возникающие независимо от приемов. Вызываемые и разрешаемые учителем. Вызываемые учителем, разрешаемые учеником. Самостоятельное формирование проблемы и решения.

по виду рассогласования информации

o  несоответствия между уже имеющимися системами знаний и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между житейскими и научными знаниями и т. д.)

o  неопределенности (необходимость многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы)

o  неожиданности

o  конфликта

o  предположения

o  опровержения

по методическим особенностям

проблемное изложение

o   эвристическая беседа

o  проблемные демонстрации

o  исследовательские лабораторные работы

непреднамеренные

o  целевые

o  проблемный фронтальный эксперимент

o  мысленный проблемный эксперимент

o  проблемное решение задач

o  проблемные задания

o  игровые проблемные ситуации

Четыре уровня проблемности в обучении

Преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам решает при активном слушании и обсуждении студентами. Вспомните общедидактический метод проблемного изложения! Преподаватель ставит проблему, студенты самостоятельно или под руководством преподавателя решают ее (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений. Студент ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Студент сам ставит проблему и сам ее решает.

o  Третий и четвертый уровни — это исследовательский метод.

Взаимодействие преподавателя и учащегося при решении проблемной ситуации

Действия преподавателя

Действия учащегося

Постановка наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существо проблемы

Осознание проблемной ситуации, актуализация

усвоенных знаний

Направляющие указания

Анализ исходных данных; формулирование проблемы

Постановка наводящих вопросов,

сообщение необходимой информации

Выдвижение гипотезы, ее обоснование

Направляющие указания

Проверка гипотезы, решение проблемы

Постановка контрольных вопросов,

уточнения, исправления

Проверка решения, сопоставления его

с исходными данными

Анализ действий ученика в ходе

решения

Анализ хода решения; анализ ошибок

Включение результатов решения в

последующую учебную деятельность

Обобщение и переход к новому учебному материалу

Информация о работе Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог