Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:29, доклад
Педагогическая технология (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
Диада (учебная пара)
Данный прием лучше использовать как начальный вариант для последующей, более серьезной работы. Один исполняет роль Учителя, другой – Ученика. Такая пара уместна при индивидуальной отработке понятий, тренинге учебных умений и навыков, первоначальной взаимопроверке ошибок и пр. Положительными моментами данной работы являются: проговаривание каждым учащимся изучаемого материала, индивидуальный контроль, коррекция знаний. Отрицательные моменты: затруднен учительский контроль, монотонность работы (одно и то же сначала рассказывает один, потом другой ученик).
«Аквариум»
Вариант 1. Это форма дискуссии, обычно применяемая при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласием. Техника аквариума предполагает:
а) постановку проблемы учителем;
б) разделение класса на группы, располагающиеся по кругу;
в) выбор преподавателем или группой человека, который будет представлять позицию группы;
г) обсуждение проблемы и выработку точки зрения группы.
Затем представители групп, отстаивающие позицию группы, собираются в центре. Кроме них, никто не может высказываться, но можно передать указания с помощью записок или взять тайм-аут для консультаций. Аквариумное осуждение заканчивается по истечении регламентного времени или после решения проблемы. В конце обсуждения возможен критический разбор дискуссии всеми участниками.
Вариант 2. Образуется группа учащихся (6–7 человек), работа которой открыта для наблюдения. Остальные ученики вместе с учителем, не вмешиваясь, наблюдают за действиями одноклассников. Однако в конце занятия «наблюдатели», члены группы и, наконец, учитель последовательно подводят итоги работы (познавательный, коммуникативный моменты и пр.).
Семинар-дискуссия
Групповая дискуссия – образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Школьник учится точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника – возможность построения собственной деятельности. Семинар может содержать элементы мозгового штурма и деловой игры. В последнем случае раздаются роли:
– ведущий: у школьника все полномочия учителя по организации дискуссии, он может поручить кому-либо сделать доклад по теме, руководит ходом обсуждения, следит за аргументированностью доказательств или опровержений, точностью использования понятий и терминов, корректностью отношений в процессе общения;
– оппонент или рецензент: воспроизводит процедуру оппонирования, принятую в среде исследований, т. е. должен не только воспроизвести основную позицию докладчика, найти уязвимые места или ошибки, но и предложить свой собственный вариант решения;
– логик: выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждениях докладчика или оппонента, уточняет определения понятий, анализирует ход доказательств и опровержений, правомерность выдвижения гипотезы;
– психолог: отвечает за организацию продуктивного общения и взаимодействия школьников на семинаре-дискуссии, добивается согласованности совместных действий, доброжелательности отношений, не допускает превращения дискуссии в конфликт, следит за правилами ведения диалога;
– эксперт: оценивает продуктивность всей дискуссии, правомерность выдвинутых гипотез и предложений, сделанных выводов, высказывает мнение о вкладе того или иного участника дискуссии в нахождение общего решения, дает характеристику того, как шло обучения участников дискуссии.
Можно ввести парные роли (2 логика, 2 эксперта), но особая роль принадлежит преподавателю. Именно он обеспечивает подготовительную работу, вносит предложения и делает замечания, уточняет основные положения доклада, фиксирует противоречия в рассуждении.
Приемы на уроке:
«Атака мыслей» – решение научной или учебной проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся, «коллективного мозга». Применяется при опросе, изучении нового материала, при повторении и обобщении пройденного, решении проблем, составлении планов.
«Огонь по стоящим» – вопросы задаются стоящим у доски нескольким ученикам, высокое интеллектуальное напряжение, осмысление материала.
«Синтез мыслей» – используется при сотрудничестве групп для поиска и выявления новых оригинальных решений как теоретических, так и практических проблем.
Создание ситуации выбора:
Памятка для учащихся, осуществляющих индивидуальный выбор
Внимательно прочти все варианты учебных заданий. Постарайся осмыслить каждое задание. Попробуй соотнести свои желания с собственными возможностями успешного решения того или иного варианта учебной задачи. Мысленно выбери то задание, которое в большей степени соответствует твоим возможностям. Постарайся объяснить (обосновать самому себе, что тот выбор, который ты хочешь сделать, является в данной ситуации наилучшим. Теперь выбирай и направляй свои усилия на выполнение выбранного варианта задания. Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.
Памятка для учащихся, осуществляющих коллективный выбор
Внимательно прочтите предложенные на ваш выбор варианты учебных заданий. Вместе проанализируйте содержание и варианты выполнения каждого из них. Соотнесите индивидуальные и коллективные возможности членов своей группы с уровнем сложности предлагаемых заданий. Учитывая мнение каждого члена группы, выберите тот вариант, которому отдает предпочтение большинство. Разработайте план совместных действий по решению выбранного задания. Попробуйте добиться того, чтобы каждый член группы внес свой вклад в выполнение задания. Вместе решите, кто и как представит результаты вашей совместной работы. Оцените успешность сделанного выбора и результативность деятельности каждого члена группы и вашего коллектива в целом.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Проектное обучение (изначально – метод проектов) – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий – проектов. Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т. д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов; конструирование новых объектов, процессов.
20 век – Дж. и Э. Дьюи, Э. Л. Торндайк, Э. Коллингс, У. Килпатрик (США), В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев и др. (отечественная педагогика).
В настоящее время идея направленного внимания к ребенку вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения. Однако сегодня проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Технология проектного обучения представляет собой развитие проблемного обучения, от которого отличается тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.
Блок-схема проектирования
|
Цель проектного обучения – создать условия,
при которых учащиеся:
– самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
– учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
– приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
– развивают исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
– развивают системное мышление.
Система действий учителя и учащихся
Стадии |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Разработка проектного задания |
|||
Выбор темы проекта |
Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. |
Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. |
|
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. |
Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения „ |
||
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. |
Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения. |
||
Выделение подтем в теме проекта |
Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора |
Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. |
|
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта |
Учащиеся активно обсужда ют и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т. е. выбирает себе роль). |
||
Формирование творческих групп |
Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности |
Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
|
Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы |
Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу |
Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом. |
|
Определение форм выражения итогов проектной деятельности |
Учитель принимает участие в обсуждении |
Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т. д. |
|
Разработка проекта |
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
|
Оформление результатов |
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
|
Презентация |
Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.) |
Докладывают о результатах своей работы |
|
Рефлексия |
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает |
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна |
|
их оценки |
групповая рефлексия |
||
Под проектом И. С. Сергеев понимает метод обучения, содержание обучения (проект как проектирование), форму организации учебного процесса и особую философию образования. Следует также иметь в виду, что это понятие может означать продукт проектной деятельности. Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
Основные принципы проектирования:
– добровольность;
– учет возрастных, психологических, творческих особенностей учащихся;
– учет региональной специфики;
– интеграция учебной и внеклассной деятельности;
– системность.
Перечень возможных выходов проектной деятельности:
альбом,
анализ данных социологического опроса,
атлас,
бизнес-план,
видеофильм,
видеоклип,
выставка,
газета,
гербарий,
журнал,
законопроект,
игра,
инсценировка литературного произведения,
карта,
коллаж,
коллекция,
костюм,
макет,
модель,
музыкальная подборка,
музыкальное произведение,
мультимедийный продукт,
оформление кабинета,
праздник,
прогноз,
публикация,
путеводитель,
серия иллюстраций,
система школьного самоуправления,
сказка,
справочник,
сравнительно-сопоставительный анализ,
сценарий,
фотоальбом,
чертеж,
экскурсия.
Можно выделить следующие стадии разработки проекта:
1. Разработка проектного задания (выбор темы проекта; выделение подтем в темах проекта; формирование творческих групп; подготовка материалов к исследовательской работе – формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы; определение форм выражения итогов проектной деятельности).
2. Разработка проекта.
3. Оформление результатов.
4. Презентация.
5. Рефлексия.
Классификации учебных проектов
1.По времени
краткосрочные (2–6 ч),
среднесрочные (12–15 ч),
долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и обработки
2.По комплексности (по предметно-содержательной области)
монопроекты (в рамках одного предмета)
межпредметные проекты
3. по доминирующей деятельности учащихся
практико-ориентированный
(нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика);
исследовательский
(научное исследование – лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос)
информационный
(сбор информации об
объекте, явлении с целью ее
анализа, обобщения и представления
для широкой аудитории –
творческий
(максимально свободный
и нетрадиционный подход к
оформлению результатов –
ролевой, игровой
(наиболее сложен; структура часто только намечается и остается открытой до завершения работы; участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. д.)
4. по характеру контактов между участниками
внутриклассные
внутришкольные
региональные
межрегиональные (в рамках одного государства)
международные.
Ограничениями в использовании технологии проектного обучения
а) низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;
б) низкая мотивация учащихся к участию в проекте;
в) недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;
г) нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
«Подводные камни» проектного обучения:
1. Всегда существует возможность переоценить результат проекта и недооценить его процесс (отсюда важно видеть все документы в портфолио, чтобы получить информацию о ходе работы).
2. Главная опасность при выполнении исследовательского проекта – его превращение в реферат (важна собственная точка зрения, ее следует акцентировать).
3. При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем (поработать с аудиторией по какой-либо теме).
4. Одним из наиболее сложных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности (основные моральные принципы в проектной деятельности – отзывчивость, верность долгу, ответственность за принятые решения – основываются на действии, они должны быть прожиты).
Критерии оценки проекта:
– актуальность и важность поставленных проблем;
– социальная значимость проблемы;
– самостоятельность разработки проекта;
– новизна и неординарность подхода;
– оригинальность предложений;
– реалистичность, экономичность;
– перспективность;
– результаты, прогнозы (согласно собственному видению).
Положительные черты проектного обучения
1) в центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
Информация о работе Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог