Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:29, доклад
Педагогическая технология (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
Лист самодиагностики
Тип навыка |
Навыки |
|||
Фокусирующие навыки: |
1.Определение проблем, содержащихся в явном или скрытом виде в новой информации. |
|||
2.Выявление целей: определение направления и целей изучения новой информации. |
||||
Навыки сбора информации: |
1. Наблюдение: получение информации при помощи одной или боле сенсорных систем. |
|||
2. Формулирование вопросов, поиск новой информации через вопросы. |
||||
Навыки запоминания: |
1. Кодирование: хранение информации в долговременной памяти. |
|||
2. Вызов: восстановление информации из долговременной памяти. |
||||
Навыки организации: |
1.Сравнение: выявление черт сходства и различий разных объектов. |
|||
2.Классификация: группировка
и обозначение объектов на
основе выявленных их |
||||
3.Представление: презентация новой информации. |
||||
Навыки анализирования: |
1. Идентификация атрибутов и компонентов: определение характеристик или частей основных идей или понятий, содержащихся в новой информации. |
|||
2. Идентификация отношений и понятий: определение причинно-следственных связей. |
||||
3. Идентификация главных идей. |
||||
4. Идентификация ошибок: определение логических заблуждений и других ошибок и, где возможно, выявление вариантов их исправления. |
||||
Навыки генерирования: |
1. Выводы: суммирование, выявления наиболее важной информации или идей. |
|||
2. Предсказывание: предвосхищение событий или следствий на основе имеющейся информации. |
||||
3. Разработка: объяснение дополнительных деталей, примеров или другой релевантной информации. |
||||
Навыки интегрирования: |
1. Эффективное комбинирование информации для формулирования новых идей. |
|||
2.Реконструкция: переформулирование информации и идей или изменение логики, содержащейся информации, для формулирования новых идей. |
||||
Навыки оценивания: |
Формулирование критериев оценки информации или идей. |
|||
Проверка: проверка правильности утверждений. |
3. Приемы и стратегии учебной рефлексии
3.1. Прием «Плюс - Минус - Интересно»
(Автор Эдвард де Боно, 1968)
Смысл этого приема вполне очевиден: учить рассматривать явления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрицательных сторон (здесь можно вспомнить известную для всех менеджеров таблицу SWOT). Между тем, его особенностью является третья часть «Интересно». Она направлена на целенаправленный поиск творческих, неоднозначных аспектов информации. Графа «Интересно» побуждает выйти за границы «хорошо-плохо», «опасно-комфортно» и так далее, и сформулировать вопрос, направленный на дальнейшее развитие темы, на более углубленное знакомство с ней.
Плюс |
|
Минус |
|
Интересно |
Прием ПМИ часто используют для того, чтобы «набрать» первичный аналитический материал, позволяющий расширить представления о предмете изучения. Некоторые коллеги используют ПМИ для своих пособий, учебников. Иногда указанную таблицу применяют для обратной связи.
3.2. Стратегия «Таблица-синтез»
(Составил Загашев И. О.)
Данная стратегия используется для развития рефлексивного восприятия информации. Она побуждает студента к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания.
При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья - при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить студентам читать в паре. Диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может в последствии перерасти в умение вести диалог с текстом.
Ключевые моменты текста (сообщения) |
На чем остановилось внимание? |
Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (анализ) |
Вывод_________________________
3.3. «Бортовые журналы»
«Бортовые журналы» — обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым обучающиеся во время изучения какой-то темы записывают свои мысли.
«Бортовой журнал 1»
Когда «Бортовой журнал» применяется в своем простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что я уже знаю по этой теме?
Что мне надо об этом узнать?
Почему?
Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой «Бортовой журнал». Когда в чтении или иной исследовательской работе происходит остановка или пауза, учащиеся могут записать ответы на следующие вопросы:
Что я знаю об этом теперь?
Какие наиболее важные моменты я выяснил?
Что я хочу об этом узнать?
Стратегия «Бортовой журнал 2»
Бортовой журнал – это метод оценки качества обучения. Гудлад (1984) установил, что 88% учебного времени учителя средней и высшей школы тратят на использование лекционной формы. Даже самые «хорошие» данные показывают, что общее время, в которое наблюдаются «провалы» внимания составляет 10-12 минут. Данная стратегия является способом актуализации внимания в течение всего занятия на изучаемом материале.
Достоинства «бортового журнала»:
— развивается навык фиксации потока информации;
— развивается письменная речь;
— специально выделяется время для размышления над информацией;
— учащиеся больше общаются между собой;
— по «бортовым журналам» учащимся легче готовиться к проверочным заданиям;
— преподаватели имеют больше возможности оценить качество знаний учащихся;
— учащиеся имеют возможность соотнесения различных точек зрения на один и тот же текст;
— «Бортовой журнал» можно включить в портфолио (подборку «бортовых журналов»),
— преподаватели могут оперативно оценить, какая часть информации наименее понятна и кому она не понятна;
— преподаватели могут определить, насколько учащиеся готовы к проверочным заданиям по той или иной теме.
Основными целями использования «бортового журнала» (по Барреллу /1992/ и Фогерти /1992/) являются следующие:
— развитие способности фиксировать информацию методом ключевых слов;
— развитие умения обобщать и систематизировать поток информации;
—развитие умения отслеживать развитие идеи, содержащейся в информационном сообщении;
— умение связывать информацию со своим личным опытом;
— развитие умения определять проблему, заключенную в сообщении;
— развитие умения генерировать идеи и др.
Возможная схема использования стратегии «Бортовой журнал»:
1. Преподаватель объясняет,
каким образом необходимо
2. В течение 10-15 минут преподаватель
читает лекцию для всей
3. Студенты в течение 5
минут заполняют свои «
4. Студенты в парах, а
затем — в группе обсуждают
содержание своих журналов, отвечают
на вопросы друг друга, а в
некоторых случаях —
5. Преподаватель обсуждает «бортовые журналы» со всей аудиторией, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие вопросы, обсуждает со студентами связь информационного сообщения с «реальной» жизнью (5-10 минут);
6. Преподаватель читает следующий отрывок лекции и цикл повторяется. В заключении учащиеся выполняют задания «бортового журнала» и оценивают свое участие в работе.
Схема заполнения журнала
Имя_____________________Тема__
Дата______________________
Ключевые понятия сообщения ______________________________ ______________________________ ______________________________ |
Рисунок или схема |
Связи, которые я смогу установить:
______________________________
Оставшиеся вопросы:
______________________________
Полнота отображения основных
понятий_______________________
Участие в групповой дискуссии_____________________
Ценные идеи, предложения___________________
Схема сообщения_____________________
Сумма:________________________
3.4. «Двойные (двухчастные) дневники»
Двойные дневники дают возможность студентам тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность. Особенно полезны двойные дневники, когда обучающиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории.
Чтобы сделать Двойной дневник, студенты должны, проведя, вертикальную линию, разделить чистую страницу пополам. Слева они записывают, какая часть текста произвела на них наибольшее впечатление.
Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из их собственной жизни. Или просто озадачила. Или вызвала в их душе резкий протест. С правой стороны они должны дать комментарий: что заставило их записать именно эту цитату? Какие мысли она у них вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? Итак, читая текст, студенты должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в своем двойном дневнике. Некоторые преподаватели предпочитают оговаривать заранее, сколько записей (как минимум) должен сделать студент при чтении: допустим, столько-то на каждые десять страниц текста.
Фиксация: какая часть текста произвела наибольшее впечатление? |
Комментарий: что заставило меня записать именно эту цитату? Какие мысли она у меня вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? |
После чтения текста студенты возвращаются к работе с двойными дневниками. Преподаватель предлагает им последовательно разобрать текст и поделиться замечаниями, которые они делали к каждой странице. Преподаватель должен заранее подготовить и свои комментарии, чтобы привлечь внимание студентов к тем разделам текста, которые он хочет обсудить непременно.
3.5. Стратегия «Трехчастные дневники»
(Автор Черил Форбс)
Студенты должны взаимодействовать не только с материалом, но и с преподавателем по поводу этого материала, чтобы их исследование — подстегнутое их природным любопытством — все же проходило под руководством мудрого наставника.
Дневник используется на протяжении всего курса и полезен для ежедневной организации и фиксирования исследовательского процесса, предпринятого студентами. С одной стороны, он помогает в самом процессе, с другой — связывает этот процесс с реальной жизнью студентов вне, и, наконец, служит формой для более длинных творческих письменных работ. Три раздела дневника выполняют разные функции. В первом студенты записывают свою реакцию на прочитанное или на прошедшую дискуссию. Для этого раздела часто используется форма Двойного дневника, то есть студенты, проведя вертикальную линию, делят чистую страницу пополам и с одной стороны записывают цитаты, а с другой — свои к ним комментарии.
Второй раздел трехчастного дневника отводится для собственных размышлений студентов и ассоциаций, которые возникают у них в связи, с той или иной темой. Пусть фиксируют все, что, угодно: свои мысли, выписки из прочитанных вне программы книг, отрывки из разговоров, — короче все, что может углубить и продвинуть их понимание и оценку изучаемой темы. Позже записи, из этого раздела послужат основой для написания творческих работ.
Преподаватель также ведет - свой трехчастный дневник и время от времени зачитывает аудитории свои записи из второго раздела. «Думая вслух», он демонстрирует студентам, что существует механизм, позволяющий вызвать у себя интерес к чему-то или найти идею, достаточно мощную, чтобы вдохновить себя на дальнейшее исследование. Он, таким образом, поощряет студентов делать то же самое; со своими дневниками: делиться содержанием, второго раздела во время индивидуальных бесед с преподавателем, а, также расспрашивать о нем своих сокурсников. Цель все та же, найти некую нить или механизм, подстегивающий любопытство, дать возможность «проклюнуться» мысли.
Третий раздел дневника отводится для «писем к преподавателю». Не реже раза в месяц студентов просят написать преподавателю письмо, в котором они комментируют занятия по данной дисциплине, и свое в них участие, задают, накопившиеся вопросы; признаются, что еще хотели бы узнать. Они описывают свой опыт изучения темы, то есть отвечают на следующие вопросы:
Информация о работе Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог