Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:29, доклад
Педагогическая технология (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
Преимущества проблемного обучения
o создает возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов;
o развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления и т. п.;
обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной
деятельности, это во-первых, и, во-вторых, здесь срабатывает известный в психологии
«эффект неоконченного действия», открытый Б. В. Зейгарник
o
Недостатки проблемного обучения
o оно всегда вызывает затруднение у школьника в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении.
o разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени.
ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«Надо помогать людям эффективно учиться,
вместо того, чтобы передавать им ненужные знания»
П. Фани, А.Мамфолд Меняется роль преподавателя
• основная задача сводится не к изложению готовых знаний, а к организации учения.
Технологии сопровождения и поддержки обучающегося
Тьюторство
Модерирование Консультирование
Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся
• Разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы.
• Деятельность педагога-тьютора, как и педагога-консультанта, направлена не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом обучающегося. Педагог анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого.
• Разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку;
• продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений;
• разрабатывает направления проектной деятельности.
Что такое консультирование?
Консультирование – особым образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом (профессионалом) и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность старшего школьника
Что такое модерирование?
• Модерирование – деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей обучающегося и его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего обучающегося к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.
Учебный контракт
Компонентами учебного контракта выступают:
• Стратегия самостоятельного изучения предмета учеником.
• Способ применения учебного контракта в деятельности и взаимодействии педагогов и учеников.
• Личностный образовательный опыт, выступающий как основной ресурс разработки и исполнения учебного контракта
• Система индивидуальных консультаций, предоставляемых обучающемуся в соответствии с нормами, записанными в контракте.
• Контракт предполагает разработку подробного плана выполнения обязательств всеми сторонами. По итогам каждого этапа предусматривается отчет, а также промежуточные аттестации. В процессе промежуточных аттестаций учащийся выполняет тест или представляет ту или иную часть самостоятельно разработанного проекта, эссе, письменного самоанализа. В ходе представления промежуточных результатов могут обсуждаться итоги участия учащегося в работе тех или иных конференций, симпозиумов, презентаций.
Что такое самостоятельность
• Самостоятельность – это, прежде всего, самостоятельность действий, мышления.
• Основное условие достаточно глубокого усвоения материала – это его аналитико-синтетическая обработка, которая заключается в самостоятельном анализировании новой информации, т. е. выделение в ней основных понятий, установлении причинно-следственных связей и отношений между ними и, таким образом, понимании учебного материала, а в целом, определении в нем главного и второстепенного.
Самостоятельность –
одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относится к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия не стандартных решений.
Три компонента познавательной самостоятельности
• Мотивационный. Мотив – это осознанное побуждение, которое обуславливает целенаправленную деятельность.
• Содержательно – операционный. Включает в себя владение обучающимися системой ведущих знаний и способов учения
• Волевой. Волевые процессы органически связаны с деятельностью. Зачатки воли заключены уже в потребностях, как исходных побуждениях человека к действию
Уровни самостоятельности
Уровни |
Уровень знаний и умений |
Мотивация |
Отношение |
Низкий |
действия по образцу |
ситуативный характер |
ответственность стимулируется внешним контролем |
Средний /активно-поисковый/ |
применение знаний в стандартной ситуации |
появление устойчивого мотива, чаще одного /желание узнать новое, чувство долга и т. д./ |
взаимоконтроль и самоконтроль |
Высокий/интенсивно-творческий/ |
применение знаний в нестандартной ситуации, системность, умение прогнозировать собственную деятельность |
расширение устойчивых мотивов |
ответственность |
Признаки самостоятельной работы
• выделение специального времени для проведения самостоятельной работы;
• наличие задания преподавателя, требующего умственных и физических усилий обучающихся;
• самостоятельное выполнение задания обучающимися;
• наличие результатов работы, которые отражают свое понимание проблемы.
Требования к организации самостоятельной работы
1.Обеспечение правильного
сочетания объемов совместной
и самостоятельной работы.
2. Методически правильная организация
работы
3. Обеспеченность обучающегося необходимыми методическими материалами
4. Контроль за ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих обучающегося за ее качественное выполнение.
При разработке заданий для самостоятельной работы обучающихся следует учитывать:
• примерные нормы времени для выполнения задания;
• логику и структуру учебного материала;
• практическое назначение задания;
• характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий;
• постепенное нарастание сложности и проблемности.
На первом уровне – педагог управляет
деятельностью обучающегося.
• На втором уровне – обучающийся является
• субъектом образования и саморазвития за счет
• включения в рефлексивную деятельность
Нетрадиционные технологии
и приемы организации
самостоятельной работы обучающихся
О. Б. Даутова Санкт-Петербург
Ольга Борисовна Даутова – преподаватель РГПУ им. Герцена, кандидат педагогических наук. Приемы, которые она использует со своими студентами, будут интересны и преподавателям старших классов ОУ
1. Умственная карта.
Составьте творческую умственную карту на тему «самостоятельная работа студентов»
1. Начните в ЦЕНТРЕ чистой страницы, немного развернув ее. Зачем? Чтобы предоставить своему мозгу творческую свободу ветвиться во всех направлениях.
2. Используйте в качестве своей центральной идеи изображение. Почему? Потому что по своему творческому потенциалу образ стоит тысячи слов, он будет приятен глазу и способен концентрировать ваше внимание.
3. Повсюду используйте разные цвета. Зачем? Затем, что цвет стимулирует творческое мышление, помогает вам различать сферы творческой мысли, стимулирует визуальные центры мозга и захватывает внимание глаз, привлекает интерес.
4. Подсоедините к центральному образу главные ответвления и соедините ветви второго и третьего уровней с первым и вторым уровнями. Для чего? Поскольку мозг работает с помощью ассоциаций, то если эти ветви соединены на листе бумаги, они будут соединяться и в вашей голове и начнут искриться большим количеством творческих мыслей. Кроме того, это формирует и поддерживает основу структуры точно так же, как ваш скелет, мышцы и соединительные ткани объединяют все ваше тело.
5. Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему? Потому, что творческая умственная карта с прямыми линиями скучна для глаз! Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые вы чаще видите в природе.
6. Пишите по
одному слову на строке. Почему
7. Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимулируют новые творческие ассоциации.
2.1 Работа
с понятийно-терминологической
Метапознание – в широком смысле: рефлексия себя как познающего субъекта, предполагающая осознание себя как познающего и способность понимать и отслеживать свои когнитивные процессы; в узком смысле: знание о знании. |
|
Метакогнитивное знание – стратегическое знание, знание того, как решать задачи, как обучаться и запоминать, как достичь понимания и, как отслеживать, оценивать и направлять эти виды деятельности в процессе их реализации. |
|
Метапамять – знания, касающиеся запоминания, включающие в себя следующие компоненты: оценку легкости изучения, оценку качества изучения, оценку ощущения изучения, оценку степени уверенности. /Д. Халперн, с.56/ |
|
Метакогнитивная подготовленность – состояние, формирующиеся по мере осознания учащимися когнитивных стратегий и того вклада, который может внести их систематическое использование в процесс обучения и решения задач. |
|
Метапознавательная деятельность – деятельность, включающая два аспекта: знание о самом процессе познания; контроль за собственной познавательной деятельностью. |
|
Стратегии мышления/обучения – весь спектр видов активности, участвующих в процессах обучения и мышления. Стратегии мышления включают как метакогнитивные, так и когнитивные стратегии. Метакогнитивные навыки являются управляющими (контрольными); когнитивные навыки – исполнительные. /Ги Лефрансуа, с.149/ |
Метакогнитивная компетентность – состояние, формирующиеся по мере осознания учащимися когнитивных стратегий и того вклада, который может внести их систематическое использование в процесс обучения и решения задач. |
|
Когнитивная игра – придать смысл информации, более эффективно запоминать и использовать ее. /Флавелл/ |
|
Когнитивные стратегии = стратегии мышления/обучения– инструменты интеллектуальной деятельности. |
Пример, иллюстрирующий отношения между метакогнитивной и когнитивной сферой: «Я решаю выучить значения распространенных, приложимых к сфере образования терминов, используемых в современных когнитивных науках (постановка цели, которую я, как мне кажется, способен достичь: метакогнитивный опыт). Я начинаю читать данный раздел (когнитивная деятельность). Прочтя две строчки, я останавливаюсь; у меня появляется смутное ощущение, что я что-то упустил (метакогнитивный опыт). Я снова читаю эти строки (когнитивная деятельность). Я продолжаю чтение. Я мысленно повторяю каждое отдельное определение один-два раза (повторение, когнитивная стратегия). Что-то подсказывает мне, что я обучаюсь (метакогнитивный опыт). Я заканчиваю чтение. Я смотрю на каждый термин и повторяю про себя его определение (когнитивная деятельность). Я удовлетворен тем, что я понял, и смогу помнить прочитанное до завтрашнего опроса (метапознание).
2. 2. Когнитивные стратегии
№ |
Тип стратегии |
Примеры |
1. |
Базовые (простые) стратегии повторения |
Простое повторение правила |
2. |
Сложные стратегии повторения |
Подчеркивание всех важных пунктов в тексте |
3. |
Базовые стратегии обработки |
Формирование психических образов или других ассоциаций, таких как… |
4. |
Сложные стратегии обработки |
Формирование аналогий, перефразирование, подведение итогов, связывание |
5. |
Базовые стратегии организации |
Группировка, классификация, упорядочивание |
6. |
Сложные стратегии организации |
Идентификация основных идей; разработка понятийных обобщающих таблиц |
7. |
Стратегии отслеживания усвоенного материала |
Вопросы для самоконтроля; перечисление основных пунктов, (тезисов); постановка целей и отслеживание своего продвижения к этим целям |
8. |
Аффективные и мотивационные стратегии |
Предвосхищение последствий академических успехов (например, получения стипендии); глубокое дыхание и другие релаксационные техники; положительный настрой |
3. Работа с листом самодиагностики навыков мышления
Лист самодиагностики составлен на основе характеристик навыков мышления, выделенных Джуди А. Браусом и Дэвид Вудом.
«Проведите самодиагностику. Определите, в какой мере Вы обладаете навыками мышления, необходимыми для обучения. Оцените владение каждым навыком по трехбалльной шкале: 2 балла – владею в достаточной степени; 1балл – владею не совсем; 0 баллов – не владею»
Информация о работе Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог