Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:29, доклад

Краткое описание

Педагогическая технология (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

Вложенные файлы: 1 файл

Соврем пед технологии.docx

— 356.50 Кб (Скачать файл)

Преимущества проблемного обучения

o  создает возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов;

o  развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления и т. п.;

обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной

деятельности, это во-первых, и, во-вторых, здесь срабатывает известный в психологии

«эффект неоконченного действия», открытый Б. В. Зейгарник

o   

Недостатки проблемного обучения

o  оно всегда вызывает затруднение у школьника в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении.

o  разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени.

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«Надо помогать людям эффективно учиться,

вместо того, чтобы передавать им ненужные знания»

П. Фани, А.Мамфолд Меняется роль преподавателя

•  основная задача сводится не к изложению готовых знаний, а к организации учения.

Технологии сопровождения и поддержки обучающегося

Тьюторство

Модерирование Консультирование

Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся

•  Разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы.

•  Деятельность педагога-тьютора, как и педагога-консультанта, направлена не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом обучающегося. Педагог анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого.

•  Разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку;

•  продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений;

•  разрабатывает направления проектной деятельности.

Что такое консультирование?

Консультирование – особым образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом (профессионалом) и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность старшего школьника

Что такое модерирование?

•  Модерирование – деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей обучающегося и его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего обучающегося к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.

Учебный контракт

Компонентами учебного контракта выступают:

•  Стратегия самостоятельного изучения предмета учеником.

•  Способ применения учебного контракта в деятельности и взаимодействии педагогов и учеников.

•  Личностный образовательный опыт, выступающий как основной ресурс разработки и исполнения учебного контракта

•  Система индивидуальных консультаций, предоставляемых обучающемуся в соответствии с нормами, записанными в контракте.

•  Контракт предполагает разработку подробного плана выполнения обязательств всеми сторонами. По итогам каждого этапа предусматривается отчет, а также промежуточные аттестации. В процессе промежуточных аттестаций учащийся выполняет тест или представляет ту или иную часть самостоятельно разработанного проекта, эссе, письменного самоанализа. В ходе представления промежуточных результатов могут обсуждаться итоги участия учащегося в работе тех или иных конференций, симпозиумов, презентаций.

Что такое самостоятельность

•  Самостоятельность – это, прежде всего, самостоятельность действий, мышления.

•  Основное условие достаточно глубокого усвоения материала – это его аналитико-синтетическая обработка, которая заключается в самостоятельном анализировании новой информации, т. е. выделение в ней основных понятий, установлении причинно-следственных связей и отношений между ними и, таким образом, понимании учебного материала, а в целом, определении в нем главного и второстепенного.

Самостоятельность –

одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относится к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия не стандартных решений.

Три компонента познавательной самостоятельности

•  Мотивационный. Мотив – это осознанное побуждение, которое обуславливает целенаправленную деятельность.

•  Содержательно – операционный. Включает в себя владение обучающимися системой ведущих знаний и способов учения

•  Волевой. Волевые процессы органически связаны с деятельностью. Зачатки воли заключены уже в потребностях, как исходных побуждениях человека к действию

Уровни самостоятельности

Уровни

Уровень знаний и умений

Мотивация

Отношение

Низкий

действия по образцу

ситуативный характер

ответственность стимулируется внешним контролем

Средний /активно-поисковый/

применение знаний в стандартной ситуации

появление устойчивого мотива, чаще одного /желание узнать новое, чувство долга и т. д./

взаимоконтроль и самоконтроль

Высокий/интенсивно-творческий/

применение знаний в нестандартной ситуации, системность, умение прогнозировать собственную деятельность

расширение устойчивых мотивов

ответственность


Признаки самостоятельной работы

•  выделение специального времени для проведения самостоятельной работы;

•  наличие задания преподавателя, требующего умственных и физических усилий обучающихся;

•  самостоятельное выполнение задания обучающимися;

•  наличие результатов работы, которые отражают свое понимание проблемы.

Требования к организации самостоятельной работы

1.Обеспечение правильного  сочетания объемов совместной  и самостоятельной работы. 
2. Методически правильная организация работы

3. Обеспеченность обучающегося необходимыми методическими материалами

4. Контроль за ходом  самостоятельной работы и мер, поощряющих обучающегося за ее качественное выполнение.

При разработке заданий для самостоятельной работы обучающихся следует учитывать:

•  примерные нормы времени для выполнения задания;

•  логику и структуру учебного материала;

•  практическое назначение задания;

•  характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий;

•  постепенное нарастание сложности и проблемности.

На первом уровне – педагог управляет

деятельностью обучающегося.

•  На втором уровне – обучающийся является

•  субъектом образования и саморазвития за счет

•  включения в рефлексивную деятельность

 

Нетрадиционные технологии и приемы организации  
самостоятельной работы обучающихся

О. Б. Даутова Санкт-Петербург

Ольга Борисовна Даутова – преподаватель РГПУ им. Герцена, кандидат педагогических наук. Приемы, которые она использует со своими студентами, будут интересны и преподавателям старших классов ОУ

1. Умственная карта.

Составьте творческую умственную карту на тему «самостоятельная работа студентов»

1. Начните в  ЦЕНТРЕ чистой страницы, немного  развернув ее. Зачем? Чтобы предоставить своему мозгу творческую свободу ветвиться во всех направлениях.

2. Используйте  в качестве своей центральной  идеи изображение. Почему? Потому что по своему творческому потенциалу образ стоит тысячи слов, он будет приятен глазу и способен концентрировать ваше внимание.

3. Повсюду используйте  разные цвета. Зачем? Затем, что цвет стимулирует творческое мышление, помогает вам различать сферы творческой мысли, стимулирует визуальные центры мозга и захватывает внимание глаз, привлекает интерес.

4. Подсоедините  к центральному образу главные  ответвления и соедините ветви второго и третьего уровней с первым и вторым уровнями. Для чего? Поскольку мозг работает с помощью ассоциаций, то если эти ветви соединены на листе бумаги, они будут соединяться и в вашей голове и начнут искриться большим количеством творческих мыслей. Кроме того, это формирует и поддерживает основу структуры точно так же, как ваш скелет, мышцы и соединительные ткани объединяют все ваше тело.

5. Ответвления  делайте искривленными, а не прямыми. Почему? Потому, что творческая умственная карта с прямыми линиями скучна для глаз! Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые вы чаще видите в природе.

6. Пишите по  одному слову на строке. Почему? Потому, что, как вам известно, каждое отдельное слово или образ генерируют свой собственный огромный массив творческих мыслей. Когда вы используете по одному слову, каждое из них обладает лучшей способностью генерировать новые мысли. Написание фраз или предложений может замедлять срабатывание этого эффекта (внимательно рассмотрите умственные карты).

7. Повсюду используйте  образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимулируют новые творческие ассоциации.

2.1 Работа  с понятийно-терминологической картой  «Метапознавательная деятельность студентов»

Метапознание – в широком смысле: рефлексия себя как познающего субъекта, предполагающая осознание себя как познающего и способность понимать и отслеживать свои когнитивные процессы; в узком смысле: знание о знании.

Метакогнитивное знание – стратегическое знание, знание того, как решать задачи, как обучаться и запоминать, как достичь понимания и, как отслеживать, оценивать и направлять эти виды деятельности в процессе их реализации.

 

Метапамять – знания, касающиеся запоминания, включающие в себя следующие компоненты: оценку легкости изучения, оценку качества изучения, оценку ощущения изучения, оценку степени уверенности. /Д. Халперн, с.56/

Метакогнитивная подготовленность – состояние, формирующиеся по мере осознания учащимися когнитивных стратегий и того вклада, который может внести их систематическое использование в процесс обучения и решения задач.

 

Метапознавательная деятельность – деятельность, включающая два аспекта: знание о самом процессе познания; контроль за собственной познавательной деятельностью.

Стратегии мышления/обучения – весь спектр видов активности, участвующих в процессах обучения и мышления. Стратегии мышления включают как метакогнитивные, так и когнитивные стратегии. Метакогнитивные навыки являются управляющими (контрольными); когнитивные навыки – исполнительные. /Ги Лефрансуа, с.149/

 

Метакогнитивная компетентность – состояние, формирующиеся по мере осознания учащимися когнитивных стратегий и того вклада, который может внести их систематическое использование в процесс обучения и решения задач.

Когнитивная игра – придать смысл информации, более эффективно запоминать и использовать ее. /Флавелл/

 

Когнитивные стратегии = стратегии мышления/обучения– инструменты интеллектуальной деятельности.

 

Пример, иллюстрирующий отношения между метакогнитивной и когнитивной сферой: «Я решаю выучить значения распространенных, приложимых к сфере образования терминов, используемых в современных когнитивных науках (постановка цели, которую я, как мне кажется, способен достичь: метакогнитивный опыт). Я начинаю читать данный раздел (когнитивная деятельность). Прочтя две строчки, я останавливаюсь; у меня появляется смутное ощущение, что я что-то упустил (метакогнитивный опыт). Я снова читаю эти строки (когнитивная деятельность). Я продолжаю чтение. Я мысленно повторяю каждое отдельное определение один-два раза (повторение, когнитивная стратегия). Что-то подсказывает мне, что я обучаюсь (метакогнитивный опыт). Я заканчиваю чтение. Я смотрю на каждый термин и повторяю про себя его определение (когнитивная деятельность). Я удовлетворен тем, что я понял, и смогу помнить прочитанное до завтрашнего опроса (метапознание).

2. 2. Когнитивные  стратегии

Тип стратегии

Примеры

1.   

Базовые (простые) стратегии повторения

Простое повторение правила

2.   

Сложные стратегии повторения

Подчеркивание всех важных пунктов в тексте

3.   

Базовые стратегии обработки

Формирование психических образов или других ассоциаций, таких как…

4.   

Сложные стратегии обработки

Формирование аналогий, перефразирование, подведение итогов, связывание

5.   

Базовые стратегии организации

Группировка, классификация, упорядочивание

6.   

Сложные стратегии организации

Идентификация основных идей; разработка понятийных обобщающих таблиц

7.   

Стратегии отслеживания усвоенного материала

Вопросы для самоконтроля; перечисление основных пунктов, (тезисов); постановка целей и отслеживание своего продвижения к этим целям

8.   

Аффективные и мотивационные стратегии

Предвосхищение последствий академических успехов (например, получения стипендии); глубокое дыхание и другие релаксационные техники; положительный настрой


3.  Работа с листом самодиагностики навыков мышления

Лист самодиагностики составлен на основе характеристик навыков мышления, выделенных Джуди А. Браусом и Дэвид Вудом.

«Проведите самодиагностику. Определите, в какой мере Вы обладаете навыками мышления, необходимыми для обучения. Оцените владение каждым навыком по трехбалльной шкале: 2 балла – владею в достаточной степени; 1балл – владею не совсем; 0 баллов – не владею»

Информация о работе Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог