Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 07:01, дипломная работа
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я: теоретически обосновать и изучить влияние игровой деятельности на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.
Т е м а и с с л е д о в а н и я: "Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности".
О б ъ е к т и с с л е д о в а н и я: социальная адаптация дети старшего дошкольного возраста.
П р е д м е т и с с л е д о в а н и я: игровая деятельность как средство социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа социальной адаптации старших дошкольников средствами игровой деятельности. 8
Социальная адаптация как научная проблема.
1.2Особенности социальной адаптации детей старшего
дошкольного возраста.
Игровая деятельность как средство социальной
адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Вывод по первой главе.
Глава 2. Игра как средство способствующей аффективной социальной адаптации в старшем дошкольном возрасте. 46
2.1 Диагностика степени проявления социальной адаптации
детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Программа “Игры для детей дошкольного возраста,
направленные на социально - личностное развитие”.
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования.
Вывод по второй главе.
Заключение.
Список использованной литературы.
Рис. 2.3.4. Динамика сводных показателей результатов степени социальной адаптации старших дошкольников средствами игровой деятельности в контрольной и экспериментальной группах на 3 этапе
Выводы по второй главе:
Полученные нами данные позволяют сделать следующее выводы. Результаты, полученные после проведения констатирующего эксперимента показали, что у всех детей необходимо…….. У детей контрольной и экспериментальной группы преобладает низкий уровень развития…….
Во время проведения формирующего эксперимента все наши мероприятия были направлены на…..
. В процессе проведения
После проведения формирующего
эксперимента уровень развития познавательной
активности детей экспериментальной
и контрольной групп стал значительно
отличаться. У детей экспериментальной
группы уровень познавательного
интереса значительно вырос, в то
время как у детей контрольной
группы изменился незначительно. Исходя
из этого, мы приходим к выводу, что
в процессе …….возрастает уровень
……….
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
Список использованной литературы.
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1996. - 330 с.
2.Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров.в 24 томах. –М., « Советская Энциклопедия», 1976.- Т. № 1.
3. Воронин А. С. Словарь
терминов по общей и
4.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от 1 года до 7 лет. – М.: Просвещение, 2002. – 76 с.
5.Дьяченко, О. М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами ДОУ / О. М. Дьяченко // Психологическая наука и образование. - 1992. - №2. - С. 18-24.
6.Ефимкина Р. П. Детская психология. Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2000. - 47 с.
7. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров. - М., 1993.
8. Изучение личности дошкольника. /Сост. Лавровская И.В. – Киров, «Информационный центр», кафедра психологии КГПИ им. В.И.Ленина, 2001. – 129 с.
9.Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад//Дошкольное воспитание. – 1998 - № 4 стр 2-11
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2000. – 416 с.
12.Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. -- СПб.: Питер, 2004. -- 480 с.
13.Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. –
14. Лямина Г. Книга для воспитателей. //Дошкольное воспитание. 1984,
№ 2.
15. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.
16.мардахаев
17.Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
18. Мижериков В.А Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. — 544 с.стр 17]
19. Морозов А.В. Проблемы социально-психологической
адаптации. URL: http://www.bestreferat.ru/
20. Мудрик А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Но-вые ценности образования. - 1996. - Вып. 6. - С. 51-56.
21.Налчаджян А.А. Личность, групповая
социализация и психическая
22. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. 263 с.
23. Обухова Л.Ф. Детская
24. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.с 627
25. Поливанова, К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / К.Н. Поливанова. - М.: Педагогика, 1989. - 284с.
26. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М. : Высш. шк., 2004. - 511 с.стр 30
27. Психологический словарь В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова, под общ. Ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 640 с.стр 457 ]
28. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 479 с. выделяет 3 направления в исследовании социальной адаптации:
29.Рогов Е.И. Настольная
30. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Педагогика, 2007. –с. 34
31. Сандомирский М.Е. Психическая адаптация
в условиях пенитенциарного стресса и
личностно-типологические особенности
осужденных. Уфа: Здравоохранение Башкортостана,
2001. 88 с. URL: http://marks.on.ufanet.ru/PSY/
32. Словарь по социальной педагогике / Автор-составитель Мардахаев Л.В. - М.: Академия, 2002. - 388 с.
33. Сухарев А.В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека: автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М.: Психологический институт РАО, 1999.
34.Тюмасева З.И., Богданов Е.Н., Щербак Н.П., Словарь-справочник современного общего образования: Акмеологичекие, валеологические и экологические тайны.- СПб.: Питер, 2004 г., 464.: ил.- ( серия «Учебное пособие»).
35. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. - М.: «Академия», 1996. - 96 с.
36. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
37. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.
38.Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка.- Минск.2008. – 78с.
39.Чудиловская Л.С. причины трудностей социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ/ Л.С. Чудиловская// Дошкольное воспитание. – 2010. - № 11.- С.
40. Штак С.В. Анализ проблемы социально-психологической адаптации в условиях трансформации Российского общества // Сибирская психология сегодня. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С 267-273.
2 балла – игровые умения
и навыки развиты на среднем
уровне (проявляются при создании
педагогом игровой ситуации
3 балла – игровые умения и навыки развиты
на высоком уровне (самостоятельно проявляет
интерес и желание организовывать игру).
1Методика. Сюжетно – ролевая игра « Больница»
Цель: выявить степень проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Цель:выявить степень проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре.
Цель:выявить степень проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре.
Критерии |
Показатели |
Высокий уровень |
Средний уровень. |
Низкий уровень |
Выявить умения детей организовывать игру, объединяться в игровую группу, умение взаимодействовать со сверстниками в игре, умение решать проблемную ситуацию. |
Умение предложить замысел игры; Умение развивать замысел по ходу игры; Умение создавать предметно- игровую обстановку. Умение выбрать сюжет. Умение привлекать в игру новых игроков, развивая сюжет и включение новых ролей. |
Ребенок играет в большой группе детей (от 3-х до 8-ми человек). Ребенок перед началом игры придумывает замысел игры, принимает активное участие, заинтересован- ное участие в совместном сюжетосложении, в распределении ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок,дополнение игровой обстановки по ходу игры. |
Ребенок играет в небольшой устойчивой группе детей (до 4-х человек). Ребенок умеет договариваться о теме игры, четко обозначает свою роль, обсуждает с другими детьми основные направления развития сюжета. Ребенок вместе с другими детьми выбирает в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы в соответствии с ролью. В игре ребенок воспроизводит разные по содержанию роли сюжеты с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Выбранная ребенком роль определяет и направляет поведение ребенка в игре. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли. |
Ребенок играет один или в устойчивой паре. Ребенок в игре начинает играть с ходу, нет подготовительного этапа. Использование предметов – заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами. Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному (мама кормит дочку и.т.п ) |
Выявить умения детей выполнять нормы правила игры в совместной игровой деятельности.
|
Умение выполнять правила игры в групповых играх. Умение договариваться, уступать, организовывать себя; |
Ребенок самостоятельно выбирает себе игру, привлекает партнеров для игры, следит за выполнением и сам выполняет правила игры, соблюдает очередность в ходе и в выборе ведущего игры. В случае выигрыша или проигрыша в игре реагирует адекватно (спокойно). |
Ребенок охотно принимает участие в игре, включается в игру сверстников, выполняет правила игры. В случае выигрыша или проигрыша бурно выражает свои эмоции. |
Ребенок включается в игру сверстников с осторожностью, избирателен в партнерах для игры. Правила игры выполняет с трудом, нередко нарушает их. Может бросить игру, не закончив ее. В случае проигрыша отказывается от дальнейшей игры. |
Выявить умения детей организовывать игру, объединяться в игровую группу, выполнять нормы правила игры. |
Умение организовать подвижную игру, проявлять инициативу, привлекать большое количество игроков, объяснять и соблюдать правила игры, выбирать ведущего. |
Ребенок привлекает для игры группу детей, объясняет (напоминает) правила игры, выбирает (организовывает выбор) ведущего, следит за выполнением игровых правил. |
Ребенок охотно принимает участие в игре, но инициативы не проявляет. Соблюдает правила игры. |
Ребенок включается в игру, если она ему интересна. Нарушает правила игры, может выйти из игры на любой ее стадии. |
Информация о работе Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности