Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 02:49, дипломная работа
Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Сущность понятия "компьютерная зависимость"
1.2 Понятие «Интернет-зависимость»
1.3 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.4 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.5 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютер-ными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Досуговая деятельность педагога-организатора как одна из форм профилактики компьютерной зависимости у подростков
2.2 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.4 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
2.
Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим
о переходе человека на эту
стадию формирования
3. Стадия зависимости. По данным Шпанхеля, всего 10-14% игроков являются «заядлыми», т.е. предположительно находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями — в ценностносмысловой сфере личности. По данным А.Г. Шмелева происходит интернализация локуса контроля, изменение самооценки и самосознания. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие люди очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом.
Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма. Различие в том, что люди не отрываются от социума, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.
Для людей с индивидуализированной формой зависимости такие перспективы гораздо более реальны. Это крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики — она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра — это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Это клинический случай, психопатология или образ жизни, ведущий к патологии. В связи с этим мы не будем в этой работе подробно останавливаться на этом, т.к. этот вопрос требует отдельного изучения.
4.
Стадия привязанности. Эта
Компьютерные игры имеют не большую историю, однако случаев полного угасания зависимости единицы. Человек может остановится в формировании зависимости на одной из предыдущих стадий, тогда зависимость угасает быстрее. Но если человек проходит все три стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, то на этой стадии он будет находится длительное время. Определяющим здесь является тот факт, до какого уровня произойдет спад величины зависимости после прохождения максимума. Чем спад сильнее, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Однако есть основания предположить, что полностью зависимость не пройдет никогда, но мы не можем подтвердить это экспериментально. Следует отметить также и такой факт, как возможное кратковременное возрастание игровой зависимости, в следствие появления новых интересных игр. После того, как игра «постигается» человеком, сила зависимости возвращается на исходный уровень.
Таким образом, разбиение процесса формирования игровой зависимости на стадии представляется нам важным шагом на пути исследования феномена кибераддикции, т.к. предполагает типологизацию аддиктов, исходя из их фиксации на определенной стадии зависимости. Таким образом, мы рассмотрели понятие компьютерной зависимости, влияние компьютерной на здоровье и психику детей и подростков, выявили стадии компьютерной зависимости.
Глава II. Реализация
социально-педагогической
программы по профилактике
компьютерной зависимости
детей и подростков
2.1
Досуговая деятельность
педагога-организатора
как одна из
форм профилактики
компьютерной зависимости
у подростков
Педагог - организатор.
Специфика деятельности педагога-организатора заключается в разнообразии выполняемых им функций. Он может работать с детьми, подростками, молодежью в жилом массиве, в подростковом клубе, в образовательном учреждении. В учреждении дополнительного образования детей он также может выполнять различные функции: методиста, организатора массовой работы, педагога дополнительного образования и собственно педагога-организатора. Поэтому очертить границы его специальных знаний и умений достаточно сложно.
Педагог - организатор руководит работой одного из направлений деятельности учащихся, а именно дополнительного образования: художественного, спортивного, технического, туристско-краеведческого, эколого-биологического и др. Также он координирует работу педагогов, ведущих занятия по тому или иному направлению, помогает им в решении методических, организационных, воспитательных проблем. Содействует выявлению и развитию талантов школьников. Создает условия для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей. Совместно с заместителем директора способствует профессиональному росту педагогов дополнительного образования.
Такая
должность чаще встречается в
тех общеобразовательных
Досуговая деятельность подростков
Досуг
- возможность человека заниматься
в свободное время
Отдых
снимает усталость и
Самой
распространённой формой проведения досуга
подростков является общение. Все исследования
подросткового возраста привели
к тому, что огромное значение имеет
для подростков общение со сверстниками,
и поэтому одной из главных тенденций
подросткового возраста является переориентация
общения детей с родителей, учителей и
вообще старших на ровесников, более или
менее равных по положению.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков некоторые учёные объясняют так:
Д. И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную.
Интимно-личностное общение - взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты".
Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они".
Социально-
Исследования,
проведённые Д.И. Фельдштейном, показывают,
что потребность подростка в интимно-личностном
общении в основном удовлетворяются (31%
и 34%), потребность в социально-ориентированном
общении остаётся неудовлетворённой в
38,5% случаев, что обуславливает преобладание
стихийно-группового общения (56%), хотя
потребность в данной форме выражена в
минимальном количестве.
2.2
Содержательно-технологические
аспекты социально-педагогической
программы по профилактике
компьютерной зависимости
детей и подростков
В этом параграфе мы рассмотрим проведенный констатирующий эксперимент, цели, задачи и методы эксперимента.
С целью анализа и характеристики состояния уровня компьютерной зависимости был проведен констатирующий эксперимент в школе МБОУ СОШ № 114 г. Екатеринбурга, который проводился в 7, 9 и 11 классах, где 75 человек в классе, из них 37 мальчиков и 38 девочек. Дети учатся в полную меру сил, проявляют интерес к знаниям, трудолюбивы. В классах есть реально действующие органы самоуправления, в основном самостоятельно решаются вопросы планирования, организации, контроля. Многие дети проявляют интерес к общественным делам, с желанием участвуют в ни, выполняют поручения сознательно и ответственно к ним относятся. Переживают удачи и неудачи своего класса. Четко проявляют общественное мнение в классе, при любом негативном поступке учащегося.
Так же эксперимент проводился и в контрольных классах, в 7, 9, 11 классах, где 75 детей, из них 48 девочек и 27 мальчиков. Ребята в классе доброжелательно относятся друг к другу. Класс дисциплинирован, крупных дисциплинарных нарушений нет. Дети ответственны к любым посильным поручениям в классе. Эксперимент проводился на основе наблюдений, в форме анкеты. (Приложение 1).
В
средней общеобразовательной школе №
114 г. Екатеринбурга мною была проведена
анкета «Место современных информационных
технологий в жизни детей и подростков».
В опросе принимали участие учащиеся 7-х,
9-х, 11-х классов экспериментальной и контрольной
группы, всего 150 человек, из них 64 мальчика
и 86 девочек.
Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.
В анкете затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения детей и подростков к новым информационным технологиям. Это место компьютера и телевидения в структуре досуга подростка; значимость телевидения как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье детей и подростков, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени ребенка, подростка.
Анкета разделена на 4 блока:
Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга ребенка
Место компьютера в жизни ребенка
Место телевидения в жизни ребенка
Отношение родителей к свободному времени ребенка
При анализе первого блока анкеты мы учитывали 2 аспекта:
Возрастной аспект
Полоролевой аспект
Проводя констатирующий эксперимент мы внесли результат в таблицу № 1.
Как
видно из диаграммы (приложение 2)
наиболее популярными видами деятельности
среди мальчиков-подростков 12-17 лет являются
такие виды деятельности, как:
Таблица
№ 1
Вид
деятельности
Возраст детей |
12-13 лет
Экспер группа |
12-13 лет
Контр. группа |
14-15 лет
Экспер. группа |
14-15 лет
Контр. группа |
16-17 лет
Экспер. группа |
16-17 лет
Контр. группа |
гуляю с друзьями | 15% | 15% | 19% | 17% | 15% | 18% |
читаю | 6% | 8% | 8% | 3% | 8% | 10% |
играю в компьютерные игры | 30% | 18% | 12% | 1-% | 14% | 10% |
слушаю музыку | 13% | 15% | 17% | 19% | 15% | 20% |
отдыхаю | 7% | 10% | 9% | 16% | 10% | 13% |
посещаю клубы, дискотеки | 4% | 6% | 5% | 10% | 10% | 12% |
посещаю кружки | 4% | 5% | 15% | 5% | 6% | 5% |
посещаю театр, к / т | 4% | 0% | 3% | 5% | 5% | 12% |
посещаю музеи | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 1% |
смотрю TV, DVD | 17% | 21% | 12% | 20% | 17% | 10% |
Информация о работе Социальная профилактика компьютерной зависимости подростков