Социальная профилактика компьютерной зависимости подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 02:49, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Сущность понятия "компьютерная зависимость"
1.2 Понятие «Интернет-зависимость»
1.3 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.4 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.5 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютер-ными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Досуговая деятельность педагога-организатора как одна из форм профилактики компьютерной зависимости у подростков
2.2 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.4 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная профилактика компьютерной зависимости подростков.doc

— 604.50 Кб (Скачать файл)

     За  проявлениями зависимости от Интернета  нередко скрываются другие аддикции либо психические отклонения. Интернет-зависимость  не считается официальным диагнозом и часто является симптомом других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т.д.).

     Очевидно, проблема Интернет-зависимости существует. Возможно, в СМИ ее значение несколько  преувеличено. В помощи психотерапевта нуждаются те, кто игнорирует повседневные заботы, у кого оказывается разрушенной бытовая жизнь.

     Зависимость от сетевого пространства является психологической  проблемой, поэтому в качестве лечения  используют различные формы психотерапии, в частности, когнитивно-бихевиоральную – постепенное изменение мыслительных установок и поведенческих стереотипов зависимого. Это довольно длительный процесс (до нескольких месяцев), так как для закрепления новых форм мышления и поведения требуется время.

     Также популярностью пользуются многоступенчатые программы по типу 12-шаговой системы, используемой для лечения алкогольной зависимости. Парадоксально, но факт – существуют интернет-центры по освобождению от интернет-зависимости. Этакий виртуальный клуб, где общаются люди, желающие избавиться от чрезмерного увлечения компьютером. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Психологические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми 

     Задача параграфа является: раскрытие возрастных особенностей детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.

     На  телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.

     Каждый  возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество в школе нередко отсутствует.

     По  мнению Л. И. Божович, главное внимание в воспитании подростка следует  сосредоточить на развитии мотивационной  сферы личности: определения своего места в жизни, формировании мировоззрения  и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.

     Именно  в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить  себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни. 
 

     Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.

     Эти новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в  результате активного включения  в выполнение самых разных форм общественной деятельности.

     В психическом развитии ребенка определяющим является не только содержание его  ведущей деятельности, но и характер системы взаимоотношений с окружающими  его людьми. На различных этапах своего развития ребенок использует определенную систему взаимоотношений.

     Одним из важнейших условий формирования личностного развития является общение  подростков со сверстниками и взрослыми. Неудачи в общении ведут к  внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

     Общение субъективно воспринимается подростками  как нечто личностно очень  важное. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подростков в благоприятном доверительном общении со взрослыми и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения.

     Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности  в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Все это усугубляется еще и таким фактором, как отсутствие благоприятного общения в семье.

     При работе с младшими подростками упор следует сделать на пробуждение  интереса и развития доверия к самому себе, на понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера. 

     Уровень развития, характеризующий детей  подросткового возраста, не является постоянным. Он растет и изменяется вместе с изменением условий жизни общества. Современный подросток всесторонне информирован. Для поведения подростка характерно и то, что он перестал все принимать на веру, стал тоньше подмечать недостатки в поведении и высказываниях взрослых. Однако ярко выраженная критичность по отношению к окружающим уживается у него с недостаточной самокритичностью, неумением объективно оценить свои успехи и неудачи, нежеланием признать свою вину. Во всех аспектах психической деятельности детей и подростков проявляются определенные противоречия:

     — с одной стороны, непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и, с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни;

     — подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали, не терпит той «оголенности» идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания;

     — желание самоутвердиться и неумение это сделать;

     — есть глубокая необходимость в совете, помощи — и в то же время, словно нежелание, обратиться к старшему;

     — противоречие между богатством желаний, с одной стороны, и ограниченностью  сил, опыта, возможностью для осуществления  их — с другой;

     — показное отрицание авторитетов, увлечение  идеальным и сомнение в том, что  идеальное может быть в нашей будничной жизни;

     — презрение к эгоизму, индивидуализму и чувствительное самолюбие;

     — удивление перед неисчерпаемостью науки, желание много знать, переживание  вдохновения, радости интеллектуального  труда и в то же время поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, к своим повседневным заданиям;

     — романтическая восторженность и... грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и ироническое отношение к красоте.

     Ребенок, став подростком, обнаруживает неподготовленность управлять собственным бурным развитием, своими переживаниями. Сами по себе эти переживания не являются причиной отклонений в поведении. Отклонения в поведении подростка появляются в результате ошибок, допущенных родителями в воспитательной работе из-за незнания или игнорирования ими возрастных особенностей подростков. Восприятие детей и подростков характеризуется большей организованностью, осознанностью и целенаправленностью по сравнению с восприятием детей младшего школьного возраста. Восприятие носит избирательный характер. Подросток склонен воспринимать наиболее интересные для него предметы и явления. Для внимания в этом возрасте также характерна избирательность. Подросток внимателен к тому, что его интересует, и увлекательной работой занимается сосредоточенно и длительное время, не чувствуя усталости.

     Вместе  с тем по причине большой возбудимости детям и подросткам присуща неустойчивость внимания. Память детей и подростков совершенствуется, качественно изменяется, развиваются способности логического запоминания. Школьник старается осмыслить изучаемый материал, воспроизвести прочитанное своими словами. Правильно поступают те родители, которые тренируют сына или дочь в изложении прочитанного своими словами, учат его делать это легко и свободно.

     Стремясь  к самостоятельности, дети и подростки иногда уклоняются от проверки знаний со стороны взрослых. Они отказываются повторять учебный материал вслух, уверяя родителей, что все знают. В результате — непрочность, а порой и запущенность знаний. В подростковом возрасте становятся более совершенными мышление и речь. Доминирующим у подростка становится логическое мышление, наблюдается расширение круга усваиваемых абстрактных понятий и качественное их обогащение.

     Вместе  с тем расширяется круг конкретных образов и представлений, обогащается их содержание. Представления и понятия становятся более абстрактными. Речь детей и подростков характеризуется усложнением структуры предложений, более частым употреблением абстрактных выражений. Появляется потребность в умении мыслить самостоятельно. Дети и подростки стремится иметь и отстаивать свои суждения. Важной особенностью их мышления является критичность, особенно в отношении к высказываниям взрослых. Появляется стремление самому разобраться в жизни. Эта особенность мышления способствует выработке самостоятельных взглядов и убеждений, что имеет важное значение в становлении его личности.

     Под влиянием обучения, накопленного социального  опыта и источников информации расширяется  круг интересов, обостряется его  любознательность. В подростковом возрасте такие чувства как дружба, товарищество отличаются большей осознанностью, чем прежде. Дружба возникает чаще всего на основе общей деятельности — учебной, игровой, спортивной, общественной, на основе одних и тех же интересов и склонностей. Подросток дорожит дружбой, готов постоять за товарища в любых обстоятельствах. Дружба благотворно сказывается на формировании его личности, на воспитании высоких нравственных качеств: внимательности и чуткости, доброжелательности и отзывчивости, правдивости и честности, взаимопомощи и взаимовыручки.

     Особенно  остро у детей и подростков проявляется чувство коллективизма. Мальчика или девочку характеризует повышенная потребность в общей коллективной деятельности, стремление найти свое место в ученическом коллективе. Подросток дорожит мнением одноклассников и старается заслужить своим поведением их одобрение. Неумение найти свое место в коллективе учащихся приводит к замкнутости, одиночеству, что может явиться причиной недисциплинированности, поисков деятельности вне коллектива сверстников.

     Психолого-педагогические исследования показывают, что большинство  учащихся подросткового возраста занимаются самовоспитанием, хотя не у всех оно  носит стабильный характер. Однако их стремление активно воздействовать на себя не всегда совпадает, а порой и вступает в противоречие с его привычками, стихийно возникшими желаниями. В результате появляется неорганизованность, недисциплинированность.

     Весь  процесс формирования дисциплинированности детей носит противоречивый характер. Школьник может сознавать необходимость дисциплины, планировать пути ее формирования и совершенствования и в то же время нарушать ее. В сознании и поведении подростка одновременно уживаются детство и зрелость. В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения детей и подростков.

     Каждый  раз подросток «с головой» уходит в игру, взаимодействуя с объектами, участвующими в ней, которые подчиняются  определенным законам, описывающим  их поведение. Он имеет возможность исследовать в деталях все время новый, постоянно обновляющийся мир игры, сталкиваясь порой с неожиданными явлениями в рамках предварительно определенных законов этого мира. В основном его любимые персонажи или объекты «живут», чтобы, изменяясь в бесконечных сочетаниях и вариациях, доставлять ему радость. Среди них есть «плохие» и «хорошие», «добрые» и «злые», «умные» и «глупые». Прежде всего, игра дает все те эмоции, которые не всегда предоставляет ребенку жизнь. Широчайший спектр эмоций (от положительных до отрицательных) можно испытать, не сдвигаясь с места! Это восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение.

     Игра  дает выход избыточной жизненной  силы, отдых и разрядку, стремление к главенству, компенсацию вредных  побуждений, восполнение монотонной деятельности, подчинение врожденному инстинкту подражания, упражнение в самообладании, удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний, осуществляет тренировку перед серьезным делом. [20, 9] В игре детям и подросткам хорошо. Они сильные, смелые, успешные… Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром, практически не прикладывая усилий, используя лишь в качестве аналога волшебной палочки компьютерную мышь. У него создается иллюзия овладения этим миром.

     Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся фрагмент игры. Это особенно захватывает детей и подростков, который болезненно ощущает свою неуспешность, которого привлекает возможность избавления от своих комплексов, сиюминутного получения удовольствия, представления себя в различных обличьях. В основном состояние компьютерной зависимости дезадаптирует детей и подростков, выбивает из жизни, причем таким образом, что у него не остается других интересов, кроме игры. Ребенок уже не может без нее жить. Она становится доминантной, поэтому можно сказать, что компьютерная зависимость - своеобразный вид наркомании.

Информация о работе Социальная профилактика компьютерной зависимости подростков