Социальная профилактика компьютерной зависимости подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 02:49, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Сущность понятия "компьютерная зависимость"
1.2 Понятие «Интернет-зависимость»
1.3 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.4 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.5 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютер-ными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Досуговая деятельность педагога-организатора как одна из форм профилактики компьютерной зависимости у подростков
2.2 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.4 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная профилактика компьютерной зависимости подростков.doc

— 604.50 Кб (Скачать файл)

     Опасность для психики таит в себе и Интернет. В нем есть так называемые чаты – специальные сайты для общения. Можно выходить в Интернет под своим именем, или придумать себе имя, биографию, имидж. У некоторых психически неустойчивых подростков в связи с этим возникают проблемы самоидентификации – происходит отчуждение "Я", начинается раздвоение личности по типу компьютерной шизофрении.

     Второй  вид патологии – когда дети начинают лихорадочно "рыскать" по сайтам, бессмысленно скачивая информацию. Для них самоцель – "сидение  в интернете". А для взрослых основную опасность представляют киберсекс  и участие через Интернет в  азартных играх, формирующих патологическую личность игрока.

     Не  все дети имеют особую предрасположенность  к компьютерной зависимости, а лишь личностно незрелые. Есть, конечно, и биологические причины задержки роста личности, и какая-то психическая  неполноценность.

     Например, психически неустойчивых подростков больше привлекает возможность сиюминутного получения удовольствия, информации и т.п. Подростков эпилептоидного плана  разработчики компьютерных игр подлавливают на азарте, на увлечении материальной стороной жизни и на агрессивности.

     Шизоидам, которые плохо приспосабливаются  к реальности, предоставляют возможность  фиктивного овладения иллюзорным миром. А приманка для истероидов – общение  в сети, когда они могут примерить  разные роли, предстать в разных обличиях, таким образом, пытаться изжить свои комплексы.

     Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить  не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при  помощи которых можно решить эту  задачу. Таким образом, мышление ребенка  программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность – то, что раньше всегда было присуще детям.

     Поэтому, на мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер вреден. Чем  позже он за него сядет, тем лучше. Если же родители уже приобрели его, необходим жесткий контроль времени, которое ребенок за ним проводит. У ребенка должна быть возможность широкого спектра общения со сверстниками: спортивная секция, музыкальная, хореографическая или художественная школа и т.п.

     Компьютерная  наркомания, как, впрочем, и другие формы  отклонения в поведении, во многом связана  с исчезновением общественно-государственного института инициации, с ликвидацией  подростково - молодежных организаций  типа пионерской или комсомольской. В данном случае важно не содержание их работы, а форма, которая естественна для любого традиционного общества. Не случайно "пионер" переводится как разведчик – разведчик во взрослой жизни. И если эту разведку никто не организует, она организуется стихийно и проявляется хотя и не в виде подростковой банды, но в виде некоей параллельной жизни, дезадаптирующей ребенка, уводящей его от реальности.

     Врачи и психологи пока в самом начале пути коррекции и профилактики компьютерной зависимости. В практике используется медикаментозное и психотерапевтическое воздействие, что позволяет избавить ребенка от его патологического влечения, дезактуализировать проблему. Но, к сожалению, всех проблем это не решает. Остается проблема инициации, поиска групповой подростковой среды, выстраивания взаимоотношений со сверстниками, обретение смысла жизни. Родители, педагоги, психологи должны предложить альтернативу, эмоционально не менее привлекательную, но более социально приемлемую и не угрожающую потерей психического и физического здоровья. 
 
 

     Термин  «киберпространство» для обозначения  всей совокупности информации, содержащейся в компьютерных сетях, ввел в употребление Уильям Гибсон (William Gibson) в романе «Нейромант», а журнал Wired Magazine сделал модным. Если раннее результатом процесса виртуализации становились художественные миры, то сейчас результат виртуальная реальность, построенная с помощью новых компьютерных методов и технологий, зависимая от их дальнейшего развития. На сегодняшний день Интернет в той или иной мере является глобальным информационным пространством, которое можно рассматривать как единое «псевдопространство» – в виде информационной проекции реального пространства, объединяющей все существующие телекоммуникационные и информационные сети. Формирование глобальных информационных сетей стало прямым следствием компьютерных технологий, поэтому глобальное информационное пространство носит, прежде всего, кибернетический (компьютерный) характер. В настоящее время понятие киберпространства используется для обозначения совокупности всех электронных систем, то есть фактически для обозначения глобального информационного объёма.

     Однако  настоящее киберпространство —  виртуальный мир информации и интерактивной деятельности в Интернете только впереди. Проект с названием «Язык обработки графов» (Graph Evaluation Language, GEL) нацелен на создание технологии, которую можно будет использовать для построения многопользовательских трехмерных миров общения в Интернете. Цель проекта создать почти осязаемую среду, которая в корне изменит способ общения людей.

     Киберпространство подразумевает наличие некоего  мира, обладающего протяженностью и  метрикой, представленного в сознании - вполне возможно, в сознании разных людей представленного по-разному. Главная особенность киберпространства в том, что расстояние в традиционном понимании для него не имеет никакого значения.

     Сеть, породившая Интернет, её начало, до сих  пор является секретной американской разработкой, а структура - паутина (WWW) не подразумевает начала и конца. Анализируя глобальную сеть Internet, современные исследователи используют понятие «ризома» для раскрытия сущности её устройства и функционирования. Специфическое понятие заимствовано из ботаники, где оно означало определенное строение корневой системы, характеризующейся отсутствием центрального стержневого корня и состоящей из множества хаотически переплетающихся, периодически отмирающих и регенерирующих, непредсказуемых в своем развитии побегов. В самом широком смысле «ризома» может служить образом постмодерного мира, в котором отсутствует централизация, упорядоченность и симметрия.

     Но  главной характеристикой киберпространства  является не протяженность, а связность и содержательная полнота, т.е. отражение всех позиций и точек зрения. Киберпространство социально, так как наполнено людьми – точнее, образами людей, которые порождены текстами, видео- и аудиоинформацией, изображениями.

     Изучение  киберпространства как пространства социального, с одной стороны, подразумевает  анализ содержания, следовательно, работы с гипертекстом, с другой стороны изучение связи киберпространства и реальности. Основной информационный процесс, связывающий реальность и киберпространство, - это процесс изменения информации в гипертекст. Гипертекст – форма представления информации в Интернете. Данная форма подразумевает наличие текста, изображений, аудиоинформации, гиперссылок, оформленных единым языком создания web-документов (html - Hypertext Markup Language). 
 
 

     Если  ранее, не обладая знаниями, невозможно было представить себе написание  подобных документов, то сейчас наличие огромного количества программ web-редакторов сделало это простым для любого пользователя, а не только профессионала. Доступность позволила максимально ускорить темпы роста количества личных web-ресурсов, где люди представлены не во всей своей субъектности, а редуцированно: как набор продуцированных ими самими (или другими людьми о них) текстов, насыщенными дополнительными элементами.

     Гипертекст  – язык общения человека с машиной, и без этого диалога Интернет не был бы средством коммуникации. М. Надин в статье «One cannot interact» пишет о том, что язык из нолей и единиц и правил булевой алгебры есть язык общения между пользователем и машиной.

     Поэтому в силу вышеперечисленного, ошибочным  является рассмотрение киберпространства (и, как следствие, Интернета) как самостоятельного явления. Это продукт работы колоссального количества людей, управляемый и контролируемый. Причем гипертекст, как и любой текст, можно рассматривать в качестве объективированного (но опосредованного) отражения интересов сторон, участвующих в процессе общения друг с другом.

     Каково  соотношение (искусственного) киберпространства  и реального? Есть две крайние  позиции. Первая: киберпространство является абсолютно самостоятельным явлением, то есть может существовать независимо от реального пространства. Согласно второй позиции, киберпространство является только информационной проекцией деятельности структур реального пространства. Вторая позиция более обоснована, хотя в самом киберпространстве существует ряд объектов, которые не имеют аналога в реальном мире, более того киберпространство искусственно поддерживается и развивается реальным пространством, поэтому говорить о нем как о самостоятельном явлении не представляется возможным.

     Ж. Бодрийяр пишет: «Человеческое, слишком  человеческое и функциональное, слишком  функциональное действуют в тесном сообщничестве: когда мир людей, оказывается, проникнут технической целесообразностью, то при этом и сама техника обязательно оказывается, проникнута целесообразностью человеческой - на благо и во зло». Слишком тесны взаимосвязи реальности и киберпространства. И если киберпространство не может существовать без реальных людей, то люди могут обойтись без киберпространства.

     А теперь перейдем непосредственно к  психологическим проблемам, возникающим  из-за чрезмерного использования  Интернета.

     Исследователи отмечают, что большая часть Интернет-зависимых (91 %) пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.

     Интернет-зависимость  может возникать как зависимость  от самых различных форм использования Интернета, по своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков). По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Другие исследования называют цифры 2-6%.

     Отмечаются  особенности Интернет-зависимости - это не химическая зависимость, т.е. не приводящая к разрушению организма, по воздействию на организм она ближе к зависимости от азартных игр и т.п. Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К. Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие аддикта по изменениям в его поведении, распорядке дня. 

     Внимательно исследуются механизмы возникновения  Интернет-зависимости. Так, очень интересно  высказывание Дж. Сулера: "Киберпространство - один из способов изменения состояния сознания. Как и в измененном состоянии сознания, вообще, киберпространство и все, что в нем происходит, кажется реальным - часто даже более реальным, чем действительность". Это утверждение позволяет провести параллель между Интернет-зависимостью и зависимостями от химических веществ, изменяющих состояние сознания.

     Большая часть Интернет-зависимых "сидит" в Сети ради общения. Интернет-зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети.

     Таким образом, Интернет является привлекательным  в качестве средства ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций, включая пользование электронной почтой, чатами, ICQ. Во-вторых, это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт – это неограниченный доступ к информации – информационный вампиризм.

     Феномен зависимости от Интернета может  и должен быть понят не просто как  исключительно патологическое пристрастие, от которого следует любой ценой  избавляться, но и как богатая  внутренней мотивацией познавательная деятельность, вознаграждающая так называемых аддиктов ощущением потока. Под последним исследователи понимают эмоции, появляющиеся у пользователей при нахождении в Сети. 
 

     Есть  мнение, что если Интернет-аддикция будет впоследствии признана заболеванием (в качестве, например, так называемого "киберрасстройства"), то число страдающих от него будет существенно меньше, чем это представляется сейчас. В расширении симптоматики на данный момент заинтересованы специалисты по психическому здоровью и исследователи этого феномена.

     Как правило, те, кто становятся Интернет-зависимыми, меняют свою личность. Это уже не та гармоническая личность, которой она, возможно, была вначале, а личность уже аддиктивная. Во-первых, для аддиктов характерна смена аддиктивной реализации. Сегодня он - Интернет-зависимый, завтра - любовный аддикт, послезавтра - патологический игрок, а спустя немного времени он ушел в наркотики или алкоголизм. То есть это не исключено. Во-вторых, опасность заключается в том, что очень часто, рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными.

Информация о работе Социальная профилактика компьютерной зависимости подростков