Социальная профилактика компьютерной зависимости подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 02:49, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Сущность понятия "компьютерная зависимость"
1.2 Понятие «Интернет-зависимость»
1.3 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.4 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.5 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютер-ными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Досуговая деятельность педагога-организатора как одна из форм профилактики компьютерной зависимости у подростков
2.2 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.4 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная профилактика компьютерной зависимости подростков.doc

— 604.50 Кб (Скачать файл)

     Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером. На основе данных я выбрала социально-педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков в средней общеобразовательной школе. ( приложение 7)

     Главное в программе «Мир глазами детей» - системный подход к формированию позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания с помощью воспитательных мероприятий.

     Цель  данной программы: профилактика компьютерной зависимости среди детей и  подростков; повышение интереса к  различным сферам современного досуга.

     Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

     -Подготовить сознание детей и подростков к противодействию негативным воздействиям компьютерных игр;

     -Помочь осознать детям их образовательные потребности способы их удовлетворения (развлечение, снятие стресса, познание и др.);

     -Проинформировать детей и подростков о воспитательных возможностях школы и внешкольных учреждениях;

       Программа разработана для детей и подростков 7, 9 и 11 классов, а также для их родителей.

     Она состоит из двух направлений работы:

     Работа с учащимися 7, 9, 11 классов

     Работа  с родителями учащихся 7, 9, 11 классов

     Первое  направление предусматривает проведение бесед, дискуссий, демонстрацию фильма, участие в акции. Второе направление  также предусматривает проведение бесед с родителями, проведение круглого стола, дискуссий.

     Ожидаемые результаты:

     Информированность детей и их родителей в области  влияния компьютерных технологий на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека;

     Увеличение  интереса детей к различным сферам досуговой деятельности;

     Уменьшение  процента детей, в наибольшей степени  увлеченных компьютерными играми;

     Осознание детьми и их родителями влияния компьютерных игр на структуру досуга, а также  на социально-психологическое здоровье.

     Предлагаемая  программа профилактики рассчитана на полгода обучения в средней общеобразовательной школе, занятия будут проходить один раз в неделю с родителями учащихся и один раз в неделю с детьми. Время занятий от 30 минут до 1 часа, время может варьироваться в зависимости от желания родителей. [Таблица 3]

     Экспериментальным путем мы доказали, что компьютерные технологии заполнили досуг детей и подростков.

 

      2.2 Результативность  социально-педагогической  программы по профилактике  компьютерной зависимости  детей и подростков 

     Задача  параграфа: проанализировать проведенный формирующий эксперимент как в экспериментальных классах, так и в контрольных. Выявить влияние компьютерных игр на детей. Выявить эффективность социально - педагогический программы по профилактике компьютерной зависимости. Формирующий эксперимент по апробации социально - педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости в МБОУ СОШ № 114 города Екатеринбурга. В эксперименте были задействованы те же классы: экспериментальная и контрольная группы.

     Цель  формирующего эксперимента:

     - Выявить изменилось ли отношение учащихся к компьютерным играм, через проведения воспитательных мероприятий по профилактической программе компьютерной зависимости.

       Была проведена повторная диагностическая программа изучения уровня компьютерной зависимости (приложение 1 )

       Методы формирующего эксперимента: наблюдение, беседа, анкетирование, обобщение, воспитательные мероприятия, анализ продуктов деятельности.

Все результаты нашего исследования мы занесли в  таблицу.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица № 2

Вид деятельности

 Возраст детей

12-13 лет

Экспер. группа.

12-13

лет

Контр.

группа.

14-15 лет

Экспер.

группа.

14-15

лет

Контр.

группа.

16-17 лет

Экспер.

группа.

16-17

лет

Контр.

группа.

гуляю с друзьями 20% 15% 25% 19% 25% 16%
читаю 12% 8% 10%% 6% 13% 8%
играю в компьютерные игры 9% 31% 8% 23% 7% 15%
слушаю  музыку 15% 11% 19% 15% 13% 13%
отдыхаю 16% 8% 15% 9% 15% 13%
посещаю клубы, дискотеки 4% 4% 10% 6% 19% 15%
посещаю кружки 10% 4% 17% 14% 6% 3%
посещаю театр, к / т 14% 4% 9% 5% 7% 3%
посещаю музеи 3% 1% 5% 0% 1% 0%
смотрю TV, DVD 14% 21% 11% 13% 13% 17%

 

     Полученные  данные мы подвергли статистической обработке (приложение 8) Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга девочек 12-17 лет

Вид деятельности

 Возраст детей

12-13 лет

Экспер. группа.

12-13

лет

Контр.

группа.

14-15 лет

Экспер.

группа.

14-15

лет

Контр.

группа.

16-17 лет

Экспер.

группа.

16-17

лет

Контр.

группа.

гуляю с друзьями 20% 16% 18% 16% 18% 18%
читаю 13% 8% 5% 3% 11% 10%
играю в компьютерные игры 10% 18% 5% 10% 7% 10%
слушаю  музыку 12% 15% 22% 20% 20% 18%
отдыхаю 12% 11% 17% 15% 13% 11%
посещаю клубы, дискотеки 9% 7% 10% 10% 13% 11%
посещаю кружки 8% 4% 5% 4% 5% 5%
посещаю театр, к / т 5% 1% 8% 4% 15% 12%
посещаю музеи 1% 0% 2% 0% 3% 1%
смотрю TV, DVD 19% 23% 15% 20% 13% 10%

 

     Полученные  данные мы подвергли статистической обработке. (приложение 9) Социально-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости апробировались согласно исходным теоретическим положениям, которые были определены в гипотезе нашего исследования. В ходе эксперимента они уточнялись и корректировались соответственно выявляемым показателям динамики смены вида деятельности у детей На гистограмме 1 представлены данные эксперимента по обобщенным показателям, характеризующим спад увлечения компьютерной игрой среди детей и подростков. (приложение 10)  Анализ данных гистограммы 1 выявляет явно выраженную положительную динамику всех исследуемых показателей в экспериментальной группе.

     Все это свидетельствует об эффективности  апробированной социально- педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости.  Опытным путем мы доказали, что спад компьютерной зависимости повысился в экспериментальных классах с помощью социально - педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости. В социально - педагогической программе «Мир глазами детей» по тематическому планированию у экспериментальной группы были проведены занятия, праздники с различными методами и формами работы.  Полученные результаты позволяют утверждать: чтобы увеличить спад компьютерной зависимости необходимо организовать внеклассную воспитательную.

     Качественный  и количественный анализ результатов  проведенного исследования, подтвердив справедливость выдвинутой гипотезы, позволяет сделать следующие  выводы:

     - проблема компьютерной зависимости учащихся школьного возраста недостаточно разработана в теории и практике педагогики;

     - воспитательное значение социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости очень велико и должно быть востребовано в современном обществе, так как стремительно развивается рост компьютеризации в нашей стране.

     2.3 Методические рекомендации  родителям по профилактике компьютерной интернет зависимости детей и подростков 

     Компьютерная  зависимость не менее опасна, чем  наркотическая зависимость, так  как приводит к значительному  нарушению адаптации в обществе (неспособность работать, неспособность создать семью или просто обслуживать самого себя).

     Обязательным  условием успешного лечения компьютерной зависимости является осознание  проблемы и желание лечиться со стороны  человека, страдающего компьютерной зависимостью.

     Поэтому необходимо мотивирование человека, страдающего от компьютерной зависимости  на лечение. Часто решение проблемы начинается с консультации родственников  и близких по вопросам, как помочь человеку, страдающему компьютерной зависимостью обратиться за лечением к врачу. Совместно со специалистом вырабатывается тактика поведения с человеком, страдающим компьютерной зависимостью, обсуждается, как построить разговор о необходимости обращения к специалисту.

     Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать подростка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать подростка, проводящего слишком много времени за компьютером.

     Это может только углубить проблему и  отдалить подростка от родителей. Если ребенок страдает игровой зависимостью, нужно постараться понять его  и в какой-то мере разделить его  интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит подростка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами.

     Критика воспринимается подростком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание подростка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.

     Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм  и фильмам, основанным на насилии. В  то же время, если подросток все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес подростка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.[28]

     Дети  и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения  своих мыслей и энергии они  обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенных ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику подростка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности подростка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращении внимания подростка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.). Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание подростка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.  
 

Информация о работе Социальная профилактика компьютерной зависимости подростков