Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 02:49, дипломная работа
Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Сущность понятия "компьютерная зависимость"
1.2 Понятие «Интернет-зависимость»
1.3 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.4 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.5 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютер-ными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Досуговая деятельность педагога-организатора как одна из форм профилактики компьютерной зависимости у подростков
2.2 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.4 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером. На основе данных я выбрала социально-педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков в средней общеобразовательной школе. ( приложение 7)
Главное в программе «Мир глазами детей» - системный подход к формированию позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания с помощью воспитательных мероприятий.
Цель данной программы: профилактика компьютерной зависимости среди детей и подростков; повышение интереса к различным сферам современного досуга.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
-Подготовить сознание детей и подростков к противодействию негативным воздействиям компьютерных игр;
-Помочь осознать детям их образовательные потребности способы их удовлетворения (развлечение, снятие стресса, познание и др.);
-Проинформировать детей и подростков о воспитательных возможностях школы и внешкольных учреждениях;
Программа разработана для детей и подростков 7, 9 и 11 классов, а также для их родителей.
Она состоит из двух направлений работы:
Работа с учащимися 7, 9, 11 классов
Работа с родителями учащихся 7, 9, 11 классов
Первое
направление предусматривает
Ожидаемые результаты:
Информированность детей и их родителей в области влияния компьютерных технологий на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека;
Увеличение интереса детей к различным сферам досуговой деятельности;
Уменьшение процента детей, в наибольшей степени увлеченных компьютерными играми;
Осознание
детьми и их родителями влияния компьютерных
игр на структуру досуга, а также
на социально-психологическое
Предлагаемая программа профилактики рассчитана на полгода обучения в средней общеобразовательной школе, занятия будут проходить один раз в неделю с родителями учащихся и один раз в неделю с детьми. Время занятий от 30 минут до 1 часа, время может варьироваться в зависимости от желания родителей. [Таблица 3]
Экспериментальным путем мы доказали, что компьютерные технологии заполнили досуг детей и подростков.
2.2 Результативность
социально-педагогической
программы по профилактике
компьютерной зависимости
детей и подростков
Задача параграфа: проанализировать проведенный формирующий эксперимент как в экспериментальных классах, так и в контрольных. Выявить влияние компьютерных игр на детей. Выявить эффективность социально - педагогический программы по профилактике компьютерной зависимости. Формирующий эксперимент по апробации социально - педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости в МБОУ СОШ № 114 города Екатеринбурга. В эксперименте были задействованы те же классы: экспериментальная и контрольная группы.
Цель формирующего эксперимента:
-
Выявить изменилось ли
Была проведена повторная диагностическая программа изучения уровня компьютерной зависимости (приложение 1 )
Методы формирующего эксперимента: наблюдение, беседа, анкетирование, обобщение, воспитательные мероприятия, анализ продуктов деятельности.
Все результаты
нашего исследования мы занесли в
таблицу.
Таблица № 2
Вид
деятельности
Возраст детей |
12-13 лет
Экспер. группа. |
12-13
лет Контр. группа. |
14-15 лет
Экспер. группа. |
14-15
лет Контр. группа. |
16-17 лет
Экспер. группа. |
16-17
лет Контр. группа. |
гуляю с друзьями | 20% | 15% | 25% | 19% | 25% | 16% |
читаю | 12% | 8% | 10%% | 6% | 13% | 8% |
играю в компьютерные игры | 9% | 31% | 8% | 23% | 7% | 15% |
слушаю музыку | 15% | 11% | 19% | 15% | 13% | 13% |
отдыхаю | 16% | 8% | 15% | 9% | 15% | 13% |
посещаю клубы, дискотеки | 4% | 4% | 10% | 6% | 19% | 15% |
посещаю кружки | 10% | 4% | 17% | 14% | 6% | 3% |
посещаю театр, к / т | 14% | 4% | 9% | 5% | 7% | 3% |
посещаю музеи | 3% | 1% | 5% | 0% | 1% | 0% |
смотрю TV, DVD | 14% | 21% | 11% | 13% | 13% | 17% |
Полученные данные мы подвергли статистической обработке (приложение 8) Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга девочек 12-17 лет
Вид деятельности
Возраст детей |
12-13 лет
Экспер. группа. |
12-13
лет Контр. группа. |
14-15 лет
Экспер. группа. |
14-15
лет Контр. группа. |
16-17 лет
Экспер. группа. |
16-17
лет Контр. группа. |
гуляю с друзьями | 20% | 16% | 18% | 16% | 18% | 18% |
читаю | 13% | 8% | 5% | 3% | 11% | 10% |
играю в компьютерные игры | 10% | 18% | 5% | 10% | 7% | 10% |
слушаю музыку | 12% | 15% | 22% | 20% | 20% | 18% |
отдыхаю | 12% | 11% | 17% | 15% | 13% | 11% |
посещаю клубы, дискотеки | 9% | 7% | 10% | 10% | 13% | 11% |
посещаю кружки | 8% | 4% | 5% | 4% | 5% | 5% |
посещаю театр, к / т | 5% | 1% | 8% | 4% | 15% | 12% |
посещаю музеи | 1% | 0% | 2% | 0% | 3% | 1% |
смотрю TV, DVD | 19% | 23% | 15% | 20% | 13% | 10% |
Полученные данные мы подвергли статистической обработке. (приложение 9) Социально-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости апробировались согласно исходным теоретическим положениям, которые были определены в гипотезе нашего исследования. В ходе эксперимента они уточнялись и корректировались соответственно выявляемым показателям динамики смены вида деятельности у детей На гистограмме 1 представлены данные эксперимента по обобщенным показателям, характеризующим спад увлечения компьютерной игрой среди детей и подростков. (приложение 10) Анализ данных гистограммы 1 выявляет явно выраженную положительную динамику всех исследуемых показателей в экспериментальной группе.
Все это свидетельствует об эффективности апробированной социально- педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости. Опытным путем мы доказали, что спад компьютерной зависимости повысился в экспериментальных классах с помощью социально - педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости. В социально - педагогической программе «Мир глазами детей» по тематическому планированию у экспериментальной группы были проведены занятия, праздники с различными методами и формами работы. Полученные результаты позволяют утверждать: чтобы увеличить спад компьютерной зависимости необходимо организовать внеклассную воспитательную.
Качественный и количественный анализ результатов проведенного исследования, подтвердив справедливость выдвинутой гипотезы, позволяет сделать следующие выводы:
- проблема компьютерной зависимости учащихся школьного возраста недостаточно разработана в теории и практике педагогики;
-
воспитательное значение
2.3
Методические рекомендации
родителям по профилактике
компьютерной интернет
зависимости детей и
подростков
Компьютерная зависимость не менее опасна, чем наркотическая зависимость, так как приводит к значительному нарушению адаптации в обществе (неспособность работать, неспособность создать семью или просто обслуживать самого себя).
Обязательным условием успешного лечения компьютерной зависимости является осознание проблемы и желание лечиться со стороны человека, страдающего компьютерной зависимостью.
Поэтому необходимо мотивирование человека, страдающего от компьютерной зависимости на лечение. Часто решение проблемы начинается с консультации родственников и близких по вопросам, как помочь человеку, страдающему компьютерной зависимостью обратиться за лечением к врачу. Совместно со специалистом вырабатывается тактика поведения с человеком, страдающим компьютерной зависимостью, обсуждается, как построить разговор о необходимости обращения к специалисту.
Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать подростка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать подростка, проводящего слишком много времени за компьютером.
Это может только углубить проблему и отдалить подростка от родителей. Если ребенок страдает игровой зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит подростка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами.
Критика воспринимается подростком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание подростка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.
Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если подросток все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес подростка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.[28]
Дети
и подростки нуждаются в
Информация о работе Социальная профилактика компьютерной зависимости подростков