Социальная профилактика компьютерной зависимости подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 02:49, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Сущность понятия "компьютерная зависимость"
1.2 Понятие «Интернет-зависимость»
1.3 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.4 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.5 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютер-ными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Досуговая деятельность педагога-организатора как одна из форм профилактики компьютерной зависимости у подростков
2.2 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.4 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная профилактика компьютерной зависимости подростков.doc

— 604.50 Кб (Скачать файл)

 

      Глава I. Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе 

     1.1 Сущность понятия "компьютерная зависимость" 

     Компьютер – это программируемое электронное устройство, способ-ное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами (т.е. компьютер - это комплекс программно-управляемых электронный устройств).

     Длительная  работа за компьютером вызывает выраженную астенизацию (снижение функциональных возможностей центральной нервной системы, проявляющееся ухудшением работоспособности, психической утомляемостью, ухудшением внимания, памяти, повышенной реактивностью с раздражительной слабостью) психики. Психика не в состоянии переносить нагрузки, которые была способна переносить ранее. Становятся все более заметными такие проявления поведения как раздражительность, бессонница, колебания настроения, агрессивность, импульсивность, повышенная утомляемость.

     Компьютер – мечта современного ребенка. И, к сожалению, есть немало родителей, которые считают "умный ящик" неотъемлемой составляющей достойного качества жизни, а потому покупают его ребенку, дают деньги на игры в компьютерных клубах, очень популярные у молодежи в последние годы.

     И все это, несмотря на то, что в  среде психологов и врачей все чаще ведутся разговоры о негативных последствиях этого модного увлечения, которое приравнивают к наркомании.

     Родители  начинают проявлять беспокойство только тогда, когда у ребенка появляются проблемы в поведении: отказ посещать школу, неявка на уроки, агрессивное поведение и т.п. И тут только многие родители бывают вынуждены обратиться к специалисту.

     Психолог, разбираясь в проблеме, выясняет, что  ребенок с утра до ночи просиживает  в компьютерном клубе. Естественно, на это нужны деньги.

     И, как следствие, встает проблема воровства. Обычно, родителей мало волнует, куда ребенок потратил деньги. Для них важнее сам факт воровства и то, что ребенок не посещает школу, не ночует дома, связался с непонятной компанией.

     В основе таких проблем поведения  чаще всего лежит чрезмерное увлечение компьютерными играми криминального содержания. А некоторые завсегдатаи компьютерных салонов превратили игру в средство заработка. Ставки делаются немалые. Можно сказать, что появился новый вид бизнеса, основанный на эксплуатации незрелой психики ребенка.

     В основном "подсаживаются" на компьютер  подростки 12 -15 лет. Они играют ночи напролет, пропадают в клубах сутками, тратят на это все деньги.

     Компьютерные  игры становятся мощным дезадаптирующим  фактором. Ребенок не может без них жить, формируется так называемое влечение, с которым сам он не способен справиться. Интерес к игре становится доминантой, как наркотик у наркомана. Поэтому можно сказать, что компьютерная зависимость - вид своеобразной наркомании.

     В этом случае необходима работа психологов, социальных работников, педагогов, врачей, которые бы помогли ребенку выйти из этого состояния.

     В нашей стране эта проблема новая  и мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность  ребенка компьютером, если в его поведении не возникают другие ярко выраженные отклонения, такие как воровство денег, прогулы уроков, бродяжничество. К сожалению, из опасения, родители редко обращаются к психологам, психиатрам, а только в крайнем случае, когда проблема становится слишком очевидной.

     Чем же так привлекателен компьютер? Он дает широкий спектр всех тех  эмоций, которые ребенок не всегда получает в реальной жизни. Это - восторг, досада, удовольствие, гнев, увлеченность и т.п.

     А самый важный аспект – ребенок  в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка – волшебная палочка, благодаря которой, не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно привлекает тех детей, которые болезненно ощущают свою "неуспешность".

     Мальчиков особо привлекает реализация агрессивных  тенденций. Практически все подростковые игры построены на агрессии и убийствах. Во многих происходит тотальный гомицид, дозволенное убийство. А ведь ролевая игра не простое развлечение. В играх такого рода быстро усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут подвигнуть неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов не в игре, а в жизни.

     Рассмотрим  само понятие "зависимость". Этот термин был заимствован из лексикона психиатров, так как у многих людей, в основном школьного возраста, при долгом использовании компьютера наблюдаются характерные социальные и психологические проблемы. Всего может наблюдаться от 1 до 10 симптомов, в число которых входят следующие: чрезмерное время, проводимое за компьютером, увеличивающееся беспокойство при нахождении в реальном мире, ложь или скрывание количества времени, проведенного в виртуальном пространстве, вялое функционирование в реальном мире. Злоупотребление компьютером ведет к социальной изоляции, увеличивающейся депрессии, распаду семьи, неудачам в учебе, финансовому неблагополучию и к потере работы. Такие заболевания часто являются либо следствием наркотической или алкогольной зависимости, либо, наоборот, компьютерная зависимость приводит в итоге к зависимости наркотической.

     Компьютерная  зависимость включает в себя пристрастие к компьютерным играм, бесконечные путешествия по Интернету, патологическую привязанность к азартным играм в Интернете и электронным покупкам, тягу к виртуальным знакомствам. Все это не просто отнимает у человека время и ухудшает его физическое здоровье. Речь идет уже о разрушении личности.

     Таким образом, понятие "компьютерная зависимость" больше относится к понятиям психологии, так как происходит патологическая связь между человеком и компьютером, в процессе чего при чрезмерном использовании компьютера у человека возникают серьезные психические расстройства.

     Компьютерная  зависимость - болезнь не менее серьезная, чем наркомания или алкоголизм. При  ней действуют похожие механизмы, не смотря на то, что физически организм не подвергается, например, интоксикации.

     Одним из важных факторов формирования компьютерной зависимости являются свойства характера  – повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, низкая самооценка, плохая стрессоустойчивость, неспособность разрешать конфликты, уход от проблем. Молодые люди, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе, что способствует уходу от жизненных трудностей в виртуальный мир компьютера и постепенному формированию компьютерной зависимости. 
 
 
 
 

     Уход  в Интернет-среду является одним  из способов приспособления к этому жестокому миру. Испытывая сложности в выражении своих эмоций, контактах с близкими и сверстниками молодой человек старается избегать ситуаций, где он может чувствовать дискомфорт и искать более безопасный, опосредованный способ взаимодействия со средой, например, через Интернет. Интернет-среда служит также средством самозащиты от плохого настроения, чувства боли и унижения.

     Страдающие  компьютерной зависимостью часто испытывают чувство одиночества, недостаток внимания и взаимопонимания со стороны близких людей, связанную с этим постоянную эмоциональную напряженность и тревогу. "Я настолько плох, что даже близкие меня не понимают". "Я просто урод, из меня ничего не получится". Такой молодой человек больше всего нуждается в поддержке близких, психологическом сопровождении его в преодолении различных жизненных ситуаций. Характерно, что начало проявления компьютерной зависимости происходит в школьные годы, а ее разгар на первых курсах вуза, когда особенно необходима самостоятельность в принятии решений и стрессоустойчивость.

     Формирование  компьютерной зависимости часто связано с особенностями воспитания и отношений в семье: гиперопека или наоборот завышенные требования и "комплекс неудачника", нарушенные отношения среди других членов семьи, затруднения в общении и взаимопонимании.

     Наиболее  сильно человек подвержен игровой зависимости, поскольку события в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамически, а сам процесс игры непрерывен. Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в некой виртуальной реальности, в неком существующем только для него сложном и подвижном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет человеку, страдающему игровой зависимостью прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни.

     Компьютерная  зависимость иногда может также возникать, как следствие других заболеваний: депрессии или шизофрении, что вызывает необходимость срочного вмешательства и лекарственной терапии. Удивительным является тот факт, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. В среднем требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости.

     Основными критериями, определяющими компьютерную зависимость (интернет-зависимость, игровую  зависимость), можно считать следующие:

  1. Нежелание человека, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью) отвлечься от работы на компьютере или компьютерной игры;
  2. Раздражение человека, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью) при вынужденном отвлечении;
  3. Неспособность человека, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  4. Расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
  5. Забывание человека, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  6. Пренебрежение человеком, страдающим компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  7. Злоупотребление человеком, страдающим компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), кофе и другими подобными психостимуляторами;
  8. Готовность человека, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
  9. Ощущение человеком, страдающим компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), эмоционального подъема во время работы с компьютером;
  10. Обсуждение человеком, страдающим компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

     Физические  аспекты компьютерной зависимости  характеризуются общим истощением организма - хронической усталостью. Как правило, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом, эйфория и возбужденность, вызванная играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. На фоне компьютерной зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения.

     Пренебрежению подвергаются не только отдых и сон, но и питание. На фоне компьютерной зависимости часто возникают различные заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические запоры, геморрой.

     Длительное  пребывание за компьютером отрицательно сказывается на состоянии опорно-двигательного  аппарата и глаз. Часто возникают  искривления позвоночника, миопия, дальнозоркость, глаукома, синдром "сухого глаза" и дисплейный синдром.

     1.2. Понятие «Интернет-зависимость» 

     Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. За последние годы в этой области произошел качественный скачок. В результате, на сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что Интернет перестал быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации и стал новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей. В результате у пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством. И хотя эти процессы пока еще протекают в скрытой форме и не затрагивают подавляющее большинство людей, не использующих Интернет в своей деятельности, потенциальное влияние этих процессов на всю нашу жизнь столь велико, что многие авторы напрямую говорят о становлении нового информационного общества [Е.П. Белинская, А. Жичкина, 1999г.]. Дальнейшие же перспективы развития систем глобального информационного обмена и связанных с этим общественных изменений и, как следствие, изменений в психическом укладе отдельной личности представляются столь же грандиозными, сколь туманными и неопределенными [1]. Цель работы: показать, какие опасности нас поджидают во всемирной паутине Интернет. Эта тема является очень актуальной и серьезной на сегодняшний день, потому что миллионы людей по всему миру проводят часами в Интернете за общением в чатах, ICQ, электронной почте, различных социальных сетях, а так же блуждают по бесконечным количествам сайтов или играю во всевозможные виртуальные игры, порой даже азартные. Но, прежде чем говорить об опасностях Интернета, рассмотрим, что собой представляет данное понятие. 

Информация о работе Социальная профилактика компьютерной зависимости подростков