Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 02:49, дипломная работа
Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Сущность понятия "компьютерная зависимость"
1.2 Понятие «Интернет-зависимость»
1.3 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.4 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.5 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютер-ными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Досуговая деятельность педагога-организатора как одна из форм профилактики компьютерной зависимости у подростков
2.2 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.4 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
Глава I. Теоретические
аспекты компьютерных
технологий в современном
обществе
1.1
Сущность понятия "компьютерная
зависимость"
Компьютер – это программируемое электронное устройство, способ-ное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами (т.е. компьютер - это комплекс программно-управляемых электронный устройств).
Длительная работа за компьютером вызывает выраженную астенизацию (снижение функциональных возможностей центральной нервной системы, проявляющееся ухудшением работоспособности, психической утомляемостью, ухудшением внимания, памяти, повышенной реактивностью с раздражительной слабостью) психики. Психика не в состоянии переносить нагрузки, которые была способна переносить ранее. Становятся все более заметными такие проявления поведения как раздражительность, бессонница, колебания настроения, агрессивность, импульсивность, повышенная утомляемость.
Компьютер – мечта современного ребенка. И, к сожалению, есть немало родителей, которые считают "умный ящик" неотъемлемой составляющей достойного качества жизни, а потому покупают его ребенку, дают деньги на игры в компьютерных клубах, очень популярные у молодежи в последние годы.
И все это, несмотря на то, что в среде психологов и врачей все чаще ведутся разговоры о негативных последствиях этого модного увлечения, которое приравнивают к наркомании.
Родители начинают проявлять беспокойство только тогда, когда у ребенка появляются проблемы в поведении: отказ посещать школу, неявка на уроки, агрессивное поведение и т.п. И тут только многие родители бывают вынуждены обратиться к специалисту.
Психолог, разбираясь в проблеме, выясняет, что ребенок с утра до ночи просиживает в компьютерном клубе. Естественно, на это нужны деньги.
И, как следствие, встает проблема воровства. Обычно, родителей мало волнует, куда ребенок потратил деньги. Для них важнее сам факт воровства и то, что ребенок не посещает школу, не ночует дома, связался с непонятной компанией.
В основе таких проблем поведения чаще всего лежит чрезмерное увлечение компьютерными играми криминального содержания. А некоторые завсегдатаи компьютерных салонов превратили игру в средство заработка. Ставки делаются немалые. Можно сказать, что появился новый вид бизнеса, основанный на эксплуатации незрелой психики ребенка.
В основном "подсаживаются" на компьютер подростки 12 -15 лет. Они играют ночи напролет, пропадают в клубах сутками, тратят на это все деньги.
Компьютерные игры становятся мощным дезадаптирующим фактором. Ребенок не может без них жить, формируется так называемое влечение, с которым сам он не способен справиться. Интерес к игре становится доминантой, как наркотик у наркомана. Поэтому можно сказать, что компьютерная зависимость - вид своеобразной наркомании.
В этом случае необходима работа психологов, социальных работников, педагогов, врачей, которые бы помогли ребенку выйти из этого состояния.
В нашей стране эта проблема новая и мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают другие ярко выраженные отклонения, такие как воровство денег, прогулы уроков, бродяжничество. К сожалению, из опасения, родители редко обращаются к психологам, психиатрам, а только в крайнем случае, когда проблема становится слишком очевидной.
Чем же так привлекателен компьютер? Он дает широкий спектр всех тех эмоций, которые ребенок не всегда получает в реальной жизни. Это - восторг, досада, удовольствие, гнев, увлеченность и т.п.
А самый важный аспект – ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка – волшебная палочка, благодаря которой, не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно привлекает тех детей, которые болезненно ощущают свою "неуспешность".
Мальчиков особо привлекает реализация агрессивных тенденций. Практически все подростковые игры построены на агрессии и убийствах. Во многих происходит тотальный гомицид, дозволенное убийство. А ведь ролевая игра не простое развлечение. В играх такого рода быстро усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут подвигнуть неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов не в игре, а в жизни.
Рассмотрим само понятие "зависимость". Этот термин был заимствован из лексикона психиатров, так как у многих людей, в основном школьного возраста, при долгом использовании компьютера наблюдаются характерные социальные и психологические проблемы. Всего может наблюдаться от 1 до 10 симптомов, в число которых входят следующие: чрезмерное время, проводимое за компьютером, увеличивающееся беспокойство при нахождении в реальном мире, ложь или скрывание количества времени, проведенного в виртуальном пространстве, вялое функционирование в реальном мире. Злоупотребление компьютером ведет к социальной изоляции, увеличивающейся депрессии, распаду семьи, неудачам в учебе, финансовому неблагополучию и к потере работы. Такие заболевания часто являются либо следствием наркотической или алкогольной зависимости, либо, наоборот, компьютерная зависимость приводит в итоге к зависимости наркотической.
Компьютерная зависимость включает в себя пристрастие к компьютерным играм, бесконечные путешествия по Интернету, патологическую привязанность к азартным играм в Интернете и электронным покупкам, тягу к виртуальным знакомствам. Все это не просто отнимает у человека время и ухудшает его физическое здоровье. Речь идет уже о разрушении личности.
Таким образом, понятие "компьютерная зависимость" больше относится к понятиям психологии, так как происходит патологическая связь между человеком и компьютером, в процессе чего при чрезмерном использовании компьютера у человека возникают серьезные психические расстройства.
Компьютерная
зависимость - болезнь не менее серьезная,
чем наркомания или алкоголизм. При
ней действуют похожие
Одним
из важных факторов формирования компьютерной
зависимости являются свойства характера
– повышенная обидчивость, ранимость,
тревожность, склонность к депрессии,
низкая самооценка, плохая стрессоустойчивость,
неспособность разрешать конфликты,
уход от проблем. Молодые люди, страдающие
компьютерной зависимостью, как правило,
не умеют строить отношения со сверстниками
и противоположным полом, плохо адаптируются
в коллективе, что способствует уходу
от жизненных трудностей в виртуальный
мир компьютера и постепенному формированию
компьютерной зависимости.
Уход в Интернет-среду является одним из способов приспособления к этому жестокому миру. Испытывая сложности в выражении своих эмоций, контактах с близкими и сверстниками молодой человек старается избегать ситуаций, где он может чувствовать дискомфорт и искать более безопасный, опосредованный способ взаимодействия со средой, например, через Интернет. Интернет-среда служит также средством самозащиты от плохого настроения, чувства боли и унижения.
Страдающие компьютерной зависимостью часто испытывают чувство одиночества, недостаток внимания и взаимопонимания со стороны близких людей, связанную с этим постоянную эмоциональную напряженность и тревогу. "Я настолько плох, что даже близкие меня не понимают". "Я просто урод, из меня ничего не получится". Такой молодой человек больше всего нуждается в поддержке близких, психологическом сопровождении его в преодолении различных жизненных ситуаций. Характерно, что начало проявления компьютерной зависимости происходит в школьные годы, а ее разгар на первых курсах вуза, когда особенно необходима самостоятельность в принятии решений и стрессоустойчивость.
Формирование компьютерной зависимости часто связано с особенностями воспитания и отношений в семье: гиперопека или наоборот завышенные требования и "комплекс неудачника", нарушенные отношения среди других членов семьи, затруднения в общении и взаимопонимании.
Наиболее сильно человек подвержен игровой зависимости, поскольку события в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамически, а сам процесс игры непрерывен. Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в некой виртуальной реальности, в неком существующем только для него сложном и подвижном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет человеку, страдающему игровой зависимостью прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни.
Компьютерная зависимость иногда может также возникать, как следствие других заболеваний: депрессии или шизофрении, что вызывает необходимость срочного вмешательства и лекарственной терапии. Удивительным является тот факт, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. В среднем требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости.
Основными критериями, определяющими компьютерную зависимость (интернет-зависимость, игровую зависимость), можно считать следующие:
Физические
аспекты компьютерной зависимости
характеризуются общим
Пренебрежению подвергаются не только отдых и сон, но и питание. На фоне компьютерной зависимости часто возникают различные заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические запоры, геморрой.
Длительное
пребывание за компьютером отрицательно
сказывается на состоянии опорно-
1.2.
Понятие «Интернет-зависимость»
Одним
из основных признаков современного
общества является стремительное развитие
компьютерных информационных технологий
и систем телекоммуникаций. За последние
годы в этой области произошел качественный
скачок. В результате, на сегодняшний день
можно с уверенностью констатировать,
что Интернет перестал быть просто системой
хранения и передачи сверхбольших объемов
информации и стал новым слоем нашей повседневной
реальности и сферой жизнедеятельности
огромного числа людей. В результате у
пользователей компьютерных сетей возникает
целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей,
установок, а также форм психологической
и социальной активности, непосредственно
связанных с этим новым пространством.
И хотя эти процессы пока еще протекают
в скрытой форме и не затрагивают подавляющее
большинство людей, не использующих Интернет
в своей деятельности, потенциальное влияние
этих процессов на всю нашу жизнь столь
велико, что многие авторы напрямую говорят
о становлении нового информационного
общества [Е.П. Белинская, А. Жичкина, 1999г.].
Дальнейшие же перспективы развития систем
глобального информационного обмена и
связанных с этим общественных изменений
и, как следствие, изменений в психическом
укладе отдельной личности представляются
столь же грандиозными, сколь туманными
и неопределенными [1]. Цель работы: показать,
какие опасности нас поджидают во всемирной
паутине Интернет. Эта тема является очень
актуальной и серьезной на сегодняшний
день, потому что миллионы людей по всему
миру проводят часами в Интернете за общением
в чатах, ICQ, электронной почте, различных
социальных сетях, а так же блуждают по
бесконечным количествам сайтов или играю
во всевозможные виртуальные игры, порой
даже азартные. Но, прежде чем говорить
об опасностях Интернета, рассмотрим,
что собой представляет данное понятие.
Информация о работе Социальная профилактика компьютерной зависимости подростков