Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 02:49, дипломная работа
Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Сущность понятия "компьютерная зависимость"
1.2 Понятие «Интернет-зависимость»
1.3 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.4 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.5 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютер-ными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Досуговая деятельность педагога-организатора как одна из форм профилактики компьютерной зависимости у подростков
2.2 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.4 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
Задача педагога – организатора организовать досуг подростка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.
Родителям необходимо:
-
Постараться все-таки
-
Показывать личный
-
Постараться воспользоваться
-
Ограничить время работы с
компьютером, объяснив, что компьютер
не право, а привилегия, поэтому общение
с ним подлежит контролю со стороны родителей.
Резко запрещать работать на компьютере
нельзя. Если подросток склонен к компьютерной
зависимости, он может проводить за компьютером
два часа в будний день и три - в выходной.
Обязательно с перерывами.
-
Предложить другие возможности
времяпрепровождения. Можно
-
Использовать компьютер как
- Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
-
Обсуждать игры вместе с
В
случаях, если родители самостоятельно
не смогут справиться с проблемой, необходимо
рекомендовать обращение к
Основой лечения компьютерной зависимости является психологическая коррекция, которая проводится индивидуально и в специальных тренинговых группах. Психологическая помощь направлена на улучшение взаимоотношений с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умению справляться с трудностями, воспитанию волевых качеств, повышению самооценки, формированию новых жизненных увлечений.
Зависимость от сетевого пространства является психологической проблемой, поэтому в качестве лечения используют различные формы психотерапии, в частности, когнитивно-бихевиоральную – постепенное изменение мыслительных установок и поведенческих стереотипов зависимого. Это довольно длительный процесс (до нескольких месяцев), так как для закрепления новых форм мышления и поведения требуется время. Также популярностью пользуются многоступенчатые программы по типу 12-шаговой системы, используемой для лечения алкогольной зависимости. Парадоксально, но факт – существуют интернет-центры по освобождению от интернет-зависимости. Этакий виртуальный клуб, где общаются люди, желающие избавиться от чрезмерного увлечения компьютером. Это все равно, что предлагать Анонимным Алкоголикам (американское движение по самопомощи при алкогольной зависимости) встречаться в баре!
Еще
один психотерапевтический подход основан
на понимании интернет-зависимости
не как самостоятельного явления, а как
следствия более глубоких внутриличностных
и межличностных проблем. В этом случае
воздействуют на причину, а не на следствие.
Это, возможно, более долгий и трудный
путь, но дающий результат в виде не только
избавления от компьютерной зависимости,
но и общего повышения качества жизни,
улучшения самопонимания и развития способности
к построению удовлетворяющих отношений.
Конечно, психологическая зависимость – это не простуда и не перелом, которые можно вылечить независимо от желания больного. Настрой больного на преодоление вредной привычки и усилия с его стороны необходимы – иначе толку не будет.
К сожалению, теневая сторона появления в нашей жизни компьютера не исчерпывается одной только проблемой формирования интернет-зависимости. Голдберг впоследствии предложил вместо Internet Addiction Disorder использовать термин Pathological Computer Use (PCU) – «патологическое использование компьютера», диагностическим критерием для которого является появление при избыточном использовании компьютера следующих явлений вместе или по отдельности (А и/или В):
А. Дистресс (истощение от сильного напряжения);
В. Ухудшение профессионального, социального, семейного, межличностного, экономического, психологического или физического функционирования.
Таким образом, патологическое использование компьютера – более широкое понятие, чем интернет-зависимость, так как включает в себя компьютерные «вредности», связанные не только с сетевым пространством. Есть еще компьютерные игры, стимулирующие проявления агрессии; программы обучения иностранному языку, небезупречные с точки зрения психофизиологии; симуляторы чувственных переживаний, постепенно переселяющиеся из «Матрицы» в реальную жизнь и стирающие грань между реальностью и псевдомиром… Исследование влияния этих новых для нас явлений на тело и психику поможет построить отношения с ними так, чтобы они служили человеку, а не человек становился их рабом.
Важнейший этап лечения компьютерной зависимости - это привлечение страдающего ею человека в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности.
Необходимо показать человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (боулинг, сноуборд, выходы за грибами, пейнтбол, походы на байдарках, футбол и проч.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
Компьютерная зависимость влияет на взаимоотношения в семье, поэтому во время лечения компьютерной зависимости важно оказывать помощь родственникам и близким человека, страдающего компьютерной зависимостью, в частности направленную на гармонизацию отношений с ним.
Задача
параграфа: рассмотреть рекомендации
родителям по профилактике компьютерной
зависимости школьников. Проанализировать
воспитательную деятельность педагога,
родителей. Раскрыть этапы профилактики
компьютерной зависимости Полученные
в результате исследования, данные позволяли
нам выработать методические рекомендации
родителям профилактики компьютерной
зависимости детей и подростков. Часто
причиной возникновения компьютерной
зависимости у детей и подростков становятся
неуверенность в себе и отсутствие возможности
самовыражения. В таких случаях родители
должны поддержать ребенка и помочь ему
разобраться с возникшими проблемами.
Абсолютно неправильно критиковать ребенка,
проводящего слишком много времени за
компьютером. Это может только углубить
проблему и отдалить ребенка от родителей.
Если ребенок страдает игровой завистью,
нужно постараться понять его и в какой-то
мере разделить его интерес к компьютерным
играм. Это не только сблизит ребенка с
родителями, но и увеличит его доверие
к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью
будет следовать советам родителей и с
большим доверием делиться с ними своими
проблемами.
Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
Дети
и подростки нуждаются в
Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
Задача педагога – организатора организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера. Родителям необходимо:
-
Постараться все-таки
-
Показывайте личный
-
Постараться воспользоваться
-
Ограничьте время работы с компьютером,
объяснив, что компьютер не право, а привилегия,
поэтому общение с ним подлежит контролю
со стороны родителей. Резко запрещать
работать на компьютере нельзя. Если ребенок
склонен к компьютерной зависимости, он
может проводить за компьютером два часа
в будний день и три - в выходной. Обязательно
с перерывами.
-
Предложите другие возможности
времяпрепровождения. Можно
- Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).
- Обращайте внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
- Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
В случаях, если вы самостоятельно не можете справиться с проблемой, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.
Проблема компьютерной зависимости новая и пока мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество. Но нельзя недооценивать даже потенциальную опасность!
Из
всего сказанного следует вывод
о том, сложный и длительный процесс
профилактики компьютерной зависимости
основывается на сочетание различных
методов и средствах
Информация о работе Социальная профилактика компьютерной зависимости подростков