Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 02:49, дипломная работа
Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Сущность понятия "компьютерная зависимость"
1.2 Понятие «Интернет-зависимость»
1.3 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.4 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.5 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютер-ными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Досуговая деятельность педагога-организатора как одна из форм профилактики компьютерной зависимости у подростков
2.2 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.4 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
Полученные данные мы подвергли статистической обработке
Из
представленных в таблице данных
мы видим, что процент детей, увлеченных
чтением книг, посещением кружков, музеев,
театров очень низок, что же касается
увлеченностью компьютерными
Все
вышесказанное позволяет
Из
диаграммы (приложение 3) наиболее популярными
видами деятельности среди девочек-подростков
12-17 лет являются такие виды деятельности,
как:
Таблица 2
Вид деятельности
Возраст детей |
12-13 лет
Экспер группа |
12-13 лет
Контр. группа |
14-15 лет
Экспер группа |
14-15 лет
Контр. группа |
16-17
лет Экспер. группа. |
16-17 лет
Контр. группа |
гуляю с друзьями | 18% | 15% | 16% | 17% | 15% | 18% |
читаю | 5% | 8% | 3% | 3% | 9% | 10% |
играю в компьютерные игры | 16% | 18% | 7% | 10% | 8% | 10% |
слушаю музыку | 14% | 15% | 21% | 19% | 18% | 20% |
отдыхаю | 9% | 10% | 15% | 16% | 11% | 13% |
посещаю клубы, дискотеки | 7% | 6% | 7% | 10% | 9% | 12% |
посещаю кружки | 6% | 5% | 4% | 5% | 4% | 5% |
посещаю театр, к / т | 1% | 0% | 5% | 5% | 11% | 12% |
посещаю музеи | 0% | 0% | 0% | 0% | 2% | 1% |
смотрю TV, DVD | 24% | 21% | 19% | 20% | 13% | 10% |
Из
представленных в таблице данных
мы видим, что наиболее предпочитаемые
виды деятельности девочек в возрасте
от 12 до 17 лет резко отличается от
видов деятельности, которые предпочитают
мальчики этого же возраста. Процент
девочек в возрасте 12-13 лет, увлекающихся
компьютерными играми также высок, как
и у мальчиков в этом же возрасте.
Девочки всех представленных категорий возрастов в основном отдают предпочтение общению с друзьями, просмотру телевизора, как источника полезной информации, прослушиванию музыки. Определив общую структуру досуга мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 17 лет важно обратить также на весьма характерные различия между ними. Так, результаты исследования показывают, что мальчики чаще указывают на общение с компьютерами, чем девочки. Эти данные позволяют уточнить сделанный нами вывод. Как мы видим, компьютеризация досуга в основном отразилась на субкультуре мальчиков-подростков в возрасте 12-13 лет. При этом характерно, что подобный разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового периода – и в 7, и в 9, и в 11 классах. Поэтому при обсуждении вопроса о месте компьютера в жизни современных детей и подростков необходимо иметь в виду те принципиальные различия, которые существуют между мальчиками и девочками. Второй блок нашей анкеты определяет место компьютера в жизни современных детей и подростков.
Так, например, мы выяснили, что из 150 опрашиваемых детей и подростков 97% имеют компьютер, из них 41% приобрели компьютер от 2 лет назад; 32% - от 1 года до 2 лет назад; 27% - от полугода до 1 года назад. Следовательно, можно подтвердить информацию о том, что компьютеризация страны начала происходить примерно 5 - 6 лет назад.
Также
мы выяснили, сколько времени в
среднем дети, и подростки проводят
за компьютером. Оказалось, что 45% детей
и подростков проводят за компьютером
большую часть своего свободного времени,
а именно более 2 часов в день; 36% - уделяют
общению с компьютером не более 1 часа
в день; 19% - до 2 часов в день. Таким образом,
дети и подростки отдают предпочтение
«общению» с компьютером, нежели общению
с друзьями или другим видам досуговой
деятельности.
С постоянным развитием компьютерных технологий растут и возможности компьютера. Современный компьютер сейчас может использоваться не только для того, чтобы проводить обработку текстов при написании документов, писем, но и для того, чтобы играть в компьютерные игры, пользоваться Интернетом, рисовать с помощью графических программ, также современный компьютер выполняет функцию музыкального центра, т.к. с помощью компьютера можно прослушивать музыку, записанную в каком-либо формате, смотреть фильмы, заниматься программированием, сочинять музыку и многое другое.
В ходе проведения нашей анкеты мы определили цели приобретения компьютера мальчиков и девочек 12-17 лет. При определении целей мы учитывали возрастные и половые различия. Полученные результаты мы представили в виде сравнительной диаграммы (приложение 4) Мы получили следующие данные: 58% мальчиков 12-13 лет компьютер нужен для того, чтобы играть в компьютерные игры, 24% для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 18% – для того, чтобы общаться через Интернет.
Относительно мальчиков – подростков 14-15 лет мы получили следующие данные: 39% компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады и рефераты; 32% для того, чтобы играть в компьютерные игры и 26% для того, чтобы общаться через Интернет.
Мальчикам – подросткам 16-17 лет компьютер нужен для того, чтобы: играть в компьютерные игры – 36%; для того, чтобы выполнять доклады, рефераты - 35% и 29% - для того, чтобы общаться через Интернет.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что мальчики 12-13 и лет главной целью приобретения компьютера считают игры в компьютерные игры. Подростки 14-15 и 16-17 лет на первый план выносят такую цель приобретения компьютера, как выполнение докладов, рефератов по учебе, это говорит о том, что мальчики этого возраста большое внимание уделяют учебе.
Проанализировав результаты опроса девочек относительно этого же вопроса мы получили следующую картину. 42% девочек 12-13 лет также как и мальчики этого же возраста главной целью приобретения компьютера считают – игры в компьютерные игры; 36% девочек компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 22% - для того, чтобы общаться через Интернет. Мы видим, что девочки и мальчики 12-13 лет приоритетной целью приобретения компьютера отмечают такую цель, как игра в компьютерные игры.
Девочки 14-15 лет практически не разошлись во мнениях с мальчиками этого же возраста, т.к. главной целью приобретения компьютера 38% девочек также считают – выполнение докладов, рефератов по учебе; 27% девочек компьютер нужен для того, чтобы играть в компьютерные игры и общаться через Интернет. Также 8% девочек отмечают такие цели, как: просмотр фильмов на компьютере и прослушивание музыки. Девочкам в возрасте 16-17 лет, также как и мальчикам этого же возраста компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады, рефераты по учебе; 30%-для того, чтобы играть в компьютерные игры и 24%-для того, чтобы общаться через Интернет. Из всех полученных данных можно сделать вывод о том, что цель приобретения компьютера мальчики и девочки одной и той же возрастной категории выбирают одни и те же.
Данные
многих исследований говорят о том,
что компьютер влияет не только на
физическое здоровье детей и подростков,
но и оказывают влияние на их психическое
состояние здоровья. С помощью нашей анкеты
мы решили узнать мнение ребят о том, влияет
ли компьютер на их психическое и физическое
здоровье, и получили результаты, которые
представлены в виде диаграммы. (приложение
5)
Из представленных в диаграмме данных мы видим, что 39% детей и подростков считаю, что компьютер оказывает влияние на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент детей и подростков, а именно, 27% считают, что компьютер никакого влияние на их здоровье не оказывает; 20% детей не задумывались над этим вопросом и 14% детей затруднились ответить на этот вопрос. Следовательно, большинство детей и подростков все-таки подтверждают мнение многих исследований о том, что компьютер влияет на состояние, как психического, так и физического здоровья. Для подростков ведущей деятельностью является интимно–личностное общение со сверстниками. Мы выяснили, как дети и подростки относятся к тому, что их сверстники больше времени проводят за компьютером, нежели со своими друзьями. Результаты представлены в виде диаграммы (приложение 6) Из представленных в диаграмме данных мы видим, что: 52% детей и подростков отрицательно относятся к тому, что многие дети школьного возраста проводят с компьютером больше времени, чем с друзьями; 23% относятся к этому равнодушно; 13% положительно и 12% затруднились ответить на этот вопрос.
Мальчики 12-13 лет, которые участвовали в нашем исследовании наиболее предпочитаемыми жанрами компьютерных игр выделяют такие: стратегии -32%; нравится играть в «стрелялки» 26% мальчиков; 19% - играет в приключенческие игры и 14% в квесты. 52% мальчиков 14-15 лет нравится играть в приключенческие игры; 22% играют в «стрелялки»; 15% любят играть в стратегии и 11% играют в квесты.
Подростки 16-17 лет отдают свое предпочтение игре в стратегии – так ответило 42% опрашиваемых; на втором месте находится такой жанр, как «стрелялки» - 32%; 16% играет в квесты и 10% предпочитают приключенческие игры. Не смотря на все полученные данные относительно второго блока нашей анкеты – 54% опрашиваемых детей и подростков представляют себе свою жизнь без компьютера; 27% не представляют своей жизни без компьютера и 19% детей затруднились ответить на этот вопрос.
Как мы видим, компьютеризация отразилась в основном на структуре досуга мальчиков – подростков. При этом характерно, что подобный разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового периода – и в 7, и в 9, и в 11 классах. В настоящее время не только компьютер является причиной изменения структуры досуга детей и подростков, телевидение по прежнему занимает большую часть времени в структуре свободного времени детей. Третий блок нашей анкеты имеет своей целью определение места телевидения в жизнедеятельности детей и подростков. В ходе анализа данного блока мы получили следующие результаты: более 40% опрашиваемых детей проводят свое свободное время за просмотром телевизора более 2 часов в день.
Мальчиков 12-17 лет более всего привлекают спортивные передачи – так ответили более 67% опрашиваемых. Для мальчиков 12-15 лет также популярными являются передачи развлекательного и музыкального характера. Небольшой процент также смотрит телепередачи криминального жанра.
Для девочек 12-17 лет наиболее популярными для просмотра являются телесериалы – так ответили более 55% опрашиваемых девочек. Также привлекают музыкальные и развлекательные телепередачи.
Из этого следует, что большинство детей и подростков отдают свое предпочтение музыкальным и развлекательным передачам, нежели познавательным.
Исследование такого вопроса, как «предпочитаемые жанры фильмов» позволил нам выяснить, какие же фильмы наиболее интересуют наших детей.
Мы
выяснили, что больше, чем половина
мальчиков 12-17 лет любит смотреть
фильмы ужасов, фантастические фильмы
и боевики в отличие от девочек, 67%, которых
нравится смотреть комедии, мелодрамы.
Также мы выяснили, какие сцены в фильмах привлекают внимание детей, а какие не вызывают у них должного интереса и выяснили, что мальчиков более всего привлекают сцены насилии и жестокости в фильмах у девочек же сцены подобного характера не вызывают интереса их привлекают сцены дружбы, романтические и комедийные сцены.
Последний блок нашей анкеты посвящен отношению родителей к свободному времяпровождению своих детей.
Мы установили, что 85% родителей не ограничивают время игры за компьютером и 74% родителей разрешают смотреть своим детям жестокие фильмы и играть в те игры, которые предпочитает сам ребенок. Эти данные свидетельствуют о том, что произошли нарушения глубинных связей нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение ребенка от мира взрослых. Ребенок стал чужим, не нужным для массы взрослых равнодушных к нему. Именно взрослые стали авторами «нового мира» - мира искусственного, мертвого, не дающего свободы живому детскому воображению, некой новомодной «детской» субкультуры сегодняшнего дня, в которой совесть отступает перед блеском остроумия, создает парадоксальную картину антимира. Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением.
Также можно сделать вывод о том, что современные информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности существенно трансформировали структуру досуга современных детей и подростков, в особенности это касается мальчиков и девочек 12-13 лет, т.к. полученные нами данные свидетельствуют о том, что именно в этом возрасте дети увлечены компьютерными играми больше, чем в более старшем возрасте. В целом представленные в анкете данные показывают явное влияние техноэволюционных процессов на трансформацию подростковой субкультуры.
Информация о работе Социальная профилактика компьютерной зависимости подростков