Шпаргалки по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:27, шпаргалка

Краткое описание

А.С Макаренко(1888-1939)как выдающийся теоретик и практик советского воспитания. Его работа "Сердце отдаю детям» Пед. деятельность и взгляды Макаренко А.С..По окончанию городского училища и пед. курсов Антон Семенович в 1905г. начал работать народным учителем. Проработав 10 лет он поступает для продолжения образования в учительский институт, который окончил с золотой медалью.

Вложенные файлы: 11 файлов

36Ян Амос Коменский.docx

— 20.45 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

37.концепция д.Локка.docx

— 33.97 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

38.Ж.Ж.РУссо.docx

— 40.19 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2 Произведение «Эмиль или о Воспитании»

 

.1 Сущность естественного  воспитания с точки зрения  Ж.-Ж. Руссо

 

Свои взгляды на психическую  природу ребёнка Руссо изложил  в известном произведении «Эмиль или О воспитании». Интересно  то, что считавшийся в XVIII - XIX вв. одним  из наиболее значительных теоретиков воспитания Руссо детей не любил  и никогда не занимался воспитанием  даже собственных отпрысков, предпочитая  отдавать их сразу после рождения в приют. Тем не менее, его заслугой в том, что он привёл в целостную картину всё то, что к этому времени было известно о природе ребёнка, о его развитии.

Роман-трактат «Эмиль, или  О воспитании» является основным педагогическим сочинением Руссо, оно  целиком посвящено изложению  его взглядов на воспитание; в нем  разумное воспитание понимается Руссо  как способ общественного переустройства. В романе действуют два персонажа - Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший  с ним все эти годы воспитатель, выполняющий роль родителей. Эмиль  воспитывается вдали от развращающего  людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.

Что такое «воспитание»? В современном Руссо обществе существовало понимание воспитания как переделывание ребенка взрослыми  по установленному образцу с помощью  литературы, религии и т.п. и превращение  его путем обучения в такого человека, который нужен для соответствующего «места» в обществе. Руссо противопоставил  такому воспитанию личность, воспитанную  средствами природы, с собственными естественными интересами, руководствующуюся  в жизни собственными природными способностями. Если господствующее воспитание стремилось сделать человека выдрессированным и постигшим все тонкости этикета, то для Руссо воспитанный человек - это глубоко человечная личность, добившаяся развития своих способностей и дарований.

Основой педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного  воспитания, которая тесно связана  с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве. Руссо утверждал, что человек  рождается совершенным, но современные  общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер.

По мнению Ж.-Ж. Руссо, в  воспитании участвуют природа, люди и вещи. «Внутреннее развитие наших  способностей и наших органов  есть воспитание, получаемое от природы, - писал он, - обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны  людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятия, есть воспитание со стороны вещей». Воспитание выполняет  свою роль тогда, когда все три  определяющих его фактора будут  действовать согласованно.

Далее Ж.-Ж. Руссо пытается доказать, что воспитание со стороны  природы вовсе не зависит от людей, воспитание со стороны вещей зависит  лишь в некоторой степени и  только воспитание со стороны людей  определяется самими людьми. Из этих рассуждений  Руссо делает вывод о том, что, поскольку над природой люди не властны, следует два последних фактора (т.е. воспитание со стороны вещей  и со стороны людей) подчинить  первому фактору, т.е. природе. Успех  воспитания зависит, прежде всего, от согласования всех трех факторов.

В соответствии с этими  факторами и сущность воспитания понимается Ж.-Ж. Руссо по-разному.

Если речь идет о воспитании природой, то здесь Руссо, как указывалось  выше, отождествляет воспитание с  развитием (воспитание есть внутреннее развитие наших способностей и наших  органов).

Когда он говорит о воспитании через вещи, то теперь он понимает под  воспитанием содействие ребенку  в приобретении собственного опыта.

И, наконец, когда рассматривается  воспитание со стороны людей, то в  данном случае под воспитанием понимается руководство детьми.

Мы видим, что Ж.-Ж. Руссо  проводит определенную и, достаточно выраженную тенденцию: воспитание идет от развития, которое независимо от воспитателя (поскольку это внутренний, самопроизвольный, спонтанный процесс), к более активному  процессу содействия (в приобретении опыта) и к еще более активному  руководству.

Таким образом, сущность воспитания можно представить следующей  схемой: саморазвитие - содействие - руководство.

Ж.-Ж. Руссо тем самый  поставил исключительно важную проблему о соотношений биологического и  социального в развитии ребенка, однако, всецело подчинив социальное биологическому, решить эту проблему научно он не смог.

Воспитание есть всегда и  во всех случаях функция общественная, и развитие ребенка, формирование его  личности определяется не "природой" ребенка, а обществом, социальными  условиями жизни и деятельности. Однако Ж.-Ж. Руссо, несмотря на ошибочную  концепцию о приоритете саморазвития над собственно воспитанием, наносил  своими идеями сокрушительный удар по всей системе аристократического и  религиозного воспитания, где совершенно не считались с "природой" ребенка, т.е. с закономерностями его физического  и психического развития, с его  истинными потребностями и стремлениями. Смелое и последовательное выступление  великого французского мыслителя в  защиту природы и прав ребенка, его  гневный протест против подавления и порабощения Личности, его постановка вопроса о собственных законах  развития человека - выдающийся вклад  Ж.-Ж. Руссо в развитие педагогической, психологической и философской  мысли.

Понимание Ж.-Ж. Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки его Я.А. Коменским. Руссо говорил не о внешнем  подражании природе, но о необходимости  следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребёнка, внутренней гармоничности и естественности в развитии человека. Он требовал тщательного  изучения ребенка, хорошего знания его  возрастных и индивидуальных особенностей.

Признавая, что человеческая природа является совершенной, Руссо  идеализировал природу ребенка  и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых  все присущие ему от рождения задатки  могли бы беспрепятственно развиваться. Воспитатель не должен навязывать ребенку  свои взгляды и убеждения, нравственные готовые правила, а должен предоставлять  ему возможность расти и развиваться  свободно, сообразно его природе  и по возможности устранять все  то, что этому может помешать. Естественное воспитание - это свободное  воспитание.

Руссо считал, что воспитатель  должен действовать так, чтобы детей  убеждала сила необходимости, логика естественного  хода вещей, т. е. нужно широко применять  метод «естественных последствий», сущность которого заключается в  том, чтобы ребенок сам ощущал результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого  вредные для него последствия. Фактически он ставил ребенка в зависимость  и от вещей, и от постоянно находящегося при нем наставника. За воспитанником  сохранялась лишь видимость свободы, так как всегда он должен был поступать  в соответствии с желанием воспитателя  «Без сомнения, - писал Ж.-Ж. Руссо, - он должен хотеть только то, что вы хотите заставить его делать». Таким  образом, именно воспитатель, воздействуя  на своего воспитанника косвенным образом, побуждает его к разностороннему проявлению активности и самодеятельности.

Воспитатель, которому Руссо  отводил большую роль в формировании нового человека, должен ясно представлять себе стоящую перед ним цель. Он должен дать воспитаннику не сословное, не профессиональное, а общечеловеческое воспитание. Это требование во времена  Ж.-Ж. Руссо было, несомненно, прогрессивным.

Руссо как философ, психолог и как педагог прекрасно представлял  себе, что педагогическое руководство  невозможно без ограничения свободы  ребенка, что руководство и свобода  есть противоречие, пути к разрешению которого не так-то легко найти.

Авторитаризм, не признавая  за ребенком никаких прав и никакой  свободы, путем принуждения и  насилия добивался своих целей, создавая, по определению Руссо, искусственного, т.е. иными словами, испорченного человека.

Ж.-Ж. Руссо, пытаясь разрешить  эту проблему, подходит к ней с  нескольких сторон, всякий раз, по-разному  обосновывая (и философски, и психологически, и педагогически) свой подход.

Прежде всего, он отдает себе отчет в том, что «дети и  в естественном состоянии пользуются только несовершенною свободой». То «царство свободы», которое провозгласил Руссо в начале романа и к которому он собирается вести своего воспитанника, скоро на деле оказывается во многих случаях лишь иллюзией, видимостью свободы, свободой формальной. И, тем  не менее, сам, скоро убеждаясь в  этом и не скрывая этого от читателя, все же пытается найти пути разрешения этих противоречий и продолжает вести  своего Эмиля по пути свободного воспитания,

Ставя своего воспитанника в этом возрасте только в зависимость  от вещей, Ж.-Ж. Руссо, как ему кажется, дает возможность своему питомцу  почувствовать свободу, освободиться от влияния людей с их запрещениями, приказаниями, предписаниями и т.д.

Именно эти различные  формы воздействия и давления на ребенка ограничивают свободу  воспитанника, сковывают его рост и развитие, а также угнетающе  действуют на его психику.

Ребенок, как пишет Ж.-Ж. Руссо, должен всегда ходить с гордо  поднятой головой, чувствовать себя не подавленным и угнетенным, а  свободным и, следовательно, счастливым. Хотя зависимость от вещей, от природы - тоже не великое благо, это тоже «иго», «гнет», «узда», однако сам ребенок  очень скоро на собственном опыте, добровольно осознав и почувствовав необходимость этой зависимости, не будет испытывать такого гнета («против  хорошо осознанной необходимости почти  не возмущаются»), как со стороны  людей. От гнета же воспитателя, от его  власти, замечает Ж.-Ж. Руссо, ребенок  постоянно и настойчиво пытается освободиться, используя всевозможные ухищрения, изобретая увертки. На такой  основе между педагогом и ребенком не может быть никакого доверия, никакой  привязанности и, следовательно, не может быть и успешного воспитания.

Вот почему внешне воспитатель  предоставляет Эмилю полную свободу, полную самостоятельность в движениях  и действиях, боясь пуще всего  подчинения людям, зависимости от них, поскольку подчинение одного человека другому - то лишение свободы, это рабство. Пусть воспитанник, говорит Руссо, подчиняется только необходимости вещей, и он, не зная зависимости от людей, будет свободен. «Одна только привычка полезна для детей, - пишет Ж.-Ж. Руссо - это привычка без труда подчиняться необходимости вещей». С помощью этой «узды» необходимости, законов возможного и невозможного воспитатель, по мнению Ж.-Ж. Руссо, имеет возможность искусно управлять своим воспитанником. Искусство управления, руководства состоит при этом не в этом, чтобы поминутно дергать за эту «узду» и тем самым постоянно тормошить, нервировать, раздражать нашего питомца, а чтобы тонко и мягко управлять им, настолько тонко и незаметно, чтобы ребенок даже, говорит Ж.-Ж. Руссо, сам не догадывался об этом, безропотно идя за своим руководителем. Вот почему Ж.-Ж. Руссо утверждает, что главное орудие в руках педагога - это хорошо направленная свобода. И поясняет свою мысль так: «Не нужно и браться за воспитание ребенка, когда не умеешь, вести его, куда хочешь, с помощью одних законов возможного и невозможного».

Отвергнув путь воздействия  на ребенка с помощью силы, власти воспитателя, Ж.-Ж. Руссо далее высказывает  по существу свою педагогическую идею, дающую ключ к пониманию всей его  теории свободного воспитания: «Изберите  с вашим воспитанником путь противоположный; пусть он считает себя господином, а на деле вы будете сами всегда господином. Нет подчинения столь совершенного, как-то, которое сохраняет наружный вид свободы; тут порабощает самую  волю. Ж.-Ж. Разве бедный ребенок, который  ничего не знает, ничего не может сделать, ни с чем не знаком, не в вашей  власти? Разве вы не располагаете по отношению к нему всем окружающим? Разве вы не властны, производить  на него какое вам угодно влияние? Разве его занятия, игры, удовольствия, горести не в ваших руках, даже без его ведома? Конечно, он должен делать только то, что хочет; но он должен хотеть того, чего вы от него хотите; он не должен делать ни одного не предусмотренного вами шага; не должен открывать рта, если вы не знаете, что он скажет».

Впоследствии К.Д.Ушинский заметит в связи с этим, что  Ж.-Ж. Руссо обманывает своего воспитанника, предлагая ему взамен истинной свободы  иллюзорную, внешнюю. Однако вряд ли есть основания для таких выводов. В условиях, когда душили все живое  в детях, когда испытанным орудием  воспитания была розга, сама постановка вопроса о свободе в воспитании, как бы она ни решалась, имела  в тот период великое революционное  значение как страстный призыв в  защиту прав ребенка, как призыв к  уважению его человеческого достоинства.

И, тем не менее, следует  отметить, что Ж.-Ж. Руссо, вольно или  невольно, вступает в явное противоречие со своими прежними положениями и  высказываниями. Выдвинув в качестве основного тезиса мысль о зависимости  ребенка только от вещей, и не признавая  иного подчинения, кроме подчинения силе необходимости, Ж.-Ж. Руссо ставит неожиданно своего воспитанника в полнейшую  зависимость от людей, в данном случае от воспитателя. Но очевидно, что такой  воспитатель, которого имеет в виду Ж.-Ж. Руссо, не страшен для свободы  ребенка, так как педагог и  ребенок заранее заключили добровольный союз между собой, основанный на добровольном подчинении ребёнка педагогу, а это  уже, по мнению Ж.-Ж. Руссо, не противоречит свободе. Воспитатель хорошо понимает душу, и учитывает потребности  своего воспитанника, не мешает ему  удовлетворять свои желания и  интересы, т.е. педагог следует во всем теории естественного и свободного воспитания.

 

2.2 Воспитание  в разные возрастные периоды  развития детей

 

Ж. Руссо создал первую развёрнутую  периодизацию психического развития, однако основание, по которому он разделял детство на периоды, и критерии периодизации были чисто умозрительными, не связанными с фактами и наблюдениями, но вытекающими  из философских, теоретических взглядов самого Руссо.

40Педагогическая деятельность И. Писталоцции.docx

— 13.95 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

43Педагогическая теория и деятельность А Дистервег.docx

— 13.57 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

мак поэма 20.docx

— 12.53 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Педагогике"