Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:27, шпаргалка
А.С Макаренко(1888-1939)как выдающийся теоретик и практик советского воспитания. Его работа "Сердце отдаю детям» Пед. деятельность и взгляды Макаренко А.С..По окончанию городского училища и пед. курсов Антон Семенович в 1905г. начал работать народным учителем. Проработав 10 лет он поступает для продолжения образования в учительский институт, который окончил с золотой медалью.
Глава 2 Произведение «Эмиль или о Воспитании»
.1 Сущность естественного воспитания с точки зрения Ж.-Ж. Руссо
Свои взгляды на психическую природу ребёнка Руссо изложил в известном произведении «Эмиль или О воспитании». Интересно то, что считавшийся в XVIII - XIX вв. одним из наиболее значительных теоретиков воспитания Руссо детей не любил и никогда не занимался воспитанием даже собственных отпрысков, предпочитая отдавать их сразу после рождения в приют. Тем не менее, его заслугой в том, что он привёл в целостную картину всё то, что к этому времени было известно о природе ребёнка, о его развитии.
Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» является основным педагогическим сочинением Руссо, оно целиком посвящено изложению его взглядов на воспитание; в нем разумное воспитание понимается Руссо как способ общественного переустройства. В романе действуют два персонажа - Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший с ним все эти годы воспитатель, выполняющий роль родителей. Эмиль воспитывается вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.
Что такое «воспитание»?
В современном Руссо обществе
существовало понимание воспитания
как переделывание ребенка
Основой педагогических взглядов
Руссо составляет теория естественного
воспитания, которая тесно связана
с его социальными взглядами,
с его учением о естественном
праве. Руссо утверждал, что человек
рождается совершенным, но современные
общественные условия, существующее воспитание
уродуют природу ребенка. Воспитание
будет содействовать его
По мнению Ж.-Ж. Руссо, в воспитании участвуют природа, люди и вещи. «Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы, - писал он, - обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятия, есть воспитание со стороны вещей». Воспитание выполняет свою роль тогда, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.
Далее Ж.-Ж. Руссо пытается доказать, что воспитание со стороны природы вовсе не зависит от людей, воспитание со стороны вещей зависит лишь в некоторой степени и только воспитание со стороны людей определяется самими людьми. Из этих рассуждений Руссо делает вывод о том, что, поскольку над природой люди не властны, следует два последних фактора (т.е. воспитание со стороны вещей и со стороны людей) подчинить первому фактору, т.е. природе. Успех воспитания зависит, прежде всего, от согласования всех трех факторов.
В соответствии с этими факторами и сущность воспитания понимается Ж.-Ж. Руссо по-разному.
Если речь идет о воспитании природой, то здесь Руссо, как указывалось выше, отождествляет воспитание с развитием (воспитание есть внутреннее развитие наших способностей и наших органов).
Когда он говорит о воспитании через вещи, то теперь он понимает под воспитанием содействие ребенку в приобретении собственного опыта.
И, наконец, когда рассматривается воспитание со стороны людей, то в данном случае под воспитанием понимается руководство детьми.
Мы видим, что Ж.-Ж. Руссо проводит определенную и, достаточно выраженную тенденцию: воспитание идет от развития, которое независимо от воспитателя (поскольку это внутренний, самопроизвольный, спонтанный процесс), к более активному процессу содействия (в приобретении опыта) и к еще более активному руководству.
Таким образом, сущность воспитания можно представить следующей схемой: саморазвитие - содействие - руководство.
Ж.-Ж. Руссо тем самый поставил исключительно важную проблему о соотношений биологического и социального в развитии ребенка, однако, всецело подчинив социальное биологическому, решить эту проблему научно он не смог.
Воспитание есть всегда и
во всех случаях функция общественная,
и развитие ребенка, формирование его
личности определяется не "природой"
ребенка, а обществом, социальными
условиями жизни и
Понимание Ж.-Ж. Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки его Я.А. Коменским. Руссо говорил не о внешнем подражании природе, но о необходимости следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребёнка, внутренней гармоничности и естественности в развитии человека. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей.
Признавая, что человеческая
природа является совершенной, Руссо
идеализировал природу ребенка
и считал необходимым позаботиться
о создании условий, в которых
все присущие ему от рождения задатки
могли бы беспрепятственно развиваться.
Воспитатель не должен навязывать ребенку
свои взгляды и убеждения, нравственные
готовые правила, а должен предоставлять
ему возможность расти и
Руссо считал, что воспитатель
должен действовать так, чтобы детей
убеждала сила необходимости, логика естественного
хода вещей, т. е. нужно широко применять
метод «естественных
Воспитатель, которому Руссо отводил большую роль в формировании нового человека, должен ясно представлять себе стоящую перед ним цель. Он должен дать воспитаннику не сословное, не профессиональное, а общечеловеческое воспитание. Это требование во времена Ж.-Ж. Руссо было, несомненно, прогрессивным.
Руссо как философ, психолог
и как педагог прекрасно
Авторитаризм, не признавая за ребенком никаких прав и никакой свободы, путем принуждения и насилия добивался своих целей, создавая, по определению Руссо, искусственного, т.е. иными словами, испорченного человека.
Ж.-Ж. Руссо, пытаясь разрешить эту проблему, подходит к ней с нескольких сторон, всякий раз, по-разному обосновывая (и философски, и психологически, и педагогически) свой подход.
Прежде всего, он отдает себе отчет в том, что «дети и в естественном состоянии пользуются только несовершенною свободой». То «царство свободы», которое провозгласил Руссо в начале романа и к которому он собирается вести своего воспитанника, скоро на деле оказывается во многих случаях лишь иллюзией, видимостью свободы, свободой формальной. И, тем не менее, сам, скоро убеждаясь в этом и не скрывая этого от читателя, все же пытается найти пути разрешения этих противоречий и продолжает вести своего Эмиля по пути свободного воспитания,
Ставя своего воспитанника в этом возрасте только в зависимость от вещей, Ж.-Ж. Руссо, как ему кажется, дает возможность своему питомцу почувствовать свободу, освободиться от влияния людей с их запрещениями, приказаниями, предписаниями и т.д.
Именно эти различные формы воздействия и давления на ребенка ограничивают свободу воспитанника, сковывают его рост и развитие, а также угнетающе действуют на его психику.
Ребенок, как пишет Ж.-Ж.
Руссо, должен всегда ходить с гордо
поднятой головой, чувствовать себя
не подавленным и угнетенным, а
свободным и, следовательно, счастливым.
Хотя зависимость от вещей, от природы
- тоже не великое благо, это тоже
«иго», «гнет», «узда», однако сам ребенок
очень скоро на собственном опыте,
добровольно осознав и
Вот почему внешне воспитатель предоставляет Эмилю полную свободу, полную самостоятельность в движениях и действиях, боясь пуще всего подчинения людям, зависимости от них, поскольку подчинение одного человека другому - то лишение свободы, это рабство. Пусть воспитанник, говорит Руссо, подчиняется только необходимости вещей, и он, не зная зависимости от людей, будет свободен. «Одна только привычка полезна для детей, - пишет Ж.-Ж. Руссо - это привычка без труда подчиняться необходимости вещей». С помощью этой «узды» необходимости, законов возможного и невозможного воспитатель, по мнению Ж.-Ж. Руссо, имеет возможность искусно управлять своим воспитанником. Искусство управления, руководства состоит при этом не в этом, чтобы поминутно дергать за эту «узду» и тем самым постоянно тормошить, нервировать, раздражать нашего питомца, а чтобы тонко и мягко управлять им, настолько тонко и незаметно, чтобы ребенок даже, говорит Ж.-Ж. Руссо, сам не догадывался об этом, безропотно идя за своим руководителем. Вот почему Ж.-Ж. Руссо утверждает, что главное орудие в руках педагога - это хорошо направленная свобода. И поясняет свою мысль так: «Не нужно и браться за воспитание ребенка, когда не умеешь, вести его, куда хочешь, с помощью одних законов возможного и невозможного».
Отвергнув путь воздействия на ребенка с помощью силы, власти воспитателя, Ж.-Ж. Руссо далее высказывает по существу свою педагогическую идею, дающую ключ к пониманию всей его теории свободного воспитания: «Изберите с вашим воспитанником путь противоположный; пусть он считает себя господином, а на деле вы будете сами всегда господином. Нет подчинения столь совершенного, как-то, которое сохраняет наружный вид свободы; тут порабощает самую волю. Ж.-Ж. Разве бедный ребенок, который ничего не знает, ничего не может сделать, ни с чем не знаком, не в вашей власти? Разве вы не располагаете по отношению к нему всем окружающим? Разве вы не властны, производить на него какое вам угодно влияние? Разве его занятия, игры, удовольствия, горести не в ваших руках, даже без его ведома? Конечно, он должен делать только то, что хочет; но он должен хотеть того, чего вы от него хотите; он не должен делать ни одного не предусмотренного вами шага; не должен открывать рта, если вы не знаете, что он скажет».
Впоследствии К.Д.Ушинский
заметит в связи с этим, что
Ж.-Ж. Руссо обманывает своего воспитанника,
предлагая ему взамен истинной свободы
иллюзорную, внешнюю. Однако вряд ли есть
основания для таких выводов.
В условиях, когда душили все живое
в детях, когда испытанным орудием
воспитания была розга, сама постановка
вопроса о свободе в
И, тем не менее, следует
отметить, что Ж.-Ж. Руссо, вольно или
невольно, вступает в явное противоречие
со своими прежними положениями и
высказываниями. Выдвинув в качестве
основного тезиса мысль о зависимости
ребенка только от вещей, и не признавая
иного подчинения, кроме подчинения
силе необходимости, Ж.-Ж. Руссо ставит
неожиданно своего воспитанника в полнейшую
зависимость от людей, в данном случае
от воспитателя. Но очевидно, что такой
воспитатель, которого имеет в виду
Ж.-Ж. Руссо, не страшен для свободы
ребенка, так как педагог и
ребенок заранее заключили
2.2 Воспитание в разные возрастные периоды развития детей
Ж. Руссо создал первую развёрнутую периодизацию психического развития, однако основание, по которому он разделял детство на периоды, и критерии периодизации были чисто умозрительными, не связанными с фактами и наблюдениями, но вытекающими из философских, теоретических взглядов самого Руссо.