Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:57, контрольная работа
Для государства характерны следующие признаки: 1) его власть распространяется на все общество; 2) осуществляется специальными лицами (гос. служащими); 3) население подразделяется по территориальному принципу; 4) опорой служит аппарат принуждения (полиция, прокуратура, пенитенциарные учреждения и т.п.); 5) система налогов и сборов; 6) наличие права; 7) суверенитет. Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.
1. Государство и его функции
2. Атрибуты государства
3. Теория возникновения государства
Осенью 1917
г. преступность и продовольственный
кризис нарастали. Из-за забастовок многие
предприятия закрывались, что привело
к массовой безработице и росту
социальной напряженности. Временное
правительство не обладало поддержкой
народа и не решило имевшиеся проблемы.
В сложившейся обстановке возникли
благоприятные условия для
41. Октябрьская революция и последующая реорганизация власти в России.
Вечером 24 декабря в Петрограде под предлогом предотвращения нового военного мятежа большевики стали раздавать оружие рабочим. Дезориентация населения была обеспечена после захвата отрядами большевиков учреждений связи и транспортных узлов. Керенский попытался послать в столицу войска для наведения порядка, на армейские комитеты отказались исполнять приказ.
25 октября
1917 г. открылся 2-ой съезд Советов
народных депутатов. Керенский
уехал из города, Временное правительство
было блокировано в Зимнем. Съезд
Советов оказался перед фактом
захвата власти большевиками. Часть
делегатов покинуло съезд,
Новое правительство
должно было действовать следующим
образом: «Заведывание отдельными отраслями
государственной жизни
Первые
декреты Правительства
В декабре 1917 г. прошли выборы в Учредительное собрание. Большевики набрали только 20 % голосов, не могли контролировать собрание. Поэтому принято решение о его роспуске, хотя у большевиков не было легитимных прав распускать его. В январе 1918 г. на открытии Учредительного собрания большевиками предложено принять декларацию, которую большинство отвергло. Это дало формальный повод ВЦИК распустить собрание. Именно с этой даты, когда был распущен легитимный орган госвласти, и началась так называемая диктатура пролетариата.
42. Государственное и местное управление в первые годы советской власти.
Высшим законодательным органом РСФСР был Съезд Советов. 10 июля 1918 г. на Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов была принята Конституция РСФСР. Это была первая российская Конституция, т.е. основной закон, регулирующие принципы государственного управления. По Конституции «Вся власть в центре и на местах принадлежала Советам». Земля, торговые, промышленные и транспортные предприятия (с имуществом) объявлялись государственной собственностью. Все внешние государственные долги аннулировались.
По Конституции
Финляндия, Армения и занятая
русскими войсками часть Персии получали
независимость. Советам отдельных
наций и регионов предоставлялось
право самим решать вопрос о вхождении
в РСФСР. Областные Советы получали
право автономии, было гарантировано
широкое местное
«В целях
обеспечения за трудящимися действительной
свободы совести церковь
Все лица, занимавшие ранее государственные должности, имевшие частную собственность, а также духовенство и частные торговцы лишались всех гражданских прав. Они не имели права участвовать в государственном и местном управлении, работать, участвовать в выборах, получать карточки на продовольствие, получать соцзащиту. На смену сословному подходу к государственному управлению пришел классовый.
В период между съездами Советов высшая власть в РСФСР принадлежала ВЦИК. Руководящим органом ВЦИК являлось заседание – пленум (Президиум). Он готовил материалы к заседаниям, реализовывал постановления, контролировал работу отделов. В экстренных случаях Президиум мог сам осуществлять законодательные функции.
ВЦИК
образовывал правительство РФ –
совет народных комиссаров и центральный
аппарат по отдельным отраслям управления
– народные комиссариаты. Народные
комиссариаты создавались по отраслевому
признаку. Установлением Советской
власти на местах занимался Народный
комиссариат внутренних дел (НКВД).
Также он занимался охраной
Декреты о суде ликвидировали все старые судебные органы и институты: созданы местные суды, областные и окружные суды, судебный контроль и революционные трибуналы (для борьбы с контрреволюцией, саботажем, мародерством). По постановлению СНК от 28 октября 1917 г. сформировалась милиция.
Государственные
структуры сращивались с
В течение 1918 г. в результате реорганизации Совета рабочих и солдатских депутатов были образованы городские Советы рабочих и красноармейских депутатов. В феврале 1918 г. были ликвидированы старые органы самоуправления – земства и думы. Летом 1918 г. в местных Советах была сформирована единообразная структура. Образцом организации местный советов может стать Моссовет, организация которого была следующей. Первые после Октября выборы в Моссовет были проведены в конце марта – начале апреля 1918 г. За все время его деятельности выборы проводились 21 раз. Количественный состав депутатов Моссовета разных созывов колебался от 800 до 1400 чел. Высшим органом являлся Пленум Моссовета: он принимал постановления, касающиеся интересов всего населения города, утверждал местные налоги и сборы в пользу Советской власти, сметы учреждений и предприятий, отчеты об их деятельности. Пленум был высшей кассационной инстанцией. Он обладал правом отмены всех постановлений и распоряжений местных исполнительных органов власти. В перерывах между пленумами исполнительную и законодательную власть осуществлял исполком, роль которого особенно возросла в годы Гражданской войны и последующие годы. Для руководства городским хозяйством были образованы 18 отделов.
В сельской местности создавались комитеты бедноты (упразднены в конце 1918 г.), на которых лежала ответственность за хлебозаготовки и борьба с политическими оппонентами на селе.
43. Образование СССР.
Распределение власти между
В 1919 г. после освобождения Украины формируется Советская власть, проходит 3-й Всеукраинский съезд Советов, который объявляет национализацию земли, поддержку большевистского правительства России, в т.ч. поставками продовольствия. Весной 1920 г. в Азербайджане свергнут буржуазный режим и провозглашена Советская власть. В декабре 1920 г. была провозглашена Армянская советская республика. В феврале 1921 г. Советская власть победила в Грузии.
В 1922 г. большая часть Российской империи оказалась под властью большевиков (за исключение Прибалтики, Польши и Финляндии), на этой территории создается новое государство – Союз Советских Социалистических Республик.
Декларация и договор о создании СССР составили Конституцию 1924 г. Конституция была принята сессией ЦИК СССР 6 июля 1923 г., в окончательной редакции принятие Конституции состоялось 31 января 1924 г. на 2-ом съезде советов СССР.
Высшая
власть в СССР в 1923-36 гг. осуществлялась
съездом Советов, очередные съезды
советов собирались 1 раз в год,
чрезвычайные – по постановлению
ЦИК или двух республик. Полномочия
делегатов распространялись только
на один съезд. По конституции в СССР
существовала многоступенчатая система
выборов. Делегаты на съезд Советов
СССР избирались от губернских съездов
(1 делегат на 125 тыс. жителей), городских
съездов, республиканских съездов.
В перерывах между
Правительство
СССР – Совнарком – состояло
из общесоюзных комиссариатов (которые
имели в республиках
Первоначально
в состав СССР входили 4 республики:
РСФСР, Украинская, Белорусская и
Закавказская федеративные союзные
республики. В 1925 г. были образованы Узбекская
и Туркменская советские
В 1920-е
гг. было упорядочено региональное
и местное управление. В частности,
в 1921 г. было принято Положение о
советах в Москве и Московской
губернии. В соответствии с ним
произошло объединение
44. Система государственного управления в СССР в 1930-40-е годы.
Командно-административная
система госуправления в СССР опиралась
в первую очередь на организационно-
Государственное управление имело следующие особенности:
Наличие
дополнительной управляющей и контролирующей
системы – партийных органов.
Деятельность государственной администрации
подчинялась партийным
Увеличение
аппарата управления. Расширение функций
государства соответственно привело
к увеличению административных органов
и росту численности
Формирование
правящей элиты – Коммунистической
партии – основано на специальной
подготовке, специальном обеспечении
(продуктами, товарами народного хозяйства),
классовом подходе при
Отсутствие гражданского равенства. В СССР имелись «лишенцы», бывшие собственники и госслужащие, не имевшие гражданских прав (до 1936 г.). Людей не рабоче-крестьянского происхождения вместо армии отправляли в трудовые лагеря. Крестьяне с 1932 г. не получали паспортов и не пользовались никакими соц. правами.
Государственная
монополия в экономике. В связи
с расширением государственного
регулирования экономической
Наличие принудительного труда.
Приоритет идеологии над экономикой, политикой, культурой. Идеология марксизма-ленинизма была возведена в ранг религии.
Подлог и фальсификация. Все аварии и катастрофы списывались на вредителей.
Государственный
террор. Террор был направлен на
уничтожение некоторых