История государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Для государства характерны следующие признаки: 1) его власть распространяется на все общество; 2) осуществляется специальными лицами (гос. служащими); 3) население подразделяется по территориальному принципу; 4) опорой служит аппарат принуждения (полиция, прокуратура, пенитенциарные учреждения и т.п.); 5) система налогов и сборов; 6) наличие права; 7) суверенитет. Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.

Содержание

1. Государство и его функции
2. Атрибуты государства
3. Теория возникновения государства

Вложенные файлы: 1 файл

История ГУ.docx

— 137.64 Кб (Скачать файл)

Осенью 1917 г. преступность и продовольственный  кризис нарастали. Из-за забастовок многие предприятия закрывались, что привело  к массовой безработице и росту  социальной напряженности. Временное  правительство не обладало поддержкой народа и не решило имевшиеся проблемы. В сложившейся обстановке возникли благоприятные условия для захвата  власти большевиков. Глава Временного правительства А.Ф.Керенский знал о попытках большевиков захватить власть, но не имел опоры в лице вооруженных сил, чтобы принять решительные меры, поэтому попытался решить конфликт мирным путем.

 

41. Октябрьская революция  и последующая реорганизация  власти в России.

 

Вечером 24 декабря в Петрограде под предлогом  предотвращения нового военного мятежа большевики стали раздавать оружие рабочим. Дезориентация населения  была обеспечена после захвата отрядами большевиков учреждений связи и  транспортных узлов. Керенский попытался  послать в столицу войска для  наведения порядка, на армейские  комитеты отказались исполнять приказ.

25 октября  1917 г. открылся 2-ой съезд Советов  народных депутатов. Керенский  уехал из города, Временное правительство  было блокировано в Зимнем. Съезд  Советов оказался перед фактом  захвата власти большевиками. Часть  делегатов покинуло съезд, оставшиеся  избрали новое правительство  – Совет народных комиссаров. Председателем СНК стал В.И.Ленин.

Новое правительство  должно было действовать следующим  образом: «Заведывание отдельными отраслями  государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной  съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и  служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей  этих комиссий, т.е. Совету народных комиссаров. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит  Всероссийскому съезду советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов  и его ЦИКу, т.е. главой государства  с 8 ноября стал Я.М.Свердлов».

Первые  декреты Правительства большевиков  были о мире, земле и печати. Декрет о мире отражал намечавшийся еще  Временным правительством курс на проведение мирных переговоров. Декрет о земле  передавал всю землю в госсобственность. Декрет о печати закрывал все печатные издания, оппозиционные новому правительству. Произошли изменения в системе  управления и на муниципальном уровне. Решением Московского военно-революционного комитета Городская дума была распущена. Через 3 дня общее собрание районных дум признало Советскую власть. Управление городским хозяйством было поручено совету районных дум, а в марте 1918 г. передано Президиуму Моссовета рабочих  и солдатских депутатов.

В декабре 1917 г. прошли выборы в Учредительное  собрание. Большевики набрали только 20 % голосов, не могли контролировать собрание. Поэтому принято решение  о его роспуске, хотя у большевиков  не было легитимных прав распускать его. В январе 1918 г. на открытии Учредительного собрания большевиками предложено принять  декларацию, которую большинство  отвергло. Это дало формальный повод  ВЦИК распустить собрание. Именно с  этой даты, когда был распущен легитимный орган госвласти, и началась так называемая диктатура пролетариата.

 

42. Государственное  и местное управление в первые  годы советской власти.

 

Высшим  законодательным органом РСФСР  был Съезд Советов. 10 июля 1918 г. на Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов  была принята Конституция РСФСР. Это была первая российская Конституция, т.е. основной закон, регулирующие принципы государственного управления. По Конституции  «Вся власть в центре и на местах принадлежала Советам». Земля, торговые, промышленные и транспортные предприятия (с имуществом) объявлялись государственной  собственностью. Все внешние государственные  долги аннулировались.

По Конституции  Финляндия, Армения и занятая  русскими войсками часть Персии получали независимость. Советам отдельных  наций и регионов предоставлялось  право самим решать вопрос о вхождении  в РСФСР. Областные Советы получали право автономии, было гарантировано  широкое местное самоуправление.

«В целях  обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной  пропаганды признается за всеми гражданами».

Все лица, занимавшие ранее государственные  должности, имевшие частную собственность, а также духовенство и частные  торговцы лишались всех гражданских  прав. Они не имели права участвовать  в государственном и местном  управлении, работать, участвовать  в выборах, получать карточки на продовольствие, получать соцзащиту. На смену сословному подходу к государственному управлению пришел классовый.

В период между съездами Советов высшая власть в РСФСР принадлежала ВЦИК. Руководящим  органом ВЦИК являлось заседание  – пленум (Президиум). Он готовил  материалы к заседаниям, реализовывал постановления, контролировал работу отделов. В экстренных случаях Президиум  мог сам осуществлять законодательные  функции.

ВЦИК  образовывал правительство РФ –  совет народных комиссаров и центральный  аппарат по отдельным отраслям управления – народные комиссариаты. Народные комиссариаты создавались по отраслевому  признаку. Установлением Советской  власти на местах занимался Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). Также он занимался охраной революционного порядка, управлял милицией, ведал коммунальным хозяйством. Исполнительная власть в 1918-19 гг. в период военного коммунизма сращивалась  с военными учреждениями. Летом 1918 г. принят закон о всеобщей воинской повинности. Для руководства военными действиями в сентябре 1918 г. создан Революционный военный совет (РВС), председателем которого был Л.Д.Троцкий. На фронтах образовывались соответствующие реввоенсоветы, состоявшие из командиров и комиссаров. Сущность военного коммунизма заключалась в концентрации у государства всех ресурсов и использования их на нужды обороны.

Декреты о суде ликвидировали все старые судебные органы и институты: созданы  местные суды, областные и окружные суды, судебный контроль и революционные  трибуналы (для борьбы с контрреволюцией, саботажем, мародерством). По постановлению  СНК от 28 октября 1917 г. сформировалась милиция.

Государственные структуры сращивались с партийным  аппаратом ВКП(б), которая контролировала экономику, культуру, социальную сферу. Несогласие с действиями органов  ВКП(б) расценивалось как контрреволюция, политпреступление.

В течение 1918 г. в результате реорганизации  Совета рабочих и солдатских депутатов  были образованы городские Советы рабочих  и красноармейских депутатов. В  феврале 1918 г. были ликвидированы старые органы самоуправления – земства  и думы. Летом 1918 г. в местных Советах  была сформирована единообразная структура. Образцом организации местный советов  может стать Моссовет, организация  которого была следующей. Первые после  Октября выборы в Моссовет были проведены  в конце марта – начале апреля 1918 г. За все время его деятельности выборы проводились 21 раз. Количественный состав депутатов Моссовета разных созывов колебался от 800 до 1400 чел. Высшим органом являлся Пленум Моссовета: он принимал постановления, касающиеся интересов всего населения города, утверждал местные налоги и сборы в пользу Советской власти, сметы учреждений и предприятий, отчеты об их деятельности. Пленум был высшей кассационной инстанцией. Он обладал правом отмены всех постановлений и распоряжений местных исполнительных органов власти. В перерывах между пленумами исполнительную и законодательную власть осуществлял исполком, роль которого особенно возросла в годы Гражданской войны и последующие годы. Для руководства городским хозяйством были образованы 18 отделов.

В сельской местности создавались комитеты бедноты (упразднены в конце 1918 г.), на которых лежала ответственность  за хлебозаготовки и борьба с политическими  оппонентами на селе.

 

43. Образование СССР. Распределение власти между Правительством  СССР и союзными республиками.

 

В 1919 г. после  освобождения Украины формируется  Советская власть, проходит 3-й Всеукраинский  съезд Советов, который объявляет  национализацию земли, поддержку большевистского  правительства России, в т.ч. поставками продовольствия. Весной 1920 г. в Азербайджане свергнут буржуазный режим и провозглашена Советская власть. В декабре 1920 г. была провозглашена Армянская советская республика. В феврале 1921 г. Советская власть победила в Грузии.

В 1922 г. большая  часть Российской империи оказалась  под властью большевиков (за исключение Прибалтики, Польши и Финляндии), на этой территории создается новое  государство – Союз Советских  Социалистических Республик.

Декларация  и договор о создании СССР составили  Конституцию 1924 г. Конституция была принята сессией ЦИК СССР 6 июля 1923 г., в окончательной редакции принятие Конституции состоялось 31 января 1924 г. на 2-ом съезде советов СССР.

Высшая  власть в СССР в 1923-36 гг. осуществлялась съездом Советов, очередные съезды советов собирались 1 раз в год, чрезвычайные – по постановлению  ЦИК или двух республик. Полномочия делегатов распространялись только на один съезд. По конституции в СССР существовала многоступенчатая система  выборов. Делегаты на съезд Советов  СССР избирались от губернских съездов (1 делегат на 125 тыс. жителей), городских  съездов, республиканских съездов. В перерывах между деятельностью  съездов власть осуществлялась ЦИКом, очередные сессии которого собирались 3 раза в год, внеочередные – по решению  СНК. Функции съезда Советов и  ЦИК: издание законов, утверждение  декретов СНК. ЦИК состоял из союзного Совета (избирался пропорционально  населению) и Совета национальностей (по 5 делегатов от республик, одному – от автономий). Президиум ЦИК  состоял из 21 человека, действовал в  период между сессиями ЦИК.

Правительство СССР – Совнарком – состояло из общесоюзных комиссариатов (которые  имели в республиках уполномоченных представителей) и объединенных комиссариатов (которые существовали как на союзном, так и на республиканском уровнях). В республиках имелись также  местные комиссариаты, не имевшие  общей координации на союзном  уровне.

Первоначально в состав СССР входили 4 республики: РСФСР, Украинская, Белорусская и  Закавказская федеративные союзные  республики. В 1925 г. были образованы Узбекская  и Туркменская советские социалистические республики. Наибольшее число союзных  республик входило в состав СССР в 1941 г. – 16.

В 1920-е  гг. было упорядочено региональное и местное управление. В частности, в 1921 г. было принято Положение о  советах в Москве и Московской губернии. В соответствии с ним  произошло объединение городских  и губернских Советов. Московский совет  стал называть Московским губернским Советом рабочих, крестьянских и  красногвардейских депутатов. Высшим органом власти стал губернский съезд  Советов, собиравшийся 2 раза в год. Юрисдикция Моссовета распространялась на Москву и МО. Для руководства  хозяйством Москвы были избраны Малый  Совет и Малый Президиум.

 

44. Система государственного  управления в СССР в 1930-40-е  годы.

 

Командно-административная система госуправления в СССР опиралась в первую очередь на организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления. Первые представлены планированием, нормированием и жесткой системой контроля. Вторая группа методов основана на идеологии, пропаганде, показывающей населению деятельность госвласти в выгодных условиях. Третья группа – экономические методы управления не использовались в полной мере, т.к. идеология социализма отрицала обогащение.

Государственное управление имело следующие особенности:

Наличие дополнительной управляющей и контролирующей системы – партийных органов. Деятельность государственной администрации  подчинялась партийным директивам. Решения Коммунистической партии были обязательными для выполнения в  отраслевых и региональных органах  власти, на предприятиях и в учреждениях, колхозах. Отказ от выполнения означал  несогласие с политикой партии, а  значит, контрреволюцию и основание  для ареста. В то же время существовал  запрет ссылаться письменно на эти  директивы. Поэтому партийные органы не несли никакой ответственности  за неправильные решения.

Увеличение  аппарата управления. Расширение функций  государства соответственно привело  к увеличению административных органов  и росту численности госслужащих  и партийных работников.

Формирование  правящей элиты – Коммунистической партии – основано на специальной  подготовке, специальном обеспечении (продуктами, товарами народного хозяйства), классовом подходе при назначении на различные должности.

Отсутствие  гражданского равенства. В СССР имелись  «лишенцы», бывшие собственники и госслужащие, не имевшие гражданских прав (до 1936 г.). Людей не рабоче-крестьянского  происхождения вместо армии отправляли в трудовые лагеря. Крестьяне с 1932 г. не получали паспортов и не пользовались никакими соц. правами.

Государственная монополия в экономике. В связи  с расширением государственного регулирования экономической сферы  аппарат исполнительных органов  власти был увеличен. В 1934 г. введены  производственно-отраслевой и производственно-территориальный  принципы госуправления экономикой. Основная проблема в экономике СССР – мотивация труда при ограничении экономических методов управления (сперва – стахановское движение, потом – административные меры).

Наличие принудительного труда.

Приоритет идеологии над экономикой, политикой, культурой. Идеология марксизма-ленинизма  была возведена в ранг религии.

Подлог  и фальсификация. Все аварии и  катастрофы списывались на вредителей.

Государственный террор. Террор был направлен на уничтожение некоторых социальных групп, которые могут стать препятствием для новой системы управления. В 30-х гг. наиболее видные вожди революции  были казнены или погибли при  невыясненных обстоятельствах. После  «большого террора» в конце 30-х  репрессиям подверглись работники  НКВД, осуществляющие террор – Ежов, Агранов. В начале 40-х гг. репрессиям были подвергнуты армейские ряды – чистка от профессионалов, на постах военачальников остались лица, не имевшие  подготовки.

Информация о работе История государственного управления