История государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Для государства характерны следующие признаки: 1) его власть распространяется на все общество; 2) осуществляется специальными лицами (гос. служащими); 3) население подразделяется по территориальному принципу; 4) опорой служит аппарат принуждения (полиция, прокуратура, пенитенциарные учреждения и т.п.); 5) система налогов и сборов; 6) наличие права; 7) суверенитет. Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.

Содержание

1. Государство и его функции
2. Атрибуты государства
3. Теория возникновения государства

Вложенные файлы: 1 файл

История ГУ.docx

— 137.64 Кб (Скачать файл)

Екатерина II (1762–1792) обращалась к идеям таких  французских просветителей, как  Вольтер, Монтескье, Дидро, всячески хотела показать себя их почитательницей. Тем  самым ей удалось завоевать авторитет  у прогрессивной общественности Западной Европы, хотя в России процветало крепостное право, бюрократическая  волокита. Вольнодумцы же (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев) жестоко наказывались.

Основное  содержание просвещенного абсолютизма  Екатерины II заключалось в следующем:

1) правительство  стремилось оказать помощь дворянству  в приспособлении их хозяйства  к развивающимся торгово-денежным  отношениям;

2) политика  Екатерины II осуществлялась при  сохранении основ крепостничества,  самодержавия и господствующего  положения дворянства.

В русле  политики просвещенного абсолютизма  были проведены следующие реформы:

1) в 1765 г. было создано Вольное экономическое  общество, которое обсуждало вопросы  рационализации сельского хозяйства;

2) началось  издание в России общественно-политических  журналов. В частности, Екатерина  II сама начала издание журнала  «Всякая всячина» (1769 г.);

3) силу  закона теперь приобретали только  письменные распоряжения государыни, причем нарушить закон не имела  право даже она (хотя, являясь  верховным законодателем, Екатерина  II всегда могла изменить неугодный  закон);

4) в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия  из выборных депутатов от разных  мест и сословий (кроме крепостных  крестьян). Комиссии было дано  право выработать проект нового  законодательства вместо устаревшего  Соборного уложения 1649 г. Работа  комиссии оказалась бесплодной, а обширное делопроизводство  ее заседаний имеет значение  лишь как памятник общественно-исторической  мысли. В декабре 1768 г. Уложенная  комиссия была распущена;

5) в 1785 г. принята Жалованная грамота  дворянству. Она являлась прогрессивным  документом только на бумаге. Фактически же она закрепила  всевластие использовавшего крепостной  труд дворянства, передав ему  всю полноту местного управления;

6) в 1785 г. принята Жалованная грамота  городам. Она благоприятно сказалась  на положении купечества, так  как освободила его от подушной  подати и тяжелой рекрутской  повинности.

Императрица так и не издала обещанную Жалованную грамоту государственным крестьянам. Внешняя политика просвещенного  абсолютизма Екатерины II также была чаще лишь на словах прогрессивной, вольнолюбивой.

Императрица поддержала Декларацией о вооруженном  нейтралитете 1780 г. Американскую революцию, хотя явилась непримиримым врагом Великой  французской революции 1789–1794 гг., которая  происходила по соседству, в Европе. В России было жестоко подавлено  восстание Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.).

 

28.Муниципальное управление  в России, заложенное при Екатерине  II.

 

Региональное  управление было реформировано в 1775 г., основной его чертой стало увеличение числа губерний, размер которых стал зависеть от числа жителей.

Указ  о новых губерниях был подписан Екатериной в 1775 г., вскоре после подавления пугачевского восстания. Цель указа  – укрепление местной администрации  за счет уменьшения подконтрольной территории. Тогда же были ликвидированы провинции  и губернии стали делиться только на уезды. 2-3 губернии объединялись в  наместничество, возглавляемое наместником  – одним из высших государственных  деятелей, подчинявшихся только императорской  власти. При наместнике, руководившем войсками и гражданской администрацией, создавалось наместническое правление, куда входили губернаторы. В наместничества не входили только Московская и Санкт-Петербургская  губернии, начальники которых имели  права, равные правам наместников.

Местная власть получила большие полномочия по вопросам общественного призрения, благоустройства, охраны правопорядка. Это способствовало росту числа  благотворительных учреждений в  конце 18 – начале 19 века. Также в  городах началось строительство  общественных учреждений, необходимых  для городских нужд (например, водопроводы  в Москве и Петербурге).

По губернской реформе были разделены полицейские  органы, судебные и прокуратура. Финансовым управлением губерний ведала Казенная палата. Также в губерниях создаются  приказы общественного призрения, в компетенцию которых входят дела народного просвещения, благотворительности, содержание приютов, пансионов, богаделен  и больниц.

В уездах основным исполнительным органом власти был нижний земский суд. Функции  нижнего земского суда: обеспечение  законности, исполнение распоряжений губернского правления, организация  уплаты податей и исполнение повинностей, надзор за состоянием дорог. Председатель земского суда вместе с двумя заседателями выбирались дворянами из местных  дворян и утверждались вышестоящими органами.

Дворяне имели также самоуправление на уровне уездного дворянства предводителя и  дворянской опеки, которые занимались социальной поддержкой дворянских вдов и сирот. По указу от 1766 г. предводитель избирался сроком на 2 года. В 1775 г. созданы  дворянские собрания, уездные и губернские.

Особенности местного самоуправления в конце 18 века:

Сословность. Каждое сословие имело собственные  судебные учреждения и выборные органы.

Распределение власти в пользу дворянского сословия и богатых купцов.

Несоблюдение  гражданских норм в уголовном  процессе, в том числе не была отлажена система следствия, их осуждения.

Общие принципы городского общественного управления в России.

В апреле 1785 г. «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» впервые  провозгласила единый порядок самоуправления и стала основой русского городского законодательства. К участию в  городском самоуправлении привлекались все горожане, записанные в один из шести разрядов Городской обывательской  книги. 1-ый разряд составляли «настоящие городовые обыватели» – все те, кто владел недвижимостью независимо от происхождения, звания и занятий. 2-ой разряд – гильдийские купцы. 3-ий – цеховые ремесленники. 4-ый – иногородние и иностранные гости, которые «приписались к городу». 5-ый – именитые граждане (госслужащие, ученые, имевшие университетские и академические аттестаты, художники, композиторы, банкиры, оптовые торговцы, судовладельцы). 6-ой разряд составляли посадские люди, которые кормились «промыслом или черной работой». Эти разряды одновременно были 6 избирательскими разрядами (курии).

Городское положение 1785 г. определяло «город как  юридическое лицо, как особую местную  общину, имеющую свои, особые интересы и нужды» и вводило определенную систему органов городского самоуправления:

Общая городская  дума (состояла из гласных и головного  головы);

Шестигласная дума (исполнительный орган городского самоуправления, ведавший городским хозяйством, его благоустройством и отчитывающаяся по расходам и доходам перед губернатором);

Градское  общество (участвовать могли все  горожане, право голоса имели только достигшие 25 лет и владевшие капиталом  не менее 50 р. в год).

Градское  общество, выборы в которое были ограничены сословным и имущественным  цензом, обладало наибольшей полнотой, управляло наибольшей полнотой власти, управляло судебной системой и полицейским  аппаратом.

 

29.Роль Уложенной  комиссии в реформировании системы  государственного управления.

 

В 1720-1725 в  Санкт-Петербурге действовала Уложенная  комиссия, в ее работе были задействованы  тексты Соборного Уложения 1649, Кормчей  книги, Военного устава, Морского устава, шведских и датских законов. Главным  направлением кодификационной работы в это время было выделение  норм, направленных на укрепление и  защиту государственного интереса. В 1725 Уложенная комиссия подготовила  проект нового Уложения, включавший 4 книги: "О процессе, т.е. о суде, месте  и о лицах, к суду принадлежащих", "О процессе в криминальных, розыскных  и пыточных делах", "О злодействах, какие штрафы и наказания следуют", "О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии", всего - 120 глав, разделенные на 2000 статей. Однако после смерти Петра I и прихода к власти Верховного тайного совета кодификационная работа была свернута. Тем не менее, при Петре I были все же утверждены следующие кодексы: Артикул воинский (1714-1715), Генеральный регламент (Устав коллегий) (1720), Пункты о вотчинных делах (1725).

 

Кодификационные комиссии Сената, без особого успеха, работали при Анне Иоанновне.

 

Уложенные комиссии вновь в полную силу заработали при Елизавете Петровне, начиная  с 1754. Также эта деятельность продолжалась при Екатерине II, которая решила перейти от административного назначения состава этих комиссий к сословным  выборам. В 1767-1768 по поручению (наказу) Екатерины II работала Комиссия по составлению  проекта нового Уложения (Уложенная  комиссия), депутаты в которую выбирались по сословиям (по куриям), в нее не входили только представители крепостных крестьян. Уложенная комиссия начала работу в 1767 в Москве. Вскоре работа Уложенной комиссии зашла в тупик. С началом русско-турецкой войны  в 1768 Уложенная комиссия была распущена  Екатериной II. Доц. С.М. Казанцев считает, что Уложенная комиссия при Екатерине II была просто не способна что-либо создать, и императрица была права, распустив  ее.

 

30.Сословное самоуправление  во времена царствования Екатерины  II.

 

Сословная структура общ-ва стала боле формализованной.

 

Права и  обязанности каждого сословия были регламентированы.Дворянство оставалось правящим сословием. Они освобождались от обязательной военной и гос. службы. Это озаметно повлияло на эк.поведение дворянства. Начинается и постепенно усиливается земельная и промышленная экспансия дворянства. С 1762 г. значительно усиливается приток дворян на проживание в деревне. Параллельно проходило перераспределение недвижимости. В 1766 г. они получает льготу — на 6 лет отменяются пошлины на вывоз хлеба из их хозяйств, в 1787 г. - разрешается повсеместная свободная торговля хлебом. По указу 1760 г. дв. получили право ссылать неугодных им крестьян в Сибирь, а с 1765 г. им предоставлялось право отдавать крестьян в каторжные работы. Заключительным актом правового и привилегированного оформления дворянского сословия стала Жалованная грамота дворянству (1785 г.).

 

Жалованная грамота дворянству. В 1785 Екатерина II издала Жалованную грамоту дворянству, которая представляла собой кодификацию законодательства о статусе дворянства. За дворянами закреплялись следующие права:

 

1. Личные: телесная неприкосновенность (дворяне  не подвергались телесным наказаниям  и пыткам); право на геральдику (герб); освобождение от обязательной  государственной службы (впервые  утвержденное Петром III в Манифесте  о вольности дворянству 1762).

 

2. Имущественные:  монополия на обладание населенными  имениями; право на обладание  недрами на помещичьей земле  (в отличие от указа Петра  I, который оставлял недра за  государством); освобождение от податей  и повинностей; право на любую  не запрещенную законом предпринимательскую  деятельность (кроме розничной торговли). На уездном и губернском уровнях  создавались дворянские собрания, выбиравшие соответствующих предводителей  дворянства. Дворяне выбирали своих  сословных судей (для уездных  судов и верхних земских судов)  и даже часть чиновников.

 

Жалованная грамота городам. В 1785 Екатерина II издала Жалованную грамоту городам, которая представляла собой кодификацию законодательства о статусе городского населения. Выделялось 6 категорий городского населения. Городские купцы (1) были разделены на гильдии, в зависимости от размера состояния. Городская интеллигенция, банкиры и капиталисты составили слой почетных (именитых) граждан (2), которые обладали правами личных дворян. Мещане, занимавшиеся мелкой торговлей, составили значительный слой городских обывателей (3). Мещане, занимавшиеся ремеслом, получили правовой статус ремесленников (4). В состав Жалованной грамоты городам 1785 вошел специальный Ремесленный устав. Отдельно выделялись иностранные граждане, а также иногородние (5). В последнюю категорию было отнесено все прочее посадское население (6). В городах создавались городские думы, которыми руководили городские головы.

 

31.Система государственного  управления при Павле I.

 

 

Реформы центральных и местных  органов управления

При Павле I Сенат окончательно утратил свое значение. Император по всем вопросам сносился только с генерал-прокурором, который превратился как бы в  премьер-министра, обладавшего функциями  министров внутренних дел, юстиции  и частично министра финансов. Дальнейшее изменение положения Сената в  целом связано с реорганизацией центрального и местного управления. При Павле I были восстановлены Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии. Соляная  контора, но уже на принципах единоначалия. Создавались новые центральные  по отраслям хозяйства (например, Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства). В дальнейшем Павел предполагал  преобразовать коллегии в министерства, заменив принцип коллегиального управления единоличным.

Еще решительнее  разломал Павел всю систему местного управления, учрежденную в 1775 г.: были ликвидированы должности наместников, закрыты приказы общественного  призрения, управы благочиния; городское  сословное управление было слито  с органами полиции, городские думы ликвидированы, и, наконец, было изменено само административно-территориальное  деление страны и принципы управления окраинами империи (Прибалтийским  губерниям, Украине и некоторым  другим территориям вернули традиционные органы управления).

Судебная  система, созданная Екатериной II, также  подверглась реформе. В конце 1796 г. были упразднены надворные, а также  все губернские сословные суды, губернские магистраты, верхние расправы, а  из уездных – нижние расправы. Из сословного дворянского уездный  суд превратился в общесословный суд для населения уезда, кроме горожан.

Информация о работе История государственного управления