Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:57, контрольная работа
Для государства характерны следующие признаки: 1) его власть распространяется на все общество; 2) осуществляется специальными лицами (гос. служащими); 3) население подразделяется по территориальному принципу; 4) опорой служит аппарат принуждения (полиция, прокуратура, пенитенциарные учреждения и т.п.); 5) система налогов и сборов; 6) наличие права; 7) суверенитет. Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.
1. Государство и его функции
2. Атрибуты государства
3. Теория возникновения государства
13.Государственное и местное управление на Руси в условиях зависимости от Золотой орды.
В 30-е
гг. XIII в. русские земли подверглись
татаро-монгольскому нашествию. Оно
стало последней волной великого
переселения народов. Империя Чингисхана,
сложившаяся в Центральной
Раздробленность русских земель сыграла роковую роль, не позволив отразить нашествие завоевателей: каждое княжество встречало врага в одиночку. Русские земли понесли тяжкие потери. По данным археологов, из 74 русских городов 49 были разорены Батыем, 14 из них так и не поднялись из пепла, а еще 15 постепенно превратились в села. Тысячи ремесленников были уведены в рабство, тысячи горожан погибли. Колоссальные потери понес и господствующий класс – князья и дружинники. В истории России началась долгая эпоха татаро-монгольского ига.
Золотая Орда, захватив ряд русских княжеств, превратила князей в вассалов-данников. Князья утверждались на престолах ханами через вручение им ярлыков, т.е. жалованных грамот. Старший среди князей, великий князь владимирский, получал особый ярлык на великое княжение. В качестве верховного сюзерена хан вмешивался в междукняжеские распри и вызывал князей к себе в Орду, где и происходил «велик суд перед князьями ординскими».
Страна была обложена колоссальной данью – «выходом». Кроме этого осуществлялись и экстренные выплаты – «запросы». Огромные богатства уходили на подарки хану, его родичам и послам, на взятки придворным и подкуп ордынских чиновников.
Для раскладки дани все население было переписано. Единицей обложения было признано хозяйство (дом, семейство). Тех, кто не в состоянии был платить, уводили в рабство. От обязанности платить дань избавлены были лишь духовенство и церковные люди. Золотоордынские ханы выдавали митрополитам особые ярлыки, подтверждавшие за Русской церковью свободу от дани и других повинностей. Первоначально дань собиралась под надзором особых ханских чиновников – баскаков, но с XIV в. право сбора «выхода» со всей Руси стали передавать ее князьям.
На русских князьях как вассалах золотоордынского хана лежала обязанность являться по первому зову с войсками на помощь своему сюзерену и сражаться за интересы наследников Чингисхана. Помимо дани, население Руси должно было выполнять ряд натуральных повинностей.
Наконец, еще одним средством удержания Руси в повиновении были неоднократные монгольские набеги – карательные экспедиции против непокорных князей и подавление народных восстаний.
Доверяя
надзор за порядком в Русской земле
старшему, великому князю, монголо-татары
не вмешивались в дела внутреннего
управления княжеств. Отношения князя
к населению не подвергались постоянному
надзору и регламентации
Азиатский способ властвования в России и рабскую покорность народа связывали с монгольским нашествием еще с карамзинских времен. Эту тему развивали, в частности, борцы с самодержавием. Например, В.И.Ленин не раз отмечал «бесконечные формы татарщины в русской жизни».
После установления
татаро-монгольского ига русские
князья по большей части осознавали
могущество Золотой Орды и старались
пока мирно уживаться с
Это в
свою очередь повлияло на характер
отношений внутри господствующего
класса русского общества. Князья-вассалы,
обязанные в новых условиях беспрекословно
выполнять волю хана, уже не могли
примириться с независимостью старшей
дружины, ее былыми правами. Таким образом,
татаро-монгольское иго
Наконец,
необходимость борьбы за национальное
выживание, стремление народа во что
бы то ни стало сбросить ненавистное
иноземное иго во многом обусловило
форсированную централизацию
14.Объединение Русских земель и роль Москвы.
Возвышение Московского княжества.
Основные этапы процесса объединения русских земель.
• 1 этап (конец XIII – первая половина XIV века): основные центры – Москва, Тверь, Литва. Образование и начало возвышения Московского княжества. Борьба Москвы и Твери, успехи московских князей в борьбе за ярлык на великое княжение. Превращение Москвы в церковный центр русских земель.
• 2 этап (вторая половина XIV века): основные центры – Москва, Тверь, Литва. Куликовская битва – первое поражение Орды в сражении с объединенными силами русских земель и княжеств. Утверждение Москвы в качестве центра объединения русских земель.
• 3 этап (первая половина XV века): основные центры – Москва и Литва. Объединение земель вокруг Москвы. Борьба Литвы за Псков и Новгород, и «все великие княжения русские». Феодальная война.
• 4 этап (вторая половина XV – начало XVI века): основные центры – Москва и Литва. Завершающий этап объединения. Освобождение от ордынского ига. Возникновение единого Российского государства.
Причины превращения Москвы в центр
складывающегося единого
1)москва являлась центром довольно развитого пашенного земледелия и ремесла;
2)она
находилась на пересечении
3)географическое
положение гарантировало ее
4)Москва
являлась средоточием тех
Однако
перечисленные специфические
В отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс имел ряд особенностей:
1)монголо-татарское
нашествие прервало
2)развитие
городов и внутренней торговли
не достигло такого уровня, как
на Западе, еще не возникли
буржуазные отношения, а
3)единое
государство на Руси
;4)процесс
объединения русских земель в
единое государство был
15.Изменения в полномочиях
великого князя по мере
Русь в период становления единого централизованного государства была раннефеодальной монархией.
Признаки наличия
1) наличие
центральных органов власти на
всей территории Русского
2) замена
вассальных отношений
3) развитие
общегосударственного
4) единая организация вооруженных сил, подчиненных верховной власти.
Характерные черты государственного строя этого периода:
1) появилось понятие «царь», который объединяет под своей властью всех иных князей, все – вассалы царя (это образовалось благодаря опыту Золотой Орды);
2) централизованное
управление окраинами
3) появляется
термин «самодержавие» (т. е. форма
ограниченной монархии, власть единого
монарха ограничивается
4) образуются
урегулированные отношения
Монарх в XV–XVI вв. – Великий московский князь.
Его власть хотя еще не приобрела черты абсолютной власти, все же значительно расширилась. Уже Иван III во всех документах называет себя Великим князем Московским.
Увеличение
власти Великого князя происходило
на фоне ограничения прав вотчинников.
Так, право сбора дани и податей
перешло от последних к государственным
органам. Светские и церковные феодалы
утратили право суда по важнейшим
уголовным преступлениям –
Политическое закрепление
1) с браком
Ивана III и племянницы византийского
императора Софьи Палеолог (это
усилило значение власти
2) с венчанием на царство Ивана IV в 1547 г. (появился титул царя).
16.Роль Боярской
думы в управлении
Боярство в XV–XVI вв. – уже приближенные к Великому князю люди.
Боярская дума – это высший орган государства в XV–XVI вв.
Боярская дума решала дела большинством голосов, а позже обсуждала спорные моменты до тех пор, пока весь ее состав не приходил к единому мнению, если же этого так и не было, то дело разрешалось государем.
Первоначально дума созывалась, но при Иване IV она стала постоянно действующим органом. В состав Боярской думы входили так называемые думные чины, т. е. введенные бояре и окольничьи. В XVI в. в заседаниях думы стал участвовать Освященный собор.
Полномочия Боярской думы:
1) решение
совместно с князем всех
2) контроль за деятельностью приказов и местных органов управления (по указу государя);
3) дипломатическая
деятельность государства (
4) «ведание Москвы» (особое полномочие данного органа) – это руководство всем городским хозяйством во время отсутствия государя.
17.Возникновение и
развитие приказов в системе
центральных органов
Высшие органы власти:
Боярская Дума (феодальный совет из бывших удельных князей), попадали в Боярскую Думу по принципу местничества (по родовитости).
Казна (деньги, архив и печать)
Реформы центральных органов управления: система приказов, специализирующаяся по роду деятельности Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г., который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличил плату за «пожилое». Впервые устанавливалась ответственность за взяточничество. Общая тенденция к централизации страны привела к видоизменениям в системе налогообложения, что также было закреплено юридически в Судебнике 1550 г. Была установлена единая для всего государства единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, социального положения соха могла составлять от 400 до 600 га земли. Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система кормлений. Служилые люди стали получать вознаграждение в виде помочи, которую выделял централизованный фонд. По губной реформе(от слова губа) властные и судебные функции возлагались на губных старост, избиравшихся из местных дворян, в черносошных городах - на земских старост, которые избирались черно-тягловыми крестьянами и горожанами. Губным и земским старостам помогали целовальники, губные и земские дьячки (секретари). Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну, укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах. Военная реформа. В 1550 г. в Москве было создано постоянное стрелецкое войско. У него на вооружении находились пищали и холодное оружие - мечи и бердыши. Личную охрану царя обеспечивал специальный отряд в 3000 человек.