История государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Для государства характерны следующие признаки: 1) его власть распространяется на все общество; 2) осуществляется специальными лицами (гос. служащими); 3) население подразделяется по территориальному принципу; 4) опорой служит аппарат принуждения (полиция, прокуратура, пенитенциарные учреждения и т.п.); 5) система налогов и сборов; 6) наличие права; 7) суверенитет. Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.

Содержание

1. Государство и его функции
2. Атрибуты государства
3. Теория возникновения государства

Вложенные файлы: 1 файл

История ГУ.docx

— 137.64 Кб (Скачать файл)

 

13.Государственное  и местное управление на Руси  в условиях зависимости от  Золотой орды.

 

В 30-е  гг. XIII в. русские земли подверглись  татаро-монгольскому нашествию. Оно  стало последней волной великого переселения народов. Империя Чингисхана, сложившаяся в Центральной Азии, за несколько десятилетий захватила  гигантскую территорию – от берегов  Тихого океана до Адриатики, поглотив Китай, страны Средней Азии и Закавказья, большую часть русских княжеств.

Раздробленность русских земель сыграла роковую  роль, не позволив отразить нашествие  завоевателей: каждое княжество встречало  врага в одиночку. Русские земли  понесли тяжкие потери. По данным археологов, из 74 русских городов 49 были разорены Батыем, 14 из них так и не поднялись  из пепла, а еще 15 постепенно превратились в села. Тысячи ремесленников были уведены в рабство, тысячи горожан  погибли. Колоссальные потери понес  и господствующий класс – князья и дружинники. В истории России началась долгая эпоха татаро-монгольского ига.

Золотая Орда, захватив ряд русских княжеств, превратила князей в вассалов-данников. Князья утверждались на престолах ханами через вручение им ярлыков, т.е. жалованных грамот. Старший среди князей, великий  князь владимирский, получал особый ярлык на великое княжение. В качестве верховного сюзерена хан вмешивался в междукняжеские распри и вызывал князей к себе в Орду, где и происходил «велик суд перед князьями ординскими».

Страна  была обложена колоссальной данью –  «выходом». Кроме этого осуществлялись и экстренные выплаты – «запросы». Огромные богатства уходили на подарки  хану, его родичам и послам, на взятки придворным и подкуп ордынских  чиновников.

Для раскладки  дани все население было переписано. Единицей обложения было признано хозяйство (дом, семейство). Тех, кто не в состоянии  был платить, уводили в рабство. От обязанности платить дань избавлены  были лишь духовенство и церковные  люди. Золотоордынские ханы выдавали митрополитам особые ярлыки, подтверждавшие за Русской церковью свободу от дани и других повинностей. Первоначально дань собиралась под надзором особых ханских чиновников – баскаков, но с XIV в. право сбора «выхода» со всей Руси стали передавать ее князьям.

На русских  князьях как вассалах золотоордынского хана лежала обязанность являться по первому зову с войсками на помощь своему сюзерену и сражаться за интересы наследников Чингисхана. Помимо дани, население Руси должно было выполнять  ряд натуральных повинностей.

Наконец, еще одним средством удержания  Руси в повиновении были неоднократные  монгольские набеги – карательные  экспедиции против непокорных князей и подавление народных восстаний.

Доверяя надзор за порядком в Русской земле  старшему, великому князю, монголо-татары не вмешивались в дела внутреннего  управления княжеств. Отношения князя  к населению не подвергались постоянному  надзору и регламентации ордынской  власти. Следы влияния татар в  администрации, во внешних приемах  управления невелики. Тем не менее, эпоха ордынского ига оказала  особое влияние на характер русской  государственной власти.

Азиатский способ властвования в России и рабскую  покорность народа связывали с монгольским  нашествием еще с карамзинских времен. Эту тему развивали, в частности, борцы с самодержавием. Например, В.И.Ленин не раз отмечал «бесконечные формы татарщины в русской жизни».

После установления татаро-монгольского ига русские  князья по большей части осознавали могущество Золотой Орды и старались  пока мирно уживаться с завоевателями. В тех условиях это было единственным средством уберечь свой народ, население  своего княжества от гибели или угона  в рабство. Постепенно князья превращались в «служебников» монгольских  ханов. Создавалась генерация покорных князей, для которых закон –  воля хана. Само же монгольское общество было пронизано отношениями жесткого и жестокого подчинения. Власть Верховного правителя была абсолютной, никем  и ничем не ограниченной. Становясь  «служебниками» ханов, русские князья впитывали этот дух империи –  беспрекословную покорность подданных  и безграничную власть правителей.

Это в  свою очередь повлияло на характер отношений внутри господствующего  класса русского общества. Князья-вассалы, обязанные в новых условиях беспрекословно выполнять волю хана, уже не могли  примириться с независимостью старшей  дружины, ее былыми правами. Таким образом, татаро-монгольское иго прервало естественный процесс развития вассалитета  на Руси, процесс создания правовой системы, при которой господствующий класс получал гарантии своих  прав и привилегий. А поскольку  в обществе все взаимосвязано  и раб не может управлять свободными или хотя бы полусвободными людьми, отношение господства и холопского подчинения последовательно распространялись на все этажи социального здания.

Наконец, необходимость борьбы за национальное выживание, стремление народа во что  бы то ни стало сбросить ненавистное  иноземное иго во многом обусловило форсированную централизацию Русского государства, при которой в обществе уже не было места независимости  и свободе. Деспотизм надолго  стал нормой государственного бытия  России.

 

14.Объединение Русских  земель и роль Москвы.

 

Возвышение Московского  княжества.

 

Основные этапы процесса объединения  русских земель.

• 1 этап (конец XIII – первая половина XIV века): основные центры – Москва, Тверь, Литва. Образование и начало возвышения Московского княжества. Борьба Москвы и Твери, успехи московских князей в борьбе за ярлык на великое княжение. Превращение Москвы в церковный центр русских земель.

• 2 этап (вторая половина XIV века): основные центры – Москва, Тверь, Литва. Куликовская битва – первое поражение Орды в сражении с объединенными силами русских земель и княжеств. Утверждение Москвы в качестве центра объединения русских земель.

• 3 этап (первая половина XV века): основные центры – Москва и Литва. Объединение земель вокруг Москвы. Борьба Литвы за Псков и Новгород, и «все великие княжения русские». Феодальная война.

• 4 этап (вторая половина XV – начало XVI века): основные центры – Москва и Литва. Завершающий этап объединения. Освобождение от ордынского ига. Возникновение единого Российского государства.

 

Причины превращения Москвы в центр  складывающегося единого государства:

1)москва являлась центром довольно развитого пашенного земледелия и ремесла;

2)она  находилась на пересечении торговых  путей, что способствовало развитию  экономических связей с другими  областями, более широкому и  тесному общению людей;

3)географическое  положение гарантировало ее относительную  безопасность от внешних вторжений,  обусловливало приток населения,  увеличение его плотности, что,  в свою очередь, ускоряло экономическое  развитие;

4)Москва  являлась средоточием тех территорий, где формировалась великорусская  народность. Население более развитого  московского региона в большей  степени влияло на отдельные  элементы языка, культуры и  быта людей всей Северо-Восточной  Руси.

Однако  перечисленные специфические условия  во многом были характерны и для  Тверского княжества. Но центром  объединения стала не Тверь, а  Москва, в первую очередь благодаря  умелой политике московских князей. К  концу XIV в. были созданы экономические, политические и социальные предпосылки  для объединения и образования  единого государства.

В отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс имел ряд особенностей:

1)монголо-татарское  нашествие прервало наметившиеся  в XIII в. объединительные процессы. Борьба за свержение монгольского  ига определяла само существование  Руси как самостоятельного государства.  Политические задачи объединения  отдельных княжеств в единое  государство стали определяющими;

2)развитие  городов и внутренней торговли  не достигло такого уровня, как  на Западе, еще не возникли  буржуазные отношения, а именно  этот фактор стал главной социально-экономической  предпосылкой создания единых  государств в Западной Европе;

3)единое  государство на Руси складывалось  на основе многих народностей,  и к началу XIV в. Российское  государство носило многонациональный  характер

;4)процесс  объединения русских земель в  единое государство был обусловлен  необходимостью защиты от внешних  врагов — татар, турок, поляков,  немцев и т. д.

 

15.Изменения в полномочиях  великого князя по мере складывания  централизованного государства.

 

Русь  в период становления единого  централизованного государства  была раннефеодальной монархией.

 

Признаки наличия централизованной власти в конце XV—начале XVI вв.:

 

1) наличие  центральных органов власти на  всей территории Русского государства;

 

2) замена  вассальных отношений отношениями  подданства;

 

3) развитие  общегосударственного законодательства;

 

4) единая  организация вооруженных сил,  подчиненных верховной власти.

 

Характерные черты государственного строя этого периода:

 

1) появилось  понятие «царь», который объединяет  под своей властью всех иных  князей, все – вассалы царя (это  образовалось благодаря опыту  Золотой Орды);

 

2) централизованное  управление окраинами наместниками  монарха;

 

3) появляется  термин «самодержавие» (т. е. форма  ограниченной монархии, власть единого  монарха ограничивается властью  правителей, князей на местах; самодержавие  и абсолютизм не тождественны);

 

4) образуются  урегулированные отношения Великого  князя и Боярской думы, зарождается  местничество (т. е. назначение  на должность лиц по заслугам  их родителей), Боярская дума носит  формальный характер, отношения  царя и думы складываются по  принципу: царь сказал – бояре  приговорили.

 

Монарх в XV–XVI вв. – Великий московский князь.

 

Его власть хотя еще не приобрела черты абсолютной власти, все же значительно расширилась. Уже Иван III во всех документах называет себя Великим князем Московским.

 

Увеличение  власти Великого князя происходило  на фоне ограничения прав вотчинников. Так, право сбора дани и податей  перешло от последних к государственным  органам. Светские и церковные феодалы  утратили право суда по важнейшим  уголовным преступлениям – убийству, разбою и краже с поличным.

 

Политическое закрепление власти московского князя связано:

 

1) с браком  Ивана III и племянницы византийского  императора Софьи Палеолог (это  усилило значение власти московских  великих князей внутри государства  и в Европе; московские великие  князья стали называться «государями  всея Руси»);

 

2) с венчанием  на царство Ивана IV в 1547 г. (появился  титул царя).

 

16.Роль Боярской  думы в управлении государством  в России в XV – XVII вв.

 

Боярство  в XV–XVI вв. – уже приближенные к  Великому князю люди.

 

Боярская дума – это высший орган государства в XV–XVI вв.

 

Боярская  дума решала дела большинством голосов, а позже обсуждала спорные  моменты до тех пор, пока весь ее состав не приходил к единому мнению, если же этого так и не было, то дело разрешалось государем.

 

Первоначально дума созывалась, но при Иване IV она  стала постоянно действующим  органом. В состав Боярской думы входили  так называемые думные чины, т. е. введенные  бояре и окольничьи. В XVI в. в заседаниях думы стал участвовать Освященный собор.

 

Полномочия Боярской думы:

 

1) решение  совместно с князем всех основных  вопросов государственного управления, суда, законодательства, внешней политики;

 

2) контроль  за деятельностью приказов и  местных органов управления (по  указу государя);

 

3) дипломатическая  деятельность государства (переговоры  с иностранными послами, отправление  русских и иностранных послов, назначение им содержания, рассылка  государевых грамот в соседние  государства);

 

4) «ведание Москвы» (особое полномочие данного органа) – это руководство всем городским хозяйством во время отсутствия государя.

 

17.Возникновение и  развитие  приказов в системе  центральных органов управления.

 

Высшие органы власти:

 

Боярская  Дума (феодальный совет из бывших удельных князей), попадали в Боярскую Думу по принципу местничества (по родовитости).

 

Казна (деньги, архив и печать)

 

Реформы центральных органов управления: система приказов, специализирующаяся по роду деятельности Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г., который подтвер­дил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличил пла­ту за «пожилое». Впервые устанавливалась ответственность за взяточничество. Общая тенденция к централизации страны привела к видоизменениям в системе налогооб­ложения, что также было закреплено юриди­чески в Судебнике 1550 г. Была установлена единая для всего государства единица взима­ния налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, социального положения со­ха могла составлять от 400 до 600 га земли. Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система кормле­ний. Служилые люди стали получать вознаг­раждение в виде помочи, которую выделял централизованный фонд. По губной реформе(от слова губа) властные и судебные функции возлагались на губных старост, изби­равшихся из местных дворян, в черносошных городах - на земских старост, которые избира­лись черно-тягловыми крестьянами и горожа­нами. Губным и земским старостам помогали целовальники, губные и земские дьячки (сек­ретари). Эта реформа обеспечила приток дополни­тельных средств в казну, укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах. Военная реформа. В 1550 г. в Москве было со­здано постоянное стрелецкое войско. У него на вооружении находились пищали и холодное оружие - мечи и бердыши. Личную охрану ца­ря обеспечивал специальный отряд в 3000 че­ловек.

Информация о работе История государственного управления