История государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Для государства характерны следующие признаки: 1) его власть распространяется на все общество; 2) осуществляется специальными лицами (гос. служащими); 3) население подразделяется по территориальному принципу; 4) опорой служит аппарат принуждения (полиция, прокуратура, пенитенциарные учреждения и т.п.); 5) система налогов и сборов; 6) наличие права; 7) суверенитет. Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.

Содержание

1. Государство и его функции
2. Атрибуты государства
3. Теория возникновения государства

Вложенные файлы: 1 файл

История ГУ.docx

— 137.64 Кб (Скачать файл)

 

18.Формы государственного  устройства России в период XV – XVII вв

 

По форме  государственного устройства Киевская Русь представляла собой относительно единое унитарное государство, затем отношения между княжествами и князьями оформились в систему, названную дворцово-вотчинной. По типу государства большинство ученых относит Киевскую Русь к феодальному типу, с присущими ей особенностями (многоукладность экономики, нестабильный классовый состав общества).

 

Киевская  Русь имела сильный центр –  Киев, который с помощью дружины  удерживал вокруг себя несколько  десятков удельных княжеств.

Во главе  всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения  между киевским князем и всеми  другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

Со временем власть местных феодалов(XI–XII вв.) значительно  возрастаети образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Население в Киевской Руси делилось на:

1)  дружинников.  Они подчинялись непосредственно  киевскому князю либо удельному  князю;

2)  служилых  людей, высшими среди них являлись  удельные князья и собственно  служилые люди, обеспечивающие работу  государственного аппарата, а также  к этому сословию относили  и слуг князей – это низшая  категория;

3)  крупных  феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;

4)  крестьян. Их правовое положение в период  раннефеодальной монархии было  почти равным всем другим сословиям,  за исключением имущественного  положения, однако с течением  времени крестьяне все более  попадали в зависимость от  феодалов, что в дальнейшем породило  крепостную зависимость.

Особая  категория населения– это церковные  служители. Они в период раннефеодальной  монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним  из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Политический  режимв Киевской Руси отсутствовалв силу неразвитости общества.

19.Роль Земских соборов  в аппарате центрального управления.

 

В середине XVI в. начали свою деятельность земские  соборы – высшие сословно-представительные учреждения. Земские соборы эпизодически созывались царем для обсуждения важнейших вопросов внутренней и  внешней политики и представляли собой совещательный орган. За XVI-XVII вв. имеются сведения о 57 земских  соборах.

Состав  земских соборов был в основном устойчивым: в него входили Боярская дума, Освященный собор, а также представители  сословий – поместного служилого  дворянства и посадских (городских) верхов. С развитием новых органов  исполнительной власти – приказов – их представители также входили  в состав земских соборов.

Обсуждение  вопросов происходило по отдельности  – у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, купцов. Каждая из этих групп высказывала свое суждение по рассматриваемому вопросу.

История земских соборов начинается во время  правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 г. Соборы, созываемые царской властью — данный период продолжается вплоть до 1584 г.

Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584—1610 гг). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, зачастую становились орудием враждебных России сил.

1610—1613 гг. Земский собор при ополчениях  превращается в верховный орган  власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней  и внешней политики, соборное  уложение. Именно в этот период  времени земский собор играл  наиболее важную и существенную  роль в общественной жизни  России.

1613—1622 гг. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного  органа при царской власти. Решает  текущие административные и финансовые  вопросы. Царская власть стремится  опереться на земские соборы  при проведении финансовых мероприятий:  сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

1632—1653 гг. Соборы собираются сравнительно  редко, но для решения важных  вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание  в Пскове, так и внешней: русско-польские  и русско-крымские отношения,  присоединение Украины, вопрос  об Азове. В этот период активизируются  выступления сословных групп,  предъявляющих требования правительству,  не столько посредством земских  соборов, сколько через подаваемые  челобитные.

1653—1684. Значение  земских соборов снижается (небольшой  взлёт наблюдался в 80-х годах). Последний собор в полном составе  собирался в 1653 г. по вопросу  о принятии Запорожского Войска  в состав Московского государства.

 

20.Система местного  управления в период становления  централизованного государства  в России.

 

Система местного самоуправления

 

Для того чтобы сделать управление владениями короны более эффективным, они были разделены на ряд районов, во главе  каждого из которых стоял великокняжеский  наместник, называвшийся державцем. Державец был главным управляющим и собирателем налогов с господарских земель в своем районе. Он был также воеводой района, ответственным за мобилизацию и местным судьей в господарских землях. Этим наместникам было дано право оставлять себе часть собираемых налогов и судебных пошлин – способ вознаграждения, который соответствовал системе кормлений в Московском государстве.

 

Вне округа державцев лежали земли знати – обширные владения князей и панов и личные угодья шляхты. Вельможи пользовались теми же юридическими правами по отношению к населению их владений, что и державец во вверенных ему господарских землях. Шляхта требовала для себя подобной же власти над своими слугами и фермерами – арендаторами их земель.

 

Следует заметить, что во второй половине XV в. польской шляхте удалось добиться права на местное самоуправление, а также целого ряда других привилегий.38

 

К середине XVI в. была установлена весьма сбалансированная система управления областями и  районами – поветами. Сеть районов  составляла низовой уровень системы. К 1566 г. общее число районов равнялось 31. Правитель района, староста, являлся  в то же время державцем (наместником) государевых земель и главой общего управления районом.

 

Для ведения  тяжб по поводу земельных угодий шляхты в каждом повете был организован  специальный дворянский суд земский. Дворянство каждого повета при мобилизации  составляло отдельную военную единицу  со своим собственным знаменем. Во главе стоял особый офицер, который  назывался хорунжий полка. Области, составлявшие более высокий уровень  местного управления, назывались воеводствами. Каждое воеводство включало в себя от одного до пяти поветов. Во главе  каждого стоял наместник или  воевода. В конце концов последний  титул (воевода) оказался предпочтительнее. Воевода был державцем центрального района воеводства, главой местной администрации, главнокомандующим всеми вооруженными силами, мобилизованными в пределах его воеводства в случае войны, и главным воеводским судьей. Его власть распространялась на население господаревых земель и на мелкопоместное дворянство (но не на вельмож).

 

Помимо  воеводы во многих воеводствах была особая управленческая должность так  называемого каштеляна – командующего замком (крепостью).

 

Должности воеводы и каштеляна были учреждены в 1413 г., сначала только собственно в Литве, которая была разделена по этому случаю на два воеводства – Вильно и Трокай. На Волыни была установлена должность маршала, который осуществлял военное руководство. Воеводство Вильно состояло из пяти поветов, а воеводство Трокай из четырех. В XVI в. Волынь стала обычным воеводством. В 1471 г., когда Киев утратил статус княжества, была создана должность воеводы Киева. В 1504 г. воеводство образовала Полоцкая земля, а в 1508 г. – Смоленская (захваченная в 1514 г. Москвой). К 1565 г. было образовано тринадцать воеводств, состоявших из 31 повета.39

 

Вследствие  как древнерусских традиций, все  еще существовавших в большей  части Западнорусских земель, так  и создания мощного административного  центра в каждом воеводстве, местная  децентрализованная власть играла значительно  более важную роль в Великом княжестве  Литовском, нежели в Московском государстве. С другой стороны, службы центральной  администрации были развиты в  значительно меньшей степени, чем  в Москве.

 

Древнерусский институт представительной демократии – вече – постепенно, а затем  и вовсе прекратил действовать  даже в тех десяти воеводствах, где  русские составляли основную массу  населения. Вместо этого основные города получили корпоративное муниципальное  правление немецкого типа на основе так называемого “магдебургского права”

 

21.Утверждение абсолютизма  в России.

 

Регулярная  армия и флот были созданы Петром I в начале XVIII в. и стали одними из сильнейших в Европе. Армия комплектовалась  на основе всеобщей воинской повинности, поголовной для дворян (офицерский корпус), рекрутская для прочих сословий (по рекруту от 20 дворов крестьян и  посадских людей). Петровская военная  реформа ознаменовалась широким  распространением практики участия  в государственном управлении профессиональных военных. Внедрение в гражданскую  сферу военных принципов проявлялось  в распространении на систему  государственных учреждений военного законодательства, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов.

 

В 1716 г. основной военный закон -- воинский устав -- по прямому указу Петра I был принят как основополагающий законодательный  акт, обязательный в учреждениях  всех уровней.

 

Второй  элемент опоры абсолютизма -- бюрократический  аппарат государственного управления с его регламентацией. Существование  слоя людей, постоянно находящихся  на государственной службе, и их правовое положение было оформлено  в известной петровской «Табели  о рангах» (1722 г.). Этот законодательный  акт определил порядок прохождения  службы чиновниками. Он устанавливал 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й -- высший).

 

Табель  о рангах давала возможность выходцам из других сословий поступать на военную  или гражданскую службу и по мере продвижения получать дворянское звание, сначала личное, а затем потомственное.

 

Церковь всегда была опорой царизма, но до начала XVIII в. существовала автономно от государства. Постепенно и первоначально внешне малозаметно Петр провел реформу  церкви. Он объявил себя главою церкви и уничтожил ее автономию.

 

Патриарший  разряд был упразднен, а его функции  переданы восстановленному в 1701 г. Монастырскому  приказу во главе с боярином И.П. Мусиным-Пушкиным и дьяком Е. Зотовым. Этому приказу были подчинены  патриаршие казенный и дворцовый  приказы. Доходы приказа использовались на государственные нужды. Псковский  епископ Феофан по заданию и с  помощью царя составил «Духовный  регламент» и научный трактат  «Правда воли монаршей», в которых  давал теоретическое обоснование  абсолютизма: 25 января 1721 г.

 

Элементами  механизма абсолютной монархии являлись высшие органы государственной власти, которые были радикально реформированы. Изменился титул царя. 22 октября 1721 г. (в годовщину славного освобождения Москвы в1612 г.), а также в связи  с победоносным исходом Северной войны Петр I принял титул Императора Всероссийского и превратил прежние  «великие государства Российского  царствия» во «Всероссийскую империю». Независимо от императорского титула Сенат наименовал Петра еще «великим»  и «отцом отечества».

 

Для финансового  контроля Петр I создал Ближнюю канцелярию, которая и стала местом заседания  членов Боярской думы, начальников  приказов (1704 г.). Такие заседания  называли Консилией министров. Последняя прекратила свое существование с созданием Сената (1711 г.).

 

Усиление  власти Петра выразилось в создании Кабинета с личной канцелярией (1704--1727 гг.).

 

В 1711 г. было создано постоянно действующее  высшее правительственное учреждение -- Правительствующий Сенат. Сенат  состоял из 9 человек, являлся коллегиальным  органом. Указанные выше три князя -- выходцы из старинной титулованной знати. Остальные -- из малознатных родов. Три сенатора в прошлом были членами боярской Думы (Мусин-Пушкин, Стрешнев, Племянников).

 

В 1722 г. был  издан указ о престолонаследии, согласно которому монарх по своему усмотрению назначал себе преемника.

 

22.Реформирование центрального  управления ПетромI.

 

1699—1711 гг.—  от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената. Административные преобразования этого периода осуществлялись поспешно, без четко разработанного плана.

Информация о работе История государственного управления