История государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Для государства характерны следующие признаки: 1) его власть распространяется на все общество; 2) осуществляется специальными лицами (гос. служащими); 3) население подразделяется по территориальному принципу; 4) опорой служит аппарат принуждения (полиция, прокуратура, пенитенциарные учреждения и т.п.); 5) система налогов и сборов; 6) наличие права; 7) суверенитет. Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.

Содержание

1. Государство и его функции
2. Атрибуты государства
3. Теория возникновения государства

Вложенные файлы: 1 файл

История ГУ.docx

— 137.64 Кб (Скачать файл)

Проведению  преобразований предшествовала длительная и планомерная подготовка: изучалось  государственное устройство западноевропейских государств; с участием иностранных  правоведов составлялись регламенты новых  учреждений. При их составлении были использованы шведские регламенты, соответствующим  образом переработанные и дополненные  применительно к русским условиям. В проведении реформ Петр I проявил  выдающиеся способности, исключительную энергию и настойчивость в  осуществлении намеченных планов.

Вместо  Боярской думы, к этому времени  сократившейся в своем составе, был учрежден Правительствующий  Сенат. Первоначально Сенат был  создан в качестве верховного органа управления на период отсутствия царя, лично участвовавшего в Прутском походе, но затем он превратился в высшее бюрократическое учреждение, непосредственно подчиненное царю. В отличие от Боярской думы, комплектовавшейся по принципу знатности происхождения, Сенат состоял из немногих (9 человек) доверенных лиц, назначенных царем независимо от их родовитости.

Сенат подготовлял  новые законы, ведал всей системой центрального и местного управления, занимался комплектованием армии  и флота и сбором налогов. Одновременно с Сенатом для тайного надзора  за исполнением указов был учрежден институт фискалов. Фискалы в городах  и губерниях подчинялись обер-фискалу Сената.

 

23.Коллегиальная система  в аппарате центрального управления.

 

После победы в Северной войне Петр I принял титул  императора, Россия с этого времени  стала называться империей, что должно было подчеркнуть ее новый внешнеполитический статус мировой державы;

взамен  прекратившей свое существование Боярской думы высшим совещательным органом  при императоре Петре I стал Сенат (с 1711 г.). Это был государственный орган, который формировался из высших чиновников, пользовавшихся наибольшим доверием у императора. Главной задачей Сената являлся контроль и ревизии деятельности нижестоящих органов, для чего Сенат имел особый штат фискалов. Хотя в дальнейшем и сам Сенат являлся объектом постоянного присмотра со стороны специально организованной прокуратуры (с 1722 г.);

После организации  Сената началась замена старинных приказов новыми центральными учреждениями —  коллегиями. Коллегиальная система  отличалась от приказной прежде всего  более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Если до того сбором налогов и их распределением ведали десятки разнообразных приказов, то со времени организации коллегий основные статьи бюджета находились в ведении двух учреждений — Камер-коллегии и Штатс-контор-коллегии. В составе новой коллегиальной системы появились ранее отсутствовавшие учреждения, ведавшие юстицией, промышленностью и торговлей. В коллегиях, каждая из которых состояла из десяти человек (президента, вице-президента, четырех советников и четырех помощников их — асессоров), все решения принимались не единолично, а большинством голосов. В отличие от приказов компетенция коллегий по определенному кругу вопросов распространялась на всю страну.

были сформированы центральные  органы управления, коллегии (с 1719 г.). При этом отдельные приказы продолжали существовать и работали вплоть до середины XVIII в.

Главными коллегиями были: Военная, Адмиралтейская и Коллегия «чужестранных дел». Кроме того, были созданы 3 торгово-промышленные, 3 финансовые коллегии, Юстиц-коллегия (контролировал суд на местах), Вотчинная коллегия (ведала землевладением), Городской магистрат (контролировала городское управление)

 

24.Территориальное  устройство империи при ПетреI.

 

18 декабря  1708 г. появился царский указ  об образовании губерний. Это  стало началом реформы местного  управления, много раз корректировавшейся и принявшей законченный вид только к 1719 г. «Для всенародной пользы» территория страны в административном отношении была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. В 1713 г. была добавлена Рижская губерния (Смоленская упразднена), а в 1714 г. – Нижегородская и Астраханская. Это были обширнейшие административно-территориальные образования, не равные по территории и населению. В Московской губернии насчитывалось 39 городов, в Азовской – 77, в Смоленской – 17 и т.д. Огромная Сибирская губерния (с центром в Тобольске) включала Пермь и Вятку.

Губернии  возглавлялись губернаторами, назначавшимися царскими указами. Все они были представителями  царской администрации и свои решения принимали от имени царя. Губернатор был наделен колоссальными  полномочиями. Помимо сбора налогов, контроля за доходами и расходами  губернии, административных и хозяйственных  функций, он был наделен судебной властью и одновременно был главнокомандующим  расположенных на вверенной ему  территории войск. Губернаторам также  перешла часть функций приказов (особенно территориальных). В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций, которые, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды). Провинции, как правило, возглавлялись  воеводами, в уезде финансовое и  полицейское управление возлагалось  на земских комиссаров, частично избираемых уездными дворянами, частично назначаемых  сверху. В реформировании управления низшего звена особенно отчетливо  проявилась попытка Петра I привлечь к делам управления местное дворянство. Петр велел выбирать дворянам сборщиков  податей или земских комиссаров; дворяне начали вместо себя посылать на выборы приказчиков.

Абсолютистское  государство стремилось регламентировать все стороны жизни общества, подчинить  их благотворному, как представлялось Петру I, влиянию власти. Поэтому, по словам Петра, «полиция есть душа государства  и всех добрых порядков, и фундаментальный  человеческой безопасности и удобности».

Реформа местного управления уничтожила старый принцип назначения на должность  как «государство пожалование» и  превратила всех должностных лиц  местного управления в чиновников, руководствовавшихся общегосударственными законами и распоряжениями.

Трудности осуществления реформ местного управления были связаны также с отсутствием  их общей стратегии, последовательности и планомерности. Попытка активизации  роли дворянства на местах вела к расширению его служебных обязанностей, что  вызывало недовольство, а порой и  враждебность самого дворянства.

 

25.Роль церкви при  ПетреI и после его смерти.

 

Церковные реформы

 

Учреждение  в России в конце XVI в. патриархии означало существенное укрепление авторитета русской православной церкви во внешнем  мире. Однако внутри страны церковь  все более подчиняется государству. В XVIII в. церковь продолжает обладать громадными богатствами, в том числе  землями и крестьянами, но государство  принимает меры к ограничению  роста церковного землевладения.

 

Подчинение  церкви государству усилилось в XVIII в. Петр I, воспользовавшись смертью  патриарха Адриана, решил вообще не избирать нового патриарха, а учредил  лишь должность местоблюстителя  патриаршего престола, назначив на этот пост верного ему человека -- молодого рязанского епископа Стефана  Яворского.[2]

 

25 января 1721 г. Петр утвердил « Духовный  регламент», согласно которому была  проведена коренная церковная  реформа, ликвидировавшая автономию  церкви и полностью подчинившая  ее государству. Патриаршество  в России было упразднено, а  для управления церковью был  образован Святейший правительствующий  Синод.

 

Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли  радикальные изменения. Петр не жаловал  ни «белых», ни «черных» монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных  расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что  укажет монахам путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого  им надлежало заниматься столярным  делом, иконописью, прядением, шитьем и  т.д. - всем тем, что не было противопоказано  монашеству.

 

Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает  наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число  монахов: за разрешением на постриг  теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась  идея использовать монастыри как  приюты для отставных солдат и  нищих. В указе 1724 г. количество монахов  в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

 

Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной  иерархии и черного духовенства  и явились одной из главных  причин их участия во всякого рода реакционных заговорах. Создание такого вида управления и организации церкви сам Пётр объяснил следующим образом: « От соборного правления можно  не опасаться Отечеству мятежей  и смущения, каковые происходят от единого собственного правления  духовного...»[5 ].

 

Таким образом, Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую и поставил церковь  на службу государству. Параллельно  с этим государство усилило контроль за доходами церкви с монастырских крестьян, систематически изымало значительную часть их на строительство флота, содержание армии, школ и др. Реформы  Петра Великого касались различных  сфер жизни общества.

 

Отныне  церковь являлась частью той опоры, на которой стояла абсолютная монархия.

 

26.Государственное  управление в эпоху дворцовых  переворотов.

 

Дворцовые перевороты второй четверти 18 века связаны  главным образом с двумя моментами. Во-первых, закон о престолонаследии 1722 года предоставлял монарху право  назначать наследника, и при каждом новом царствовании возникал вопрос о преемнике престола. Во-вторых, после смерти Петра ни один дворцовый  переворот не обошелся без вмешательства  гвардии. Она была военной и политической силой, наиболее близко стоявшей к власти, четко осознававшая свои интересы при  том или ином перевороте. Объясняется  это составом гвардейских полков – они состояли в основном из дворян, поэтому гвардия отражала интересы значительной части своего сословия. С усилением политической роли дворянства растут и их привилегии (в этом немалая роль принадлежит  дворцовым переворотам).

 

Петр  умер (январь 1725 года) не оставив завещания. Под давлением гвардии и А.Д. Меншикова Сенат сделал императрицей жену Петра, Екатерину Алексеевну. В  годы ее краткого царствования огромную власть приобрел Меншиков, ставший  фактическим правителем государства. Это вызвало сильное недовольство группы правящей верхушки и старого  боярства, которое удержалось у власти при Петре. В результате компромисса  в феврале 1726 года был учрежден Верховный тайный совет. В него вошли представители старой и новой знати. Верховный тайный совет стал высшим органом государственного управления, лишив тем самым Сенат прежнего значения.

 

После смерти Екатерины I, по ее завещанию, императором  стал 11-летний внук Петра I – Петр Алексеевич (сын царевича Алексея).

 

До его  совершеннолетия установилось регентство Верховного тайного совета. При новом  императоре Меншиков первоначально  сохранял свои позиции, затем фаворитами Петра II стали князья Долгорукие. Меншиков попал в опалу, был отправлен  в ссылку, где вскоре и умер.

 

В январе 1730 года перед свадьбой неожиданно заболел и умер Петр II. Члены Верховного тайного совета («верховники») решили предложить престол Анне Иоанновне, племяннице Петра I. Они считали, что давно жившая в Митаве, вдовствующая герцогиня Курляндская, слабо связанная с придворными кругами и гвардией, не помешает им, по выражению Д.М. Голицына, «воли себе прибавить». Анне решено было предложить подписать «Кондиции» (условия) из 8 пунктов, главный из которых предписывал ей решать все важные дела только с «верховниками». Слухи о «затейке» (такое название в истории получили эти события) разошлись по Москве и вызвали недовольство дворянства, боявшегося получить вместе одного самодержца сразу нескольких правителей. Используя поддержку гвардии, Анна разорвала подписанные ранее «Кондиции» и этим, по существу, прекратила всякие разговоры об ограничении самодержавия.

 

С воцарением Анны начался процесс превращения  дворянства из служивого в привилегированное  сословие. Срок службы сократился до 25 лет. Возросла роль Тайной канцелярии (политическая полиция), сыска и доносов («Слово и дело»).

 

Еще будучи герцогиней Курляндской Анна окружила себя немецкими фаворитами, среди  них первым и самым влиятельным  был сын придворного конюха герцогов – Бирон. По его имени время  правления Анны Иоанновны (1730-1740) получило название «бироновщина». Хотя иностранное  засилье в годы правления Анны с воцарением Елизаветы Петровны было сильно преувеличено, а затем  подхвачено и растиражировано историками.

 

Сестра  Анны, Екатерина, была замужем за герцогом Мекленбургским, а их дочь, Анна Леопольдовна, вышла замуж за принца Антона Брауншвейгского. Перед смертью Анна Иоанновна назначила их двухмесяячного сына Ивана Антоновича своим наследником, а регентом – Бирона. Но уже через короткое время после воцарения Ивана IV Бирона лишают власти и отправляют в ссылку. Регентский пост занимает мать императора Анна Леопольдовна, присвоив себе титул правительницы, но реальная власть опять же остается в руках сначала Миниха, а потом Остермана.

 

27.Просвещенный абсолютизм  Екатерины II.

 

Просвещенным абсолютизмом называют особую разновидность абсолютизма, которая предполагает смягчение произвола самодержца благодаря введению прогрессивных политических институтов (повышение значения независимого суда и законов, использование элементов разделения властей и т. д.), распространения образования, поддержки общественного мнения и самоуправления. Считают, что просвещенный абсолютизм был навеян идеями французских философов, в жизни же в основном сводился к демагогии и показухе.

Информация о работе История государственного управления