Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:57, контрольная работа
Для государства характерны следующие признаки: 1) его власть распространяется на все общество; 2) осуществляется специальными лицами (гос. служащими); 3) население подразделяется по территориальному принципу; 4) опорой служит аппарат принуждения (полиция, прокуратура, пенитенциарные учреждения и т.п.); 5) система налогов и сборов; 6) наличие права; 7) суверенитет. Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.
1. Государство и его функции
2. Атрибуты государства
3. Теория возникновения государства
48. Попытки реформирования государственного управления в 1985-90 годы.
Новому генсеку КПСС М.С.Горбачеву для проведения реформ требовалась поддержка всего народа.
В 1989 г. весной созван Первый съезд народных депутатов. По замыслу М.С.Горбачева съезды народных депутатов должны были собираться 2 раза в год и решать основные политические и экономические вопросы, в том числе о переустройстве государственного управления.
Несмотря на компанию по демократизации и привлечению граждан к управлению, власть постаралась контролировать выборы народных депутатов СССР. Одна треть депутатов была направлена на Съезд от общественных организаций. Самой крупной общественной организацией в СССР была КПСС, которая и выдвинула наибольшее число депутатов. От КПСС народными депутатами стали все партийные лидеры. Среди остальных общественных организаций, выдвигавших народных депутатов были: ВЛКСМ, ВЦПС, Союз театральных деятелей СССР, Союз кинематографистов СССР и т.д.
Депутаты, избиравшиеся народом по одномандатным округам, проходили многоступенчатую процедуру выдвижения. Депутаты, избиравшиеся по территориальному признаку, выдвигались по округам, сформированным в зависимости от количества населения. Депутаты по региональному признаку, имевшие право избираться затем в Совет национальностей, избирались равным количеством от каждой союзной республики.
Съезд позволил привлечь более широкие массы народа к управлению государством. Однако монополия КПСС не была ликвидирована. В декабре 1989 г. Съезд отклонил поправку Конституции, отменяющую 6-ю статью. Съезд избрал постоянно действующий представительный орган – Верховный Совет. Для укрепления исполнительной власти был учрежден новый пост главы государства – Президент СССР. М.С.Горбачев – первый президент СССР (декабрь 1989 г.). Избрал его Совет народных депутатов.
49. Государственное управление после августа 1991 г.
В 1991 г. наиболее
острой проблемой государственного
управления в СССР было обострение
межнациональных отношений. Тяга союзных
республик к независимости
Подписание
нового союзного договора было сорвано.
19 августа произошел
После поражения
ГКЧП в большинстве союзных
Осенью 1991 г. разрабатывались проекты нового союзного договора, идеологом которых был Горбачев. Союзные республики тем временем проводили независимую политику, в том числе в экономической и военной сферах. В республиках вводились собственные денежные единицы, образовывались собственные вооруженные силы. Союзное правительство фактически потеряло контроль над армией и финансами. Кроме того, Президент России Б.Н.Ельцин подписал Указ о запрещении деятельности КПСС на территории России, региональные комитеты партии были занятии милицией и закрыты.
8 декабря
1991 г. в Беловежской Пуще был
подписан договор о создании
Содружества Независимых
50. Государственное
устройство
Конфликт между исполнительной и законодательной властью, определявший развитие российской политики в 1992—1993 гг., завершился кровавой схваткой осенью 1993 г. Он отразил углублявшиеся разногласия в лагере реформаторов по вопросам социально-экономического и политического развития страны. На референдум 12 декабря 1993 г. был вынесен президентский проект новой Конституции. За него проголосовала большая часть пришедших на выборы россиян.
Конституция,
принятая 12декабря 1993 г., не только закрепила
экономические и политические изменения,
произошедшие в стране и обществе,
но и поставила заслон на пути нарастающей
суверенизации регионов. Она провозгласила
РФ федеративным демократическим государством
с республиканской формой правления,
определила права входящих в нее
республик, краев, областей и других
субъектов федерации, зафиксировала
разграничение предметов
В соответствии
с принципом разделения властей
высшим законодательным и
Совет Федерации
до августа 2000 г. формировался по должности
двух представителей от каждого субъекта
Федерации. Как правило, это были
главы исполнительной и представительной
власти — президент или губернатор
и председатель регионального законодательного
собрания соответственно. Новый федеральный
закон изменил сложившийся
Государственная Дума избирается на основе прямых, равных и тайных выборов, причем половина депутатов избирается по округам с равной численностью населения, а половина — по партийным спискам. Общая численность депутатского корпуса нижней палаты составляет 450 человек.
Обе палаты равноправны в пределах своих полномочий, но в законодательном процессе ведущую роль играет Государственная Дума. Существует четкий механизм прохождения и принятия новых законов: законопроект проходит три чтения в Государственной Думе, затем поступает в Совет Федерации и после одобрения им направляется на подпись президенту.
Высшим
органом исполнительной власти в
РФ выступает Правительство в
составе Председателя Правительства,
его заместителей, федеральных министров
и руководителей ряда министерств
и ведомств. Главными направлениями
деятельности Правительства являются
оперативное руководство
Сейчас утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти. Теперь в нее входят: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Общее руководство этой структурой власти осуществляется Президентом РФ.
Следующим уровнем исполнительной власти являются органы субъектов Федерации. Администрация республики, края, области формируется главой соответствующего органа исполнительной власти (президент, губернатор, глава администрации), избранным на основе всеобщих выборов в данном субъекте Федерации, и включает в себя Правительство, наделенное общей компетенцией, госструктуры по сферам управления, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции, территориальные органы специальной компетенции, действующие на территории районов и городов. Администрация республик, краев, областей осуществляет связь между федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, разрабатывает бюджет и обеспечивает его наполнение, а также реализует политику государства в сфере культуры, социальной сфере, охране правопорядка и т. д.
Третьей
ветвью власти является судебная. Она
независима и действует исключительно
на основе российских законов, прежде
всего Конституции. Судебная система
РФ включает в себя высшие суды, к
которым относятся