История государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Для государства характерны следующие признаки: 1) его власть распространяется на все общество; 2) осуществляется специальными лицами (гос. служащими); 3) население подразделяется по территориальному принципу; 4) опорой служит аппарат принуждения (полиция, прокуратура, пенитенциарные учреждения и т.п.); 5) система налогов и сборов; 6) наличие права; 7) суверенитет. Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.

Содержание

1. Государство и его функции
2. Атрибуты государства
3. Теория возникновения государства

Вложенные файлы: 1 файл

История ГУ.docx

— 137.64 Кб (Скачать файл)

 

32.Функции центральных  учреждений Российской империи  в первой половине XIX в.

 

Наиболее  значительным изменениям подверглась  система центрального управления, действовавшая  в XVIII в. на основе коллежского принципа, который перестал отвечать требованиям  нового столетия.

Учреждалась должность “товарища министра”  — помощника министра. Совмещены  должности министра юстиции и  генерал-прокурора Сената. Определены функциональные направления, предметы и параметры деятельности каждого  министра, подведомственные ему сохраненные  государственные коллегии и другие учреждения, что обеспечивало преемственность  управления и эволюционный характер преобразования его аппарата при  переходе на качественно иной уровень  единоначалия, ответственности, исполнительности и формирования ведомственности.

Главным среди хозяйственных органов  являлось Министерство финансов. Минфин вобрал функции упраздненного министерства коммерции, создал департамент по заведованию  внешней торговлей, включил из МВД  в 1819 г.

Вновь созданное  Министерство государственных имуществ (1837 г.) имело целью умножение государственного сектора экономики и увеличение от него поступлений в казну.

Министерства  военное, морское, иностранных дел  управляли соответствующими отраслями  под непосредственным личным вниманием  императора, решали ответственные государственные  задачи, перестраивали неоднократно свои организационные структуры, важнейшими среди которых руководили члены  императорской фамилии. Управление этими сферами было централизовано в гораздо большей степени, чем  другими. Имела место мелочная регламентация  деятельности низших звеньев при  почти полной бесконтрольности военной  администрации.

Проведены меры по укреплению центрального управления с помощью петровского опыта  его милитаризации. Главами большинства  министерств назначены генералы.

Центральное управление приобретало на министерской основе характер централизованной и  бюрократической ведомственной  системы, представленной в середине XIX в. девятью министерствами и тремя  главными управлениями, подчиненными непосредственно императору, который  координировал их совместные межведомственные усилия через Комитет министров. Министерской системе присущи такие черты, как: а) четкое функциональное разделение сфер управления; б) конкретность предметов, параметров отраслевого управления; в) единоначалие; г) персональная ответственность, исполнительность; д) линейная вертикаль исполнения, строгая ведомственная подчиненность. Видимо, поэтому министерская система жизнеспособна, сравнительно легко адаптируемая к изменяющимся объективным условиям, потребностям управления, утвердилась в России на длительное время вплоть до XXI века, когда министерства функционируют на уровнях федерального центра, республик, областей и других субъектов Федерации.

 

33.Принципы государственной  власти при Николае I.

 

Николай I вступил на престол в условиях политической нестабильности, его царствование началось с восстания декабристов. Это во многом обусловило деятельность нового главы государства. Император  всеми силами пытался не допустить  революции и для этого пресекал любые формы социального протеста. Николай I подозревал в движении декабристов  дворянское сословие, поэтому в госуправлении стал опираться не на дворянское самоуправление, а на чиновников. В госуправлении усилена централизация, уменьшена роль региональной администрации, которая должна была только выполнять указания «сверху», из министерств. На международной арене Николай обратился к жестким принципам Священного союза, и с помощью военного вмешательства подавлял революции в других странах.

Расширение  государственной границы на Востоке, приобретение территорий современных  Абхазии и Армении осложнило  отношения с кавказскими горскими народами.

Устройство  Собственной его императорского величества канцелярии. При Николае I появились 4 отдела: делопроизводство, юридический, надзор за политической жизнью (политическая полиция), образование. В 1840-е гг. создано еще 2 отдела –  управления Кавказом и надзор за самоуправлением  государственными крестьянами –  соответствующие наиболее трудным  проблемам в государстве. Император  усилил контроль за законодательством  и общественным настроением. Это  привело к усилению личной власти главы государства.

Создание  свода законов под руководством Сперанского. В 1833 г. опубликовано Полное собрание законов Российской империи, включавшее в себя все законы с 1649 г., и Свод законов Российской империи (гражданский и уголовный кодекс), регулировавший также и государственные  отношения.

Финансовая  реформа, осуществленная министром  финансов Канкриным, была направлена на отмену ассигнаций и введение в обращение новых монет и бумажных денег. Пополнить запас золота и серебра в казне позволил выпуск депозитных билетов, которые выдавались частным лицам в обмен на принятые на хранение слитки благородных металлов. Были выпущены билеты государственного казначейства – «серии», которые приносили небольшой процент и беспрепятственно обменивались на серебро. В 1839 г. мерой денежного обращения был объявлен серебряный рубль.

Введение  самоуправления среди государственных  крестьян. В 1836 г. государственные крестьяне  были переданы в ведение 5-ого отделения  канцелярии под руководством Киселева. В губерниях действовали палаты государственных имуществ, которые  заведовали государственной землей и угодьями, наблюдали за государственными крестьянами. Крестьяне были объединены в сельские общества, а из нескольких общин состояла волость. Они имели свои сходы, избирали сельских голов и старшин.

Реформа просвещения была проведена под  руководством Уварова. В начале 1830-х  гг. проходила реформа средних  учебных заведений, направленная на приоритет детей дворян и чиновников среди учащихся гимназий. Учреждены  специальные учебные заведения, военные (кадетские корпуса, военная  и морская академии) и технические (технологический институт), женские  учебные заведения.

В 1835 г. утвержден  новый Университетский устав. Усилился государственный контроль над образованием на всех уровнях. Студенты получили возможность  учиться на бюджете. Работники просвещения  становились госслужащими.

Реформа управления православной церковью. В 1836-39 гг. была проведена реформа Синода, который перешел в полное подчинение обер-прокурору. В результате государственные  чиновники получили возможность  регулировать и внутрицерковные дела.

Реформа городского управления. Новое Городовое положение 1846 г., сохраняя принцип общности избирательного права, вводит строгую сословность, повышает имущественный ценз в отношении пассивного избирательного права и еще более усиливает опеку и контроль со стороны правительства.

Формирование  государственной идеологии –  «самодержавие, православие, народность».

В целом  деятельность Николая была направлена на укрепление государственной власти, введение полного контроля над всеми  процессами общественной жизни в  стране. Система госуправления в России имела недостатки: длительное время на принятие решений, возрастание вероятности ошибки при принятии решения (единоличные решения приводят к ошибкам) и разрастание бюрократического аппарата.

В середине XIX в. Россия также столкнулась с  экономическими трудностями. Причина  лежала в отсталом сельском хозяйстве. Помещичьи хозяйства были убыточны вследствие малой производительности крепостного труда. Государство  могло изъять имения и крепостных за долги, но не имело возможности  для устройства жизни бывших крепостных, ответственность за которых обычно нес помещик.

 

34.Преобразования местного  самоуправления Александром II.

 

Местное управление. В первой половине XIX в. местное управление представляло такую картину: во главе губернии стоит правительственный чиновник - губернатор. Ему подчинены разнообразные службы, состоящие тоже из чиновников, а также из представителей, главным образом, дворянского сословия. Чиновничество, “крапивное семя”, царило всюду. Местное общество рассматривалось как совокупность плательщиков государственных налогов.

И все-таки в самый разгар бюрократического всевластия под давлением низов  начинают возникать зародыши местного самоуправления. Дворянские и городские  общества получают более упорядоченную  организацию. Конечно, все эти зародыши земского самоуправления были слабы, они  были обречены на жалкое и приниженное  существование. Но уже само их появление  в составе местных органов  было знаменательно.

В местном  управлении начинают выделяться особые ведомства по благоустройству, народному  просвещению, продовольствию. В их деятельности намечаются первые отдаленные очертания  будущих земских учреждений пореформенной  России.

Осуществляя судебную реформу 1864 года, правящие круги  России реализовали именно этот принцип  составления суда: коронные судьи (чиновники) и выборные присяжные заседатели.

Трудно  было понять основное назначение Сената в системе государственного управления. Сперанский предлагал отделить правительственные  функции от судебных и создать  два Сената-Правительствующий и  Судебный. Судебного сената, то он должен являться высшей судебной инстанцией и формироваться из сенаторов, назначенных  от короны, и избранных дворян. Предполагалось Судебный сенат приблизить к населению  и разместить по четырем округам.

 

35.Контрреформы Александра III.

 

В конце 19 века в правление Александра III в России были проведены контрреформы. Контрреформы – принятое в исторической литературе название мероприятий правительства  Александра III по пересмотру итогов реформ 60-х гг.

Основные направления:

Ограничение земского и городского самоуправления

Учреждение  должностей земских участковых начальников, контроль за крестьянским самоуправлением, решение земельных вопросов.

Новое положение  о губернских и уездных земских  учреждениях, изменение в земской  избирательной системе, увеличение числа депутатов от дворян и их сокращение от других сословий.

Новое «Городовое положение», изменение в городской избирательной системе, отстранение от выборов мелких собственников ввиду повышения имущественного ценза, необходимого для участия в выборном процессе.

Усиление полицейского режима и  ликвидация некоторых положений  судебной реформы 1964 г.

«Положение  о мерах к охранению гос. порядка  и общественного спокойствия», созданы  охранные отделения, вводится политический сыск.

Ограничена  открытость судопроизводства по политическим делам, ликвидированы мировые судьи.

Введение дополнительных ограничений  в сфере печати и образования

Новые «Временные правила о печати» – любой  печатный орган можно закрыть.

Новый университетский  устав, ликвидация автономии.

Циркуляр  «О кухаркиных детях», ограничение  для поступления в гимназии детей  низших сословий.

Суть контрреформ:

Поддержка дворянства как основной социальной опоры правительства, выделение  для дворян квот на земских выборах. Правительство через специально учрежденный банк выдавало дворянам льготные кредиты для ведения  хозяйства в поместьях.

Ограничение местного самоуправления. Усилился контроль за земствами со стороны правительства.

Русификация национальных окраин. Все национальные окраины были включены в состав губерний.

Высшее  образование продолжало развиваться, появилось большое число ведомственных  и негосударственных вузов.

Ужесточение цензуры.

Помимо  укрепления самодержавия, в правление  Александра III были приняты меры по налаживанию экономики.

 

36.Особенности государственного  регулирования экономики в годы  Первой мировой войны.

 

ЭКОНОМИКА РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

 

Вступление  России в войну повлекло изменение  соотношения темпов развития отраслей экономики. Рост производства наблюдался в отраслях, работавших на оборону. В прочих отраслях производство сокращалось. Главными проблемами экономики в  военный период стали вооружения сухопутных войск, транспорт, топливо, продовольствие, трудовые ресурсы, финансы.

 

С началом  войны производство вооружений для  сухопутных войск, железнодорожное  строительство расширились. Но уже  в конце 1916 г. из-за недостатка угля и нефти начали тормозиться перевозки, закрываться заводы. Продовольственное  снабжение армии и промышленных центров стало расстраиваться. Причина  состояла в неблагоприятной рыночной конъюнктуре для поставщиков  товарного хлеба, что вынуждало  правительство идти на введение обязательных поставок хлеба в казну по твердой  цене. Это приводило к срыву  заготовок. На фронтах к февральской  революции запасов продовольствия было всего на 3–5 дней.

 

В годы войны  ухудшился баланс трудовых ресурсов страны. Уже к концу 1914 г. число  мобилизованных достигло 6,5 млн человек, а через два года – 16 млн. Из деревень было отозвано свыше половины мужского трудоспособного населения.

 

Война способствовала расстройству финансовой системы, расходы  постоянно росли, доходы бюджета  сокращались. Правительство использовало денежную эмиссию, займы, что провоцировало  инфляцию, вводило новые, в том  числе косвенные, налоги и повышало ставки действовавших налогов.

 

Российское  правительство было вынуждено вводить  военное регулирование экономики. В качестве инструментов регулирования  использовались государственные заказы, фиксированные цены, ограничение  свободы торговли вплоть до введения государственной монополии, реквизиция продукции. Однако самодержавие постепенно теряло способность управлять страной  и вести войну. Состояние страны накануне февральской революции  даже представители царизма характеризовали  как состояние «разрухи» и  «развала». Приход к власти в феврале 1917 г. Временного правительства не мог  сразу изменить направления экономической  политики, «развал» и «разруха» преодолены не были.

Информация о работе История государственного управления