Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:57, контрольная работа
Для государства характерны следующие признаки: 1) его власть распространяется на все общество; 2) осуществляется специальными лицами (гос. служащими); 3) население подразделяется по территориальному принципу; 4) опорой служит аппарат принуждения (полиция, прокуратура, пенитенциарные учреждения и т.п.); 5) система налогов и сборов; 6) наличие права; 7) суверенитет. Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.
1. Государство и его функции
2. Атрибуты государства
3. Теория возникновения государства
С X века по мере развития княжеских хозяйств, вследствие развития внешней торговли Киева и притока золота и серебра, появляются денежные налоги. В этот период устанавливаются фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. Для взимания сборов организуются специальные места ("погосты" и "станы").
Косвенное
налогообложение в Древней Руси
существовало в виде торговых пошлин.
К ним относились: "мыт" и "перевоз"
(взимались за провоз товаров
через горные заставы или реки
соответственно), "вес" и "мера"
(за взвешивание и измерение
Правовые основы регулирования налоговых отношений формировались как внутренними историческими факторами, национальными устоями, судебной практикой, обычаями, так и взаимоотношениями: с другими государствами. Действовали нормативные правовые акты: Договоры Руси с Византией (911, 944, 971 г.), Древнейшая редакция Русской Правды (ст. 42, Покон вирный).
На этапе зарождения налоговых отношений в Древней Руси (IX – XI вв.) система взимания сборов характеризовалась:
1)
недостаточной
2) существенным
отличием степени налоговой
организации на разных
3) отсутствием
совместимости с налоговыми
системами других государств,
обусловленной особенностями
4) началом интеграции русского налогового пространства, переходом от спонтанности и случайности к периодичности сбора налогов в соответствии с периодичностью основных хозяйственных процессов.
После завоевания Руси Ордой, основной формой налогообложения населения стала иноземная дань, выплачиваемая в основном в денежном эквиваленте и представлявшая собой дозволенную форму грабежа. Изначально сбором дани занимались баскаки - специально уполномоченные ханом должностные лица, затем самими русские князья, которые самостоятельно собирали дань в своих уделах и передавали ее великому князю для отправления в Орду.
Единицами налогообложения были дворы в городах и хозяйства в сельской местности. Известно около 14 видов ордынских сборов, главными из которых были: "выход" (царева дань); мыт и тамга (торговые сборы); "ям" (обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам); "корм" (взносы на содержание монгольских послов) и другие. Ежегодно из русских земель в виде дани уходило огромное количество серебра. Данные поборы не только сильно истощали экономику Руси, но и мешали развитию товарно-денежных отношений.
Сборщик пошлин в XII веке в Киеве назывался осьмеником (осьмничее - сбор за право торговли). С XIII на Руси главного сборщика торговых пошлин стали называть "таможенником". Название должности произошло от слова "тамга", имевшего тюркско-монгольское происхождение и обозначавшего знак собственности, который проставлялся древними скотоводами на шкурах животных, оружии, деревьях, а также знак денежного налога, взимавшегося с торговли, ремесла, различных промыслов в некоторых странах Востока. Помощник таможенника именовался мытником.
В конце XIV века Появление первых должностей (казначеи, дьяки и подьячие) по заведыванию налоговыми сборами и ведению соответствующих записей, связано, прежде всего, с заменой натуральных сборов денежным оброком. Постепенно меняется и сам характер сборов: из частного дохода, вознаграждавшего заслуги служилого человека, они постепенно становятся государственным налогом.
Таким
образом, на втором этапе становления
системы сборов в условиях
феодальной раздробленности
и иноземной зависимости
получили дальнейшее развитие
составляющие налоговой системы.
Основной формой обложения оставалась
дань, представлявшая собой налог,
в основе которого была феодальная
рента. Ввиду отсутствия возможности
взимания прямых налогов в казну
Русского государства зарождались
косвенные формы
Изменения
коснулись и специфики функций
налоговой системы. Так, обязательные
платежи стали предметом
Политическая ситуация конца XIV века значительно затормозила формирование налоговой системы Русского государства. Двойное порабощение, жестокость, террор и насилие в отношении населения, ставшие причинами вооруженной борьбы русского народа.
10.Содержание и значение Русской Правды.
Основным источником древнерусского права были обычаи, которые существовали как в устной, так и в письменной форме и стали затем обычным правом. Обычное право в договорах Руси с Византией называется Законом Русским, который содержит нормы русского и византийского права. Источником права являются и договоры: межгосударственные, между князьями, договоры частных лиц. Еще одним источником права в этот период является судебный прецедент. Самостоятельным источником права являлось церковное законодательство, заимствованное из Византии. Княжеское законодательство известно с X в. Особое значение имеют церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, регулирующие церковные и семейные отношения.
Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская Правда» (РП), сохранившая свое значение и в следующие периоды истории. До нас дошло более ста списков РП. Наиболее распространено деление РП на три редакции: Краткую (КП), Пространную (ПП) и Сокращенную (СП). Самой древней является КП, которая представляет собой первоначальный подлинный текст РП. КП называют Правдой Ярослава. Основу КП составляют племенные обычаи, приспособленные к условиям феодальных отношений. ПП представляет собой измененную и дополненную КП. Она получила название
Правды Ярославичей. КП и ПП вместе называются «Суд Ярослава Владимировича». Последняя редакция ПП приходится на княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.). В ПП выделяется Устав Владимира Мономаха. СП является переработанной редакцией ПП и появилась в середине XV в.
Источниками
кодификации явились нормы
В РП много норм, выработанных княжеской судебной практикой. Последние иногда соотносятся с именами князей, их принимавших (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).
РП носит
казуальный характер, регулирует правовой
статус различных групп населения,
устанавливая различные нормы
11.Государственное управление в Русских землях в домонгольский период.
Политический строй русских земель и княжеств имел свои, местные особенности, обусловленные различиями в уровне темпах развития производительных сил, феодальной земельной собственности, зрелости феодальных производственных отношений. В одних землях княжеская власть смогла подчинить себе местную знать и укрепиться. В Новгородской земле, наоборот, утвердилась феодальная республика, в которой княжеская власть утратила роль главы государства и стала играть подчиненную, преимущественно военно-служебную роль.
С торжеством
феодальной раздробленности общерусское
значение власти киевских великих князей
постепенно свелось до номинального
"старейшинства" среди других
князей. Связанные друг другом сложной
системой сюзеренитета и вассалитета
Вассал - землевладелец феодал, зависимый
от более крупного феодала. Сюзеренитет
- господство сюзерена над вассалом).
правители феодальная знать княжеств
при всей своей местной
До середины XII в. таким главой феодальной иерархии в масштабе всей Руси был киевский князь. Со второй половины XII в. его роль перешла к местным великим князьям, которые в глазах современников были ответственны за исторические судьбы Руси.
В конце XII - начале XIII вв. на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах:
• для Северо-Восточной и Западной (и в немалой степени для Северо-Западной и Южной) Руси - Владимиро-Суздальское княжество;
• для Южной и Юго-Западной Руси - Галицко-Волынское княжество;
• для Северо-Западной Руси - Новгородская феодальная республика.
В условиях феодальной раздробленности резко возросла роль общерусских и земельных съездов (снемов) князей и их вассалов, на которых рассматривались вопросы междукняжеских отношений и заключались соответствующие договоры, обсуждались вопросы организации борьбы с половцами и другие совместные действия. Но попытки князей созывом таких съездов сгладить наиболее отрицательные последствия подчинения киевскому князю, связать свои местные интересы и встававшие перед ними проблемы общерусского (или общеземельного) масштаба в конечном счете терпели неудачу из-за непрекращавшихся между ними усобиц.
Статус княжеской власти. Князья обладали всеми правами суверенных государей. Небольшие размеры княжеств позволяли им лично вникать во все дела по управлению, вершить суд на своем дворе или во время объездов своих владений. Наряду с продолжавшими действовать нормами Русской Правды в землях и княжествах начинают складываться свои правовые нормы, находившие отражение в между княжеских договорах и торговых договорах русских городов с зарубежными городами. В сборниках церковного права содержались нормы, касающиеся семейно-брачных и других сторон жизни феодального общества, отнесенных к юрисдикции церковного суда. В составе княжеской и вотчинной администрации, составлявшей в совокупности аппарат управления в княжествах, фигурируют военные, административные, финансовые, судебные, хозяйственные и другие кадры (воеводы, наместники, посадники, волостели, тысяцкие, дворские казначеи, печатники, конюшие, вирники, тиуны и др.).
Материальное обеспечение их осуществлялось передачей им части доходов от управления ("кормления" - система содержания должностных лиц за счет местного населения) или же пожалованием земель в вотчину.
Одной из важнейших обязанностей вассалов было оказание своему сюзерену помощи советом, обязанность думать вместе с ним "о строе земельном и о ратех". Этот совещательный орган при князе (боярская дума) не имел юридически оформленного статуса, созыв его и состав думцев также как и круг вопросов, ставившихся на обсуждение зависели от князя. Рекомендации думцев для князя считались необязательными, но лишь немногие князья решались их игнорировать или поступить вопреки совету своих могущественных вассалов. При слабых князьях власть фактически сосредоточивалась в руках бояр-думцев.
Помимо
бояр и лиц из дворцового управления
в княжеской думе принимали участие
представители высшего
12.Особенности управления в Новгородской земле (XIV – XV вв.).
Новгородские земли
Один из древнейших и крупнейших городов Руси Новгород, на протяжении 11 в. стал центром объединения большой территории, сформировал вокруг себя волость и выдвинулся в ряд самых могущественных городов-государств Др. Руси.
Особенно важными для формирования новгородского города-государства были события 1132 – 1136 гг. – изгнание князя Всеволода. Движение новгородцев и жителей пригородов в 30-е годы 12 в. ликвидировало последние остатки власти Киева над Новгородом. Утратив полностью качества киевского наместника, новгородский князь стал всецело республиканским органом власти.
Развитие
Новгорода во второй половине 12 в. –
начале 13 в. характеризуется дальнейшей
демократизацией всей социально-политической
системы. Изгнание и призвание князей
становится теперь обычным делом. Известно,
что в Новгороде 12-13 вв. князья менялись
68 раз, зачастую чаще, чем времена
года. Говоря о смене князей, нужно
иметь в виду, что князь был
необходимым элементом
Рост
значения и влияния новгородской
волости во второй половине 12 в. –
начале 13 в. происходил на ярком внешнеполитическом
фоне. Главным противником становится
Владимиро-Суздальское