Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:57, контрольная работа
Для государства характерны следующие признаки: 1) его власть распространяется на все общество; 2) осуществляется специальными лицами (гос. служащими); 3) население подразделяется по территориальному принципу; 4) опорой служит аппарат принуждения (полиция, прокуратура, пенитенциарные учреждения и т.п.); 5) система налогов и сборов; 6) наличие права; 7) суверенитет. Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.
1. Государство и его функции
2. Атрибуты государства
3. Теория возникновения государства
37.Ограничение самодержавия в России в начале XX века.
Самодержавная
власть предпринимает первую попытку
реально сформировать высшее представительное
учреждение России. При этом предполагалось
максимально ограничить и урезать
влияние этого учреждения на государственную
политику. В первом проекте (6 августа
1905 г.) компетенция Государственной
думы сводилась к сугубо совещательной
функции. Выборы в Думу планировались
многоступенчатые, сословно-куриальные.
Женщины, рабочие, студенты, военные
избирательных прав не имели. Из-за
бойкота интеллигенции и
Четвертый
период охватывает время с 17 октября
1905 г. по 3 июля 1907 г. В октябре 1905 г. в
России началась Всероссийская октябрьская
политическая стачка. Прекратили работу
тысячи предприятий, железная дорога,
телеграф и телефон. В докладе
царю С.Ю. Витте отмечал, что Россия
переросла форму существующего
строя и стремится к правовому
строю на основе гражданской свободы.
Николай II был вынужден сделать ряд
серьезных уступок оппозиции. Манифестом
17 октября 1905 г. он даровал народу демократические
свободы и законодательную
Создание
первого народного
Весной 1906 г. Россия получила Основные законы в новой редакции. Формально, с точки зрения закона, в России была установлена ограниченная монархия, т.к. в соответствии со ст. 86 никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной думой, однако фактически в России и после октября продолжала существовать абсолютная монархия. За царем сохранялся целый ряд приоритетных прав: глава государства, главнокомандующий армией и флотом, глава исполнительной власти, а также право созыва и роспуска народного представительства и право издания указов в промежутке между думскими сессиями. Государственная дума не имела права пересмотра Основных законов, ограничивались и ее бюджетные права. Новый строй представлял собой странное смешение строя конституционного с абсолютизмом.
38.Место реформ П.А.
Столыпина в системе
В 1906 г. на должность главы правительства был назначен Петр Аркадьевич Столыпин. Цель реформ Столыпина – сделать из России правовое государство. Правовое государство по Столыпину означало, что права и обязанности народа определены законом и не должны зависеть от воли отдельных лиц.
Деятельность
Столыпина в области
чрезвычайное положение для подавления революционных выступлений;
смертная казнь за политические преступления;
частная собственность на землю для крестьян;
освоение восточных окраин.
В ноябре 1906 г. выходит подготовленный Столыпиным указ, разрешающий крестьянам выходить из общины. Для обеспечения всех крестьян необходимым количеством земли Крестьянский банк скупал помещичьи имения для продажи земельных участков крестьянам по льготной цене в многолетний кредит. Земли Алтайского округа обращались для устройства переселенцев. В с/х пришла рыночная экономика. Крестьянин должен был превратиться в мелкого землевладельца и стать опорой государственного управления.
В сфере
международной политики Столыпин придерживался
курса на поддержание мира, поиск
новых союзников для России. Столыпин
считал, что на европейские страны
Россия не может опираться, потому что
Европа соперничает с Россией
за жизненное пространство. Союзником
России Столыпин видел США, с которым
у России не было конфликтов и на
которые надлежало
Негативные последствия Столыпинских реформ: конфликтная ситуация не была полностью решена, проблемы приведшие к революции, остались. Жесткие карательные меры остановили открытые выступления, но скрытое недовольство сохранялось. Освоение восточных окраин не было хорошо подготовлено, часто переселенцы оказывались на голой земле без средств к существованию, пополняли ряды нищих и преступников, участвовали в социальных выступлениях. Столыпинские реформы не имели широкой поддержки в обществе, критиковались и правыми, и левыми. Правительство, осуществляющее программу по изгнанию из деревни помещиков, сталкивались с ликвидацией тех слоев населения, на которые оно политически опиралось. Правые экстремисты считали, что реформы колеблют вековые российские традиции, левые видели в реформах препятствие для революции.
39.Февральская революция 1917 г.
В начале
1917 г. всеобщее недовольство, вызванное
усталостью от войны, ростом цен, спекуляцией,
очередями, еще более усилилось
из-за постоянных перебоев в поставках
продовольствия в Москву и Петроград.
25 февраля экономические
Решено было создать особый орган — «Временный комитет членов Государственной думы» во главе с председателем Думы М. В. Родзянко для управления столицей и государством. Также был создан Временный исполнительный комитет Петроградского Совета рабочих депутатов. Комитет обратился с призывом к рабочим и солдатам срочно выбрать своих делегатов в Совет. Председателем Исполкома Петроградского Совета был избран лидер социал-демократической фракции Думы меньшевик Н. С. Чхеидзе, его заместителями — А. Ф. Керенский и М. И. Скобелев. Большинство в Исполкоме и в самом Совете принадлежало меньшевикам и эсерам.
1 марта
1917 г. между лидерами этих двух
органов было достигнуто
В ту же ночь, когда было образовано Временное правительство, Петроградским Советом был издан приказ № 1 по гарнизону Петроградского военного округа, который отменял традиционные армейские формы дисциплины, разрешал политическую деятельность и создание различных общественных организаций в воинских частях.
Задача Советов заключается в контроле за деятельностью Временного правительства и давлении на него в случае отклонения от демократического курса. Прекрасно осознавая, что либеральные деятели в отличие от социалистов имеют некоторый опыт государственного управления, они считали, что только союз всех политических сил, стоящих на позициях демократии, сможет предотвратить гражданскую войну и восстановление монархии в России. Так в стране сложилась система двоевластия.
Николай
II возвращался в Петроград, но по
дороге получил телеграммы от всех
главнокомандующим фронтами, где
единогласно «умоляли»
После отречения императора Николая II Россия стала самой свободной страной мира. Началось строительство новой системы государственного управления и поиски путей выхода из кризиса, сложилось народовластие, начался переход от унитарного государства к федеративному.
Последствия:
1. Падение самодержавия и установление двоевластия
2. Изменение политического режима
Старые государственные органы были упразднены.
Был распущен
Государственный Совет
Временным правительством была образована Чрезвычайная следственная комиссия для расследования должностных преступлений царских министров и высших чиновников.
Смертная казнь заменялась 15-летней каторгой.
Была объявлена амнистия осужденным по уголовным причинам и по политическим мотивам.
Отменены ограничения в выборе места жительства, правах собственности, провозглашалась полная свобода занятий, женщины уравнивались в правах с мужчинами.
28 февраля
в Петрограде фактически была
упразднена полиция и
Все граждане
без ограничений могли
3. Изменения в системе местной власти (устранялись должности всех губернаторов и вице-губернаторов, что парализовало систему местного управления).
4. Объявление равенства всех религий перед законом, восстановление системы патриаршества.
40.Реформы управления
в период Временного
Временное правительство предоставило стране демократические свободы, освободило политзаключенных, отменило смертную казнь. Однако наладить систему исполнительной власти Временному правительству не удалось.
Это правительство было сформировано стихийно и не имело конкретной программы действий.
Дестабилизирующую роль играло сложившееся двоевластие. Стихийно образованные Советы имели большое влияние на общественную жизнь и старались принимать собственные решения, часто специально противоречащие правительственным, но демонстрирующие политическое влияние Советов. Особенно губительным оказался Приказ № 1 Петраградского Совета, разрешавший солдатам обсуждение приказов командиров. В армии начались массовое дезертирство, анархия, сдача позиций противнику.
Тем временем в стране усугублялся кризис. На фронте Россия понесла поражение. Экономика России пришла в упадок из-за непрекращающихся забастовок. Активизировались национальные движения в Финляндии, Сибири, на Украине, Северном Кавказе и даже среди казаков. Амнистия способствовала наплыву уголовников в города, что привело к росту преступности. В деревнях начались стихийные бунты. Попытка Временного правительства восстановить в стране порядок с помощью военного переворота генерала Корнилова превратилась в фарс. Напуганные решительностью Корнилова деятели Временного правительства отказались от сотрудничества и объявили его мятежником.
Перед Временным правительством стояли задачи прекращения войны и решения земельного вопроса. Крестьянам было предоставлено право пользования землей до Учредительного собрания. Это привело к новым конфликтам в деревне. Чтобы спасти Россию от военной катастрофы, было принято решение начать мирные переговоры и разрешить самоопределение Польше и Прибалтике. Это способствовало еще большему разложению армии, особенно наряду с отменой смертной казни за дезертирство.
Фактически Временное правительство смогло осуществить только муниципальную и церковную реформы. Февральская революция 1917 г. принесла с собой всеобщее избирательное право и пропорциональную систему выборов. Именно на такой основе прошли в июне 1917 г. выборы в Мосгордуму. В сентябре того же года впервые были организованы выборы районных дум Москвы.
После ликвидации самодержавия православная церковь освободилась от государственного контроля и должна была выработать принципы своего самоуправления. После двухсотлетнего перерыва в России было восстановлено патриаршество.
Несмотря на объявленную амнистию, Временное правительство преследовало крупных государственных чиновников старого режима. Сразу после отречения Николая была создана Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных действий бывших министров и прочих должностных лиц. Установить преступные деяния и антигосударственную деятельность бывших чиновников Комиссии не удалось. Однако в ходе следствия некоторые бывшие госслужащие оказались в тюрьме, т.е. стали первыми жертвами «красного террора».