История государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Для государства характерны следующие признаки: 1) его власть распространяется на все общество; 2) осуществляется специальными лицами (гос. служащими); 3) население подразделяется по территориальному принципу; 4) опорой служит аппарат принуждения (полиция, прокуратура, пенитенциарные учреждения и т.п.); 5) система налогов и сборов; 6) наличие права; 7) суверенитет. Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.

Содержание

1. Государство и его функции
2. Атрибуты государства
3. Теория возникновения государства

Вложенные файлы: 1 файл

История ГУ.docx

— 137.64 Кб (Скачать файл)

 

По распределению  власти между центром и территориальными единицами государства подразделяются на: унитарные, федеративные и конфедеративные. Территориальная организация государства  характеризуется соотношением целого и частей, центральных и региональных органов власти.

Основные виды форм государственного устройства:

 

1) унитарное государство – в государствах этого типа единая территория и единая система государственной власти, территория делится только по административному признаку, в стране действует одна конституция, одна система законодательства, единые денежная система и система органов государственной власти. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов. Законодательные органы таких государств представлены, как правило, одной палатой, однако не исключена возможность существования двухпалатного парламента. Палаты парламента унитарного государства в отличие от федерации не имеют специального представительства от регионов страны. (Дания, Португалия). Разновидностью унитарного государства являются:

 

а) унитарное  государство с автономными образованиями  – (Китай – 5 автономных районов; Испания  – 17 автономных сообществ и другие);

 

б) унитарное  государство с отдельными элементами федерализма – государственная  единица делится на области, в  которых действуют выборные органы власти, советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции;

 

Унитарные государства подразделяются на централизованные (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованные (Франция, Италия, Испания).

 

Централизованные  государства — местным, низовым органам управления может быть предоставлена достаточно широкая самостоятельность (самоуправление). Средние уровни управления не обладают существенной автономией и ориентированы на выполнение решений центра.

 

Децентрализованные  государства — крупные регионы  пользуются широкой автономией и  даже располагают парламентами, правительствами и административно-управленческими структурами. Эти местные структуры самостоятельно решают вопросы, переданные им центром (особенно по образованию, коммунальному хозяйству, охране общественного порядка и др.). Однако местные органы власти ограничены в области собственного налогообложения, они сильно зависимы от центра в финансовом отношении.

2) федерация – союзное государство, его составные части (субъекты) обладают признаками государства (конституция, органы государственной власти). При этом органы власти субъектов федерации подчинены общефедеральным органам, которым также подчинены силовые структуры (армия, вооруженные силы, полиция и т. д.).

 

Виды федераций:

 

а) территориальные  – государства делятся на части  по территориальному принципу. (США  состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия; в состав Мексики  входят 31 штат и столичный федеральный  округ);

 

б) национальные – деление страны происходит по национальному признаку, на основе проживающих на конкретных территориях  народностей;

 

в) смешанные  – деление государства происходит с учетом национального и территориального признака.

 

3) конфедерация – временное объединение суверенных государств, созданное ими для достижения определенных целей. Конфедерация – союз двух и более государств, при котором союзные органы лишь координируют их деятельность по тем вопросам, которые явились причиной их объединения. Конфедерация характеризуется отсутствием общего аппарата управления, единой денежной системы, а также сохранением государствами своей самостоятельности. Конфедерации, как правило, создаются на недолгое время, и после достижения своих целей они либо прекращают свое существование, либо объединяются в иную форму государственного устройства, чаще в федерацию.

 

6.Формы государства  по политическому режиму.

 

Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период.

 

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Признаки тоталитаризма:

§ тотальный государственный контроль над обществом;

§ всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;

§ система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;

§ политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

§ господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;

§ идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

§ унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

§ ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

§ ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

В зависимости  от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Существует два определения  авторитаризма:

§ социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам;

§ социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический  режим, соответствующий принципам  авторитарности, означает отсутствие демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатуройотдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

 

7.Образование древнерусского  государства: причины и особенности

 

Киевская  Русь одно из крупнейших государств Средневековья IX-XII вв. В отличие от других стран, как Восточных, так и Западных, процесс формирования государственности  имел свои специфические черты –  пространственные и геополитические. В ходе своего становления Русь приобрела  особенности как Восточных, так  и Западных государственных образований, поскольку занимала срединное положение  между Европой и Азией и  не имела ярко выраженных естественных географических границ в пределах огромного  равнинного пространства (двуглавый  орел, утвержденный в качестве государственного герба Иваном III и символизирующий  евразийское единство Руси, был введен за четыре с лишним столетия до того Ярославом Мудрым). Потребность в  постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала  сплачиваться народы с разным типом  развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную  власть.

Важно понять, что государство возникает в  неоднородном обществе и представляет собой способ регулирования отношений  между различными социальными слоями, классами и т.д. Государственность  у славян начинает формироваться  с VI в., когда происходит переход  от родовой и племенной общины к соседской, формируется имущественное  неравенство (соседская община –  поселения людей, не связанных родственными узами, но занимающих определенную ограниченную территорию, коллективно обрабатывающих землю: каждая семья имеет право  на свою долю общинной собственности).

Переходной  ступенью к образованию государства  у восточных славян был период военной демократии.

Военная демократия предполагает выделение  военной знати (князь и дружина), которая сосредотачивает в своих  руках значительные материальные ценности и политическую власть, однако вече еще продолжает играть определенную роль в жизни племени. Князь –  военный вождь, первоначально племени, а затем – общий для союза  племен. Дружина – профессиональное войско, постоянное занятие которого война. Вече – племенное собрание, в котором первоначально участвовали  практически все мужчины, а затем  только боеспособные; верховный орган  племенного самоуправления и суда. Общее племенное ополчение –  боеспособная часть мужского населения  племени, участвующая в военных  действиях в случае крайней необходимости.

Начальная нестабильность объединительного процесса, проявилась в приглашении на правление  Рюрика, князя варяжского происхождения. В 882 году князю Олегу удалось  объединить Новгородскую и Киевские земли в древнерусское государство  – Киевскую Русь со столицей в Киеве, по определению князя – "Матерью  городов русских».

 

8.Норманская теория  формирования государственности  на Руси.

 

Норманская ( о завоевании Руси варягами) Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер.

Норма́ннская тео́рия (норманизм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русьпроисходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.

Сторонники норманизма  относят норманнов (варягов скандинавского  происхождения)  к основателям первых государств восточных славян — Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокругэтнической идентификации разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.

Норманская теория – комплекс научных представлений, согласно с которыми, именно скандинавы(т.е. "варяги"), будучи призваны править Русью, заложили на ней первые основы государственности. Согласно с норманской теорией, некоторые западные и российские ученые ставят вопрос не о влиянии варягов на уже сформировавшиеся племена славян, а о влиянии варягов на само происхождение Руси как развитого, сильного и независимого государства.

Суть:1)Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва;2)Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у востславян

.Доводы:1)слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н.э.;2)дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин-бюр апп-т;3)1-е киевск князья были варягами;4)в «Пов Врем Лет» есть упоминание о том, что славянск племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны.

 

 

9.Оформление налоговой  системы  в Древней Руси.

 

 

Налогообложение  в  Древней  Руси  стало  возникать  в   период разделения  общества  на  социальные  группы  и  появления   первых признаков   государства. Первые  государства, основывались на натуральном  способе ведения  хозяйства, что в свою очередь  определяло натуральные  формы налогов    и    повинностей. Пополнение    доходов    государства осуществлялось  за  счет сбора дани с подвластного  населения. Дань  постепенно  эволюционировала в налог  в  современной  его  трактовке. Первоначально дань носила нерегулярный характер  в  виде платежей с  побежденных  народов. Со  временем  дань  выступила систематическим  прямым  налогом,  который  уплачивался   деньгами, продуктами  питания и  изделиями ремесел. Дань взималась "полюдьем"(сбор дани со всего  свободного населения), когда князья  или его  дружины  сами  ездили  за  нею.

Информация о работе История государственного управления