Региональная политика и национальная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня Российская Федерация действует в иной системе внешнеполитических координат, нежели это было 10-15 лет назад. Во-первых, серьезные перемены происходят в системе международных отношений. Во-вторых, с укреплением российского государства в последние годы повысился уровень национальной безопасности страны. Вместе с тем Россия сталкивается с новыми угрозами и вызовами, ее геостратегическое положение остается довольно сложным.

Содержание

РАЗДЕЛ I. Национальная безопасность, ее элементы и особенности становления в России
Михайлов В., Буянов В., Гаджиева Р. Россия и безопасность. Внешнеполитические аспекты безопасности России
3
Ефимов Н.Н. Понятие национальной безопасности
10
Сущность, содержание и особенности управления обеспечением национальной безопасности России
16
РАЗДЕЛ II. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
Прохоров А.А., Карманова И.А. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
29
Грачева Т. Устойчивое разногласие (иллюзия безопасности, создающая большую опасность)
39
РАЗДЕЛ III. Роль региональной политики в обеспечении национальной безопасности: мировой опыт и проблемы России
Смагина Л. Регион как проект политической практики современного государства
44
Гусейнова Л. Глокальные аспекты концепции устойчивого развития
51
Перова Г. Региональная политика государства – основа устойчивого развития России
55
Дубинина О. Регионализация: политико-экономический аспект проблемы
59
РАЗДЕЛ IV. Уральский регион как объект безопасности в федеративном государстве
Иванов В.Н. Федерализм – безопасность государства
71
Логиновский О.В. Рязанов Н.Т. Создание федеральных округов – шаг к развитию партнерства федерального центра и субъектов Российской Федерации
73
Округ стратегического значения
83
Антошин В.А. Региональная безопасность в федеративном государстве. Уральский регион как объект безопасности
87

Вложенные файлы: 1 файл

Уральская академия государственной службы.doc

— 731.50 Кб (Скачать файл)

Значительный  эффект не только для УрФО, но и для  страны в целом, может обеспечить активизация потоков машиностроительной продукции от предприятий Свердловской, Челябинской и Курганской областей для нужд Тюменского Севера, усиление кооперации между нефтегазовым и машиностроительным комплексами. Известны достижения Уралмаша по продвижению своих буровых установок. Уралтрансмаш (г. Екатеринбург) выпускает нефтяное оборудование («качалки»), соответствующее мировым стандартам. В г.Снежинск (Челябинская область) освоили выпуск скважинных установок-перфораторов. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа могут стать испытательным полигоном и одновременно «заказчиком» на новую технику, технологии, научные исследования стратегического характера. Проблема снабжения северных территорий продовольствием может быть в значительной степени решена за счет усиления взаимодействия названных автономных округов с Челябинской и Курганской областями.

 

Региональные формы взаимодействия власти и научно-производственного комплекса Уральского федерального округа и технологии реализации проводимых преобразований

Особое  внимание при разработке и реализации стратегии социально-экономического развития УрФО должно быть уделено развитию интеграции власти, науки и производства на территории УрФО. Данное направление рассматривается как универсальный метод реализации социально-экономических приоритетов и решения большинства проблем, возникающих в процессе экономического реформирования народнохозяйственного комплекса округа и выстраивания вертикали государственной власти от федерального уровня до муниципального.

Идея  заключается не столько в решении  проблем с помощью властных рычагов (хотя и эти аспекты очень важны), сколько в объединении усилий науки и производства для наиболее эффективных и стратегически выверенных практических действий власти. На основе интеграционных процессов будут создаваться новые организационные структуры типа финансово-промышленных групп, технополисов, холдинговых концернов, способные более эффективно решать производственные проблемы с привлечением банковского и торгового капитала, активно используя инновационный потенциал округа. Каждый из перечисленных элементов важен и необходим для повышения результативности интеграционных процессов. Но каждый из них порождает целый комплекс проблем организационного, финансового и кадрового характера.

Учитывая  важность и актуальность данного  направления, необходимо активизировать усилия по его реализации через властные и производственные структуры. Усилия, видимо, следует реализовать по трем линиям.

Во-первых, интеграция академической, вузовской и отраслевой науки, в частности на основе договоров о сотрудничестве. Такие соглашения заключены и действуют уже более трех лет с Уральским государственным техническим университетом. Уральским государственным экономическим университетом. Уральской государственной юридической академией, Челябинским государственным университетом. Задачи такой интеграции - внедрение научных знаний в учебный процесс, вовлечение в него ведущих ученых Урачьского отделения РАН для чтения спецкурсов, ведения спецсеминаров, коллоквиумов и руководства дипломными работами. Вместе с тем расширяется практика привлечения к научным исследованиям преподавателей и студентов. Особое внимание в рамках сотрудничества уделяется совместной организации и проведению конференций, симпозиумов, семинаров, студенческих олимпиад и конкурсов научных работ. Накапливается опыт общего участия в конкурсах на получение и выполнение грантов, осуществления хоздоговорных работ и научных проектов.

Во-вторых, взаимодействие с промышленными предприятиями, апробация фундаментальных теоретических разработок на производстве является важным и необходимым звеном в работе ученых. В этом плане очень актуально тесное сотрудничество институтов с представителями отраслевой науки - создание и реализация совместных исследовательских проектов и бизнес-планов (технополисов. технопарков, территорий структурной динамики и других подобных образований).

В-третьих, взаимоотношения науки с органами власти всех ветвей и уровней в УрФО должно быть тесным и эффективным.

Опыт  доказал необходимость объединения  трех указанных направлений. В связи с появлением федеральных округов и изменением конфигурации Уральского экономического района такая потребность стала настоятельной.

В этой связи  весьма важно решение о создании на базе Института экономики УрО РАН Центра экономического планирования и прогнозирования Уральского федерального округа. Основное направление деятельности Центра - организация, проведение и координация фундаментальных и прикладных социально-экономических исследований по приоритетным проблемам развития округа, его перехода к устойчивому социально-экономическому росту и повышению уровня жизни населения.

Центр призван стать экспертом всех решений по оперативному управлению и стратегическому развитию округа. Поэтому и задачи у него объемные. В их числе научное обеспечение государственного регулирования экономических и социальных процессов в округе, их мониторинг, всесторонний анализ текущей ситуации, краткосрочные и долгосрочные прогнозы, выбор приоритетных направлений социально-экономической политики УрФО (как текущих, так и на долгосрочную перспективу), подготовка проектов целевых программ, их научно-организационное согласование и корректировка, оперативное научно-информационное и аналитическое обеспечение работы полпреда Президента России.

Структура Центра позволяет консолидировать  интеллектуальный потенциал ученых академической, вузовской и отраслевой науки, хозяйствующих субъектов и представителей органов власти различных уровней в исследовании и разработке стратегических проектов развития УрФО и входящих в него субъектов Федерации, а также на определение приоритетов социально-экономического развития, мобилизацию ресурсов и общественного мнения на их реализацию.

Организационным ядром Центра стал Научно-координационный совет, определяющий идеологию стратегических исследований, разрабатывающий принципы, методы и формы экономической интеграции, осуществляющий экспертную оценку аналитических материалов, предоставляемых полномочным представителем Президента РФ по Уральскому федеральному округу и его аппаратом Президенту и Правительству РФ.

Текущая работа Центра и Научно-координационного совета организована через группы мониторинга и проектов развития. Сегодня таких групп 16, но их количество может меняться. Главный принцип, заложенный при их организации, - мобильность и оперативность в обосновании потребностей социально-экономического развития округа. Каждый член Научно-координационного совета курирует и организует работу одной группы, в ее составе 2-3 признанных специалиста от науки и практики, выступающих координаторами по проблеме. При необходимости для подготовки вопроса для всех уровней власти в группу могут привлекаться дополнительные работники. В настоящее время действуют следующие группы: человеческий потенциал и социальная политика; природно-ресурсный потенциал и развитие МСБ; промышленный комплекс и промышленная политика; территориальное развитие и региональное управление; АПК; транспортный комплекс; финансово-инвестиционная сфера; инновации в экономике и социальной сфере; местное самоуправление и муниципальная экономика; внешнеэкономические связи; экономическая безопасность; налоговая политика; экология; корпоративное управление и институциональная среда; правовое обеспечение социально-экономического развития; власть и общество.

Для оперативной обработки статистической информации, других поступающих материалов на базе института создан Отдел экономической конъюнктуры Уральского федерального округа. Он обеспечивает эффективную работу групп мониторинга и проектов развития, осуществляя координацию их деятельности с остальными структурами института, подразделениями Уральского отделения РАН и аппарата полномочного представителя Президента России.

Примером  эффективной деятельности Центра и  групп мониторинга является подготовленный для выездной коллегии Министерства путей сообщения доклад по транспортному обеспечению и развитию транспортной инфраструктуры УрФО в соответствии со схемой развития грузопотоков. Имеются также материалы по перспективам АПК Курганской области, конверсии оборонных предприятий УрФО. Начал осуществляться еще один серьезный проект - по разработке целевой комплексной программы предупреждения паводковых ситуаций в округе. Кроме прочего он важен тем, что позволит отработать технологию взаимодействия с Сибирским и Приволжским федеральными округами, Казахстаном, отраслевыми институтами и государственными структурами субъектов Федерации Уральского округа по совместному предупреждению стихийных действий на территории.

Хотелось  бы подчеркнуть, что это новая, как  показала практика, эффективная форма интеграции власти, науки и производства в решении приоритетных вопросов развития страны в целом и отдельных регионов. Более того, данное взаимодействие становится действенным инструментом для оперативного и квалифицированного решения социальных, экономических, экологических и энергетических проблем региона, позволяющим формировать вокруг этих проблем соответствующее общественное мнение.

Основные элементы механизма по реализации социально-экономического развития УрФО (организационно-экономические технологии) в принципе те же, что и в Российской Федерации в целом. Наиболее важными из них являются следующие:

-    поддержка и расширение инвестиционного  спроса;

- инициирование  инновационных преобразований, организационно-финансовая поддержка научных исследований и разработок;

- упорядочение  институциональных изменений и  усиление правового сопровождения этих процессов;

- мобилизация  финансовых ресурсов, в том числе  и за счет формирования муниципальной собственности;

- усиление  роли и повышение ответственности  федеральных органов исполнительной власти на территории округа в формировании и укреплении рыночных институтов, осуществлении государственной поддержки проводимых социально-экономических преобразований.

Субъектам Федерации, входящим в УрФО, на первом этапе могут быть поставлены в инновационной сфере следующие основные задачи:

- сохранение инновационного потенциала территорий и проведение мероприятий по их адаптации к рынку;

- формирование  при активном участии УрО РАН  и его институтов региональной нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование инновационной активности субъектов хозяйственной деятельности. Речь, по существу, идет о последовательной интеграции власти, науки и производства в интересах развития экономики и роста благосостояния людей;

- создание  современной инфраструктуры и  культуры инновационного бизнеса, содействие продвижению его продуктов на рынок товаров и услуг УрФО;

- стимулирование  восприимчивости власти и производства  к инновациям и научным разработкам общетеоретического характера. На втором этапе в качестве основных задач видятся:

- обеспечение  расширенного воспроизводства научно-технического и инновационно-технологического потенциала территорий федерального округа для осуществления базисных преобразований в экономике через разработку научно-исследовательских программ, в частности программы «Урал»;

- материально-техническое и организационное укрепление научной базы как основы для перехода к экономике инновационного типа;

- формирование  в округе рынка инновационной  продукции и услуг:

- оптимизация  интеграционных связей субъектов  Федерации Уральского и других федеральных округов в инновационной сфере. Особым приоритетом для каждого этапа должно стать развитие инновационной инфраструктуры в создании систем:

- мониторинга  инновационной деятельности посредством  организации региональных и межрегионального банков данных научных, научно-технических и опытно-конструкторских разработок:

- маркетинга  в сфере инновационной деятельности;

- трансферта  технологий как в рамках округа, так и за его пределами.

Важным  представляется формирование на базе академических, научно-исследовательских и учебных институтов, закрытых и «полузакрытых» административно-территориальных образований ряда промышленных (в том числе конверсируемых) предприятий сети технополисов, наукоградов, технопарков, «инкубаторов» инновационного бизнеса, инновационно-технологических центров. Это даст мощную поддержку укреплению экономики Уральского федерального округа.

Особенностью  размещения экономического потенциала УрФО является его ярко выраженная поляризация. Здесь имеются крупнейшие в России промышленные, научные и культурные центры - два города-миллионера (Екатеринбург и Челябинск), окруженные городскими агломерациями. Эти мегаполисы сосредоточили многие индустриальные гиганты (в частности, Уралмаш и Челябинский тракторный завод). Кроме того, в них сконцентрирован огромный научный потенциал. Заметно поляризована и остальная территория округа. Большая часть промышленности сосредоточена всего в 20-30 крупных индустриальных центрах второго порядка, среди которых Тюмень, Курган, Нижний Тагил. Сургут, Магнитогорск, Каменск-Уральский, Нижневартовск и др. Они соседствуют с обширными территориями, для которых характерны элементы отсталости, депрессии и спада. Естественно, что крупные и крупнейшие города должны стать «локомотивами» экономического, социального и культурного развития всего региона.

Между тем разделение на «полюса развития»  и «периферию» может и должно рассматриваться не только с точки  зрения концентрации населения, хозяйства и т.д. Сейчас актуален как раз иной аспект: инновационная составляющая - научный, конструкторский и внедренческий потенциал. От его наличия и использования зависит возможность осуществления на практике структурной и технологической перестройки производства, рост конкурентоспособности экономики. В УрФО значительным в этом плане потенциалом обладают многие малые и средние уральские города. Как правило, это центры высокотехнологичных производств оборонного профиля - ЗАТО, «полузакрытые» города и поселки. Таких территорий в округе несколько десятков (Снежинск, Озерск, Новоуральск, Лесной, Заречный, Миасс и др.).

Информация о работе Региональная политика и национальная безопасность