Региональная политика и национальная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня Российская Федерация действует в иной системе внешнеполитических координат, нежели это было 10-15 лет назад. Во-первых, серьезные перемены происходят в системе международных отношений. Во-вторых, с укреплением российского государства в последние годы повысился уровень национальной безопасности страны. Вместе с тем Россия сталкивается с новыми угрозами и вызовами, ее геостратегическое положение остается довольно сложным.

Содержание

РАЗДЕЛ I. Национальная безопасность, ее элементы и особенности становления в России
Михайлов В., Буянов В., Гаджиева Р. Россия и безопасность. Внешнеполитические аспекты безопасности России
3
Ефимов Н.Н. Понятие национальной безопасности
10
Сущность, содержание и особенности управления обеспечением национальной безопасности России
16
РАЗДЕЛ II. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
Прохоров А.А., Карманова И.А. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
29
Грачева Т. Устойчивое разногласие (иллюзия безопасности, создающая большую опасность)
39
РАЗДЕЛ III. Роль региональной политики в обеспечении национальной безопасности: мировой опыт и проблемы России
Смагина Л. Регион как проект политической практики современного государства
44
Гусейнова Л. Глокальные аспекты концепции устойчивого развития
51
Перова Г. Региональная политика государства – основа устойчивого развития России
55
Дубинина О. Регионализация: политико-экономический аспект проблемы
59
РАЗДЕЛ IV. Уральский регион как объект безопасности в федеративном государстве
Иванов В.Н. Федерализм – безопасность государства
71
Логиновский О.В. Рязанов Н.Т. Создание федеральных округов – шаг к развитию партнерства федерального центра и субъектов Российской Федерации
73
Округ стратегического значения
83
Антошин В.А. Региональная безопасность в федеративном государстве. Уральский регион как объект безопасности
87

Вложенные файлы: 1 файл

Уральская академия государственной службы.doc

— 731.50 Кб (Скачать файл)

Уральский федеральный округ является одним из наиболее богатых минерально-сырьевых регионов Российской Федерации, стоимость разведанных в нем запасов,    приходящихся   на  единицу площади, на порядок выше, чем в среднем по России. Большинство субъектов УрФО обладают крупными, даже   по   мировым меркам, месторождениями минерального сырья.    В    Ханты-Мансийском и Ямало-Немецком автономных округах paзведаны и эксплуатируются нефтяные н газовые месторождения, относящиеся к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, в которой сосредоточено 66,7 процента запасов нефти (6 процентов - мировых) и 77,8 процента газа (26 процентов мировых запасов).

Округ располагает  значительными запасами железных, титатомагнетитовых и медных руд, цветных, благородных и редких металлом, торфа, асбеста, нерудных строительных материалов, драгоценных и полудрагоценных камней.

Природные ресурсы  Урала отличаются большим разнообразием и оказывают огромное влияние на его специализацию и уровень развития.

По лесистости округ уступает только Сибири и Дальнему Востоку. В нем сосредоточены крупные лесосырьевые ресурсы, составляющие около 10 процентов общероссийских запасов лесонасаждений. В структуре леса преобладают хвойные леса. Потенциальные возможности заготовки древесины оцениваются в Уральском федеральном округе в размере свыше 50 миллионов кубических метров.

Сравнительно  благоприятные климатические условия и плодородные почвы в Курганской области (где сельскохозяйственные угодья занимают более 60 процентов плошали области) и на юге Тюменской области (где более 4 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий) способствовали развитию в лих регионах аграрно-промышленного комплекса. Земельный фонд Уральского федерального округа составил на 1 января 2000 года 182 миллиона гектаров.

В определенном смысле Уральский федеральный округ  может служить моделью России. Отчетливо выделяются: индустриальное ядро округа, его аграрный пояс и сырьевые провинции. В экономике округа ведущую роль играют отрасли, занимающие лидирующее положение и в экономике  Российской Федерации в целом: топливно-энергетический  комплекс  плюс металлургия вместе с сырьевой базой, машиностроение (высокие технологии), атомная промышленность, сельское хозяйство, транспорт (железнодорожный и трубопроводный). Особое значение для стратегического развития  имеет  наличие  округе  арктической зоны, районов Кpaйнего Севера - традиционных зон хозяйствования коренных малочисленных народов, а сегодня и активного промышленного освоения.

Уральский федеральный  округ является типично российской территорией и по этническим характеристикам. Здесь проживает более 20 народностей России, из них около 80 процентов приходится на русских, до 10 процентов составляет татаро-башкирское население. Аналогичной является конфессиональная структура округа: здесь действуют сотни православных приходов, мусульманских общин, иных конфессий и религиозных направлений.

На территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого  округов до 6 процентов населения приходится на коренные народности - хаты, манси, селькупы, ненцы, которые сохранили свои обычаи и национальный уклад. Сохранению самобытной культуры северных народов государство уделяет самое серьезное внимание. С созданием Уральского федерального округа эта работа получила новый импульс благодаря расширению информационного и культурного обмена между территориями страны.

Следует подчеркнуть особую роль округа как пограничного региона России: протяженность сухопутной государственной границы - более 1300 километров, плюс морская граница на севере. Они открывают для Уральского федерального округа новые перспективы развития приграничной торговли и приграничных отношений. 

 

Антошин В.А.

РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ФЕДЕРАТИВНОМ ГОСУДАРСТВЕ.

УРАЛЬСКИЙ РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ14

 

Понятие “региональная безопасность” берет свое начало во второй половине XX века. Важнейшим исходным положением концепции ООН стала оформившаяся в Думбартон-Окс и Сан-Франциско теория о правомерности создания вместе с приоритетной универсальной системой региональных систем безопасности. Сфера компетенции региональной безопасности определена Положениями главы VIII “Региональные соглашения” Устава ООН, ее Статьями 52-54. Они содержат: мирное урегулирование споров и разногласий, предупреждение конфликтов между членами региональной системы; организацию коллективных мер по пресечению фактов агрессии и устранению угрозы миру и безопасности.

Подходы ООН  к региональной безопасности получили развитие  в 1992 году в Докладе Генерального Секретаря ООН "Программа мира: Превентивная дипломатия, установление мира и поддержание мира". Здесь,  в VII разделе “Сотрудничество с региональными соглашениями и организациями” в пунктах 60-65, расширена сфера деятельности такими дополнениями в функциях региональной безопасности: превентивная дипломатия, поддержание мира и укрепление мира в постконфликтный период.

В функционировании любого федеративного государства  важнейшую роль играет степень удовлетворения потребностей составляющих его элементов. Элементами, структурными составляющими  Российской Федерации  выступают субъекты РФ – республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения, которые принято обозначать термином "регион"

Безопасность  региональная - состояние отношений  социально-территориальных общностей населения, формирующихся применительно к административно-территориальному делению страны или группы стран, внутри них или между ними на микро- (населенный пункт, район, область страны) и промежуточных (несколько населенных пунктов, районов, областей страны, группы стран) уровнях, при которых обеспечивается их достаточно надежное существование и устойчивое развитие.

Понятие “региональная  безопасность” можно рассматривать  как составную часть безопасности более общей системы, какой является национальная и всеобщая безопасность.

К факторам, определяющим  региональную безопасность, относят:

    • ограниченность определенной территории со своими географическими и геополитическими условиями жизнедеятельности;
    • характер социально-экономической сферы жизни общества;
    • специфичность сложившихся именно в данной среде обитания социально-территориальных общностей людей, имеющих собственные интересы;
    • специфический характер противоречий между регионом и центром,    между    регионами,    образующими    социально <span class="Iau_003fiue__Char" style=" font-family: 'Arial', 'Arial'; font

Информация о работе Региональная политика и национальная безопасность