Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:45, курсовая работа
Сегодня Российская Федерация действует в иной системе внешнеполитических координат, нежели это было 10-15 лет назад. Во-первых, серьезные перемены происходят в системе международных отношений. Во-вторых, с укреплением российского государства в последние годы повысился уровень национальной безопасности страны. Вместе с тем Россия сталкивается с новыми угрозами и вызовами, ее геостратегическое положение остается довольно сложным.
РАЗДЕЛ I. Национальная безопасность, ее элементы и особенности становления в России
Михайлов В., Буянов В., Гаджиева Р. Россия и безопасность. Внешнеполитические аспекты безопасности России
3
Ефимов Н.Н. Понятие национальной безопасности
10
Сущность, содержание и особенности управления обеспечением национальной безопасности России
16
РАЗДЕЛ II. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
Прохоров А.А., Карманова И.А. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
29
Грачева Т. Устойчивое разногласие (иллюзия безопасности, создающая большую опасность)
39
РАЗДЕЛ III. Роль региональной политики в обеспечении национальной безопасности: мировой опыт и проблемы России
Смагина Л. Регион как проект политической практики современного государства
44
Гусейнова Л. Глокальные аспекты концепции устойчивого развития
51
Перова Г. Региональная политика государства – основа устойчивого развития России
55
Дубинина О. Регионализация: политико-экономический аспект проблемы
59
РАЗДЕЛ IV. Уральский регион как объект безопасности в федеративном государстве
Иванов В.Н. Федерализм – безопасность государства
71
Логиновский О.В. Рязанов Н.Т. Создание федеральных округов – шаг к развитию партнерства федерального центра и субъектов Российской Федерации
73
Округ стратегического значения
83
Антошин В.А. Региональная безопасность в федеративном государстве. Уральский регион как объект безопасности
87
Уральский федеральный округ является одним из наиболее богатых минерально-сырьевых регионов Российской Федерации, стоимость разведанных в нем запасов, приходящихся на единицу площади, на порядок выше, чем в среднем по России. Большинство субъектов УрФО обладают крупными, даже по мировым меркам, месторождениями минерального сырья. В Ханты-Мансийском и Ямало-Немецком автономных округах paзведаны и эксплуатируются нефтяные н газовые месторождения, относящиеся к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, в которой сосредоточено 66,7 процента запасов нефти (6 процентов - мировых) и 77,8 процента газа (26 процентов мировых запасов).
Округ располагает значительными запасами железных, титатомагнетитовых и медных руд, цветных, благородных и редких металлом, торфа, асбеста, нерудных строительных материалов, драгоценных и полудрагоценных камней.
Природные ресурсы Урала отличаются большим разнообразием и оказывают огромное влияние на его специализацию и уровень развития.
По лесистости округ уступает только Сибири и Дальнему Востоку. В нем сосредоточены крупные лесосырьевые ресурсы, составляющие около 10 процентов общероссийских запасов лесонасаждений. В структуре леса преобладают хвойные леса. Потенциальные возможности заготовки древесины оцениваются в Уральском федеральном округе в размере свыше 50 миллионов кубических метров.
Сравнительно благоприятные климатические условия и плодородные почвы в Курганской области (где сельскохозяйственные угодья занимают более 60 процентов плошали области) и на юге Тюменской области (где более 4 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий) способствовали развитию в лих регионах аграрно-промышленного комплекса. Земельный фонд Уральского федерального округа составил на 1 января 2000 года 182 миллиона гектаров.
В определенном смысле Уральский федеральный округ может служить моделью России. Отчетливо выделяются: индустриальное ядро округа, его аграрный пояс и сырьевые провинции. В экономике округа ведущую роль играют отрасли, занимающие лидирующее положение и в экономике Российской Федерации в целом: топливно-энергетический комплекс плюс металлургия вместе с сырьевой базой, машиностроение (высокие технологии), атомная промышленность, сельское хозяйство, транспорт (железнодорожный и трубопроводный). Особое значение для стратегического развития имеет наличие округе арктической зоны, районов Кpaйнего Севера - традиционных зон хозяйствования коренных малочисленных народов, а сегодня и активного промышленного освоения.
Уральский федеральный округ является типично российской территорией и по этническим характеристикам. Здесь проживает более 20 народностей России, из них около 80 процентов приходится на русских, до 10 процентов составляет татаро-башкирское население. Аналогичной является конфессиональная структура округа: здесь действуют сотни православных приходов, мусульманских общин, иных конфессий и религиозных направлений.
На территории
Ханты-Мансийского и Ямало-
Следует подчеркнуть особую роль округа как пограничного региона России: протяженность сухопутной государственной границы - более 1300 километров, плюс морская граница на севере. Они открывают для Уральского федерального округа новые перспективы развития приграничной торговли и приграничных отношений.
Антошин В.А.
РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ФЕДЕРАТИВНОМ ГОСУДАРСТВЕ.
УРАЛЬСКИЙ РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ14
Понятие “региональная безопасность” берет свое начало во второй половине XX века. Важнейшим исходным положением концепции ООН стала оформившаяся в Думбартон-Окс и Сан-Франциско теория о правомерности создания вместе с приоритетной универсальной системой региональных систем безопасности. Сфера компетенции региональной безопасности определена Положениями главы VIII “Региональные соглашения” Устава ООН, ее Статьями 52-54. Они содержат: мирное урегулирование споров и разногласий, предупреждение конфликтов между членами региональной системы; организацию коллективных мер по пресечению фактов агрессии и устранению угрозы миру и безопасности.
Подходы ООН к региональной безопасности получили развитие в 1992 году в Докладе Генерального Секретаря ООН "Программа мира: Превентивная дипломатия, установление мира и поддержание мира". Здесь, в VII разделе “Сотрудничество с региональными соглашениями и организациями” в пунктах 60-65, расширена сфера деятельности такими дополнениями в функциях региональной безопасности: превентивная дипломатия, поддержание мира и укрепление мира в постконфликтный период.
В функционировании любого федеративного государства важнейшую роль играет степень удовлетворения потребностей составляющих его элементов. Элементами, структурными составляющими Российской Федерации выступают субъекты РФ – республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения, которые принято обозначать термином "регион"
Безопасность
региональная - состояние отношений
социально-территориальных
Понятие “региональная
безопасность” можно
К факторам, определяющим региональную безопасность, относят:
Информация о работе Региональная политика и национальная безопасность