Региональная политика и национальная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня Российская Федерация действует в иной системе внешнеполитических координат, нежели это было 10-15 лет назад. Во-первых, серьезные перемены происходят в системе международных отношений. Во-вторых, с укреплением российского государства в последние годы повысился уровень национальной безопасности страны. Вместе с тем Россия сталкивается с новыми угрозами и вызовами, ее геостратегическое положение остается довольно сложным.

Содержание

РАЗДЕЛ I. Национальная безопасность, ее элементы и особенности становления в России
Михайлов В., Буянов В., Гаджиева Р. Россия и безопасность. Внешнеполитические аспекты безопасности России
3
Ефимов Н.Н. Понятие национальной безопасности
10
Сущность, содержание и особенности управления обеспечением национальной безопасности России
16
РАЗДЕЛ II. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
Прохоров А.А., Карманова И.А. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
29
Грачева Т. Устойчивое разногласие (иллюзия безопасности, создающая большую опасность)
39
РАЗДЕЛ III. Роль региональной политики в обеспечении национальной безопасности: мировой опыт и проблемы России
Смагина Л. Регион как проект политической практики современного государства
44
Гусейнова Л. Глокальные аспекты концепции устойчивого развития
51
Перова Г. Региональная политика государства – основа устойчивого развития России
55
Дубинина О. Регионализация: политико-экономический аспект проблемы
59
РАЗДЕЛ IV. Уральский регион как объект безопасности в федеративном государстве
Иванов В.Н. Федерализм – безопасность государства
71
Логиновский О.В. Рязанов Н.Т. Создание федеральных округов – шаг к развитию партнерства федерального центра и субъектов Российской Федерации
73
Округ стратегического значения
83
Антошин В.А. Региональная безопасность в федеративном государстве. Уральский регион как объект безопасности
87

Вложенные файлы: 1 файл

Уральская академия государственной службы.doc

— 731.50 Кб (Скачать файл)

Разработка  систем поляризованного развития в  Институте экономики Уральского отделения РАН не ограничивается только конверсионными технополисами. Уже реализуются программы создания технопарков в ряде городов и поселков Свердловской области - Высокогорский (Нижний Тагил), Академический и Уральский (Екатеринбург). Предложено сформировать экотехнопарки в поселках Сысерть и Нижние Серьги. Предложен эксперимент по санации депрессивных территорий лесопромышленного (Тавдинский район) и горнопромышленного профиля (Североуральск, Дегтярск, Краснотурьинск, Асбест).

Красной нитью всех этих программ можно считать  рыночные формы мер по их выполнению, поддержке и реализации:

- базовые  проекты программ выполняются  в виде бизнес-планов и бизнес-проектов;

- весь  проект формирования технополиса  рассматривается в форме укрупненного бизнес-плана с соответствующими разделами:

- широко  используются организационно-правовые  формы АО как для отдельных  проектов, так и для всего технополиса в целом;

- инновации  выступают в качестве основного  «товара» - продукции технополисов.

 

Опыт сравнительного социально-экономического анализа на примере субъектов  РФ Уральского экономического района

Большое внимание анализу социально-экономического развития региона уделяет руководство Челябинской области. В этом направлении важно сформировать банк данных и соответствующую ему информационно-компьютерную систему для осуществления как  системного, так и оперативного анализа социально-экономических процессов, происходящих в Уральском экономическом районе. Подобная система позволяет осуществлять представление и выдачу руководителям области самых разнообразных форм аналитических материалов и любых статистических показателей, содержащихся в банке данных, сравнивать их с предыдущими периодами прошлых лет, наблюдать многолетнюю динамику в сравнении со средними данными по РФ и другим регионам, а также осуществлять многие иные функции социально-экономического анализа.

В приложении приведены фактологические данные, характеризующие социально-экономическое развитие субъектов РФ Уральского экономического района. В частности, по всем субъектам Уральского экономического района (8 регионов) Российской Федерации представлены однотипные рисунки и таблицы, позволяющие оценить промышленный потенциал указанных регионов в масштабе Уральского экономического района и Российской Федерации в целом. Информационный материал, представленный в приложении, сформирован с использованием официальных данных Госкомстата России. При этом по каждому из рассматриваемых регионов приведены:

-    удельный вес субъекта РФ в  общероссийских основных показателях;

-    динамика рождаемости и смертности  в регионе;

- динамика  численности населения, численности  населения в трудоспособном возрасте и численности населения, занятого в экономике;

-    динамика денежных доходов населения;

- динамика  поступлений налоговых платежей  и других доходов в бюджетную систему РФ и динамика поступлений доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.

В то же время информационно-аналитическая система социально-экономического анализа регионов Урала имеет возможность формировать по   запросам    пользователей    сотни    форм, требующихся им для работы.

 

 

 

ОКРУГ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ13

 

Общеизвестно, что Уральский округ - это энергетическая кладовая России. На его долю приходится свыше 90 процентов общероссийской добычи газа и  более чем 65 процентов добычи нефти. Прямо скажем, за счет ТЭКа Тюмени по многом был достигнут экономический рост по стране в целом. Можно спорить о том, хорошо это или плохо - зависеть от нефти и газа, но в данном случае спор довольно абстрактный, смысла не имеющий, и сейчас наша основная задача  это учиться эффективно направлять доходы от эксплуатации природных ресурсов в развитие других отраслей народного хозяйства. Для Урала это, в частности, будет означать и подъем таких отраслей, как машиностроение и металлообработка. В прошлом году в округе были отмечены весьма позитивные изменения в. части выхода на рынки с наукоемкой и конкурентоспособной продукцией. Рост объемов промышленного производства в округе превысил общероссийские показатели, если в России в целом только 5,2, а в округе - 6. В условиях продолжающегося дефицита внутренних инвестиций в округе идет поиск решений, обеспечивающих собственные капиталовложения и в перерабатывающую отрасль. При этом увеличение внутренних инвестиций сопровождается и ростом иностранных вложений. За год на 41 процент. Однако для дальнейшей успешной интеграции отраслей и экономического взаимодействия территорий округа должны быть созданы соответствующие условия. В первую очередь, современная инфраструктура развития межрегионального рынка.

Во-первых, речь идет о развитии транспортной системы. От этого зависит рост промышленности и в перспективе всего нефтегазового комплекса. Вторым важным условием развития округа является решение проблемы адаптации к рынку и грамотной работе на нем значительной части машиностроения. Все еще остается острым вопрос экологической реабилитации, рекультивации нарушенных и загрязненных земель и воды.

Из выступления  Президента РФ Владимира Путина на совещании в Тюмени по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа.

Малая модель большой России.

Федеральные округа в России: причины и цели создания

Институт полномочных  представителей Президента России в федеральных округах был создан 13 мая 2000 года в целях упорядочения и оптимизации системы власти на всех ее уровнях. 18 мая полпредом Президента в Уральском федеральном округе был назначен Петр Латышев.

Основными задачами полномочного представителя были определены:

- организация  в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;

- организация  контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

- обеспечение  реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;

- представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.

Появление нового федерального института управления не стало неожиданным. Федеральные округа были созданы в условиях, когда на пути развития российского общества встал барьер из целого ряда серьезных проблем: отсутствие механизмов реализации законов, наталкивающихся на административное сопротивление, сохраняющаяся нестабильность в обществе, девальвация духовно-нравственных ценностей.

Избрание в  марте 2000 года главой государства Владимира Путина стало символом изменений, залогом повышения авторитета и реальных возможностей федеральных органов власти. Центробежные тенденции необходимо было остановить. Для этого требовалось приблизить власть к территориям, сосредоточившись на решении самых острых и застарелых проблем, предварительно найдя механизмы их решения. По сути, именно эти задачи и были поставлены Президентом России перед полпредами. В первом Послании Президента В. Путина Федеральному Собранию РФ (2000 год) он подчеркнул, что «одним из первых наших шагов по укреплению федерализма стало создание федеральных округов и назначение в них полномочных представителей Президента России... С созданием округов федеральная власть не удалилась, а приблизилась к территориям...Сокращая аппараты федеральных служащих на местах, мы хотим добиться их мобильности и работоспособности...Полномочные представители будут содействовать эффективному решению проблем своих округов».

В 2004 году структура  аппарата полпреда выглядела следующим образом.

У полномочного представителя два заместителя - Виктор Басаргин (социально-экономический блок) и Сергей Вахруков (государственно-правовой блок), 4 помощника в ранге заместителей - Леонид Кузнецов (правоохранительный блок), Анатолий Чурсин (работа в Москве).

Деятельность  аппарата выстраивается через работу структурных подразделений - департаментов - организационного, по обеспечению конституционных прав граждан, по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной, службе, по взаимодействию с правоохранительными органами, по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами государственной власти в субъектах Российской Федерации, по внутренней и информационной политике.

Одним из важных звеньев аппарата стала окружная инспекция главного контрольного Управления Президента России (ныне - Контрольный департамент аппарата полпреда), на которую возложены функции прямого президентского контроля по всем без исключения направлениям внутренней и внешней политики главы государства.

Всеми этими  же функциями на местах обладают главные федеральные инспекторы в субъектах Федерации, которые напрямую подчиняются полномочному представителю.

Важным элементом в организации  системной работы на территории округа стало создание консультативных советов при полномочном представителе Президента РФ. 13 консультативных органов работают в центре Уральского федерального округа, по 3  при главных федеральных инспекторах. Советы являются рабочими органами, где вырабатываются и принимаются конкретные рекомендации для органов власти. Консультативные советы выполняют также функцию общественной экспертизы управленческих решений, принимаемых аппаратом Полномочного представителя Президента.

Структурирование  работы аппарата и формирование механизмов реализации основных задач полпреда было завершено к 2001 году. К этому же времени был проведен мониторинг ситуации на территории Уральского федерального округа, являющегося одним из самых значимых для дальнейшего развития России.

 

Уральский федеральный округ: оценка социально-экомического потенциала

Территория  округа занимает 1788,9 тысячи квадратных километров, что составляет почти 11 процентом от площади Российской Федерации и превышает вместе взятые территории Германии, Франции, Великобритании и Испании.

В состав Уральского федерального округа входят: Свердловская область, Челябинская область. Курганская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Всего на территории округа находится  904  муниципальных образования.

Численность населения  округа составляем I2563 тысячи человек (8,7 процента  от общей численности населения России), из них городского - 80.1 процента, сельского  - 19,9 процента. Самые крупные города с населением более одного миллиона человек: Екатеринбург и Челябинск. Наиболее высокой степенью урбанизации характеризуются Свердловская и Челябинская области. Округ отличается невысокой плотностью населения. Число жителей на I квадратный километр территории округа - 6,8 человека при средней по России - 8,5 человека на квадратный километр. Наибольшей плотностью населения отличаются центральная и южная части федерального округа, где плотность достигает 42 человека на квадратный километр. Такое положение дел объясняется особенностями географического положения регионов и структурой их промышленного производства.

Геополитическая роль округа определяется его экономическим потенциалом и географическим положением.

Уральский федеральный  округ лежит в глубине Евразийского континента, на границе Европейского и Азиатского субконтинентов, на стыке геополитических интересов - с одной стороны, европейскою экономического сообщества (стран ЕС и стран Восточной Европы), а с другой  стран Азиатско-Тихоокеанского региона и их экономического сообщества. Именно через Урал проходит кратчайший путь торговли и грузооборота между двумя частями света. Торговые пути, через которые осуществляются экономические контакты, протянулись главным образом в широтном направлении, что выражается в преобладании грузопотока с востока на запад и с запада на восток. Дальнейшее развитие округа предполагает переориентировать часть грузопотока в меридиональном направлении с тем, чтобы более полно и эффективно использовать столь стратегически важную, но до сих пор не заработавшую на полную мощность транспортную артерию - Северный морской путь.

Важно подчеркнуть, что округ расположен в фокусе трех перспективных топливно-энергетических комплексов мирового значения: Западной Сибири, включая шельф Карского моря; Тимано-Печорской провинции и далее шельфа Баренцева моря и, наконец, Каспийского региона и Западного Казахстана. В освоении всех этих регионов может быть использован потенциал Уральской промышленности в силу близости расположения и огромного накопленного опыта.

Уральский федеральный  округ отличается благоприятным транспортным положением, развитой сетью автодорог общего использования с твердым покрытием и водного транспорта, удобно связывающими его со всеми регионами страны. Через Уральский федеральный округ проходят электрифицированные железнодорожные магистрали Транссибирской, Среднесибирской и Южно-Сибирской железных дорог. Здесь проложено более двух десятков транзитных трубопроводов нефти и газа большого диаметра в направлении Западная Сибирь - Урал - Центр - Европа. По территории округа протекают одни из наиболее крупных судоходных рек России — Обь и Иртыш. Значительные ресурсы поверхностных и подземных вод позволяют обеспечить промышленное и хозяйственно-питьевое водоснабжение.

Информация о работе Региональная политика и национальная безопасность