Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:45, курсовая работа
Сегодня Российская Федерация действует в иной системе внешнеполитических координат, нежели это было 10-15 лет назад. Во-первых, серьезные перемены происходят в системе международных отношений. Во-вторых, с укреплением российского государства в последние годы повысился уровень национальной безопасности страны. Вместе с тем Россия сталкивается с новыми угрозами и вызовами, ее геостратегическое положение остается довольно сложным.
РАЗДЕЛ I. Национальная безопасность, ее элементы и особенности становления в России
Михайлов В., Буянов В., Гаджиева Р. Россия и безопасность. Внешнеполитические аспекты безопасности России
3
Ефимов Н.Н. Понятие национальной безопасности
10
Сущность, содержание и особенности управления обеспечением национальной безопасности России
16
РАЗДЕЛ II. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
Прохоров А.А., Карманова И.А. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
29
Грачева Т. Устойчивое разногласие (иллюзия безопасности, создающая большую опасность)
39
РАЗДЕЛ III. Роль региональной политики в обеспечении национальной безопасности: мировой опыт и проблемы России
Смагина Л. Регион как проект политической практики современного государства
44
Гусейнова Л. Глокальные аспекты концепции устойчивого развития
51
Перова Г. Региональная политика государства – основа устойчивого развития России
55
Дубинина О. Регионализация: политико-экономический аспект проблемы
59
РАЗДЕЛ IV. Уральский регион как объект безопасности в федеративном государстве
Иванов В.Н. Федерализм – безопасность государства
71
Логиновский О.В. Рязанов Н.Т. Создание федеральных округов – шаг к развитию партнерства федерального центра и субъектов Российской Федерации
73
Округ стратегического значения
83
Антошин В.А. Региональная безопасность в федеративном государстве. Уральский регион как объект безопасности
87
Разработка систем поляризованного развития в Институте экономики Уральского отделения РАН не ограничивается только конверсионными технополисами. Уже реализуются программы создания технопарков в ряде городов и поселков Свердловской области - Высокогорский (Нижний Тагил), Академический и Уральский (Екатеринбург). Предложено сформировать экотехнопарки в поселках Сысерть и Нижние Серьги. Предложен эксперимент по санации депрессивных территорий лесопромышленного (Тавдинский район) и горнопромышленного профиля (Североуральск, Дегтярск, Краснотурьинск, Асбест).
Красной нитью всех этих программ можно считать рыночные формы мер по их выполнению, поддержке и реализации:
- базовые проекты программ выполняются в виде бизнес-планов и бизнес-проектов;
- весь
проект формирования
- широко
используются организационно-
- инновации
выступают в качестве
Опыт сравнительного социально-экономического анализа на примере субъектов РФ Уральского экономического района
Большое
внимание анализу социально-
В приложении
приведены фактологические данн
-
удельный вес субъекта РФ в
общероссийских основных показа
-
динамика рождаемости и
- динамика
численности населения,
-
динамика денежных доходов
- динамика
поступлений налоговых
В то же время информационно-аналитическая система социально-экономического анализа регионов Урала имеет возможность формировать по запросам пользователей сотни форм, требующихся им для работы.
ОКРУГ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ13
Общеизвестно, что Уральский округ - это энергетическая кладовая России. На его долю приходится свыше 90 процентов общероссийской добычи газа и более чем 65 процентов добычи нефти. Прямо скажем, за счет ТЭКа Тюмени по многом был достигнут экономический рост по стране в целом. Можно спорить о том, хорошо это или плохо - зависеть от нефти и газа, но в данном случае спор довольно абстрактный, смысла не имеющий, и сейчас наша основная задача это учиться эффективно направлять доходы от эксплуатации природных ресурсов в развитие других отраслей народного хозяйства. Для Урала это, в частности, будет означать и подъем таких отраслей, как машиностроение и металлообработка. В прошлом году в округе были отмечены весьма позитивные изменения в. части выхода на рынки с наукоемкой и конкурентоспособной продукцией. Рост объемов промышленного производства в округе превысил общероссийские показатели, если в России в целом только 5,2, а в округе - 6. В условиях продолжающегося дефицита внутренних инвестиций в округе идет поиск решений, обеспечивающих собственные капиталовложения и в перерабатывающую отрасль. При этом увеличение внутренних инвестиций сопровождается и ростом иностранных вложений. За год на 41 процент. Однако для дальнейшей успешной интеграции отраслей и экономического взаимодействия территорий округа должны быть созданы соответствующие условия. В первую очередь, современная инфраструктура развития межрегионального рынка.
Во-первых, речь идет о развитии транспортной системы. От этого зависит рост промышленности и в перспективе всего нефтегазового комплекса. Вторым важным условием развития округа является решение проблемы адаптации к рынку и грамотной работе на нем значительной части машиностроения. Все еще остается острым вопрос экологической реабилитации, рекультивации нарушенных и загрязненных земель и воды.
Из выступления Президента РФ Владимира Путина на совещании в Тюмени по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа.
Малая модель большой России.
Федеральные округа в России: причины и цели создания
Институт полномочных представителей Президента России в федеральных округах был создан 13 мая 2000 года в целях упорядочения и оптимизации системы власти на всех ее уровнях. 18 мая полпредом Президента в Уральском федеральном округе был назначен Петр Латышев.
Основными задачами полномочного представителя были определены:
- организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;
- организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
- обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;
- представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.
Появление нового федерального института управления не стало неожиданным. Федеральные округа были созданы в условиях, когда на пути развития российского общества встал барьер из целого ряда серьезных проблем: отсутствие механизмов реализации законов, наталкивающихся на административное сопротивление, сохраняющаяся нестабильность в обществе, девальвация духовно-нравственных ценностей.
Избрание в
марте 2000 года главой государства Владимира
Путина стало символом изменений, залогом повышения авторитета
и реальных возможностей федеральных
органов власти. Центробежные тенденции
необходимо было остановить. Для этого
требовалось приблизить власть к территориям,
сосредоточившись на решении самых острых
и застарелых проблем, предварительно
найдя механизмы их решения. По сути, именно
эти задачи и были поставлены Президентом
России перед полпредами. В первом Послании
Президента В. Путина Федеральному Собранию
РФ (2000 год) он подчеркнул, что «одним из
первых наших шагов по укреплению федерализма
стало создание федеральных округов и
назначение в них полномочных представителей
Президента России... С созданием округов
федеральная власть не удалилась, а приблизилась
к территориям...Сокращая аппараты федеральных
служащих на местах, мы хотим добиться
их мобильности и работоспособности...
В 2004 году структура аппарата полпреда выглядела следующим образом.
У полномочного представителя два заместителя - Виктор Басаргин (социально-экономический блок) и Сергей Вахруков (государственно-правовой блок), 4 помощника в ранге заместителей - Леонид Кузнецов (правоохранительный блок), Анатолий Чурсин (работа в Москве).
Деятельность аппарата выстраивается через работу структурных подразделений - департаментов - организационного, по обеспечению конституционных прав граждан, по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной, службе, по взаимодействию с правоохранительными органами, по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами государственной власти в субъектах Российской Федерации, по внутренней и информационной политике.
Одним из важных звеньев аппарата стала окружная инспекция главного контрольного Управления Президента России (ныне - Контрольный департамент аппарата полпреда), на которую возложены функции прямого президентского контроля по всем без исключения направлениям внутренней и внешней политики главы государства.
Всеми этими же функциями на местах обладают главные федеральные инспекторы в субъектах Федерации, которые напрямую подчиняются полномочному представителю.
Важным элементом в
Структурирование работы аппарата и формирование механизмов реализации основных задач полпреда было завершено к 2001 году. К этому же времени был проведен мониторинг ситуации на территории Уральского федерального округа, являющегося одним из самых значимых для дальнейшего развития России.
Уральский федеральный округ: оценка социально-экомического потенциала
Территория округа занимает 1788,9 тысячи квадратных километров, что составляет почти 11 процентом от площади Российской Федерации и превышает вместе взятые территории Германии, Франции, Великобритании и Испании.
В состав Уральского федерального округа входят: Свердловская область, Челябинская область. Курганская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Всего на территории округа находится 904 муниципальных образования.
Численность населения округа составляем I2563 тысячи человек (8,7 процента от общей численности населения России), из них городского - 80.1 процента, сельского - 19,9 процента. Самые крупные города с населением более одного миллиона человек: Екатеринбург и Челябинск. Наиболее высокой степенью урбанизации характеризуются Свердловская и Челябинская области. Округ отличается невысокой плотностью населения. Число жителей на I квадратный километр территории округа - 6,8 человека при средней по России - 8,5 человека на квадратный километр. Наибольшей плотностью населения отличаются центральная и южная части федерального округа, где плотность достигает 42 человека на квадратный километр. Такое положение дел объясняется особенностями географического положения регионов и структурой их промышленного производства.
Геополитическая роль округа определяется его экономическим потенциалом и географическим положением.
Уральский федеральный
округ лежит в глубине
Важно подчеркнуть, что округ расположен в фокусе трех перспективных топливно-энергетических комплексов мирового значения: Западной Сибири, включая шельф Карского моря; Тимано-Печорской провинции и далее шельфа Баренцева моря и, наконец, Каспийского региона и Западного Казахстана. В освоении всех этих регионов может быть использован потенциал Уральской промышленности в силу близости расположения и огромного накопленного опыта.
Уральский федеральный округ отличается благоприятным транспортным положением, развитой сетью автодорог общего использования с твердым покрытием и водного транспорта, удобно связывающими его со всеми регионами страны. Через Уральский федеральный округ проходят электрифицированные железнодорожные магистрали Транссибирской, Среднесибирской и Южно-Сибирской железных дорог. Здесь проложено более двух десятков транзитных трубопроводов нефти и газа большого диаметра в направлении Западная Сибирь - Урал - Центр - Европа. По территории округа протекают одни из наиболее крупных судоходных рек России — Обь и Иртыш. Значительные ресурсы поверхностных и подземных вод позволяют обеспечить промышленное и хозяйственно-питьевое водоснабжение.
Информация о работе Региональная политика и национальная безопасность