Денежное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:46, реферат

Краткое описание

Когда мы говорим о денежном спросе, мы имеем в виду потреб¬ность экономики в деньгах. Прирост денежной массы (денежного запаса) должен обеспечиваться политикой валютных властей, в частности, рас¬ширением денежной базы. Но и сама экономическая система обладает способностью увеличивать до определенных пределов свой денежный запас за счет расширения банковских депозитов.

Вложенные файлы: 1 файл

Денежное предложение.docx

— 143.01 Кб (Скачать файл)

С 70-х  годов в экономическом анализе  денежная база часто корректируется на величину изменения резервных требований — RAM (Reserve Adjustment Magnitude). RAM — есть сумма совокупных резервов банковской системы, создаваемых (или, наоборот, «ликвидируемых») в результате изменения валютными властями уровня обязательных резервов. RAM позволяет учитывать в модели процесс увеличения или, наоборот, снижения валютными властями нормы обязательных резервов.

В западной экономической  литературе продолжается дискуссия  относительно показателя денежной базы, оказывающего наиболее сильный мультипликационный эффект на расширение депозитов. Обычно выделяются следующие показатели:

  • денежная база В, скорректированная на величину изменения резервных требований, т.е. (В + RAM);
  • незаимствованная денежная база (Б+RAM — BOR), где BOR — заимствования коммерческих банков у центрального банка;
  • обязательные банковские резервы R, скорректированные на величину RAM, т.е. (R + RAM);
  • незаимствованные банковские резервы, скорректированные на величину RAM, т.е. (Л+ RAM -BOR).

В частности, денежная база, скорректированная на величину Ре~ зервных требований, определяется в работе Р. Раша, дж Джохеннеса и К. Бруннера [174, 20] следующим образом:

В + RAM = R + C + RAM,

или

= r(D + Г, G+Z) + kD Z)

= (r

или

k]D,

где С — наличные деньги в М\В (см. ниже); D — чековые депозиты в М\В (см. ниже); В — денежная база; Т, = М2- МХВ\ Т23- М2;

М\В _ деньги на руках у населения плюс определенный набор чековых депозитов в банках и сберегательных кассах (депозиты до востребования, ATS — счета, NOW — счета);

М2 — М\В плюс небольшие сберегательные и срочные депозиты в банках и сберегательных кассах, во взаимных фондах, соглашения об обратной покупке;

My — плюс большие срочные депозиты в банках и сберегательных кассах, соглашения об обратной покупке, евродолларовые депозиты; G — депозиты правительства; Z — зарубежные депозиты; R — обязательные резервы;

RAM — величина изменений резервных требований;

BOR — заимствования коммерческих банков у центрального банка; С 71, Г±1

G Z

g — —; z — — y D D

R

RAM (D + T, +T2 + BOR

(для  уравнения в §5 настоящей главы).

Приведенное выше управление интересно, прежде всего, тем, что оно показывает зависимость  денежной базы (В) и RAM от соотношений между конкретными составляющими денежной массы. Но, в свою очередь, изменения нормы обязательных резервов (г) вызывают изменения денежной базы.

Денежную  базу можно охарактеризовать как  первичную ликвидность. К вторичной, т. е. производной ликвидности относится  совокупная денежная масса, создаваемая мультипликационным эффектом расширения депозитов.

Исторически первичная ликвидность создавалась  банками и казначействами (монетными дворами). К настоящему времени функция создания первичной ликвидности закреплена за центральными банками.

Центральные банки имеют в своем распоряжении несколько способов создания первичной ликвидности, т. е. несколько потенциальных источников денежной базы:

  • покупка государственных ценных бумаг;
  • учет векселей коммерческих банков;
  • кредиты коммерческим банкам и предприятиям;
  • кредиты правительству.

Благодаря этим источникам на депозитных счетах коммерческих банков в центральном  банке появляются вновь эмитируемые  деньги.

Кроме перечисленных выше способов создания первичной ликвидности, применяемых на практике, может быть назван еще один — размещение депозитов центрального банка в коммерческих банках.

Возникает естественный вопрос о сопоставлении  эффективности перечисленных выше способов создания первичной ликвидности (источников денежной базы) и, соответственно, выбора критериев для их сравнения.

Может быть выделено два таких критерия: 1) эффективность в достижении целей кредитно-денежной политики; 2) экономичность.

Б с = -з

л.

Как показала мировая практика, купля-продажа ценных бумаг (one- п у

рации на открытом рынке) позволяет  не только контролировать количество денег в обращении, но и достаточно точно изменять его в необхо- ic димых пределах. Г Z5

Приобретение центральным  банком государственных ценных бумаг  для создания соответствующего количества новых денег означает монетизацию государственного долга. Государственные обязательства более всего подходят для монетизации, поскольку они обеспечиваются экономической мощью, государства — его собственностью, а также определяемой им налоговой оазой.

Объем выпуска государственных  облигаций определяется потребностью бюджета в заимствованиях. Облигации распространяются в банковском и небанковском секторах, а также среди населения. Центральный банк заинтересован в приобретении в целях монетизации только части объема выпускаемых правительством облигаций. Если бы центральный банк приобретал весь объем выпуска государственных облигаций, равный потребностям бюджета в заимствованиях, то он создал бы денежную базу, которая привела бы к избыточной денежной массе.

Но если бы государство в лице правительства эмитировало бы только такой объем облигаций, который необходим центральному банку для монетизации государственного долга (т. е. для организации денежного обращения), то операции на открытом рынке стали бы невозможны. Их суть, как метода регулирования количества денег, — в обмене облигаций на деньги или денег на облигации (в зависимости от текущей цели денежной политики). Процентный доход, выплачиваемый государством по облигациям, распределяется между центральным банком и хозяйствующими субъектами. На первый взгляд получается, что государство перекладывает деньги из кармана в карман: министерство финансов выплачивает процент центральному банку, а последний впоследствии перечисляет часть своей чистой прибыли обратно в бюджет. В свою очередь, хозяйствующие субъекты получают доход на свои вложения. Но на практике складывается более сложная ситуация. Использование государственных облигаций в качестве активов центрального банка обусловливает конкретную политику в отношении их курса. При проведении операций на открытом рынке центральный банкдолжен определять такой курс облигаций, при котором хозяйствующие субъекты были бы заинтересованы либо покупать их, либо, наоборот, продавать, — в зависимости от целей политики.'

Значительные  средства в данном случае тратятся на обслуживание рынка облигаций. Фактически имеет место потеря больших объемов  эмиссионного дохода (сеньоража). Такие  способы расширения денежной Ка^т vav vtiPT векселей коммерческих банков и кредиты частному

общественному

и у секторам позволяют валютным властям полностью ак

кумулировать  эмиссионный доход. Однако они не дают возможность 

* с



оперативно  управлять денежной массой и обеспечивать ее изменение в строго заданных пределах.

Перспективным, F F

зы ятаяется использование депозитов  центрального банка, размещаемых

в коммерческих банках. В данном случае имела бы место монетизация

обязательств  валютных властей.

Использование депозитов  центрального банка в коммерческих банках позволило бы оперативно контролировать объем денежной массы и аккумулировать у государства весь эмиссионный доход.

 

1<3 Создание ^енег: два подхода

Переход от товарных (благородные  металлы) к кредитным деньгам  означал обретение банками возможности  создавать денежную массу. Соответственно, кредитные деньги — это деньги, создаваемые кредитной системой. Они появляются в результате монетизации долговых обяза-

тельсЙ|давлекая депозиты, т е расширяя свои обязательства, коммерческие банки одновременно создают для себя возможность формировать новые активы путем предоставления кредитов. Вновь выданный кредит перечисляется на счет получателя — клиента банка, становится депозитом за минусом величины резервных требований. Если он и покидает данный банк, то все равно остается в банковской системе за исключением той

суммы, которая  принимает форму наличных денег.

Цепочка «кредиты — депозиты — кредиты» превращается в процесс

создания новых  денег. В данном случае имеет место  мультипликационный

эффект, а коэффициент расширения денежного запаса известен как

денежгый мультипликатор. г

Трактовка процесса создания денег  как взаимосвязи «денежная база — мультипликатор — депозиты» получила в литературе название концепции денежной базы (MB). Его альтернативой является концепция «потока фондов» (flow of funds — FOF). (Мы подробно рассмотрим ее в следующем параграфе.) В отличие от концепции MB концепция FOF акцентирует внимание на создании банковской системой кредитных ресурсов. Так, анализируя процесс формирования денежной массы, Д. Го- уленд отмечает: «Деньги могут быть созданы четырьмя и только четырьмя способами» г, -I г 12]. К их числу данный автор относит. ^ кредитные потребности общественного сектора (правительства); 2) банковские займы небанковскому частному сектору; 3) займы, предоставляемые небанковским частным сектором общественному сектору; 4) продажа иностранной

валюты из резервов валютных властей.

Надо отметить, что в  первом случае рост денежного предложения  будет иметь место, если правительство оплачивает свои расходы за счет выпуска денег в обращение (эмиссии) или за счет использования кредитных орудий обращения (например, рассчитывается чеками или векселями). Такая ситуация может сложиться только при отсутствии разграничения полномочий правительства и центрального банка и проведения бесконтрольной эмиссионной политики.

Во  втором случае подразумевается, что  банковский заем повлечет за собой  мультипликационное создание денег  через открытие новых депозитов  или рост остатков на депозитных счетах. Иными словами, проявится классическая цепочка «кредиты — депозиты —  кредиты».

В третьем  случае происходит создание новых депозитов  в результате расходования займов.

Четвертый случай отражает увеличение денежного  предложения при скупке иностранной  валюты. Такая ситуация складывается при положительном внешнеторговом балансе или при положительном балансе по капитальным статьям (в результате наплыва в страну иностранного капитала).

Согласно  более широким представлениям, денежная масса в каждый конкретный период времени представляет собой результат  решений, направленных на оптимизацию инвестиционного портфеля, принимаемых: 1) центральным банком; 2) коммерческими банками; 3) хозяйствующими субъектами, включая население [172, 290]. Центральный банк способен контролировать денежную базу, или, во всяком случае, ту ее часть, которая называется незаимствованной. Коммерческие банки определяют размер предоставляемых займов и, соответственно, влияют на мультипликационный эффект создания денег. Хозяйствующие субъекты воздействуют на соотношение между наличными деньгами, депозитами до востребования и срочными депозитами.

Однако  участники «денежного процесса»  далеко не всегда действуют в одном  направлении. Например, усилия валютных властей по увеличению денежной массы за счет роста ее базы могут не привести к желаемым результатам, если коммерческие банки оказываются не в состоянии расширить кредитование. Именно такая ситуация сложилась в 90-е годы вЯпонии.

Коммерческие  банки могут иметь значительные избыточные резервы не только в условиях перенасыщенности экономики платежными средствами, но и при их резкой нехватке, как это было в США в 30-е годы и в России в конце 90-х. Свободные резервы российских банков были существенными, несмотря на огромную долю бартера в расчетах хозяйствующих субъектов.

Одна  из центральных проблем современной  денежной теории — проблема экзогенности-эндогенности запаса денег. Мы затрагивали ее в §5 гл. II в связи с анализом работ ряда современных западных экономистов. Теперь мы остановимся на ней подробно.

Сторонники  монетаризма отстаивают экзогенный характер денежной массы. При таком  подходе легко доказывается влияние  денег на совокупный спрос и уровень цен. Становится очевидным положение традиционной количественной теории о прямой связи денежной массы и цен. Однозначны и практические рекомендации — денежные агрегаты должны стать целевыми показателями экономической политики, т. е. следует обеспечить их таргетирование.

Данная  концепция не учитывает особенности  формирования вторичной производной ликвидности, а именно мультипликационный эффект расширения депозитов. Экономическая система в определенных пределах способна создавать необходимую ей денежную массу. Следовательно, нельзя говорить о полной экзогенности денежного запаса.

Представления об эндогенности денег берут свое начало в «доктрине реальных векселей». Ее сторонники полагали, что денежный запас должен соответствовать объему кредитных обязательств хозяйствующих субъектов. Считалось, что поскольку эти обязательства погашаются в короткий период времени, то переполнение каналов денежного обращения избыточными платежными средствами невозможно.

В системе  Дж. Кейнса количество денег должно соответствовать потребностям реального сектора. Это является основным условием макроэкономического равновесия. Нехватка денежной массы неизбежно ведет к нарушению макроэкономической сбалансированности. Поэтому ошибочными являются утверждения, что в кейнсианской концепции денежный запас носит эндогенный характер. Но, по Дж. Кейнсу, деньги влияют на показатели реального сектора экономики не непосредственно, а через норму процента. Современные сторонники кейнсианства рассматривают процент в качестве основного целевого показателя кредитно- денежной политики.

Информация о работе Денежное предложение