Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:46, реферат
Когда мы говорим о денежном спросе, мы имеем в виду потреб¬ность экономики в деньгах. Прирост денежной массы (денежного запаса) должен обеспечиваться политикой валютных властей, в частности, рас¬ширением денежной базы. Но и сама экономическая система обладает способностью увеличивать до определенных пределов свой денежный запас за счет расширения банковских депозитов.
Кредитование предприятий являлось прерогативой учреждений Госбанка, а впоследствии — Промстройбанка. Разумеется, контроль за кредитной эмиссией имел огромное значение. Но для обеспечения такого] контроля у Госбанка не было необходимых инструментов. Эмитированные, деньги накапливались на расчетных счетах предприятий. В экономике постоянно наблюдался избыточный платежеспособный спрос. Жесткое^ государственное регулирование цен перевело инфляцию в скрытую фор* | му. Попытки Госбанка сдерживать предоставление кредитов вызывали бы невыполнение кредитного плана и, соответственно, неизбежно приводи» ли бы к невыполнению производственного плана.
Очевидно, в этих условиях можно было использовать ряд мер по сни» жению безналичной денежной массы, в частности, переоформление части средств в государственный долг или привлечение средств в срочные Д©4 позиты. Такие мероприятия были бы особенно важны при подготовки
Г К либерализации цен. Но они остались неосуществленными. Результантом их отсутствия стала длительная инфляция на основе устойчивых [инфляционных ожиданий.
Принципиально новая ситуация возникла в экономике СССР по-
принятия в 1988 г. закона о кооперации. Появились кооперативные и коммерческие банки. В 1990 г. их было почти 400 [195, 7]. Создаваемые кооперативные предприятия стали обладать широкой самостоятельностью в хозяйственной деятельности, в частности, в распоряжении расчетными счетами. Кроме того, кооперативы, а впоследствии — малые предприятия, стали широко использоваться руководством государственных предприятий для получения дополнительных личных доходов. В таких условиях один наличный рубль стал котироваться на «черном» рынке к трем безналичным рублям.
Разграничение наличного и безналичного денежных оборотов начало разрушаться. Избыточная масса безналичных рублей стала обналичиваться. В этот острый момент государство не предприняло эффективных мер по сбалансированию платежеспособного спроса и предложения товаров и услуг.
Обязательные резервные требования для коммерческих банков были введены в 1988 г. и составили 5 %. В августе 1990 г. они были удвоены. ^Однако их использование не стало поворотным пунктом в регулировании внежного обращения. Основная роль сохранялась за прямыми кредитами эанка. Если в 1987 г. рост кредитов, предоставляемых экономике,
1ВЛЯЛ 5%, то в 1988 г. - 14 %; в 1989 г. - 10 %; в 1990 г. - [195, 9].
Период 1991-1993 гг.
В июне 1991 г. был создан Центральный банк РФ. В этом же месяце 1И введены дифференцированные размеры обязательных резервных ебований: от 2 до 20 %. Их уровень стал зависеть от степени участия онкретного банка в кредитовании приоритетных отраслей экономики. [В декабре 1992 г. средний уровень обязательных резервов составил 11 %, 1993 г. - 14%;в 1994 г. - 15% [195, 11].
Дезинтеграция СССР в 1991 г. привела к созданию в бывших со- республиках собственных центральных банков. Право эмиссии (1ИЧНЫХ рублей сохранялось за Центральным банком России, но право едитной эмиссии было предоставлено республиканским банкам. Одна- ► общие условия контроля за такой деятельностью выработаны не были. [Нерешенность этих вопросов представляла собой реальную угрозу эконо- «ческой стабильности. Тем не менее, 2 января 1992 г. в России началась I крупномасштабная либерализация цен. Она произошла, во-первых, при ^наличии избыточной денежной массы; во-вторых, при отсутствии меха- £НИЗма организации денежного предложения, позволявшего эффективно ^ЩШять на запас денег.
Рост цен в течение января 1992 г. был способен уничтожить избыточ- :ную денежную массу. Но сформировавшиеся инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов предопределили устойчивую тенденцию к дальнейшему повышению цен. Это обстоятельство увеличило спрос наденьги. Помимо чисто инфляционного воздействия в 1992-1993 гг. спрос наденьги приобрел тенденцию к росту в силу расширения рыночных отношений — постепенного увеличения оборота недвижимости, формирования рынка ценных бумаг. Однако проводимая в тот момент денежная политика не учитывала эту тенденцию. Денежное предложение обеспечивалось в этот период времени за счет прямых кредитов Центрального банка. Периоды сжатия денежной массы, например, в первой половине 1992 г., сочетались с периодами ее расширения. Но общей тенденцией было значительное отставание роста количества денег от совокупного объема сделок. Это привело к нехватке денежной массы в обращении. В конце
В июле 1992 г. были предприняты меры к упорядочению денежных потоков между странами СНГ. Расчеты между странами СНГ былИ| сконцентрированы в Центральном банке РФ. В случае нехватки средств на счете конкретной страны, ей выдавался технический кредит. В 1992г.j такие кредиты росли значительными темпами вследствие быстрого развития инфляции. На следующий год темпы их роста замедлились. В июле:
В 1993-1994 гг. основным инструментом обеспечения денежного; предложения оставались прямые кредиты Центрального банка. Эти кредиты носили целевой характер. Поэтому ставка рефинансирования не ока- ^ зывала на них воздействия. Изменения ставки рефинансирования либо] пассивно отражали состояние межбанковского кредитного рынка, либо] использовались в качестве психологического оружия против валютнь спекулянтов при их атаках на рубль.
В феврале 1994 г. была
предпринята попытка
Ж. Сапир отмечал: «Уже в 1993 г. было очевидно, что резкое сокращав ние денежной эмиссии приведет к росту взаимной задолженности ме предприятиями, вызовет опасность создания местных денег и ус» сегментацию денежного пространства» [196, 47].
В октябре 1994г- произошел острым кризис, порожденный нехваткой ликвидности в экономике. В качестве экстренной меры денежное предложение было резко увеличено. Но Центральный банк быстро вернулся к прежней политике сдерживания роста денежных агрегатов, несмотря напочти полную бартеризацию экономики.
Период 1994-1998 гг. ГКО
История
с ГКО заслуживает самого пристального
внимания. Мы говорили о том, что монетизация
государственного долга (т. е. привлечение
правительственных ценных бумаг в активы
центрального банка для обес- печенияденежной
эмиссии) является в мировой практике
общепринятым способом организацииденежногопредложени
Г
Если
центральному банку надо
Предположим, что центральному банку надо увеличить денежную массу и для этого купить государственные ценные бумаги. Но оказывается, что держатели бумаг соглашаются расставаться с ними только на определенных условиях. Соответственно, центральный банк должен нести дополнительные затраты при их скупке. Поэтому при операциях на открытом рынке значительные объемы эмиссионного дохода неизбежно передаются частному сектору.
- Пг1чятно, что использование государственногодолгадля обеспечения ^Эмиссии Требует координации действий Минфина — эмитента государ- |СТвенных ценных бумаг, и центрального банка. Поэтому автономность Иалютных властей от правительства является иллюзорной.
Каковы условия монетизации государственного долга?
Во-первых, общий объем долга должен находиться в определенном ЮООТношении с потребностью центрального банка в создании денежной дозы.
Во-вторых, необходима сбалансированность кредитного рынка. В
тивном случае правительству придется выплачивать высокий процент
I Своим обязательствам, а центральный банк должен будет затрачивать
ачительные средства при операциях на открытом рынке. К тому же
устойчивость процентной ставки привлечет на рынок спекулятивный питал.
В-третьих, предварительно должна быть достигнута сбалансирован- л денежного спроса и предложения. Это позволит центральному юсу увеличивать долю государственных ценных бумаг в своих активах рЮ мере увеличения спроса наденьги.
К моменту выпуска ГКО в 1993 г. макроэкономическая ситуация] в России имела существенные особенности. Предприятия реального* сектора экономики практически потеряли оборотные средства и были i не в состоянии компенсировать их нехватку за счет привлечения креди-j тов. Ставка процента составляла 35-45 % годовых и превышала уровень^ рентабельности реального сектора в 3 раза.
Дефициты бюджетов всех уровней определялись нехваткой лик-j видности в экономике: предприятия реального сектора накапливали долженность перед бюджетами или рассчитывались с ними суррогатами} денег, поскольку оказались лишенными денежных ресурсов.
Среди причин денежно-финансового кризиса 90-х годов первичен! недостаток денежного предложения. Дефицитность бюджетов всех уров-1 ней является лишь его следствием. Если денежных ресурсов не хватает,! предприятия не могут выплачивать налоги в денежной форме. Поэто-] му в условиях нехватки ликвидности бесполезно пытаться проводить] «жесткую» бюджетную политику.
Отношение оборотных средств и материальных запасов к основным- фондам в середине 80-х составляло 25—28 %, а в 1997 г. — 1,6 % [197, 92], В начале 80-х годов объем денежных средств, находившихся непосредственно у предприятий, составлял от 7,5 до 12,5-15,0% ВВП, а в 1996 г. 1,1% [197, 93].
Некоторые исследователи российской экономики склонны объяснять появление бартера и взаимозачетов самыми экстравагантными доводами: от наследия советской экономики до нежелания предприятий] платить налоги. Эксперты МВФ С. Коммандер, И.Долинская и К. Мутс- сен [198, 28], анализируя причины неплатежей и бартера, отмечают: «Во- первых, представляется, что воздействие сжатия ликвидности на промышленные фирмы с низкой рентабельностью и малым допуском к банковским кредитам играло роль в подталкивании этих фирм к неденежным! расчетам. Ограниченные в ликвидности фирмы эффективно создали СВ0Й1 собственный кредит за счет накапливания неплатежей и использования) бартера и других форм неденежных расчетов для того, чтобы остаться 1 на плаву, без принятия мер к серьезной реструктуризации». И далее' совсем обескураживающий вывод: «Одновременный рост неденежных форм расчетов и долгов перед кризисом августа 1998 г. и их последующее] одновременное снижение (но не исчезновение) может быть, таким образом, частично объяснено условиями ликвидности в реальном секторе: | когда предприятия столкнулись с недостатком банковского кредитования j в пред- и послекризисный период, ликвидность была сжата снижением ■ совокупного спроса на внутренние продукты перед кризисом и восстановилась, так как спрос возрос после кризиса (частично благодаря девальвации)».
В качестве второй причины бартера и неплатежей эти авторы называют использование взаиморасчетов при уплате налогов в бюджеты всех уровней.
Подобная аргументация не способна выдержать критику.
Во-первых, известно, что бартер и неплатежи охватили все предпринял, а не только низкорентабельные.
Во-вторых, о какой реструктуризации предприятий и допуске к кре-
В-третьих, снижение совокупного спроса определяется сжатием перинной ликвидности, а не первичная ликвидность снижается из-за паде- спроса.
В-четвертых, увеличение спроса на экспортируемые и импортозаме- ающие товары можно объяснить девальвацией лишь в одном случае — ни одновременно со снижением курса национальной валюты повыси- сь ликвидность в экономике.
В-пятых,
взаиморасчеты с бюджетной
В своем анализе бартера эксперты МВФ ни разу не называют его истинную причину — недопустимое сжатие ликвидности в экономике. Признать это — значит признать несостоятельность подходов, заложенных в стабилизационных программах МВФ. Первый вывод из провала
1ВФ.
Для доказательства причин использования взаимозачетов при расче- [ С бюджетом приведем схемутипичного взаимозачета, организованного мнистрацией небольшого городка Ростовской области. ОАО «Тиком», расположенное в этом городке, имело задолженность еред городским бюджетом по налогу на имущество в сумме 100 тыс.
В то же время предприятие «Межрайонные электросети» имело цолженность перед ОАО «Тиком» за эксплуатационное обслуживание ансформаторных подстанций.
Схема зачета, оформленная в виде соглашения между пятью сторо- [Нами, включала погашение следующих задолженностей: