Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа
Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,
Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…
Основывая свою
работу на данных науки, почти
каждый педагог-психолог рано
или поздно приходит к
36
методик, с
необходимостью обобщения
Научная работа
педагога-психолога выражается
Социально-педагогическая
деятельность. Социально-педагогическую
деятельность педагога-психолога как
вид профессиональной деятельности
можно рассматривать через
Главной направленностью
социально-педагогической
Поэтому задача
социально-педагогической
Основной идеей
социально-педагогической
37
процесса, способного
самостоятельно и адекватно
Осуществляя педагогическую
коррекцию поведения и
Воспитательная деятельность.
Главная цель воспитания - передача
новым поколениям общественно-исторического
опыта, накопленного предшествующими
поколениями. В процессе воспитания
происходит планомерное и целенаправленное
воздействие на сознание человека,
цель которого - формирование норм поведения,
ценностей, установок, моральных принципов.
Результатом этого процесса становится
готовность выпускника школы к самостоятельной
жизни в обществе и производительному
труду.
В течение тысячелетий
своего существования
Для повышения
целенаправленности
38
его с социальной
средой; 2) образование и воспитание
едины; 3) воспитательные влияния
должны быть целостны, чему способствует
совпадение поведения педагога
и декларируемых им принципов,
непротиворечивость
Какова же роль
педагога-психолога в этом
Следующая область
психолого-педагогических
Во-вторых, воспитанию
и, особенно, самовоспитанию учащихся
способствует корреционно-
39
В-третьих, педагог-психолог,
как и любой взрослый человек,
может воспитывать учеников
Управленческая деятельность. Любой специалист, имеющий дело с группой людей (учащихся), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постановкой и достижением целей совместной работы, т. е. выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно постановка цели, применение определенных способов ее достижения и мер воздействия на коллектив - главные признаки наличия управления в группе людей (коллективе школы или класса). Основная цель этой деятельности - обеспечение гармонии в развитии коллектива и школы в целом. Среди важнейших принципов управления выделяют:
целостность (коллектив рассматривается как целостная система);
иерархичность (в коллективе выделяют неиерархизированную структуру);
целевую направленность (достижение целей является важнейшим критерием эффективного развития коллектива);
научную обоснованность;
сочетание централизации и децентрализации (в коллективе возможно разделение полномочий, но при этом лидер несет единоличную ответственность за происходящее в нем);
демократизацию.
Управляя группой
детей или учителей, педагог-психолог
выполняет несколько функций:
планирование (определяет, что, кем,
когда, где и как будет
40
материальными
ресурсами (например, учебниками, наглядными
пособиями, диагностическими
Все перечисленные
функции важны в общении
Работа школьного
психолога со школьниками
Роль школьного
психолога – создавать условия
для продуктивного движения ребенка
по тем путям, которые он сам выбрал
(в соответствии или в противовес)
требованиям школы и семьи, конструктивно
решать неизбежные конфликты, возникающие
в результате этого выбора. Деятельность
психолога задается во многом социальной,
семейной, педагогической системой, в
которой реально находится
Сопровождение – система профессиональной деятельности психолога для создания социально-психологических условий успешного обучения и развития ребенка:
следование за естественным развитием ребенка (безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка);
создание условий для самостоятельного творческого развития;
вторичность психологического сопровождения по отношению к среде жизни ребенка (не активное направленное воздействие на социальные условия и систему обучения);
осуществляется
Идеи психологического сопровождения ребенка в школе включают следующие направления:
Систематическое отслеживание
психолого-педагогического
Создание психолого-
индивидуальные и
групповые программы
Создание психолого-
Направления деятельности
психолога в школе с детьми:
Информация о работе Основные направления деятельности психолога