Основные направления деятельности психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа

Краткое описание

Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,

Содержание

Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления деятельности педагога.docx

— 112.87 Кб (Скачать файл)

 Основывая свою  работу на данных науки, почти  каждый педагог-психолог рано  или поздно приходит к необходимости  проведения собственной научной  или, по крайней мере, методической  работы. Он сталкивается с тем,  что не находит в литературе  объяснения и способов решения  конкретных случаев из своей  практики, с необходимостью перепроверки  или создания норм для используемых  диагностических  

36 

 методик, с  необходимостью обобщения результатов  своей работы. Научный подход  в работе, таким образом, является  основой собственной научно-методической  деятельности педагога-психолога.  

 Научная работа  педагога-психолога выражается в  изучении детей и детских коллективов,  формировании собственного "банка"  диагностических и коррекционно-развивающих  методов, обобщении результатов  своей работы, а методическая - в  выборе и разработке методической  темы, ведущей к совершенствованию  навыков в той или иной области,  в фиксировании результатов коррекционно-развивающей  деятельности, собственно в отработке  и совершенствовании навыков.  

Социально-педагогическая деятельность. Социально-педагогическую деятельность педагога-психолога как  вид профессиональной деятельности можно рассматривать через реализацию им комплекса социально-педагогических мер превентивного характера, логически  выстроенных педагогических действий, направленных на личностное развитие и саморазвитие человека, педагогическую коррекцию поведения, нормализацию взаимоотношений с окружающей средой, обеспечение социальной защиты и  подготовку человека к самозащите.  

 Главной направленностью  социально-педагогической деятельности  педагога-психолога является содействие  саморазвитию личности и формированию  индивидуальности человека. Педагог-психолог  своей деятельностью стремится  сформировать убежденность человека  в том, что он обладает большим  потенциалом, который должен быть  обязательно реализован, может самостоятельно  выйти из кризисных ситуаций  и решить возникающие проблемы, но для этого необходимо верить  в свои силы и возможности,  проявить инициативу, активность  и самостоятельность.  

 Поэтому задача  социально-педагогической деятельности  специалиста - поддержать, стимулировать  и обеспечить условия развития  способностей человека, создать  сферу реализации имеющихся у  него знаний, умений и навыков  на основе включения детей  и взрослых в социально значимую  деятельность и стимулирования  социальных инициатив.  

 Основной идеей  социально-педагогической деятельности  педагога-психолога является идея  субъектности, предполагающая рассмотрение  человека как активного участника  защитного  

37 

 процесса, способного  самостоятельно и адекватно оценивать  складывающиеся ситуации и принимать  оптимальные решения.  

 Осуществляя педагогическую  коррекцию поведения и нормализацию  взаимоотношений человека в социальной  среде, педагог-психолог в качестве  целевого и приоритетного направления  своей деятельности выделяет  профилактическую работу, которая  направлена на то, чтобы предотвратить  возможные жизненные трудности,  кризисные ситуации и проблемы  человека. Способствуя своевременному  выявлению и предотвращению конфликтных,  кризисных и проблемных ситуаций, педагог-психолог постоянно находится  среди людей, разделяет их интересы  и потребности. Он постоянно  общается с людьми, строит отношения  с ними на основе диалога,  что помогает ему разбираться  в сложной системе взаимоотношений,  влиять на общение, отношения  между людьми, на ситуацию в  микросоциуме.  

Воспитательная деятельность. Главная цель воспитания - передача новым поколениям общественно-исторического  опыта, накопленного предшествующими  поколениями. В процессе воспитания происходит планомерное и целенаправленное воздействие на сознание человека, цель которого - формирование норм поведения, ценностей, установок, моральных принципов. Результатом этого процесса становится готовность выпускника школы к самостоятельной  жизни в обществе и производительному  труду.  

 В течение тысячелетий  своего существования человечество  накопило и "отшлифовало"  принципы, нормы, правила, поддерживающие  определенные отношения в обществе, гарантирующие его стабильность  и безопасность для граждан.  Они позволяют людям развиваться,  достигать намеченного, не ущемляя  прав рядом живущих. Для передачи  норм и правил поведения выработаны приемы, составляющие основу воспитания. Как отмечают Л.В. Байбородова и М.И. Рожков, воспитание включает в себя три взаимосвязанных процесса: "воспитательных воздействий, принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания".  

 Для повышения  целенаправленности воспитательного  процесса он строится исходя  из определенных закономерностей  (Л.В. Байбородова и М.И. Рожков): 1) воспитание совершается только  на основе активности ребенка  при взаимодействии  

38 

 его с социальной  средой; 2) образование и воспитание  едины; 3) воспитательные влияния  должны быть целостны, чему способствует  совпадение поведения педагога  и декларируемых им принципов,  непротиворечивость предъявляемых  им требований. Главную "работу" по воспитанию осуществляют родители  и педагоги.  

 Какова же роль  педагога-психолога в этом процессе? Во-первых, педагог-психолог передает  педагогам и родителям знания, необходимые им в процессе  воспитания. Эффективность воспитания  повышается, если родители и учителя  осознают психологические законы  и механизмы формирования личности, что дает им возможность вырабатывать  новые средства, формы и методы  воспитательной деятельности. Другая  сфера знаний, необходимых для  их работы, - психологические основы  организации общения педагогов,  родителей и учащихся, в ходе  которого и происходят передача  и усвоение норм и ценностей.  От того, как организовано взаимодействие  воспитателей и воспитуемых, а  также воспитуемых друг с другом, во многом зависит формирование  поведения учащихся, осознанность  восприятия ими этих норм и  ценностей. В основе общения  должен лежать принцип субъект-субъектных  отношений, согласно которому  дети являются активными, полноправными  членами (субъектами) воспитательного  взаимодействия.  

 Следующая область  психолого-педагогических знаний, необходимых  в воспитании, - знания о содержании, формах и методах саморазвития  и самовоспитания школьников. Знание  возрастных особенностей детей,  периодов, в которые они особенно  чувствительны к мнению окружающих  и, значит, легче усваивают принципы, нормы и правила утверждения  себя в обществе сверстников  и взрослых, также оказывает помощь  педагогам в их работе.  

 Во-вторых, воспитанию  и, особенно, самовоспитанию учащихся  способствует корреционно-развивающая  работа, проводимая педагогами-психологами.  В ходе ее происходит отработка  соответствующих знаний, умений  и навыков, тренировка форм  поведения, осознанное принятие  норм и принципов поведения в обществе. Коррекционно-развивающая работа помогает детям осваивать социальные роли и связи, существующие между людьми в обществе, основы самопознания и самоопределения.  

39 

 В-третьих, педагог-психолог, как и любой взрослый человек,  может воспитывать учеников собственным  поведением. Дети любят копировать, а затем и сознательно воспроизводить  поведение, манеру общения, систему  ценностей людей, которые им  нравятся или с которыми они  часто сталкиваются в жизни.  Педагог-психолог может стать  таким образцом для подражания. Он сможет воспитать у детей  понятия о нормах и правилах, действующих в современном демократическом  обществе, если в работе и жизни  будет следовать определенным  принципам воспитания: гуманистической  ориентации, социальной адекватности (соответствия условий и требований  воспитания условиям современного  общества); интеграции и дифференциации  совместной деятельности педагога-психолога  и учащихся; создания эвристической  среды воспитания.  

Управленческая деятельность. Любой специалист, имеющий дело с  группой людей (учащихся), в большей  или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постановкой  и достижением целей совместной работы, т. е. выполняет по отношению  к этой группе функции управления. Именно постановка цели, применение определенных способов ее достижения и мер воздействия  на коллектив - главные признаки наличия  управления в группе людей (коллективе школы или класса). Основная цель этой деятельности - обеспечение гармонии в развитии коллектива и школы  в целом. Среди важнейших принципов  управления выделяют:

целостность (коллектив  рассматривается как целостная  система);

иерархичность (в  коллективе выделяют неиерархизированную  структуру);

целевую направленность (достижение целей является важнейшим  критерием эффективного развития коллектива);

научную обоснованность;

сочетание централизации  и децентрализации (в коллективе возможно разделение полномочий, но при  этом лидер несет единоличную  ответственность за происходящее в  нем);

демократизацию.  

 Управляя группой  детей или учителей, педагог-психолог  выполняет несколько функций:  планирование (определяет, что, кем,  когда, где и как будет выполнено); организацию - обеспечение выполнения  плана, в том числе необходимыми  

40 

 материальными  ресурсами (например, учебниками, наглядными  пособиями, диагностическими методиками) и подбор людей, способных выполнить  поставленную цель; руководство,  заключающееся в направлении  влияния на членов коллектива  с тем, чтобы они выполняли  запланированную работу и самосовершенствовались; мотивацию или стимулирование - это  побуждение педагогом-психологом  себя и других к работе по  достижению поставленных целей;  контроль (сравнение полученных  результатов с запланированными).  

 Все перечисленные  функции важны в общении педагога-психолога  с учащимися и учителями, но  особо следует остановиться на  функции мотивации. Доказано, что положительная мотивация учения значительно повышает успеваемость ребенка, он с большей охотой ходит в школу, быстрее понимает и запоминает учебный материал, активнее его использует. Среди стимулов, влияющих на хорошую работу, выделяют материальные и моральные. В арсенале учителя нет материальных стимулов, в исключительных случаях такую возможность могут создать родители, материально поощряющие получение определенных оценок. К моральным стимулам относятся поощрение и порицание. Кроме того, в качестве мотивирующего фактора можно использовать предоставление ученику такого задания, которое будет интересно выполнять, которое позволит ему общаться с одноклассниками, окажется по силам и даст возможность развиваться (получать новые знания и формировать новые умения), позволит проявить самостоятельность, творчество или стать на какой-то момент лидером в классе. Мотивирующими факторами могут стать победа в организованном соревновании или конкурсе, в качестве мотиватора может действовать контроль. 

Работа школьного  психолога со школьниками 

Роль школьного  психолога – создавать условия  для продуктивного движения ребенка  по тем путям, которые он сам выбрал (в соответствии или в противовес) требованиям школы и семьи, конструктивно  решать неизбежные конфликты, возникающие  в результате этого выбора. Деятельность психолога задается во многом социальной, семейной, педагогической системой, в  которой реально находится ребенок (реальным социальным окружением ребенка). Деятельность психолога в школе  включает анализ школьной среды совместно  с педагогическим составом, возможности  развития и требований к школьнику, определение критериев эффективности  обучения и развития; разработку и  внедрение мероприятий, форм и методов, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития, приведение этих условий в постоянно действующую систему. 

Сопровождение –  система профессиональной деятельности психолога для создания социально-психологических  условий успешного обучения и  развития ребенка:

следование за естественным развитием ребенка (безусловная  ценность внутреннего мира каждого  ребенка);

создание условий  для самостоятельного творческого  развития;

вторичность психологического сопровождения по отношению к  среде жизни ребенка (не активное направленное воздействие на социальные условия и систему обучения);

осуществляется педагогическими  средствами, через педагога и традиционные формы обучения и воспитания. 

Идеи психологического сопровождения ребенка в школе  включают следующие направления:

Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса  ребенка и динамики его развития (накопление информации связанной с  особенностями ребенка, его проблемами и трудностями).

Создание психолого-педагогических условий для развития личности ребенка  и его успешного обучения:

индивидуальные и  групповые программы психологического развития, создающие условия успешного  развития ребенка, причем необходимой  предпосылкой является гибкость программы  и педагога.

Создание психолого-педагогических условий для оказания помощи проблемным детям, разработка и внедрение системы  компенсационных мер. 

Направления деятельности психолога в школе с детьми: 

Информация о работе Основные направления деятельности психолога