Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:09, реферат

Краткое описание

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

1zanatie.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

   - Диффузные границы проявляются в двух вариантах:

     - Каждый член семьи постоянно  заботится о другом, постоянно  пытается помогать и оказывать  помощь. Слишком много согласования  и приспособления, поэтому утрачивается автономия, а вместе с тем и возможность экспериментировать. Дети в такой семье могут быть уверены в родителях, но не уверены в себе, лишаются ориентиров в области чувств, не знают, какие чувства их собственные, а какие - отзвук родительских. Им трудно устанавливать отношения за пределами семьи, нелегко создавать свою семью, особенно если они не получают более интенсивной поддержки, чем была в родительской семье. Не ясны функции субсистем, очень часто одна субсистема растворяется в другой (субсистема пары в родительской  субсистеме, родительская субсистема в субсистеме пары и т. д.).

   - Возникновение семейных треугольников,  т.е. таких взаимоотношений, когда  один человек (например, ребенок)  вовлекается в отношения двух  других членов семьи (например, родителей) с целью их оптимизации. Частным случаем может служить ситуация, когда информация, адресованная одной стороне (от жены к мужу) передается третьей стороне (не мужу, а сыну). Таким образом, сын может стать для матери заменой мужа - супружеская субсистема поглощает родительскую. Треугольники возникают потому, что трудно бывает порой людям концентрировать все внимание друг на друге, сохранять отношения один на один. Обычный сценарий предполагает объединение двух близких членов треугольника против «внешнего» (третьего) и обсуждение различий двоих по сравнению с третьим.

       Другой вид треугольника - мать  по мере взросления ребенка  видит в нем негативные черты  отца, с которым она находится  в молчаливом конфликте. Она  все более проецирует на ребенка отрицательные черты его отца, вступает с ним в конфликт,  как будто со своим мужем, что дает выход ее эмоциям и до поры сохраняет семью. Это может привести к девиантному поведению ребенка - он оправдывает ожидания матери.

   - Четкие границы между субсистемами - наиболее желательный их вариант, нечто среднее между ригидными и диффузными. Они символизируют равновесие свободы и контроля, семьи чувствуют взаимозависимость, но не мешают проявлению их индивидуальностей. 

    Цели психологической помощи семье в рамках  структурной модели - воссоздание семейной структуры и иерархии, а именно:

    - создание  эффективной иерархической структуры  в семье, в которой родители  являются авторитетом для детей;

    - создание  эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при предъявлении требований детям;

    -  расширение субсистемы детей  в субсистему сверстников, побуждение  к общению вне семьи;

    -  создание отвечающих возрасту  детей условий, для экспериментирования  с автономией и независимостью;

    -   обособление субсистемы пары  от субсистемы родителей;

    -   коммуникация в семье должна  строиться по определенным правилам;

    -   отец должен играть главенствующую  роль в семье;

-   доминирующий  аффект, связанный с проверкой  прочности линий власти в семье, агрессией, соперничеством должен смениться на чувства, связанные с заботой друг о друге.

    

     Выявление ключевой  проблемы семьи  происходит после  выявления «поля проблем», от решения которой будет зависеть решение оставшихся проблем. Та или иная отдельная проблема часто оказывается лишь симптомом или причиной других отклонений от нормы. От того, насколько грамотно специалист по социальной работе проведет выявление ключевой проблемы, зависит итог всей последующей работы. Всякое неблагополучие, вызванное опасной, травмирующей личность ситуацией, квалифицируется как многомерный феномен, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов; особенностями родителей и детей, внутрисемейными процессами, стрессами, вызванными социально-экономической жизнью, в которых находится семья, общественной ситуацией в широком смысле слова. Основные шаги по выявлению ключевой проблемы:

   1. Оценка информации, полученной из  разных источников, с разных точек  зрения (например, с точки зрения  соседей, семьи, социального работника, учителей и т.д.)

   2. Отделение фактов от эмоций (некоторые  факты являются эмоционально  насыщенными, но малозначащими).

   3. Определение причинно-следственных  связей (можно использовать метод  построения «Дерева проблем»).

   4. Анализ семьи как функционирующую систему с устоявшимися взаимоотношениями и прогноз развития семьи с точки зрения законов развития системы.

     Для получения субъективной оценки  положения семьи можно использовать  следующую схему анализа, позволяющего  прояснить проблемы и одновременно продемонстрировать их клиенту:

      Условия в настоящее  время. В чем теперь заключается проблема, где она проявляется «3десь и теперь»? Какие внутренние и внешние ситуации способствуют обострению проблемы? Какие восприятия, ощущения. Наблюдения, когнитивные оценки, эмоциональные реакции, поведение, их последствия и противодействия порождают проблему?

   История возникновения проблемы. Как и когда появилась проблема? Предшествовали ли ей какие-либо переживания, которые могли способствовать ее возникновению? Когда, где и как проявила себя эта проблема? Как она менялась с течением времени?

        Функциональное значение. Каков социальный смысл этой проблемы? Как ее существование влияет на теперешнее отношение в семье (упорядочивая или расстраивая их)? Какой смысл обретает эта проблема в нынешней ситуации? Почему ее существование беспокоит семью? В чем может заключаться ее потенциальная польза? 

  Консультирование  разводящихся и постсупружеское  консультирование происходит по обращению как самих раводящихся, так и их близких родственников. Встречается несколько вариантов обращений, связанных с разводом. Первый вариант - один из супругов хочет развода, второй желает его удержать, отговорить, прибегает к помощи консультанта как к последней (одной из последних) возможности сохранить брак. Вряд ли консультанту дано такой брак сохранить. Пожалуй, единственное, что он может сделать, это помочь человеку прожить и принять неотвратимость развода. Вариант второй гораздо более благоприятен - оба супруга сомневаются в необходимости развода. Хотя семейная жизнь зашла в тупик, они стремятся из него выбраться. И в этом психолог-консультант реально может им помочь.

   Следующей достаточно распространенной проблемой  является переживание расставания с партнером. В консультацию обращаются за помощью люди, которые уже не надеются вернуть свою любовь и их волнует проблема – как жить дальше, как «разлюбить его/ее», как приспособиться к жизни без всякой надежды на взаимность. Часто запрос этих людей так и формулируется: «Как мне жить дальше без него/нее, мне кажется, что моя жизнь кончена». Последствия потери партнера бывают весьма серьезными клиенты жалуются на отсутствие сна, постоянное плохое настроение, обострение различных хронических недугов и т.д. Часто их преследуют и мысли о самоубийстве.

   Большую помощь в консультировании в подобных случаях может, по мнению Ю.Е. Алешиной, оказать:

   1) реорганизация жизни клиента,  переориентация ее на то, что  может отвлечь от переживаний  и переключить на что-то новое;

   2) изменение отношений с партнером:  развод можно отнести к категории потери (горя) и с этой позиции работа с потерявшими партнера сходна с  процессами по переживанию утраты. Просто рекомендация – отвлечься, ничем не поможет.

   Необходима проработка чувств обиды, утраты, вины и т.п., испытываемых клиенткой или клиентом. Только после этого клиент становится восприимчив к интеллектуальному овладению ситуацией, к возможным инсайтам и переменам в собственном поведении. Только тогда можно переходить к планированию иных сторон жизни, поиску резервов. Тогда становится возможным подробное обсуждение и выбор того, что может быть интересным именно для этого человека. Например, немалое значение при этом играет круг общения. Может быть стоит вспомнить друзей и знакомых, где и как обычно клиент встречался с ними, что они делали или делают вместе, что особенно приятно было делать раньше. Бывает полезно в ходе приема наметить, с кем и как стоит встретиться в ближайшее время, что можно интересного и приятного сделать, кому позвонить и куда зайти, где можно искать новые знакомства и  близкие связи.

   Ощущение  брошенности любимым часто приводит к тому, что человеку начинает казаться, что он вообще никому не нужен, неинтересен, скучен и т.д. Несмотря на подобные переживания, обычно в разговоре выясняется, что у клиента есть и одинокие друзья, и подруги, которые были бы рады встрече и чья судьба напоминает нынешнюю ситуацию пострадавшего. Кроме дружеских связей, существуют и различные клубные, общественные, развлекательные организации, которые тем или иным образом могут заинтересовать человека и стать источником новых друзей и знакомств. Немалую роль играет коррекция завышенных или заниженных притязаний клиента, так как в первом случае он никак не может подобрать подходящего партнера, а во втором даже не пытается это делать. Необходимо специально обсудить с клиентом, что вообще ему нравится и интересно в жизни, а затем попытаться подобрать подходящую форму активности. Большую роль в процессе «возвращения к жизни» может сыграть наличие у клиента детей, любимой работы или хобби, увлечения 13 .

   Ситуацию  развода можно рассматривать как ситуацию потери (горя) и надо помнить, что работа с горем требует времени. В дальнейшем, когда работа горя завершается, возможно консультирование по поводу поиска нового спутника жизни, построения отношений с ним, отношений между новым супругом и ребенком от первого брака и т.п.

     

    Психология  семейных  отношений  развивается в связи с задачами  профилактики  нервных и психических заболеваний, а также  проблемами  семейного  воспитания. Вопросы, рассматриваемые  семейной  психологией, разнообразны: это  проблемы  супружеских, родительско-детских  отношений, взаимоотношений  со  старшими  поколениями  в  семье, направления  развития,  диагностика, семейное  консультирование, коррекция  отношений. 

    Семья  является  объектом  исследования  многих  наук –  социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики  и  др. Каждая  из  них   в  соответствии  со  своим   предметом  изучает  специфические  стороны  функционирования  и  развития  семьи. Интеграция  этих  направлений  изучения  семьи  позволяет  получить  целостное  представление  о  семье  как  о  социальном  явлении, сочетающем  в  себе  черты  социального  института  и малой группы. 

     Психология  семейных  отношений   концентрирует  внимание  на  исследовании  закономерностей   межличностных  отношений   в  семье, внутрисемейных  отношений   с  позиций  влияния  на  развитие  личности. Знания  закономерностей   позволяют  проводить  практическую  работу  с  семьями, диагностировать  и  помогать  перестраивать  семейные  взаимоотношения. Основные  параметры  межличностных  отношений – статусно–ролевые  различия, психологическая  дистанция, валентность  отношений, динамика, устойчивость.  

      Многие  современные  женщины   не  воспринимают  материнство   как  исключительно  брачный   атрибут. Одна  треть  семей   считает  рождение  ребенка   помехой  супружеству,  причем  женщины  в  большей  степени,  чем  мужчины  (соответственно – 36 и 29 % ). Появилась  социокультурная  нормативная  система – прокреативная  этика:  в  брак  вступать  предпочтительно, но  необязательно;  иметь  детей  желательно, но  отсутствие  их  не  аномалия;  сексуальная  жизнь  вне  брака - не  смертный  грех.  

       Новым  направлением  в  развитии  психологии  семейных  отношений   является  разработка  ее  методологических  основ, опора  на  которые   позволяет  избежать  фрагментарности,  случайности, интуитивности. Согласно  основному  методологическому  принципу  системности,  семейные  отношения  представляют  собой  структурированную  целостность, элементы  которой  взаимосвязаны,  взаимообусловлены. Это  супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские,  прародительско-родительские, прародительско–детские отношения.  Важный  методологический  принцип – синергетический – позволяет  рассматривать  динамику  семейных  отношений  с  позиций  нелинейности, неравновесности, с  учетом  кризисных  периодов. В  настоящее  время  активно  разрабатывается  семейная  психотерапия, опирающаяся  на  системный, научный  подход, интегрирующая  накопленный  опыт, выявляющая  общие  закономерности  терапии  семей  с  нарушениями   взаимоотношений.     

Информация о работе Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей