Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:09, реферат

Краткое описание

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

1zanatie.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

    На  втором этапе - описание концептуальной модели переводится на язык математических символов: создается математическая модель системы.

    На  третьем этапе - переложение математической модели на язык программирования, доступный  ЭВМ, дает в руки пользователя компьютерную модель, позволяющую специалисту  работать с цифровой эмпирической информацией.

    На  четвертом этапе, вводя в математическую или компьютерную модель эмпирическую информацию о психолого-педагогической поддержке семьи, заменяя математические символы на количественные показатели, специалист получает информационную модель искомого явления. Она и дает возможность с той или иной степенью достоверности оценивать реальную ситуацию и прогнозировать ее последствия. Компьютерные технологии сегодня - это неотъемлемый атрибут общего технологического процесса психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Возможности их доступны и бесконечны, резервы их - неиссякаемы. 

   Методика  сбора психолого-педагогической информации о семье по системе индикаторов жизнедеятельности семьи:

   Формальные индикаторы (документальные)

    а) стадия жизнедеятельности семьи:  семья с момента заключения брака до рождения первого ребенка, семья с детьми дошкольного возраста, семья с детьми младшего школьного возраста,  семья с детьми подросткового возраста, семья с детьми, начавшими трудовую деятельность до момента завершения попечительства, супруги живут  одни или с детьми,  имеющими свои семьи;

    б) категория семьи по основанию:  количество детей, состав семьи  (неполная, нуклеарная и т.д.), структура,  однородность по образованию,  профессии, нации, стаж, качество  отношений (благополучная, неблагополучная и т.д.).

   Субъективные индикаторы (вербальные):

- основные  функции жизнедеятельности семьи  и их состояние, воспитательная  функция, функции хозяйственно-бытовых  отношений и т.д.;

- психолого-педагогические  цели семьи: общесемейные и личностные (материально-бытовые, культурные и т.д.);

- состояние  и ход их реализации.

   Объективные индикаторы (инструментальные):

  - собственный потенциал семьи (социально-экономический, жизненный, физический, нравственный, психолого-педагогический, интеллектуальный) – состояние и уровень стабильности его статистического компонента;

- психологическое  здоровье семьи (норма, отклонение от нормы, отклонение от нормы хроническое, отсутствие). 

 Перспективы развития методик, техник, технологий социальной работы с семьей представляются в разработке и внедрении методик, техник, частных технологий непосредственного разрешения проблем семьи (регулирования, воздействия и других инструментариев). Не секрет, что нормальная система развития технологического знания в сфере социальной работы с семьей в определенной мере деформирована. Теория во многом «застыла» на уровне информирования (чаще - на уровне принимаемых нормативно-правовых актах в отношении семьи), а работа специалиста с семьей - осуществляется больше на уровне  «диагностики», нередко без необходимых, логически вытекающих методов, техник технологий лечения «психолого-педагогических болезней». Все это ослабило теорию  и методологию науки,  сказалось на общей технологии, реализации ее возможностей в области работы с семьей.

    Оценивая  эффективность процесса становления  семейного консультирования в России становится очевидным, что дальнейшее ее совершенствование неразрывно связано с приоритетами развития социальных технологий. Социальные технологии являются частью теории психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей,  подчиняются общим закономерностям психолого-педагогического знания и его главным методологическим принципам. Психолого-педагогическое обеспечение деятельности специалиста, работающего с семьей, как практико-ориентированная деятельность, по сути, сама технологична. Можно отметить, что это большая технология. Во всем своем многофункциональном предназначении психолого-педагогическое обеспечение на уровне «системы имплицитных мер» представляется ничем иным как сферная технология, которая включает совокупность методов, приемов, техник, частных технологий, а также необходимых знаний (информации), предоставляемых специалисту для снижения риска ошибочных действий и оптимизации путей решения разнообразных, как правило, многофакторных проблем семьи. Именно поэтому в обиходе специалистов нередко технология и психолого-педагогическое обеспечение представляется как синоним технологических возможностей, которые подключаются для достижения определенного приращения к результирующей составляющей интегративных усилий специалистов различного профиля. 

    Технологии  «преобразующего  свойства» развиваются очень интенсивно наряду с совершенствованием информативноемкости диагностических инструментариев (технологий созерцательно-познавательного свойства). Выделяются следующие технологические группы:

    1. Технологии регулирования внутренних  состояний личности, группы (семьи), техники, приемы снижения (устранения) эмоциональной напряженности в группе (семье); техники профилактики агрессивных устремлений, намерений или подавленных состояний; методики, техники первичной беседы с жертвой насилия в семье; техники, приемы работы с лицами с признаками  предсуицидных состояний,  вызванных различными причинами (смерть близкого человека, супружеская измена, боязнь ответственности и другие). 

   2. Коррекционно-реабилитационные технологии  в работе с семьей.

- техники,  приемы реабилитации лиц, подвергшихся  активным формам воздействия  стрессогенных факторов; техники  работы с виктимогенными семьями;  методики работы с семьей алкоголиков  и наркоманов; техники развития  индивидуальной и групповой стрессоустойчивости и другие.

   3. Технологии регулирования внутрисемейных  отношений.

- техника  беседы с подростком с признаками  асоциального поведения; методика  восстановления доверия между  родителями (прародителями) и детьми, нарушенного по различным причинам; техника регулирования социально-ролевой структуры семьи;

техника психолого-педагогической поддержки  молодой семьи и другие.

    4. Технологии  «интервенции»  (внутрисемейного  воздействия).

- техника  установления контакта с семьей   «группы риска»; методика профилактики воспитательной неуверенности родителей; техника и  методика лишения родительских прав; техника, приемы работы с родителями трудновоспитуемых и слабоуспевающих  учащихся.

   5. Технологии сопровождения деятельности  специалиста: 

- методики, техники обучения специальным технологиям;

- методики  оформления документов на опекунство, усыновление и т.д.;

-методики, техники формирования информационного  банка данных; 

-методики, техники овладения приемами самонастройки,  саморегуляции;

- методики, техники прогнозирования социальных последствий;

-методики, техники установления межинституционального  взаимодействия;

- техники  поиска и предоставления семье  ресурсов, возможностей для разрешения  ее проблем (техники посредничества);

- методики  проведения родительского всеобуча и другие.

 Обозначенная  область технологизации профессиональной  работы с семьей представляет  часть того безграничного технологического  пространства, освоение возможностей  которого подвластно лишь интегративным  усилиям ученых, специалистов-практиков и самой семьи.

    На  этом фоне требует четкого методологического  осмысления вопрос соотношения теоретического и технологического в психолого-педагогическом обеспечении социальной работы с  семьей. С одной стороны - значимость технологизации  для все большего числа операций (частных технологических систем) в деятельности специалиста, практически адекватных, все возрастающему числу семейных проблем (супружеские конфликты, не утихающие проблемы во взаимоотношениях подростков и их родителей, социально-педагогические противоречия перехода семьи из одной стадии в другую и т.д.). И это становится как бы спасением для специалистов, осваивающих профессию. Технологический дефицит сегодня нередко сдерживает появление и развитие многих, крайне необходимых специализаций. С другой стороны - в безудержном стремлении технологизироватъ, во что бы то ни стало, как можно больше функций деятельности специалиста, сокрыта другая крайность - потеря непосредственного живого контакта с семьей, ощущения информации о семье и формализации профессионального навыка (а может и потере чутья) специалиста. Отсутствие должных, научно обоснованных, исследований проблемы технологизации социальной работы с семьей может породить шаблоны и стереотипы решения разнотипных, совершенно неоднородных семейных проблем или субъективистские конъюктурные толкования.

    Непрерывное профессиональное образование  специалистов - другое актуальнейшее направление технологизации социальной работы с семьей, возникающее и развивающееся на основе органической взаимосвязи теории и учебной практики. Традиционно, значительная часть образовательного пространства отводится для изучения теоретических дисциплин: философии, социологии, политологии, культурологии,  экономики, психологии, менеджмента и т.д. К этому обязывают и присущие для вуза государственные образовательные стандарты, в которых упоминается о практике студентов и их специализации. Но при этом, как-то скромной остается роль теоретических дисциплин. При существующем подходе, такие вопросы, как теория практики, границы  практики, методы проведения прямой и косвенной практики, оценка ее эффективности и другие, не получают должного - философского, экономического, психологического и т.п. обоснования, остаются как бы само собой разрешающимися проблемами. Получается замкнутый круг: определенные теоретические знания даются без выхода на конкретную практику и студенту сложно сообразить - как ее и где ее можно применять (т.е. через какую технологию?), практика дается студенту без теоретического сопровождения, а вопрос о каком-либо отношении, скажем, философии или политологии (деятельности этих кафедр) к практике социальной работы выглядит полным абсурдом.

    Объективно  созрела необходимость качественно  нового решения проблемы обучения технологиям  социальной работы с семьей - интеграции возможностей и в целом потенциала каждой, причастной к подготовке специалиста по социальной работе с семьей, учебной дисциплине, независимо от формы профессионального образования. Этим целям может служить накопившийся потенциал психолого-педагогических технологии и использование компьютерных возможностей по технологизации всего цикла работы специалиста с семьей. Для этих целей есть что сказать и любой другой учебной дисциплине, при условии ее активной направленности на конечный результат подготовки специалиста и видении «своей специфической доли» в его профессиональной готовности. Перестройка организации процесса профессиональной подготовки специалистов по социальной работе с семьей позволяет стимулировать всю систему технологизации действий по разрешению самых неожиданных проблем семьи и предоставить ей возможность восстановить свою социальную активность и жизнеспособность. 

   Вопросы  для  самоконтроля

  1. Назвать основные методы семейного консультирования
  2. Назвать основные методики, техники обучения технологиям психолого-педагогического обеспечения социальной  ра6оты с семьей.
  3. Перечислите основные  технологии сопровождения деятельности специалиста по работе с семьей.
  4. Назовите основные  методики сбора психолого-педагогической информации о семье  по  системе индикаторов жизнедеятельности семьи.
  5. Раскройте исследовательские подходы в семейной диагностике
  6. В чем сущность перспективного развития методик, техник, технологий социальной работы с семьей.
  7. Перечислить поэтапные методики изучения семьи и ее роль в возникновении и течении  нервно-психических расстройств.
  8. 2. Какая дифференциальная диагностика семейных проблем, способствует оказанию профессиональной помощи семье?
 

   Список  используемой  литературы

    1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Независимая фирма «Класс»,  2004.
    2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.
    3. Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж, 1993.
    4. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Уч. пособие. – М.: Просвещение, 1991.
    5. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие.- М.: «Ось-89»,2003.
    6. Леви В.И. Семейная психотерапия: История, теория и практика. СПб., 1993.
    7. Психология семьи. Хрестоматия. Изд. Дом «Бахрах-М», Самара, 2002.
    8. Словарь по социальной педагогике /Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский Центр «Академия, 2002.
    9. Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. Ред. П.И. Пидкасистого. –М.: ТЦ Сфера, 2004.
    10. Социальная педагогика: Курс лекции / Под общей редакцией Галагузовой М.А. - Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 200.
    11. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений: Научно-метод.пособие в помощь работникам социальных служб. – М.: ННН семьи, 1998.

Информация о работе Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей