Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:09, реферат
Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.
На втором этапе - описание концептуальной модели переводится на язык математических символов: создается математическая модель системы.
На третьем этапе - переложение математической модели на язык программирования, доступный ЭВМ, дает в руки пользователя компьютерную модель, позволяющую специалисту работать с цифровой эмпирической информацией.
На
четвертом этапе, вводя в математическую
или компьютерную модель эмпирическую
информацию о психолого-педагогической
поддержке семьи, заменяя математические
символы на количественные показатели,
специалист получает информационную модель
искомого явления. Она и дает возможность
с той или иной степенью достоверности
оценивать реальную ситуацию и прогнозировать
ее последствия. Компьютерные технологии
сегодня - это неотъемлемый атрибут общего
технологического процесса психолого-педагогического
обеспечения социальной работы с семьей.
Возможности их доступны и бесконечны,
резервы их - неиссякаемы.
Методика сбора психолого-педагогической информации о семье по системе индикаторов жизнедеятельности семьи:
Формальные индикаторы (документальные)
а) стадия жизнедеятельности
б) категория семьи по
Субъективные индикаторы (вербальные):
- основные
функции жизнедеятельности
- психолого-педагогические цели семьи: общесемейные и личностные (материально-бытовые, культурные и т.д.);
- состояние и ход их реализации.
Объективные индикаторы (инструментальные):
- собственный потенциал семьи (социально-экономический, жизненный, физический, нравственный, психолого-педагогический, интеллектуальный) – состояние и уровень стабильности его статистического компонента;
- психологическое
здоровье семьи (норма,
Перспективы развития методик, техник, технологий социальной работы с семьей представляются в разработке и внедрении методик, техник, частных технологий непосредственного разрешения проблем семьи (регулирования, воздействия и других инструментариев). Не секрет, что нормальная система развития технологического знания в сфере социальной работы с семьей в определенной мере деформирована. Теория во многом «застыла» на уровне информирования (чаще - на уровне принимаемых нормативно-правовых актах в отношении семьи), а работа специалиста с семьей - осуществляется больше на уровне «диагностики», нередко без необходимых, логически вытекающих методов, техник технологий лечения «психолого-педагогических болезней». Все это ослабило теорию и методологию науки, сказалось на общей технологии, реализации ее возможностей в области работы с семьей.
Оценивая
эффективность процесса становления
семейного консультирования в России
становится очевидным, что дальнейшее
ее совершенствование неразрывно связано
с приоритетами развития социальных технологий.
Социальные технологии являются частью
теории психолого-педагогического обеспечения
социальной работы с семьей, подчиняются
общим закономерностям психолого-педагогического
знания и его главным методологическим
принципам. Психолого-педагогическое
обеспечение деятельности специалиста,
работающего с семьей, как практико-ориентированная
деятельность, по сути, сама технологична.
Можно отметить, что это большая технология.
Во всем своем многофункциональном предназначении
психолого-педагогическое обеспечение
на уровне «системы имплицитных мер» представляется
ничем иным как сферная
технология, которая включает совокупность
методов, приемов, техник, частных технологий,
а также необходимых знаний (информации),
предоставляемых специалисту для снижения
риска ошибочных действий и оптимизации
путей решения разнообразных, как правило,
многофакторных проблем семьи. Именно
поэтому в обиходе специалистов нередко
технология и психолого-педагогическое
обеспечение представляется как синоним
технологических возможностей, которые
подключаются для достижения определенного
приращения к результирующей составляющей
интегративных усилий специалистов различного
профиля.
Технологии «преобразующего свойства» развиваются очень интенсивно наряду с совершенствованием информативноемкости диагностических инструментариев (технологий созерцательно-познавательного свойства). Выделяются следующие технологические группы:
1. Технологии регулирования
2. Коррекционно-реабилитационные
- техники,
приемы реабилитации лиц,
3. Технологии регулирования
- техника
беседы с подростком с
техника психолого-педагогической поддержки молодой семьи и другие.
4. Технологии «интервенции» (внутрисемейного воздействия).
- техника
установления контакта с
5. Технологии сопровождения
- методики, техники обучения специальным технологиям;
- методики
оформления документов на
-методики,
техники формирования
-методики,
техники овладения приемами
- методики, техники прогнозирования социальных последствий;
-методики,
техники установления
- техники
поиска и предоставления семье
ресурсов, возможностей для разрешения
ее проблем (техники
- методики проведения родительского всеобуча и другие.
Обозначенная
область технологизации
На
этом фоне требует четкого
Непрерывное профессиональное образование специалистов - другое актуальнейшее направление технологизации социальной работы с семьей, возникающее и развивающееся на основе органической взаимосвязи теории и учебной практики. Традиционно, значительная часть образовательного пространства отводится для изучения теоретических дисциплин: философии, социологии, политологии, культурологии, экономики, психологии, менеджмента и т.д. К этому обязывают и присущие для вуза государственные образовательные стандарты, в которых упоминается о практике студентов и их специализации. Но при этом, как-то скромной остается роль теоретических дисциплин. При существующем подходе, такие вопросы, как теория практики, границы практики, методы проведения прямой и косвенной практики, оценка ее эффективности и другие, не получают должного - философского, экономического, психологического и т.п. обоснования, остаются как бы само собой разрешающимися проблемами. Получается замкнутый круг: определенные теоретические знания даются без выхода на конкретную практику и студенту сложно сообразить - как ее и где ее можно применять (т.е. через какую технологию?), практика дается студенту без теоретического сопровождения, а вопрос о каком-либо отношении, скажем, философии или политологии (деятельности этих кафедр) к практике социальной работы выглядит полным абсурдом.
Объективно
созрела необходимость
Вопросы для самоконтроля
Список используемой литературы