Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:09, реферат

Краткое описание

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

1zanatie.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

 

   Попытаемся теперь рассмотреть  каждую из стадий консультирования  более подробно.

    Стадия установления  контактов начинается еще до встречи консультанта и клиента. Все начинается тогда, когда клиент получает какую-либо информацию о консультативном центре или конкретном консультанте. Более того, можно говорить о том, что процесс консультирования предопределен интраконцепцией клиента («мифом о помощи»). Уже от того, как называется центр – «Белая магия» или «Эскулап» либо как-то иначе, во многом будут зависеть состав клиентов центра, их ориентации и другие составляющие консультативного процесса. Вопросы имиджа центра и имиджа отдельных психологов настолько сложны и объемны, что им стоит посвятить отдельную работу. Мы ограничимся лишь примерным перечислением внешних факторов, которые на консультативный процесс (скрещенные на груди руки; голова, лежащая на ладони, вызывает полное отсутствие интереса и т. п.).

     Способствует контакту и в  конечном итоге установление  «рабочего альянса» и эмпатия.  Рабочий альянс на ранней фазе  консультирования должен включать  три компонента: общая цель; единые  задачи; развитие личной связи   между клиентом и консультантом. Для оценки этих компонентов предлагается специальный опросник. Другая сторона, на которую следует обратить самое пристальное внимание на первой стадии консультирования - это первичная психодиагностика, то, что Р. Мэй называет «чтение характера». Он пишет: «Отличительной чертой консультанта является его особая чувствительность по отношению к людям, их надеждам, страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие, как интонация, поза, выражение лица, даже одежда и на первый взгляд случайные движения тела». Уже на первой стадии консультирования, только завязывая контакт с клиентом, консультант может получить массу ценной информации о личности клиента, его мотивации и т. п.

     Стадия сбора информации и осознания желаемого результата, условно называемая нами «исследование и осознание проблемы», делится на два относительно самостоятельных процесса, сходных с тем, что Р. Мэй называет «исповедь и толкование», а Г. Хэмбли - «выслушивание и рефлексия». Действительно, сердцевину первой фазы второй стадии составляет «исповедь» клиента - спонтанный рассказ о том, что привело его в психологическую консультацию», какие люди вызвали у него определенные чувства, которые привели к ситуации психологического тупика, требующей посторонней оценки, сочувствия, поддержки или совета...

    

   По мнению В.В. Столина, спонтанно  высказанные жалобы клиента могут быть структурированы следующим образом:

    Локус жалобы, который делится  на субъектный (на кого жалуется)  и объектный (на что жалуется).

     По субъектному локусу встречаются пять основных видов жалоб (или их комбинаций):

- на  ребенка (его поведение, развитие, здоровье...);

- на  семейную ситуацию в целом  (в семье «все плохо», не так»);

-на супруга (его поведение, особенности) и супружеские (нет взаимопонимания, любви и т. д.);

- на  самого себя (свой характер, способности,  особенно);

- на  третьих лиц, в том числе  на совместно проживающих в  семье или вне семьи бабушек  и дедушек.

    По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:

-  на  нарушение психического или соматического  здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости);

- на  ролевое поведение (несоответствие  полу, возрасту,  статусу) мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т. п.;

-  на  поведение с точки зрения соответствия  психическим нормам (например, нормам  умственного развития ребенка);

- на  индивидуальные психические особенности  (сверх-активность, медлительность, «безволие»  и т.п., для ребенка; отсутствие  эмоциональности, решительности и т. п. для супруга);

-  на  психологическую ситуацию (потеря  контакта, близости, понимания);

- на  объективные обстоятельства (трудности  с жильем, работой, временем, разлука  и т. д.)

    

  Самодиагноз - это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. Самые распространенные самодиагнозы:

    «3лая воля» - негативные намерения  лица, о котором идет речь, выступающего  как причина нарушений или  как вариант — указание на  непонимание этим лицом каких-либо  истин, правил и нежелание понять  их.

    «Психическая аномалия» - отнесение  лица, о котором идет речь, к психическим больным.

    «Органический дефект» - квалификация  лица, о котором идет речь, как  врожденно неполноценного.

    «Генетическая запрограммированность» - объяснение тех или иных поведенческих  проявлений влиянием негативной наследственности (применительно к ребенку, как то, наследственности со стороны разведенного супруга, с которым клиент в конфликтных отношениях; к супругу — со стороны родных, с которыми конфликтные взаимоотношения).

   «Индивидуальное своеобразие» —  понимание тех или иных поведенческих особенностей.

   «Собственные неверные действия»  — оценка собственного настоящего  или прошлого поведения (в том  числе как воспитателя, супруга).

   «Собственная личностная недостаточность»-тревожность,  неуверенность, пассивность и т.п. и, как следствие - неправильное поведение.

   «Влияние третьих лиц» — родителей,  супруга, бабушек, дедушек, учителей.

    «Неблагополучная ситуация» - развод, школьный конфликт, испуг - для  ребенка; перегрузка, болезнь и  пр. - для себя или супруга.

   «Направление» («Меня к вам  направили...» и далее называется  официальный орган, директор школы  или иной руководитель).

   

   Проблема - это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. Называются следующие наиболее распространенные проблемы:

- Неуверен, хочу быть уверенным (в решении,  оценке и т. д.).

- Не  умею, хочу научиться (влиять, внушать,  гасить конфликты, заставлять, терпеть  и т. п.).

- Не  понимаю, хочу понять (ребенка,  его поведение; супруга, его  родителей и т. д,).

- Не  знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить, уйти и т. п.).

- Не  имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т. п.).

- Знаю, как надо, но не могу сделать,  нужны дополнительные стимулы.

     Необходимо различать проблему  клиента и объектный локус жалобы, формулируемый в виде проблемы лица, о котором идет речь. (Если речь идет о том, что муж, жена или ребенок не понимает, не умеет и т. п., это не означает, что клиент хочет что-то понять, узнать и т. п.)

  

  Запрос - это конкретизация формы ожидаемой клиентом помощи от консультации, обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Например, если клиент формулирует проблему: «Не умею, хочу научиться», то запрос скорее всего будет — «научите». Однако запрос может быть и уже проблемы,

можно выделить следующие виды запросов:

- Просьба  об эмоциональной и моральной  поддержке («Я прав, не правда  ли?», «Я - хороший человек, не  правда ли?», «Мое решение правильно,  не правда ли?»).

- Просьба  о содействии в анализе («Я  не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?*).

- Просьба  об информации («Что известно  об этом?»).

- Просьба  об обучении навыкам («У меня  это не получается, научите»).

- Просьба  о помощи в выработке позиции  («Что делать, если он мне изменяет?»,  «Можно ли наказывать за это моего ребенка?).

- Просьба  в оказании влияния на члена  семьи или в его изменении  в интересах лица, о котором  идет речь («Помогите ему избавиться  от этих страхов», «Помогите ему  научиться общаться с ребятами»).

-Просьба  об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным», «Помогите мне переломить его злую волю», «3аставьте его больше любить и уважать меня»).

      Расхождение наблюдается при  анализе запроса. Например, явное  содержание запроса - просьба  о помощи: «Что делать, если он мне изменяет?», а скрытое - просьба об оказании влияния в собственных интересах: «Помогите мне его удержать». Следует отметить, что скрытое содержание - это не бессознательное вытеснение содержания, это лишь недоговоренное содержание. Тактически правильно уже при первой встрече делать попытки перевести скрытое содержание в явное (соответственно формулируя вопросы). Как правило, реакция клиентов в таком случае положительная. 

         Вопросы  для  самоконтроля

  1. Назвать основные методы  социально – психологической  диагностики  проблем молодой  семьи.
  2. Назовите основные методы  социально – психологической  диагностики  проблем  семьи.
  3. Проведите сравнительный анализ простейших  приемов консультирования.
  4. В чем специфика организации  консультативной беседы?
  5. Дать характеристику организации и этапам индивидуального психологического консультирования   
  6. Назвать стадии консультативного процесса 

   Список  используемой  литература

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Независимая фирма «Класс»,  2004.
  2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.
  3. Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж, 1993.
  4. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие.- М.: «Ось-89»,2003.
  5. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб. Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  6. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений: Научно-метод.пособие в помощь работникам социальных служб. – М.: ННН семьи, 1998.
  7. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей,  в 2- ух томах: Учебное пособие. -  М.: МГСУ,  2000.
 

8.4.   Семейно-брачное   консультирование 

    Семья как социальный институт  имеет свои тенденции развития: брачность, сексуальность, прокреация  (рождение, появление  на  свет) – уже не считается  нарушением  социокультурных  норм (рождение  ребенка  вне  брака, сексуальные  отношения  до  брака, самоценность интимных  отношений  мужа  и  жены  и т. д.).   В  настоящее  время  проблемам  супружества – родительства – родства  уделяют  больше  внимания  не  только  в  теории, но  и  на  практике.  В работах Ю.Е. Алешиной, Т.В. Андреевой, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской,  В.А. Сысенко, В.С. Торохтий, Э.Г. Эйдемиллера и других  ученых  подчеркивается, что семья прямо или косвенно  отражает  все изменения, происходящие  в обществе, хотя  и  обладает  относительной  самостоятельностью, устойчивостью.  Несмотря  на  все  изменения и потрясения, семья  как  социальный  институт  устояла. В  последние  годы  ее  связи  с  обществом  ослабли, что  отрицательно  повлияло  как  на  семью, так  и  на  общество  в  целом, которое  уже  испытывает  потребность  в  восстановлении  прежних  ценностей, изучении  новых  тенденций  и  процессов, а  также  в  организации  практической  подготовки  молодежи  к  семейной  жизни.     

    Сравнительная диагностика по отношению к понятию «здоровой семьи» - это семья, не подверженная деструктивному, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение 9.

     Признаки здоровой семьи;

- наличие  обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке, детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений;

- духовно-нравственное  благополучие; 

- медицинское  благополучие

- отсутствие  хронических (неразрешимых) семейных  конфликтов;

- удовлетворенность  браком, отношениями в нем, в том числе и сексуальными;

- единый  подход со стороны родителей,  бабушек и дедушек;

- здоровый  семейный образ жизни.

     Признаки стабильной семьи:

- положительная  эмоциональная направленность межличностных  отношений    всех членов  семьи;

- сплоченность семейного социума, единство целей и задач;

-  четкая  иерархия по полу, возрасту, социальному  статусу;

-  постоянные  внутрисемейные взаимодействия  «лицом к лицу».

Информация о работе Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей