Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:09, реферат
Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.
Попытаемся теперь рассмотреть
каждую из стадий
Стадия установления контактов начинается еще до встречи консультанта и клиента. Все начинается тогда, когда клиент получает какую-либо информацию о консультативном центре или конкретном консультанте. Более того, можно говорить о том, что процесс консультирования предопределен интраконцепцией клиента («мифом о помощи»). Уже от того, как называется центр – «Белая магия» или «Эскулап» либо как-то иначе, во многом будут зависеть состав клиентов центра, их ориентации и другие составляющие консультативного процесса. Вопросы имиджа центра и имиджа отдельных психологов настолько сложны и объемны, что им стоит посвятить отдельную работу. Мы ограничимся лишь примерным перечислением внешних факторов, которые на консультативный процесс (скрещенные на груди руки; голова, лежащая на ладони, вызывает полное отсутствие интереса и т. п.).
Способствует контакту и в
конечном итоге установление
«рабочего альянса» и эмпатия.
Рабочий альянс на ранней фазе
консультирования должен
Стадия сбора информации и осознания желаемого результата, условно называемая нами «исследование и осознание проблемы», делится на два относительно самостоятельных процесса, сходных с тем, что Р. Мэй называет «исповедь и толкование», а Г. Хэмбли - «выслушивание и рефлексия». Действительно, сердцевину первой фазы второй стадии составляет «исповедь» клиента - спонтанный рассказ о том, что привело его в психологическую консультацию», какие люди вызвали у него определенные чувства, которые привели к ситуации психологического тупика, требующей посторонней оценки, сочувствия, поддержки или совета...
По мнению В.В. Столина,
Локус жалобы, который делится на субъектный (на кого жалуется) и объектный (на что жалуется).
По субъектному локусу встречаются пять основных видов жалоб (или их комбинаций):
- на
ребенка (его поведение,
- на семейную ситуацию в целом (в семье «все плохо», не так»);
-на супруга (его поведение, особенности) и супружеские (нет взаимопонимания, любви и т. д.);
- на самого себя (свой характер, способности, особенно);
- на третьих лиц, в том числе на совместно проживающих в семье или вне семьи бабушек и дедушек.
По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:
- на
нарушение психического или
- на
ролевое поведение (
- на
поведение с точки зрения
- на
индивидуальные психические
- на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);
- на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т. д.)
Самодиагноз - это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. Самые распространенные самодиагнозы:
«3лая воля» - негативные намерения
лица, о котором идет речь, выступающего
как причина нарушений или
как вариант — указание на
непонимание этим лицом каких-
«Психическая аномалия» - отнесение лица, о котором идет речь, к психическим больным.
«Органический дефект» - квалификация лица, о котором идет речь, как врожденно неполноценного.
«Генетическая
«Индивидуальное своеобразие» —
«Собственные неверные
«Собственная личностная
«Влияние третьих лиц» —
«Неблагополучная ситуация» - развод, школьный конфликт, испуг - для ребенка; перегрузка, болезнь и пр. - для себя или супруга.
«Направление» («Меня к вам
направили...» и далее
Проблема - это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. Называются следующие наиболее распространенные проблемы:
- Неуверен,
хочу быть уверенным (в
- Не умею, хочу научиться (влиять, внушать, гасить конфликты, заставлять, терпеть и т. п.).
- Не понимаю, хочу понять (ребенка, его поведение; супруга, его родителей и т. д,).
- Не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить, уйти и т. п.).
- Не имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т. п.).
- Знаю, как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы.
Необходимо различать проблему клиента и объектный локус жалобы, формулируемый в виде проблемы лица, о котором идет речь. (Если речь идет о том, что муж, жена или ребенок не понимает, не умеет и т. п., это не означает, что клиент хочет что-то понять, узнать и т. п.)
Запрос - это конкретизация формы ожидаемой клиентом помощи от консультации, обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Например, если клиент формулирует проблему: «Не умею, хочу научиться», то запрос скорее всего будет — «научите». Однако запрос может быть и уже проблемы,
можно выделить следующие виды запросов:
- Просьба
об эмоциональной и моральной
поддержке («Я прав, не правда
ли?», «Я - хороший человек, не
правда ли?», «Мое решение
- Просьба о содействии в анализе («Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?*).
- Просьба об информации («Что известно об этом?»).
- Просьба об обучении навыкам («У меня это не получается, научите»).
- Просьба о помощи в выработке позиции («Что делать, если он мне изменяет?», «Можно ли наказывать за это моего ребенка?).
- Просьба
в оказании влияния на члена
семьи или в его изменении
в интересах лица, о котором
идет речь («Помогите ему избавиться
от этих страхов», «Помогите ему
научиться общаться с ребятами»
-Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным», «Помогите мне переломить его злую волю», «3аставьте его больше любить и уважать меня»).
Расхождение наблюдается при
анализе запроса. Например, явное
содержание запроса - просьба
о помощи: «Что делать, если он мне изменяет?»,
а скрытое - просьба об оказании влияния
в собственных интересах: «Помогите мне
его удержать». Следует отметить, что скрытое
содержание - это не бессознательное вытеснение
содержания, это лишь недоговоренное содержание.
Тактически правильно уже при первой встрече
делать попытки перевести скрытое содержание
в явное (соответственно формулируя вопросы).
Как правило, реакция клиентов в таком
случае положительная.
Вопросы для самоконтроля
Список используемой литература
8.4.
Семейно-брачное
консультирование
Семья как социальный институт
имеет свои тенденции развития:
брачность, сексуальность,
Сравнительная диагностика по отношению к понятию «здоровой семьи» - это семья, не подверженная деструктивному, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение 9.
Признаки здоровой семьи;
- наличие обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке, детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений;
- духовно-нравственное благополучие;
- медицинское благополучие
- отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов;
- удовлетворенность браком, отношениями в нем, в том числе и сексуальными;
- единый подход со стороны родителей, бабушек и дедушек;
- здоровый семейный образ жизни.
Признаки стабильной семьи:
- положительная
эмоциональная направленность
- сплоченность семейного социума, единство целей и задач;
- четкая иерархия по полу, возрасту, социальному статусу;
- постоянные внутрисемейные взаимодействия «лицом к лицу».