Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:09, реферат
Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.
Отсутствие
взаимопонимания в семье, нестабильность
приводит к уходу детей их семей,
формированию зависимого поведения (уходу
в алкоголизм, наркозависимость, нарушение
пищевого поведения, гэмблинг, деструктивные
секты, появление сексуальной зависимости
и т. д.).
Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период. Характер предбрачного ухаживания позволяет выявить истоки зарождения тех трудностей, которые прямо или косвенно могут проявиться на каком – либо из этапов жизненного цикла. Тесты, используемые психологом в практической деятельности, можно разделить на две группы:
первая – позволяет
вторая – направлена на оптимальный подбор пар для знакомства и потенцианального супружества, помогает прогнозировать супружеские отношения в перспективе.
Первая группа тестов включает:
- методику оценки старшеклассником
себя как будущего семьянина,
что позволяет определить
представление подростком
- тест на превентивную удовлетворенность
браком показывает, насколько
юноши и девушки в
перспективе будут
- методику «Функционально – ролевая согласованность», которая помогает определить структуру распределения ролей в семье. Для анализа функционально – ролевой согласованности используются три структуры ролей: нормативная ( как должно быть); желаемая (как хотелось бы); квазиреальная как скорее всего сложится).
Вторую группу составляют:
- анкета – интервью «Вы
вступаете в брак» (В.А.
Сысенко) – позволяет выявить
- тест–карта оценки готовности к семейной жизни помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции: создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитание детей, интимная жизнь супругов, налаживание здорового семейно–бытового режима и. т.д. Кроме этого с помощью данной методики можно наметить перспективы благополучия семейных отношений.
Особенности проведения
- личная точка зрения консультанта, как и его личные чувства, должна проявляться как можно меньше и ни в коем случае не доминировать;
- личные убеждения не могут навязываться, они открыто не проявляются;
- властный, навязчивый, авторитарный тон крайне нежелателен;
- тот или иной вариант ответа на вопрос воспринимается бесстрастно;
- ответы клиента не вызываются
и не санкционируются ни
-
консультанта интересует
Консультант должен хорошо
Блоки психодиагностических
Возможны несколько вариантов
получения ответов на
Другой вариант заключается в том, что психолог заполняет предложенные опросные листы вместе с клиентом. В таком случае появляется возможность наблюдать за эмоциональными реакциями диагностируемого, слышать его комментарии и суждения, вопросы-индикаторы могут задать тему для беседы и помочь получить уникальную информацию, не предусмотренную в опроснике. Вполне понятно, что психолог (педагог-психолог, психотерапевт) не может обойтись без достаточно обширной информации о семье. Достоверная информация - основа основ консультативной помощи по психологическим проблемам, так как на ней основаны стратегия и тактика работы консультанта. Предложенные блоки вопросов-индикаторов Сысенко В.А.10 дают возможность получить обильную информацию для работы с семьей (или членами семьи). Главное, чтобы эта информация была систематизирована, достаточно компактна и всесторонне охватывала ту или иную тему.
Ю.Е. Алешина называет проблемы, являющиеся наиболее частыми поводами для обращения в консультацию:11
Вне
зависимости от того, к какому разделу
классификации можно отнести проблему,
существенно важным является общая организация
и тактика консультирования.
Структурные модели консультирования семьи предложены Елизаровым А.Н.12. Понятие «структура» в русском языке означает взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение чего-либо. Структура семьи - сеть требований и функций (соответствующих видам внутрисемейной деятельности), формирующая способы взаимодействия в семье, а также основанные на них постоянные, поддающиеся предсказанию типы (способы) поведения. Фактически, когда говорят о структуре семьи, имеют в виду те правила, которые существуют в семье, по которым семья функционирует. Елизаровым А.Н. выделены в рамках структурной модели система поддержания структуры семьи, которая состоит из двух частей:
1. Генетическая система поддержания структуры семьи основана на некоем врожденном, генетически заданном ощущении относительно того, что будет правильным, верным применительно к семейной жизни, а что нет. В процессе жизни у человека могут сформироваться установки на семейную жизнь, противоречащие требованиям генетической системы поддержания структуры семьи. В таком случае говорят о необходимости возрождения структуры семьи на основе требований, заложенных в человека природой.
Считается, что генетическая система поддержания структуры семьи прежде всего определяет параметры внутрисемейной иерархии. Слово «иерархия» происходит от греч. hieros - священный и arche - власть. Речь здесь идет об отношениях к власти - подчинениях, но основанных не на насилии, а на идущем из глубины личности признании авторитета другого и предполагает, что фигура, которой делегирована власть, берет на себя и меру ответственности, связанную с этой властью. Авторитет родителей в здоровой семье должен быть всегда и везде выше авторитета детей, авторитет отца и мужа в семье обладает несколько большей властью и ответственностью, чем жены.
2. Система комплиментарных (дополняющих друг друга) ролей (от англ. complement - дополнение, комплект). Слово «роль» в данном контексте обозначает определенный способ поведения человека в отношениях с другими людьми, сложившийся у него при жизни, наиболее предпочитаемые формы взаимоотношений с другим человеком. Обычно мы склонны подстраиваться под ролевую позицию лица, с которым мы вынуждены взаимодействовать. Если роли двух взаимодействующих людей не будут дополнять друг друга (например, один более компетентный, другой более эмоциональный, увлекающийся), то их отношения легко могут стать конфликтными, совместная деятельность не будет эффективной, совместное пребывание будет вызывать дискомфорт. Таким образом, сама логика взаимоотношений толкает двоих на то, чтобы их ролевые позиции дополняли друг друга. Семейные правила, составляющие структуру семьи, проявляются во внутрисемейной иерархии и ролях. Иерархия и роли не всегда четко осознаны, нередко их проявления забыты, но они непременно сбалансированы и дополняют друг друга. Если этого нет, то семья не функционирует, т.е. фактически распалась.
Субсистема супружеской пары начинает особенно активно формироваться с заключением брака, ожидания друг относительно друга не всегда совпадают. Одни видят в этом повод для разрыва, другие выбирают путь согласования ожиданий и приспособления друг к другу. Согласование ожиданий и приспособление друг к другу в рамках структурной модели консультирования семьи представляется более предпочтительным, ибо трудно найти людей, которые с самого начала полностью бы подходили друг к другу. Предварительная установка на согласование и приспособление и способность это осуществлять связываются с опытом, приобретенным в родительской семье. Формируются правила поведения супругов в семье, которые закрепляются в виде типичных форм поведения супругов друг по отношению к другу в рамках основных функций семьи - семейных ролях, которые, как правило, должны носить комплиментарный характер. Переход к новой структуре, связанной с новым этапом жизни семьи, происходит в таком случае не плавно, а в результате кризиса (резкого, крутого перелома, связанного с тяжелыми последствиями для членов семьи). Этому предшествует доведение одной из сторон до крайней степени терпения.
Субсистема родителей начинает складываться в семье с момента осознанного решения о появлении в ней ребенка. Понятия супругов об отцовстве и материнстве могут быть различными, в интересах ребенка требуется их согласовать. Для того, чтобы этот процесс прошел успешно, требуется позитивный опыт согласования и приспособления, приобретенный в субсистеме супружеской пары. Необходимо согласовать цели воспитательного процесса и способы (средства) воспитания, установить в семье четкую систему правил, ориентируясь на которые ребенок мог бы развивать непротиворечивую, полезную для его личностного развития модель поведения.
В семье должна быть создана на основе авторитета родителей семейная иерархия, в которой дети не являются равными с родителями. В рамках этой иерархии через субсистему родителей дети приобретают умение чувствовать авторитет и учатся сотрудничать в ситуации неравных авторитетов. Важно, чтобы субсистема родителей постоянно изменялась в соответствии с потребностями постоянного взросления ребенка. Например, дошкольника родительская субсистема должна опекать, а у подростка воспитывать самостоятельность и ответственность. Кроме того, правила в семье должны изменяться таким образом, чтобы учитывать потребности всех растущих в семье детей. Если у родителей не выработалась способность к согласованию и приспособлению, то структура семьи меняется с трудом, напряжение между родителями и детьми периодически нарастает, проявляясь в конфликтах различной степени деструктивности.
Субсистема детей (сиблингов). Ее назначение
- предоставить ребенку возможность самостоятельно
изучать отношения сверстников, на опыте
непосредственного участия воспитывать
способность к согласованию и приспособлению,
учиться самостоятельно делать выбор
в различных ситуациях, ставить перед
собой цели и развиваться самостоятельно.
Границы между семейными субсистемами определяют и род допускаемых контактов между субсистемами, регулируют отношения между субсистемами. Выделяют следующие виды границ: ригидные, диффузные и четкие.
- Ригидные границы возникают тогда, когда правила семейной жизни чересчур изолируют членов семьи друг от друга и от общества. Проявляется это в агрессивных взаимоотношениях между членами семьи. Выражением ригидных границ являются фразы: «У меня свои заботы», «Займись своими делами». Члены семьи автономны, однако семье трудно функционировать, так как не происходит согласование и приспособление. Дети, растущие в такой семье, приобретают навыки борьбы за себя, но не вырабатывают навыков согласования и приспособления. Общение между субсистемами скудное, лишь интенсивные кризисы, экстремальный стресс сплачивают семью, чтобы помочь какому-либо ее члену. Члены семьи с ригидными границами чаще всего ищут помощи за пределами своей семьи.