Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:09, реферат

Краткое описание

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

1zanatie.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

    - истинные причины школьных неудач, реально связанные с обучением ребенка, необходимо родителям всесторонне разобраться в проблеме. Консультант должен четко понимать границы собственной компетентности, ребенка нужно проконсультировать у таких специалистов, как психоневролог, невропатолог, учитель-дефектолог, логопед. Если есть подозрения на трудности, связанные с сенсорной недостаточностью - у профильного специалиста (отоларинголога, сурдопсихолога, сурдопедагога, окулиста, тифлопедагога и др.). Важно объяснить значимость этих консультаций и подготовить к возможным последствиям. Если у ребенка диагностирована, например, умственная отсталость, не стоит успокаивать родителей тем, что в дальнейшем он сможет успешно окончить общеобразовательную школу. Важнее настроить их на сотрудничество со специалистами, действовать необходимо в интересах ребенка. Безусловно, родитель имеет право попытаться обучать ребенка в общеобразовательной школе, в классе коррекционно-развивающего обучения, но пользы от этого ребенок не получит. Общеобразовательная школа не дает проблемному ребенку практических навыков, необходимых для дальнейшей жизни. Она не готовит к трудовой деятельности и, следовательно, не поможет найти собственную нишу в жизнедеятельности социума. Очень часто, намучившись с ребенком, с его домашними заданиями, двойками и прогулами, родители вновь приходят к специалистам в среднем звене школы и просят направить его во вспомогательную школу. Но золотое время уже упущено, а ребенка в голове «каша» из обрывков теоретических знаний, которые ему часто не нужны, а также негативный «багаж» школьного опыта общения со сверстниками и учителями.

    Если  у ребенка выявлено негрубое отставание в развитии психических функций, трудности в усвоении программного материала и эмоциональная незрелость, ему необходимо оказать коррекционную помощь в форме индивидуальных или групповых занятий. Однако здесь необходимо отметить, насколько значимо привлечение родителей к их проведению:

    во-первых, целесообразно приглашать родителей  на коррекционные занятия, проводимые психологом с их детьми;

    во-вторых, желательно давать родителям и детям задания для домашней работы, например: сходить в зоопарк, понаблюдать за поведением диких животных, а дома записать, каких животных встретили в зоопарке;

    в-третьих, полезно проводить с родителями регулярные встречи по вопросам динамики развития ребенка. На этих встречах, которые могут иметь как групповую, так и индивидуальную форму, необходимо не только осуждать проблемы их детей, но и проводить психотерапевтическую поддержку усилий со стороны родителей. Психолог должен заряжать родителей своей энергией и верой в успех ребенка, а также помогать им справляться с личностными трудностями, которые обязательно встретятся им в процесс е поддержки собственного ребенка. Кроме того, родителям нужно помочь в налаживании отношений с педагогами, у которых учится их ребенок, подсказать, какую стратегию общения может избрать родитель, чтобы минимизировать возможные осложнения в отношениях ребенка и учителя.

   Для младшего школьного возраста характерна еще одна проблема - детской самостоятельности. Многие родители на первых порах стараются помогать ребенку в усвоении программного материала, в выполнении не только письменных, но и устных заданий. Безусловно, в начале обучения эта помощь может быть оправданна. Но если она затягивается на долгие месяцы, у ребенка вырабатывается привычка ждать родителей с работы, чтобы с ними сесть за уроки. Порой без родителей дети даже не приступают к выполнению домашнего задания, формируется устойчивая зависимость ребенка от родителя. Родитель, который сначала с радостью помогал ребенку, начинает тяготиться этой зависимостью и идет к консультанту с вопросом: как помочь ребенку стать более самостоятельным?

   Проблема  самостоятельности возникает не в школьном возрасте, а значительно раньше, сейчас она лишь проявляется в своем новом качестве. Как и многие другие проблемы, она является следствием неправильной воспитательной позиции в семье. Родители зачастую не дают возможности ребенку совершить и закрепить жизненно важные находки, связанные с организацией собственного поведения. Ребенка хвалят за то, что он сам одевается, но если он надевает что-либо несоответствующее вкусам или взглядам родителей, ему выговаривают, что «он ужасно вырядился». Ребенка поощряют за самостоятельное выполнение домашнего задания, но тут же указывают на встретившиеся в нем ошибки, зачастую добавляя: «Вот если бы ты меня подождал, я бы проверил ошибки, и ты бы переписал с черновика все правильно, без ошибок». Ребенок, стремящийся к самостоятельности, на первых порах будет совершать ошибки в любых делах, но это не повод запрещать ему экспериментировать с миром вещей или явлений, поступков или отношений. Только постигая свои возможности, границы своих «хочу» и «могу», ребенок овладевает умениями и навыками. Лишь постепенно давая ребенку все больше и больше самостоятельности, можно воспитать личность, способную к самоконтролю и автономии. Расширяя зону самостоятельности собственного ребенка, родители овладевают стратегией воспитания социально ответственного гражданина, а не иждивенца, зависимого, неумелого и личностно незрелого. 

   Семьи с детьми подросткового  возраста - самого трудного для родителей, именно в этот период у них возникает множество проблем с детьми. Старшие и младшие подростки радикально меняются в период пубертатного созревания. Спокойные, уравновешенные дети становятся буйными, агрессивными, неуправляемыми. Не зря существует выражение «трудный подросток», это он для нас трудный, а для себя он нормальный. Гораздо хуже, когда и для себя ребенок становится ненормальным: он может ненавидеть свои прыщи, свой рост, цвет волос. Да мало ли что может придумать ребенок, особенно вооруженный развитым интеллектом и богатым воображением. Социально дезадаптированные дети самоутверждаются в «стае». Дети из интеллигентных семей «воюют» с родителями и с собой, с ними-то и возникают многочисленные проблемы, по поводу которых обращаются родители к психологам, социальным педагогам.

   Во-первых, необходимо выслушать их жалобы, некоторые  психологи «слишком быстро понимают проблему» и сразу стараются перейти к работе по ее преодолению. Но необходимо собрать тщательный «анамнез»: только внимательно выслушав опасения клиента, объяснения причин конфликтных ситуаций, предположения о возможных последствиях, можно получить достаточно полную картину имеющихся у родителя психологических защит, установок, «комплексов» и прочих психологических самоограничений, которые не позволяют ему прийти к верному решению и самостоятельно разрешить конфликт или проблему. Ведь у всех людей в жизни есть какие-либо проблемы, но не все обращаются за помощью к профессиональному психологу.

   Во-вторых, надо четко выделить проблему, которая заявлена родителем или выявлена в ходе совместного обсуждения. Психолог не может решать все имеющиеся у человека проблемы, но он обязан ограничить задачу и по объему и по времени. При таком подходе к консультированию возможно получение достаточно быстрого и эффективного результата, который устраивает и клиента, и психолога.

       В-третьих, психологическая помощь  не должна быть постоянной. Это не значит, что родитель не имеет возможности обратиться к психологу в следующий раз, когда процесс консультирования по данной проблеме будет завершен. Клиент всегда вправе прийти к специалисту, но со стороны психолога непрофессионально все время помогать семье в трудных ситуациях. Такая позиция свидетельствует, что его деятельность носит скорее коммерческую, нежели психотерапевтическую направленность. Такой подход наносит непоправимый ущерб клиенту и членам его семьи, лишая их возможности стать активными и целенаправленными строителями собственной судьбы. В результате консультант должен научить родителей за внешними проявлениями детских поступков видеть их мотивы. А в мотивах усматривать тип семейных отношений, который в первую очередь с их помощью сложился в семье. Такой взгляд на имеющиеся у детей проблемы помогает родителям лучше осознавать свои собственные трудности, а следовательно, закладывает основу для преодоления негативных последствий собственного воспитания. При таком подходе взрослый человек начинает осознавать, что процесс самовоспитания безграничен, что его перспективы огромны, а значит, «есть выход в конце тоннеля». Успешность решения психологом этих и многих других проблем определяют три ведущих фактора:

   - наличие у консультанта собственной  экзистенциальной позиции о своем месте и роли в системе оказания психологической поддержки семье или конкретному человеку;

   - высокая теоретико-методическая  подготовка, позволяющая четко понимать, в рамках какого направления  психологической науки рассматриваются  проблемы клиента - деятельностного  подхода или психоанализа;

   -технологическая вооруженность, обусловленная активно применяемыми профессиональными знаниями и навыками работы с клиентами.

   В психологии есть такое понятие, как  личностный потенциал консультанта, который тесно связан с личностным саморазвитием психолога на протяжении всей жизни, воспитанием в себе умения любить людей, относиться к ним без предвзятости и осуждения, стремиться помогать клиентам видеть себя с лучшей стороны и осознавать свою ценность как личности. В противном случае «тщеславный психолог с низким личностным потенциалом старается «вычислить» клиента и тем самым поднять свой престиж» (Р. Мей), в своих глазах, в первую очередь. 

    В работе с родителями применяются групповые формы психолого-педагогической поддержки родителей; индивидуальное психологическое консультирование; групповые психологические тренинги.

    Психолого-педагогическая поддержка. Психолог, особенно работающий в образовательном учреждении, должен быть готов к проведению различных собраний с родителями и родительской общественностью. Этот вид работы широко распространен в школах или дошкольных образовательных учреждениях, но именно психолог может внести в их проведение новые идеи, «оживить» их, стимулируя и направляя интерес родителей к проблемам воспитания детей и подростков. После успешно проведенных родительских собраний отмечается «всплеск» родительских запросов на индивидуальное консультирование. Эффективность родительских собраний напрямую зависит от уровня подготовки специалистов к их организации и от правильной оценки места и роли предлагаемой темы в целостной структуре психолого- педагогической работы.

    Общие собрания для родителей целесообразно  проводить 2-3 раза в год, периодически - в возрастных параллелях. Например, в дошкольном учреждении, отдельно для родителей детей раннего возраста и родителей, воспитывающих ребенка-дошкольника. В школе - отдельно для родителей начальных, средних или старших классов. Кроме того, в начале учебного года рекомендуется провести собрание для родителей первоклассников: их знакомят с общей организацией образовательного, воспитательного и коррекционно-развивающего процесса, с приемами активизации познавательной деятельности детей в их повседневном общении с родителями. Каждое родительское собрание необходимо завершать конкpeтными рекомендациями, которые понятны людям с разным уровнем родительской мотивации.

    Индивидуальное  консультирование широко используется в настоящее время и включает в себя несколько этапов, на каждом этапе реализуются собственные задачи и используются соответствующие приемы.

    Задача  первого этапа - создать доверительные, откровенные отношения с родителями, особенно с теми, кто отрицает возможность и необходимость сотрудничества. С этой целью применяется такая форма индивидуального консультирования, как беседа. В ходе краткой первичной беседы исключаются прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Это уместно лишь в тактичной форме после анализа совокупности сведений о ребенке, в том числе результатов его обследования. При первых же встречах любой намек на неодобрение действий родителей может спровоцировать у них сильные защитные реакции и закроет путь для откровенного обсуждения всех проблем, имеющихся у ребенка.

    Второй  этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка, он включает в себя несколько целей:

- подробный  анализ общего состояния психического  развития и личностных особенностей  ребенка, а также характера,  степени и причин выявленных  трудностей, осторожно обсуждаются  перспективы развития и обучения ребенка, а внимание родителей сосредоточивается на их возможностях оказания помощи ребенку;

-  разъяснение  конкретных мер этой помощи  с учетом специфики развития ребенка, объяснение необходимости участия родителей в общей системе психолого-педагогической поддержки;

- обсуждение  проблем родителей, их отношения  к трудностям, имеющимся в поведении, общении или обучении ребенка;

- планирование  последующих встреч с целью  выявления динамики продвижения ребенка в условиях воздействия разноплановых факторов.

    Если  у ребенка в ходе диагностического обследования обнаружено какое-либо отклонение в личностном или психическом развитии, необходимо очень осторожно и обоснованно сообщить о нем родителям. Методически оправданно каждое утверждение о несостоятельности ребенка в том или ином виде психической деятельности подкреплять конкретными фактами, ярко отражающими особенности нарушений развития. Кроме того, родителей необходимо подготовить к консультациям профильных специалистов и/или к последующей коррекционной работе с ребенком.

    На  третьем этапе проводится коррекцuонная работа, меняются задачи консультирования, которые предполагают формирование у родителей педагогической компетентности через расширение круга их психолого- педагогических знаний и представлений; привлечение к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком в качестве активных участников этого процесса.

Информация о работе Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей