Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:09, реферат
Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.
12. Трапезникова
Т.М. Этика и психология семейных отношений.
Л., 1988.
8.3.
Методы и структурные
модели семейного
консультирования
Методы социально – психологической диагностики проблем семьи.
Социально – психологические проблемы семьи можно свести к трем основным группам: добрачные (часто являются основными детерминантами супружеских проблем), супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей. Один из главных направлений работы практического семейного психолога является диагностика, она позволяет получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни. Психологи используют различные методы социально - психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно – качественный анализ документов, тестирование.
Методы диагностики супружеских отношений. Необходимую информацию, позволяющую дать квалифицированную оценку взаимоотношений супругов, психолог получает с помощью диагностирующих опросников, выявляющих особенности общения и взаимоотношений, качества личности супругов, способы проведения семейного досуга, общность интересов и ценностей, а также позволяющих понять нравственно-психологические основы супружеских отношений.
Методы изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре. Общения между супругами лежит в основе семейного благополучия и включает очень важную функцию – помогает человеку обеспечить личный комфорт себе и своим близким, общение дает возможность проявиться одной из важнейших супружеских ролей – психотерапевтической.
Общение и взаимоотношения супругов в благополучных семьях характеризуют открытость, интимность, доверие друг другу, высокий уровень взаимной симпатии, конструктивность, рефлексивность, гибкий, демократичный характер распределения ролей в семье, моральная и эмоциональная поддержка. Особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары исследуются с помощью специальных методик.
Известно, что характер общения и взаимоотношений в супружеской паре детерминирован эмоциональной атмосферой в родительской семье. Истоки модели общения супругов можно представить с помощью проективной методики семейная генограмма (Э.Г. Эйдемиллер ). Методика позволяет изобразить в виде графической схемы родственные связи в семье, представить характер взаимоотношений, неосознаваемый членами семьи.
Методы исследования индивидуальности супругов. Результаты индивидуально – психологического исследования используют для установления меры личностной совместимости и информирования супругов об особенностях характера друг друга .
Методы исследования семейного досуга, интересов и ценностей. Духовное взаимодействие партнеров, их духовная совместимость, проявляется на социокультурном уровне супружеских отношений. Это общность ценностных ориентаций, жизненных целей, мотивации, социального поведения, интересов, потребностей, а также общность взглядов на проведение семейного досуга. Известно, что сходство интересов, потребностей, ценностей и т.д. является одним из факторов супружеской совместимости и стабильности брака.
Методы изучения нравственно – психологических основ супружеских отношений. Большое число разводов свидетельствует о том, что неблагополучие семьи остается одной из актуальных общественных проблем. Условно среди них выделяют конфликтные, кризисные, проблемные, а также невротические семьи. В каждой из таких семей имеются постоянные сферы, где интересы, потребности, намерения и желания супругов приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. В таких случаях говорят об отрицательном психологическом климате семьи, в основе которого лежат нравственно – психологические факторы супружеских отношений. Практический психолог, приступая к изучению нравственно – психологических основ супружеских отношений, может использовать тесты, диагностирующие супружеские конфликты, удовлетворенность браком, его стабильность.
Метод беседы или интервью может быть использован в случае необходимости изучения микроокружения семьи. Этот фактор также имеет значение для стабилизации брака и семьи в целом. Кроме того, необходимо знать, на какой стадии супружества находится пара, т.к. для каждой стадии характерны типичные проблемы, структура отношений, уклад и образ жизни семьи. Эти знания психолог может получить только в результате свободной беседы.
Целесообразно после каждого
-законы конфликтов супружества, потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон;
- степень личной совместимости;
- общая мера взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни;
- общий прогноз отношений в паре;
- рекомендации по формам и содержанию коррекционной работы с парой в целом и с каждым супругом в отдельности.
В основе психограммы супружества
лежит сравнительный анализ
результатов, полученных в
процессе всестороннего исследования
супружеских взаимоотношений.
Организация консультативной беседы. Для эффективного психологического воздействия существенное значение имеет пространственная и временная организация беседы:
- пространство беседы: прием клиента в специально оборудованном для этого кабинете, где максимально обеспечены уединенность, удобство и комфорт, где ничто не привлекает излишнего внимания клиента, не отвлекает его от беседы. Идеальный вариант посадки психолога и клиента - напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но, при желании, мог бы также отвести глаза в сторону без особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и у них есть пространство для ног, достаточное для того, чтобы свободно встать или сесть на свое место. Бывает полезно, когда между ними находится что-то вроде журнального столика, куда можно что-либо положить или, при необходимости, вести запись.
- время
беседы: правильный выбор времени беседы,
когда и у клиента, и у консультанта есть
возможность поговорить спокойно, не спеша,
на свежую голову, во многом определяет
то, насколько эффективным и успешным
будет консультативное воздействие.
Организация и этапы индивидуального психологического консультирования.
Технология ведения консультативной беседы по принципу диалога с клиентом в рамках психологического консультирования, изложены Ю.Е. Алешиной 8:
1. Ограничение речи консультанта в диалоге, речь психолога-консультанта должна быть краткой, немногословной и точной. Если клиент сам говорит по делу, нужно стараться по возможности ничем его не перебивать. Паузы, не превышающие 1-2 мин, вполне естественны и означают, что человек работает, активно осмысливает свою жизнь.
2. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента, для этого рекомендуется: освобождать речь от слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты и истолкованы клиентом; максимально использовать те слова и обороты, которые использует клиент; следить за тем, какую репрезентативную систему использует клиент для организации своего перцептивного опыта (аудиальную, визуальную или кинестетическую), использовать слова и выражения, соответствующие его репрезентативной системе.
3. Анализ эмоциональных переживаний клиента в связи с излагаемыми им событиями и поступками необходим, чтобы клиент лучше понял, что действительно с ним происходит. Для этого используются техники работы на уровне чувств:
- предложение клиенту
- использование парадоксальных вопросов с целью постановки под сомнение того, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся. Когда ставятся под сомнение очевидное (грубить нехорошо), то клиент задумывается о том, что скрывается для него лично за подобного рода выражениями;
- уточняющие и углубляющие
- использование интерпретаций
- перефразирование, то, что было негативным, основанием для беспокойства и переживаний, должно стать причиной положительных эмоций, способных если не полностью снять негативные переживания, то существенно уменьшить их значимость и интенсивность.
4. Обеспечение контакта с клиентом во время беседы осуществляется через:
- вербальный (словесный) контакт - через подбадривание, похвалу, выражение поддержки, частое упоминание имени клиента, выражение словами согласия и одобрения, ага-реакцию.
- невербальный (несловесный) контакт - через контакт глаз, выражение лица, позу тела, тон и громкость голоса, использование паузы:
контакт глаз - не следует навязывать взгляд в глаза клиенту, но тем не менее необходимо смотреть на клиента, а не в сторону;
- выражение
лица должно являть собой
- поза
тела не должна быть
- тон голоса - доброжелательный, громкость голоса регулировать, приглушенный голос в большей мере способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности, интимности;
- наличие
пауз подчеркивает
Этапы ведения консультативной
беседы («этап» - отдельный момент,
стадия в развитии чего-либо) описывали
и разбирали Ю.Е. Алешина (1999, 1993), Г. С. Абрамова
(2001), П.П. Горностай и С. В. Васьковская
(1995), Р.-А.Б. Кочюнас (1999) и многие другие.
В нашем описании этапов психологического
консультирования мы взяли за основу модель
Ю.Е. Алешиной, модифицировав и расширив
ее, сделав более логичной и понятной,
однако, в реальности редко возникает
возможность до конца и последовательно
выполнять требования какой-либо одной
модели. Жизнь слишком многообразна, но
ориентироваться на какую-либо модель
последовательности шагов необходимо,
так как это повышает степень рефлексивности
отношения консультанта к консультативному
процессу.