Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:09, реферат

Краткое описание

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

1zanatie.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

12.  Трапезникова  Т.М. Этика и психология семейных отношений. Л., 1988. 

8.3. Методы  и  структурные  модели   семейного консультирования   

     Методы  социально  – психологической   диагностики   проблем  семьи.

     Социально – психологические   проблемы  семьи  можно  свести  к  трем  основным  группам: добрачные (часто  являются  основными  детерминантами  супружеских  проблем),  супружеские, проблемы  взаимоотношений  детей  и  родителей.  Один  из  главных  направлений  работы  практического  семейного  психолога  является  диагностика, она  позволяет  получить  полную  и  надежную  информацию  о  взаимоотношениях  членов  семьи  на  разных  этапах  их  жизни.      Психологи   используют  различные  методы  социально - психологической  диагностики:  опрос, наблюдение,  эксперимент, метод  социометрии,  методы  поперечных  и  продольных  срезов, количественно – качественный  анализ  документов,  тестирование.  

    Методы диагностики  супружеских  отношений. Необходимую  информацию, позволяющую  дать  квалифицированную  оценку  взаимоотношений супругов, психолог  получает  с помощью диагностирующих опросников, выявляющих  особенности общения и взаимоотношений, качества  личности  супругов, способы проведения  семейного досуга, общность  интересов и ценностей, а также  позволяющих  понять  нравственно-психологические   основы  супружеских  отношений.

     Методы  изучения  особенностей  общения  и  взаимоотношений  в  супружеской  паре. Общения  между  супругами  лежит  в  основе  семейного  благополучия  и  включает  очень важную  функцию – помогает  человеку  обеспечить  личный  комфорт себе  и своим близким, общение дает  возможность проявиться  одной из  важнейших супружеских ролей – психотерапевтической.

    Общение  и  взаимоотношения   супругов  в  благополучных  семьях  характеризуют  открытость, интимность, доверие  друг  другу, высокий  уровень  взаимной  симпатии, конструктивность, рефлексивность, гибкий, демократичный  характер  распределения      ролей  в  семье, моральная  и  эмоциональная  поддержка. Особенности  распределения  семейных   ролей, ожиданий  и  притязаний  в  браке, совместимость  супружеской  пары  исследуются  с  помощью  специальных  методик.

     Известно, что  характер  общения   и  взаимоотношений  в   супружеской  паре  детерминирован  эмоциональной  атмосферой  в  родительской  семье. Истоки  модели  общения  супругов  можно  представить  с  помощью  проективной  методики   семейная  генограмма   (Э.Г. Эйдемиллер ). Методика  позволяет  изобразить  в  виде  графической  схемы родственные связи в семье, представить характер  взаимоотношений, неосознаваемый  членами семьи.         

     Методы исследования индивидуальности супругов. Результаты  индивидуально – психологического  исследования  используют  для установления  меры  личностной  совместимости  и  информирования  супругов  об  особенностях  характера  друг  друга .

     Методы  исследования  семейного  досуга, интересов  и  ценностей.      Духовное  взаимодействие  партнеров, их  духовная  совместимость, проявляется  на  социокультурном  уровне  супружеских  отношений. Это  общность  ценностных  ориентаций, жизненных  целей, мотивации, социального  поведения, интересов, потребностей, а  также  общность  взглядов  на  проведение  семейного  досуга. Известно, что  сходство  интересов, потребностей, ценностей  и т.д. является  одним  из  факторов  супружеской  совместимости  и  стабильности  брака.   

   Методы  изучения  нравственно – психологических основ супружеских отношений.  Большое число разводов  свидетельствует  о  том,  что  неблагополучие  семьи  остается  одной  из  актуальных  общественных  проблем. Условно  среди  них  выделяют  конфликтные, кризисные, проблемные,  а  также  невротические семьи. В  каждой  из  таких  семей  имеются  постоянные  сферы, где  интересы, потребности, намерения  и  желания  супругов  приходят  в  столкновение, порождая  особо  сильные  и  продолжительные  отрицательные  эмоции. В   таких  случаях  говорят  об  отрицательном  психологическом  климате  семьи, в  основе  которого  лежат  нравственно – психологические  факторы  супружеских  отношений.        Практический  психолог, приступая  к  изучению  нравственно – психологических  основ  супружеских  отношений, может  использовать  тесты, диагностирующие  супружеские  конфликты, удовлетворенность  браком, его  стабильность. 

   Метод   беседы  или интервью  может быть  использован в случае  необходимости изучения  микроокружения  семьи. Этот  фактор  также имеет значение  для стабилизации  брака и семьи в целом. Кроме  того, необходимо  знать, на  какой  стадии  супружества  находится  пара, т.к.  для  каждой  стадии  характерны  типичные  проблемы, структура  отношений, уклад  и  образ  жизни  семьи. Эти  знания  психолог  может  получить  только  в  результате  свободной  беседы. 

    Целесообразно  после  каждого   комплексного  исследования  добрачного  и  брачного  периода  супружеской   пары  составлять  психограмму   супружества  по  следующим   направлениям:

        -законы  конфликтов  супружества,  потенциальный  инициатор  конфликта  в  каждой  из  зон; 

       - степень  личной  совместимости;   

       - общая  мера  взаимопонимания   и  согласия  по  различным   сторонам  семейной  жизни; 

      -  общий  прогноз  отношений   в  паре;

      - рекомендации  по  формам  и  содержанию  коррекционной работы  с парой в целом и с каждым  супругом  в отдельности.

      В  основе  психограммы  супружества   лежит  сравнительный  анализ  результатов, полученных  в   процессе  всестороннего  исследования  супружеских  взаимоотношений.  

    Организация консультативной  беседы. Для эффективного психологического воздействия существенное значение имеет пространственная и временная организация беседы: 

    -  пространство беседы: прием клиента в специально оборудованном для этого кабинете, где максимально обеспечены уединенность, удобство и комфорт, где ничто не привлекает излишнего внимания клиента, не отвлекает его от беседы. Идеальный вариант посадки психолога и клиента - напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но, при желании, мог бы также отвести глаза в сторону без особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и у них есть пространство для ног, достаточное для того, чтобы свободно встать или сесть на свое место. Бывает полезно, когда между ними находится что-то вроде журнального столика, куда можно что-либо положить или, при необходимости, вести запись.

- время беседы: правильный выбор времени беседы, когда и у клиента, и у консультанта есть возможность поговорить спокойно, не спеша, на свежую голову, во многом определяет то, насколько эффективным и успешным будет консультативное воздействие. 

Организация и этапы индивидуального  психологического консультирования.

      Технология ведения консультативной беседы по принципу диалога с клиентом в рамках психологического консультирования, изложены Ю.Е. Алешиной  8:

    1. Ограничение речи  консультанта в  диалоге, речь психолога-консультанта должна быть краткой, немногословной и точной. Если клиент сам говорит по делу, нужно стараться по возможности ничем его не перебивать. Паузы, не превышающие 1-2 мин, вполне естественны и означают, что человек работает, активно осмысливает свою жизнь.

    2. Приближение разговорной  речи консультанта  к языку клиента, для этого рекомендуется: освобождать речь от слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты и истолкованы клиентом;  максимально использовать те слова и обороты, которые использует клиент;  следить за тем, какую репрезентативную систему использует клиент для организации своего перцептивного опыта (аудиальную, визуальную или кинестетическую), использовать слова и выражения, соответствующие его репрезентативной системе.

   3. Анализ эмоциональных  переживаний клиента в связи с излагаемыми им событиями и поступками необходим, чтобы клиент лучше понял, что действительно с ним происходит. Для этого используются техники работы на уровне чувств:

   - предложение клиенту нескольких  возможных альтернатив ответа относительно вариантов чувств, которые он испытывает. Обычно предлагаются 2-3 альтернативы. Цель формулирования альтернатив - не поиск правильного ответа, а стимулирование клиента, демонстрация образцов, отталкиваясь от которых, легче описать, свои чувства;

    - использование парадоксальных вопросов с целью постановки под сомнение того, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся. Когда ставятся под сомнение очевидное (грубить нехорошо), то клиент задумывается о том, что скрывается для него лично за подобного рода выражениями;

   - уточняющие и углубляющие формулировки  с целью - постепенно переводить  рассказ клиента с поверхностного  на более глубокие уровни переживаний. («То есть вы хотели бы, чтобы  ваша свекровь поняла, какая вы  хорошая, чтобы она оценила  вас, наконец, по достоинству»). При работе с уточняющими и углубляющими формулировками главное - не выходить за пределы очевидного, каждый шаг должен логично следовать из предыдущего;

   - использование интерпретаций поведения  клиента в связи с теми или  иными базовыми человеческой природе эмоциями. Ю.Е. Алешина предлагает пользоваться двумерной моделью пространства человеческих проявлений, где одна из координат - ось любви, а другая -ось власти. Согласно распространенным на Западе взглядам большая часть человеческого поведения определяется этими базовыми эмоциями и потребностями, с ними связанными. Поэтому данная модель может служить удобным пособием для построения интерпретаций. Например, психолог спрашивает клиентку, почему она молчит, когда свекровь кричит на нее. Клиентка отвечает: «Не могу же я унижаться!» Интерпретация психолога: «Т.е. ваше молчание в отношениях со свекровью - попытка не унижаться, а так или иначе возвыситься над ней».

  - перефразирование, то, что было негативным, основанием для беспокойства и переживаний, должно стать причиной положительных эмоций, способных если не полностью снять негативные переживания, то существенно уменьшить их значимость и интенсивность.

   4. Обеспечение контакта с клиентом во время беседы осуществляется через:

- вербальный (словесный) контакт - через подбадривание, похвалу, выражение поддержки, частое упоминание имени клиента, выражение словами согласия и одобрения, ага-реакцию.

-  невербальный (несловесный)  контакт - через контакт глаз, выражение лица, позу тела, тон и громкость голоса, использование паузы:

 контакт  глаз - не следует навязывать взгляд  в глаза клиенту, но тем не  менее необходимо смотреть на  клиента, а не в сторону;

  - выражение  лица должно являть собой доброжелательное  внимание, не выдавать растерянности и смятения, а выражение спокойствия и уверенности оказывает психологическое воздействие, уже само по себе приносит терапевтический эффект;

- поза  тела не должна быть напряженной  (сидит на краешке стула, руки  с напряжением сжимают ручки кресла, непривычность и неестественность позы) или закрытой (традиционно закрытость позы связывают со скрещенными руками или ногами) - поза консультанта влияет на позу клиента;

  - тон голоса - доброжелательный, громкость голоса регулировать, приглушенный голос в большей мере способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности, интимности;

- наличие  пауз подчеркивает значительность  сказанного, необходимость осмыслить и понять, создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего. С точки зрения Ю.Е. Алешиной (1993), консультанту следует выдерживать паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех, которые непосредственно содержат вопрос. Пауза дает возможность добавить к тому, что сказано, поправить, уточнить. С помощью паузы можно избежать ситуации, когда клиент и консультант начинают бороться друг с другом за право вставить слово, что-то сказать. Начинающим психологам-консультантам рекомендуется поэкспериментировать с тем, что значит пауза для них, наблюдая за секундной стрелкой часов, состоянием своим и клиента во время пауз. 

     Этапы ведения консультативной беседы («этап» - отдельный момент, стадия в развитии чего-либо) описывали и разбирали Ю.Е. Алешина (1999, 1993), Г. С. Абрамова (2001), П.П. Горностай и С. В. Васьковская (1995), Р.-А.Б. Кочюнас (1999) и многие другие. В нашем описании этапов психологического консультирования мы взяли за основу модель Ю.Е. Алешиной, модифицировав и расширив ее, сделав более логичной и понятной, однако, в реальности редко возникает возможность до конца и последовательно выполнять требования какой-либо одной модели. Жизнь слишком многообразна, но ориентироваться на какую-либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультанта к консультативному процессу. 

Информация о работе Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей