Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:09, реферат

Краткое описание

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

1zanatie.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

     Систему  приемов и методов беседы можно условно разделить на четыре этапа:

   Этап 1.  Знакомство с клиентом и начало беседы, длительность данного этапа 5-10 мин при средней продолжительности одной консультативной беседы 45 мин - 1ч 10 мин. На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия:

- Можно  встать навстречу клиенту или  встретить его в дверях кабинета, что будет восприниматься клиентом как демонстрация доброжелательности и заинтересованности.

- Желательно  подбадривать клиента словами  типа «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее».

- После  первых минут контакта с клиентом  рекомендуется предоставить ему  паузу 45-60 сек, чтобы он мог  собраться с мыслями и оглядеться.

-  После паузы желательно начать собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне вас называть? » После этого необходимо представиться клиенту. Представляться лучше всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет клиенту, если его будут называть таким образом. Важно иметь заранее заготовленную фразу, которая позволяла бы осуществлять этот переход, чтобы не растеряться неожиданно под впечатлениями первого знакомства с клиентом, не попасть в ситуацию, когда не знаешь с чего начать. Пример такой стандартной фразы: «Что вас привело ко мне?» С произнесения этой фразы начинается следующий этап психологического консультирования. 

    Этап 2 -  расспрос клиента  длительностью 25-35 мин. при средней продолжительности консультативной беседы 45 мин - 1ч. 10 мин. Данный этап можно условно разбить на два подэтапа: формирование консультативных гипотез, проверка консультативных гипотез.

       А) Деятельность психолога-консультанта  на подэтапе «Формирование консультативных гипотез»

  1. Эмпатическое слушание -  чуткое восприятие внутреннего мира другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. Способность к эмпатии формируется по мере развития опытности консультанта.
  2. Принятие концепции клиента на этапе расспроса,  не вступать в споры с клиентом, не перебивать
  3. Структуирование беседы, объяснение клиенту – зачем задаются вопросы, краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного.
  4. Осмысление того, что говорит клиент, гипотеза – основание, предположение. Однако психологу-консультанту необходимо выявить суть этих затруднений, сформулировав их как психологическую проблему (перевод запроса клиента на психологический язык на основе изучения всей информации о клиенте и его ситуации).

   На первом подэтапе второго  этапа психолог-консультант старается  занимать по преимуществу пассивную  позицию, побуждая клиента к активному и довольно спонтанному (самопроизвольному, без участия воли психолога и клиента) рассказу. Одновременно он старается осмысливать ситуацию и формулировать консультативные гипотезы. Когда у него формируется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию - задавать конкретные вопросы, направленные на проверку консультативных гипотез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки. Этому, как правило, соответствует и желание клиента услышать что-либо от консультанта; он уже высказал все, что мог и хотел. Переход психолога-консультанта из пассивного состояния в активное, связанное с проверкой возникших у него консультативных гипотез второго подэтапа второго этапа консультативной беседы.

     Б) Деятельность психолога-консультанта  на подэтапе «Проверка консультативных  гипотез» можно избрать два  алгоритма:

- начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей;

- изложить  клиенту свою гипотезу (интерпретацию)  и спросить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипотеза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, т.е. она максимально индивидуализируется.   Но и в том и в другом случае для того, чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две-три конкретные ситуации, которые должны быть:

   а)  тесно связаны с содержанием  основных жалоб клиента;

   б)  типичны для жизни клиента;

   в) желательно развернуты, описывать негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.

      Работа с конкретными ситуациями  важна потому, что чем более  подробно говорит человек, тем  меньше в его рассказе отпечатков субъективности, односторонности, тем больше возможностей для консультанта понять те аспекты реальности, которые не замечаются рассказчиком.

     На всем протяжении второго  этапа консультативной беседы  необходимо стимулировать клиента  на описание собственных чувств  и чувств других людей. Чувства  глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе проблем. После того как психолог-консультант проверит свои гипотезы и, возможно, найдет причину, лежащую в основе проблемы клиента, логично перейти к оказанию воздействия. Переход к оказанию воздействия - начало следующего, третьего этапа консультативной беседы. 

     Этап 3- оказание воздействия продолжительностью - 5-10 мин при средней продолжительности консультативной беседы 45 мин -1ч. 10 мин. Данный этап можно условно разделить на два подэтапа: коррекция установок клиента и коррекция поведения клиента.

    А) Деятельность психолога-консультанта на подэтапе «Коррекция установок клиента» эффективна, если в сознании клиента обозначится следующая цепочка событий:

   а) чувство или переживание  клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании, ощущении ценности прожитой жизни и т. д.);

   б) неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях;

   в) негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.

     Производится коррекция для того, чтобы изменились установки клиента  на неэффективное поведение, чтобы  он осознал их неэффективность,  чтобы начал искать более эффективное  поведение применительно к своей  ситуации. Цель - создать условия  для того, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией, погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы

     Результатом работы психолога-консультанта  на первом подэтапе третьего  этапа психологического консультирования будет в той или иной степени выраженное непринятие прежних способов поведения в проблемных ситуациях, установка на поиск новых, более конструктивных, отвечающих реалиям возникшей ситуации способов поведения. Переход собственно к коррекции поведения - начало второго подэтапа третьего этапа консультативной беседы.

Б)  Деятельность психолога-консультанта на подэтапе «Коррекция поведения клиента» направлена на  то, чтобы результатом работы на этом подэтапе был детально разработанный план позитивного реагирования клиента.

     Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близких, анализируя произведения культуры, искусства, на что его можно направить. Психолог-консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент нашел альтернативу своему поведению именно сам, чтобы она органично вырастала из его жизненного опыта. Но в некоторых случаях психологу-консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы клиенту.

     Разработка плана конкретного  позитивного реагирования клиента предполагает, что в психологической консультации психолог и клиент детально спланируют, где и когда, в каком месте и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуждены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и вообще не состояться. 

     Этап 4  - завершение консультативной беседы продолжительностью - 5-10 мин при средней продолжительности консультативной беседы 45 мин - 1 ч 10 мин. На этом этапе обычно психологом-консультантом выполняются следующие действия:

1. Подведение  итогов беседы (краткое обобщение  всего происшедшего за время  приема).

2. Обсуждение  вопросов, касающихся дальнейших  отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами. Дается адрес других специалистов (например, нарколога) и время их приема. Формулируется задачи последующих встреч и их количество. Обсуждается вопрос домашних заданий

3.  Прощание  консультанта с клиентом. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание. Желательно несколько раз упомянуть клиента по имени. Нежелательно, чтобы вслед за одним клиентом сразу же входил следующий. Это может оттолкнуть тех, кому нужны доверительные отношения. Консультант должен быть готов признать возможные ограничения своей компетенции, не вступать в излишние споры. 

   Простейшие приемы консультирования - нерефлексивное и рефлексивное слушание.

     Нерефлексивное слушание – простейший прием и состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника, это активный процесс, требующий внимания. В зависимости от ситуации консультант может выразить понимание, одобрение и поддержку короткими фразами или междометиями. Нерефлексивное слушание больше всего подходит к напряженным ситуациям, когда клиент бывает возбужден, его мало интересует мнение консультанта, он хочет выговориться.

   Рефлексивное слушание включающее некоторые приемы, которыми  должен владеть консультант:

- выяснение – это обращение к говорящему за уточнениями: «Пожалуйста, объясните это..», «Я не понял, что Вы имели в виду…»;

- уточнение: слушающий просит дополнений, разъяснений, чтобы более точно понять намерения и интересы партнера;

перефразирование, пересказ того, что сказал собеседник, своими словами; в начале беседы более полно, далее - выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным. При неправильном или неточном понимании со стороны говорящего возможны коррекция и дополнения, после особенно длинной реплики собеседника уместно подвести итоги;

- дальнейшее развитие мыслей собеседника, но только в рамках высказанного собеседником смысла, в противном случае это переходит в игнорирование;

-  резюмирование – значит подытожить основные идеи чувства говорящего: «Как я понимаю, вашей основной идеей является…»,  «Мне было очень приятно услышать это», «Меня беспокоит, что мы с вами...»;

- замечания о ходе беседы, например: «Пора приступать к предмету разговора», «Я думаю, мы с вами нашли решение проблемы» и т.д. 

    Процесс консультирования  имеет ряд стадий:

1 этап  – установление контакта и  ориентирование клиента на работу.

2 этап  – сбор информации о клиенте,  решение вопроса «В чем проблема».

3 этап  – осознание желаемого результата, ответ на вопрос «чего вы хотите  добиться?».

4 этап  – выработка альтернативных решений,  которую можно обозначить как  «Что ещё можно сделать по  этому поводу?»

5 этап  интервью – это обобщение психологом  в  форме резюме результатов  взаимодействия с клиентом.

   Основным методом психологического консультирования является интервью (англ. – беседа, встреча). Именно интервью может служить моделью, на которой четко прослеживается стадийность консультативного процесса. Термин «интервью» в психологии трактуется как способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободное (не регламентированное темой и формой беседы) и стандартизированное (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами).

   

  Стадии консультативного процесса в трактовке ученых-психологов представлены в таблице

Таблица 10            

 

Г. Хэмбли Р. Мэй Г.С. Абрамова В.Ю. Меновщиков
Установление

отношений  доверия   (раппорт и близость)

Установление  контакта (раппорта) Установление

контакта

Установление  кон- такта     (первичая диагностика)
Исследование Чтение характера Сбор

информации

Исследование  осознание задачи (вторичная диаг-ностика)
Решение  (вывод) Исповедь Осознание же-лаемого  результата Перебор гипотез
 
 
Толкование Выработка  аль- тернативных решений Решение и выход  из контакта
 
 
Трансформация личности Обобщение-

резюме, переход от обучения к действию

 
 

Информация о работе Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей