Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:09, реферат
Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.
Наиболее эффективными формами индивидуального воздейcтвия на этом этапе являются:
-
совместное обсуждение с
-
анализ причин незначительного
продвижения в развитии
- индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, развивающие игры и задания);
- помощь родителям в решении их собственных проблем и в опpeдeлeнии перспектив личностного саморазвития.
Важным
условием работы с родителями, дети
которых посещают дошкольное учреждение
и имеют задержку психического или речевого
развития, является формирование у них
адекватной оценки психического состояния
ребенка в плане его готовности к школьному
обучению. Индивидуальная работа на этом
этапе носит консультативно-
Среди групповых форм работы хорошо зарекомендовали себя семинары-практикумы, тематические консультации, психологические тренинги, «Школа молодого родителя» и др.
Семинары-практикумы, как правило, посвящаются какой-то конкретной проблеме, актуальной для родителей. Свободная форма их про ведения предполагает, однако, ненавязчивое приглашение родителей «трудных» детей, например, на семинарское занятие «Коррекция агрессивного поведения у детей».
Тематические консультации обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке. В ходе таких консультаций обсуждаются, например, конкретные приемы развития внимания детей, способы сравнения предметов, приемы развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Родителей знакомят с правилами активного слушания, с возможностями развития пространственных представлений детей во время прогулок, с направленностью всей семейной жизни на активизацию их познавательной деятельности.
Родительские тренинги предназначены для наиболее «продвинутых» родителей, для тех, кто понимает, что помочь ребенку можно лишь в том случае, если меняешься сам. Эти тренинги может проводить только высококвалифицированный психолог, формы занятий различны - контакт-группы, тренинги личностного роста, группы психодрамы, арт-терапия и т.д. В психологической литературе имеется множество разработок, предназначенных для практических психологов и описывающих методику проведения разнообразных психологических тренингов.
«Школа
молодого родителя»
сочетает в себе все вышеназванные аспекты
и в целом направлена на повышение родительской
компетентности и социально-педагогической
грамотности тех, чьи дети посещают дошкольное
или специализированное дошкольное учреждение,
школу или реабилитационный центр. При
всем разнообразии форм этой работы главными
остаются следующие принципы: систематичность
проведения; целевое планирование мероприятий;
тематическая связь с родительскими запросами;
ориентация на конечную цель; учет социально-
психологических установок родителей,
коррекция в ходе взаимодействия; наличие
конкретного исполнителя и специалиста,
ответственного за эту работу.
Вопросы для самоконтроля
Список используемой литературы