Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:09, реферат

Краткое описание

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

1zanatie.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

    Типы консультирования существуют в ряде других профессиональных областей, крайне отличных от психологии - технических, а также более близких к ней естественно-научных и гуманитарных. Например, врачебное консультирование, юридическое, управленческое и т. д.

    

   Классификационные критерии семейного и психологического консультировании подразделяются по возрасту клиента, классификации процесса, виду, основной сфере приложения.

1. По  возрасту -  согласно  возрастной периодизации, принятой в России:

    -   младенчество (от рождения до 1 года).

    -   преддошкольное детство (1-3 года).

    -   дошкольное детство (3-6 лет).

    -   младший школьный возраст (6-10 лет).

    -    подростковый возраст (10-15 лет).

    -  юность: первый период (старший школьный  возраст 15-17 лет);  второй период (17-21 год).

    - зрелый  возраст: первый период (21-35 лет);  второй период (35-60 лет).             

    -    пожилой возраст (60—75 лет). 

    -    старческий возраст (75—90 лет).

    -   долгожители (90 лет и старше).

  По  данным исследований Норильского  отдела защиты детства наиболее  часты обращения за консультативной помощью возрастной категории людей от 26 до 35 лет.  Ограничение возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблематикой, личностной зрелостью, необходимой для решения психологических проблем, так и с сущностью самого консультирования как метода.  Консультирование ребенка до 15-летнего возраста бессмысленно, т.к. он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью, личность не сформирована и детям применима не консультативная, а психотерапевтическая помощь. Применительно к людям пожилого и особенно старческого возраста консультирование также с каждым прожитым годом все более утрачивает свои позиции, как и потребности, соответствующие возрасту и сама личность меняются таким образом, что человек вновь все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

     2. По классификации консультативного процесса - пространство, пространственная организация консультации, с этой точки зрения можно выделить два вида консультирования:

   - контактное (очное), когда психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу;

   - дистантное консультирование (заочное), которое подразделяется на телефонное  и письменное;

    3. Индивидуальное или групповое консультирование (с двумя и более клиентами)

    4. По основной сфере приложения – могут быть выделены следующие виды психологического консультирования: школьное консультирование, профессиональное, семейное и супружеское, ориентированное на конкретные проблемы личности и т. д.  

     Типы проблемных  ситуаций и основные проблемные ситуации, наиболее часто разрешаемые на консультации: детско-родительские взаимоотношения;  супружеские и семейные отношения; школьные проблемы; проблемы на работе; взаимоотношения с друзьями; духовные проблемы; выбор жизненного пути; проблемы общения; одиночество; финансово-бытовые проблемы; сексуальные проблемы; соматическое здоровье; психические заболевания; эмоциональные расстройства; наркотическая зависимость. Опыт работы службы Телефонов Доверия гг. Москвы, С.-Петербурга, Одессы, Норильска, Перми свидетельствует о том, что проблемы отечественных клиентов отличаются разнообразием. Американской психологической ассоциацией выделен длинный список проблем  консультирования в США: консультирование детей, юношества и студентов колледжей; развитие (жизнь) взрослых и пожилых; смерть и умирание; злоупотребление различными веществами; пищевые расстройства; проблемы сексуальных меньшинств, СПИД; аутизм; расстройства слуха и зрения, бесплодие; фобии; расстройства личности, профессиональное консультирование, юридические, религиозные проблемы и многое другое. 

     Типы клиентов  и их ориентации  выделены В.В. Столиным2:

-   деловая ориентация, которая существует в двух основных видах:

     а) адекватная — клиент искренне заинтересован в решении проблемы («Вы сделаете все возможное...» и «Я сам готов сделать все, что вы мне скажете»);

    б) неадекватная — клиент преувеличивает  возможности консультанта («Я уверен, что только вы могли бы мне  помочь... Вы — маг...»).

 - рентная ориентация также может быть разделена на два вида:

    а) «обаятельный рантье» - клиент  считает, что его откровенность,  его страдания, его обаяние  и доверие к консультанту —  это тот капитал, на который  он неизбежно получит процент  в виде переложения ответственности на плечи консультанта («Ну, теперь вы все знаете — и скажете мне, что делать дальше»);

    б) «требовательный рантье» —  клиент хочет получить процент  уже с самой позиции посетителя  консультации («Ну вот,  теперь  вы все знаете и теперь это ваша забота - вам за это деньги платят»).

 - игровая ориентация – клиент обратился для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. Например, клиент дает понять, что он не профан в психологии ...как бы предлагая консультанту пройти у него аттестацию («Посмотрим, такой ли вы специалист...»).

      Доказательства компетентности  клиент принимает с оживлением  и тут же выдвигает новые  «экзаменационные вопросы». В другом  случае клиент всячески усиливает  безнадежность своей проблемы, хотя  реально ее не существует («Вы согласны, что решения нет?»). Если консультант предложит какое-либо решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не сообщенной, и добавляет: «Разве можно выдвигать столь необдуманные предложения?» Если консультант подтвердит отсутствие решения, клиент тут же предложит: «Вот видите, и мы не лыком шиты и разбираемся в жизни  получше вас»3.  Только адекватная деловая ориентация клиента может привести к успеху консультации. Устойчивость (крайняя ригидность, жестокость) рентных и игровых ориентаций является показателем того, что клиент нуждается не в консультировании, а в психотерапии.

   

    Классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними консультанта выявлены Н.Н. Обозовым4: по характеру запроса на психологическую помощь;  по особенностям восприятия психических явлений; по способу работы со своими проблемами; в зависимости от пола клиента. 

    По характеру запроса  на психологическую  помощь выделяются следующие типы клиентов: не уверенный и наоборот - уверенный в себе клиент, клиент все знающий и доверяющий только себе, клиент с потребностью выговориться, ищущий сочувствия, «отдушину».

    1.Не уверенный в себе клиент - много размышляет над ситуацией, много взвешивает, но никак не может принять решение, избавиться от сомнений. Цель обращения к психологу - снять с себя ответственность в принятии необходимого жизненного решения. Для таких людей принятие решений - сложный процесс, они не уверены в себе.

   2.Уверенный в себе клиент - обращается для подтверждения правильности своего уже готового понимания затруднительного положения. От психолога ему нужна информация, подтверждающая уже готовую, сложившуюся у него точку зрения. Обращение к психологу и характер запроса отражают сложившийся компромисс между сторонами внутреннего конфликта. По отношению к такому клиенту психологу-консультанту следует принять на себя роль ведомого, который только подсказками, предположениями помогает разобраться в ситуации.

    3. Клиент все знающий и доверяющий только себе все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте;  неглуп, но проблема в характере, склонен запускать свои проблемы. Таким людям  в силу их резонерских особенностей нелегко бывает найти себе партнеров по общению в реальной жизни. Попытка найти собеседника зачастую приводит их в консультацию. Доброжелательное участие по отношению к клиентам этого типа и игнорирование тех особенностей, которые обычно отталкивают окружающих от этих людей, создает благоприятные возможности для смягчения ярко выраженных негативных черт характера.

   4. Клиенты с потребностью выговориться, ищущий сочувствия, «отдушину» - часто это люди с нелегкой жизнью, одинокие, чувствительные, добрые и страдающие вследствие своей доброты. Советы по отношению к таким людям не обязательны, они могут даже оттолкнуть их, испугать тем, что с ними не просто говорят, как с людьми, а начинают «оказывать им психологическую помощь». Переходить к оказанию этой помощи можно только в случае специального запроса. Главное, в чем нуждаются клиенты подобного типа - любовь, принятие, сочувствие. Но главное – слушание, это бывает не всегда легко, поскольку общение с таким клиентом легко принимает структуру, свойственную естественному разговору и психологу-консультанту хочется «вставить свое слово», поделиться и своим мнением. Нельзя утверждать, что этого делать нельзя, но надо следить, чтобы больше говорил клиент. Если клиент активен, говорит, не следует его перебивать. При консультировании на телефоне доверия в эту группу попадают многочисленные инвалиды - люди, которые подчас годами не могут покинуть свою комнату.  Общение с ними может быть очень интересным и обогатить психолога-консультанта. Они имеют уникальную возможность много читать, следить за различного рода информацией, поступающей по каналам радио, телевидения, чего большинство людей, вынужденных зарабатывать, лишены. Они с готовностью откликаются на просьбы консультанта отслеживать для него необходимую информацию. 

     По особенностям восприятия психических явлений среди клиентов можно выделить следующие типы:

    1.Рационалистичный, реалистичный, прагматически  ориентированный клиент  стремится к точному знанию информации о себе и окружающих. Обратной стороной такого стремления является то, что он склонен недооценивать, игнорировать все, что касается душевной жизни человека, что трудно поддается объективации, рациональному анализу. Эти стороны действительности как бы дезорганизуют сложившийся склад личности такого человека, поэтому относиться необходимо к ним скептически, как бы не замечать их, защищаться от них. Такого клиента интересуют количественные характеристики личности, факты, полученные в результате строгих научных экспериментов. Он особенно склонен доверять результатам высоко стандартизированных тестовых методик (таких, как MMPI, опросник «16 личностных факторов» Раймонда Кэттелла). Его интересует не то, что говорит в данный момент консультант, а на основании чего он это говорит. Все это необходимо учитывать в работе с таким клиентом, чтобы избежать негативного отношения к консультированию.

    2. Интуитивно ориентированный, эмоционально-утонченный, эстетизированный клиент  считает личность уникальным, таинственным образованием. Его привлекают качественные, образные, художественные характеристики личности и ее жизненного пути, интересуют глубинные механизмы психики, подсознательная природа человека. Обратной стороной личностной ориентации на интуитивное познание является неприятие рационального. Рациональное, объективное, полученное в ходе строгих научных экспериментов знание представляется такому человеку поверхностным, ограниченным, неуклюжим, неглубоким, малополезным и малоинтересным. Склонен доверять информации, полученной с помощью методик, более ориентированных на качественный анализ - тест Германа Роршаха, восьмицветный тест Люшера. Такой клиент оценивает то, что говорит консультант, прислушиваясь к своему внутреннему голосу и как бы взвешивая на своих глубинных внутренних весах, что близко к истине, а что нет.  

     По способу  поведения можно выделить следующие типы клиентов:

    1. Клиент, который в ситуации затруднения  стремится перестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане. Это наиболее желательный для психологов-консультантов тип клиентов.

    2. Клиент, который в ситуации затруднения  стремится создавать многообразные субъективно- личностные версии, призванные сохранить хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей. Версии неуспешности чаще всего связываются с внешними обстоятельствами либо с низкой личной заинтересованностью в данном виде деятельности. Например, студент, не сдавший как следует экзамены и отчисленный из вуза, может объяснять это невозможностью для него учиться вследствие необходимости зарабатывать деньги или же тем, что профиль  вуза не  соответствовал его  интересам.  Недовольство собой, порождаемое низкой самооценкой, может усложнять субъективно- личностную версию. Можно говорить о различных приемах работы с клиентами этого типа. Создание субъективно-личностных версий - единственный известный такому человеку способ справиться с ситуацией. В этом случае целесообразно принять версию клиента, солидаризироваться с ним. Затем можно, например, использовать прием самораскрытия: рассказать о своем подобном опыте, о том, что чувствовал тогда, о том, как удалось разрешить трудности. Можно привести не свой, а просто известный психологу-консультанту опыт. Это должно обогатить клиента навыками конструктивного поведения в ситуации. В более тяжелых случаях требуется психотерапия. 

Информация о работе Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей