Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:09, реферат
Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.
в) как особенности
г) как учение о методах
воспитания; может быть общей,
если имеются в виду общие
методы, присущие всем направлениям воспитания
(умственному, физическому и пр.), или частной,
если речь идет о методах, применяемых
в каком-либо определенном аспекте воспитания.
Исследовательские подходы в семейной диагностике.
Методика диагностики
- Методики
сбора внутрисемейной
-Социально-экономическая
и демографическая
- Добрачные отношения – ситуация знакомства, продолжительность ухаживания, источник инициативы брачного предложения, условия регистрации брака.
- Микроокружение
семьи – поддержка
- Стадии
супружества по жизненным
- Оценка
уровня благополучия отношений
по информации, полученной выбор
по любой из шкал: удовлетворенности
браком – В. В. Столина, Т.Л.
Романовой, Г.П. Бутенко;
- Оценка
отдельных феноменов
- Изучение
семейного досуга, интересов и
ценностей через методику «
Психограмма
супружества составляется в результате
анализа всех данных, которые сводятся
в психограмму – заключение. Устанавливается
диагноз семьи, основу которого составляют:
зоны конфликта в супружестве
и степень его развития в каждой
из зон, степень личной несовместимости,
дефицит взаимопонимания и согласия по
различным сторонам семейной жизни, тенденции
развития отношений в паре и общий их прогноз.
На основании диагноза разрабатываются
рекомендации психолого-педагогической
помощи (коррекции) и предоставляется
супругам.
Методики, техники, технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей стали универсальным инновационным и интеллектуальным ресурсом, во многом определяющим состояние управляемости сложными социальным процессами и сбалансированность не менее сложных активных систем к которым относится семья. Совокупность теории и активных создающих методик составляет систему разработки технологий, включающую, в свою очередь ряд процедур, каждая из которых представляет собой набор конкретных операций. Вместе с тем на пути технологизации существует и ряд непредвиденных обстоятельств. Опыт подсказывает, что любая социальная инновация может быть доведена до абсурда. Это возможно, если процесс особенно внедрения осуществляется в условиях низкой профессиональной культуры.
Главная функция методик, техник, технологий психолого-педагогического обеспечения деятельности с семьей - порождение наукоемких социальных инноваций, управленческо-посреднических в первую очередь, соединение науки и практики, объединение данных гуманитарных, естественных и математических знаний, формулирование у специалиста и семьи нового типа мышления - гуманитарно-технологического.
Основными
принципами технологизации социальной
работы с семьёй являются: разграничение,
разделение, расчленение деятельности
специалиста (как процесса восстановления
социальной активности семьи) на этапы,
фазы, операции; координация и поэтапность
действий, направленных на получение прогнозируемого
результата (психологическое здоровье
семьи); однозначность выполнения процедур
и операций.
Разработка и конструирование методик, техник, технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей имеет несколько этапов:
-теоретический - включает определение цели, объекта технологизации (его обстоятельным структурным познанием как теоретической величины), расчленением этого объекта на составляющие и выявление социальных связей;
-методический - отличается выбором методов, приемов и средств получения психолого-педагогической внутри- и около-семейной информации, ее обработки и анализа, а также принципов её трансформации в выводы и рекомендации;
процедурный - предполагает организационно-практическую деятельность по разработке методик, техник, технологий социальной работы с семьёй.
Технологизация деятельности специалиста по социальной работе с семьей (разработка, внедрение методик и техник, частных технологий) возможна при наличии следующих условий:
- объект
(социальное явление) обладает
определенной степенью
- известны
элементы его структуры,
- специалист способен
вить их в виде показателей,
операций, процедур;
- создана инновационная среда для
воспроизводства и обеспечен необ-
ходимый уровень подготовленности
для их использования специалис-
тами и самой семьей.
Суть методик, техник, технологий психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей, а в целом характер его технологического компонента обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации (социального явления) и социальной установкой специалиста на ее разработку и внедрение.
Исходя из этого, классификация методик, техник, технологий психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей осуществляется по следующим основаниям:
- методики,
техники сбора, обработки и
хранения психолого-
-
методики, техники формирования
психолого-педагогического
- методики, техники социальной интервенции (вмешательства);
-
методики, техники, технологии
Методики,
техники адаптации
и использования известных техник,
частных технологий, а также разработки
новых инструментариев проводится постоянно
в практической деятельности семейного
консультирования. Многообразие направлений
классификации технологического компонента
обусловлено технологической природой
психолого-педагогического обеспечения
социальной работы с семьёй как области
не только интегративных знаний, но и сферы
реальных и потенциальных возможностей,
ресурсов для разработки и реализации
рациональных способов, приемов, техник,
методов и методик социальной поддержки
семьи, оказавшейся в трудной жизненной
ситуации. Технологизация деятельности
специалистов, работающих с семьей - главная
функция психолого-педагогического обеспечения
социальной работы с семьей, а его основной
метод - разрешение социальных проблем
семьи, восстановление ее социальной значимости.
Методике сбора психолого-педагогической информации о семье принадлежит важное место. Многофункциональная практика специалистов, работающих с семьей постоянно выдвигает все новые и новые требования к содержанию и структуре информации о семье. Не столько все возрастающий ее объем (это становится сегодня проблемой), сколько качественная сторона (целенаправленность и адресность) актуализируют потребность широкого применения различных социально-информационных инструментариев: методик, техники, информации о категориях семей и их проблемных ситуациях.
Накоплен определенный потенциал различных инструментариев для решения разнообразных информационных задач, связанных с семейной проблематикой. Усилия ученых, психологов, педагогов, социологов сосредоточены на двух направлениях. Первое - использование существующих классических инструментариев сбора и обработки информации (или отдельных исследовательских шкал), как скажем, Минесотского многомерного личностного опросника (шкала мужественности-женственности –МС); Т.Лири (шкала отклонений от образца идеального партнера); теста А. Добровича (супружеская совместимость); шкалы «симпатической дистанции» Д. Фелдса; теста Т. Геринга и И. Вилера (характер взаимоотношений в семье); шкалы Р. Берджеса (уровень приспособленности личности в группе) и другие.
Второе - адаптация известных и разработка на их основе или при частичном их применении, собственных целевых методик сбора информации о семье. К числу таких можно отнести инструментарии, ставшие в отечественной практике диагностическими и получившие широкое распространение в социальной работе с семьей. Например, опросник АСВ «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого (1990); методика диагностики супружеских отношений В.П. Левкович и О.Э. Зуськовой (1987); методические приемы диагностики супружеских отношений А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой (1985); методика анализа конфликтной ситуации В.А, Смехова (1984); методика изучения межличностного семейного конфликта (МСК) В.П. Левкович и О.Э. Зуськовой (1985); методика оценки психологического здоровья семьи В.С. Торохтий (1996); методика изучения степени удовлетворения эмоционально-психологических потребностей супругов В.А. Сысенко (1998) и другие.
Наряду с вышеназванными наблюдается тенденция развития и третьего направления - массовое освоение технологического потенциала психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей специалистами Центров психолого-педагогической помощи семье и детям, Центров социально-педагогической поддержки семьи, семейных Агенств, отделений 3АГС и других.
Существует три наиболее характерных подхода к сбору информации:
а) сбор психолого-
б) сбор психолого-
в) сбор и обобщение психолого-
Получение такой информации
Чтобы
иметь достаточную картину