Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:09, реферат

Краткое описание

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

1zanatie.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

     в) как особенности педагогической  деятельности в процессе преподавания  учебной дисциплины, включающие рекомендации по изучению отдельных разделов, тем, проведению различных видов Учебных занятий, — частная методика преподавания;

    г)  как учение о методах  воспитания;  может быть общей,  если имеются в виду общие  методы, присущие всем направлениям воспитания (умственному, физическому и пр.), или частной, если речь идет о методах, применяемых в каком-либо определенном аспекте воспитания. 

   Исследовательские  подходы в семейной  диагностике. 

   Методика диагностики супружеских  отношений А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой 7предназначенная для сбора информации о супружеской диаде:

- Методики  сбора внутрисемейной информации  включает 9 интегральных характеристик,  суть которых – выявить показания  и противопоказания по благополучию  супружества.

-Социально-экономическая  и демографическая характеристика  социальной педагогики: жилищные  условия, семейный бюджет, возраст  супругов и разница в возрасте, образование, род занятий супругов, количество и возраст детей.

- Добрачные  отношения – ситуация знакомства, продолжительность ухаживания, источник инициативы брачного предложения, условия регистрации брака.

- Микроокружение  семьи – поддержка микроокружения, состав микроокружения (родные, соседи, друзья, коллеги),  частота контактов   с разными представителями микроокружения, род помощи.

- Стадии  супружества по жизненным циклам  семьи.

- Оценка  уровня благополучия отношений  по информации, полученной выбор  по любой из шкал: удовлетворенности  браком – В. В. Столина, Т.Л.  Романовой, Г.П. Бутенко; удовлетворенности браком Т.М. Трапезниковой; Анализируются полученные результаты, если значительные расхождения - признак не взаимности отношений.

- Оценка  отдельных феноменов супружеских  отношений – через взаимопонимание  и его адеквактность, взаимоуважение  и эмоциональное принятие (А.Н. Волковой),  уровень конфликтности (Г. Лера), семейно-ролевая согласованность

- Изучение  семейного досуга, интересов и  ценностей через методику «Ценностные  ориентации», опросников  «Интересы»  и «Условия семейного благополучия» (Т.М. Трапезниковой)

    Психограмма супружества составляется в результате анализа всех данных, которые сводятся в психограмму – заключение. Устанавливается  диагноз семьи, основу которого составляют: зоны конфликта в супружестве  и степень его развития в каждой из зон, степень личной несовместимости, дефицит взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни, тенденции развития отношений в паре и общий их прогноз. На основании диагноза разрабатываются рекомендации психолого-педагогической помощи (коррекции) и предоставляется супругам. 

    Методики, техники, технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей стали универсальным инновационным и интеллектуальным ресурсом, во многом определяющим состояние управляемости сложными социальным процессами и сбалансированность не менее сложных активных систем к которым относится семья. Совокупность теории и активных создающих методик составляет систему разработки технологий, включающую, в свою очередь ряд процедур, каждая из которых представляет собой набор конкретных операций. Вместе с тем на пути технологизации существует и ряд непредвиденных обстоятельств. Опыт подсказывает, что любая социальная инновация может быть доведена до абсурда. Это возможно, если процесс особенно внедрения осуществляется в условиях низкой профессиональной культуры.

    Главная функция методик, техник, технологий психолого-педагогического обеспечения деятельности с семьей - порождение наукоемких социальных инноваций, управленческо-посреднических в первую очередь, соединение науки и практики, объединение данных гуманитарных, естественных и математических знаний, формулирование у специалиста и семьи нового типа мышления - гуманитарно-технологического.

    Основными принципами технологизации социальной работы с семьёй являются: разграничение, разделение, расчленение деятельности специалиста (как процесса восстановления социальной активности семьи) на этапы, фазы, операции; координация и поэтапность  действий, направленных на получение прогнозируемого результата (психологическое здоровье семьи); однозначность выполнения процедур и операций. 

    Разработка  и конструирование методик, техник, технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей имеет несколько этапов:

    еоретический - включает определение цели, объекта технологизации (его обстоятельным структурным познанием как теоретической величины), расчленением этого объекта на составляющие и выявление социальных связей;

    -методический - отличается выбором методов, приемов и средств получения психолого-педагогической внутри- и около-семейной информации, ее обработки и анализа, а также принципов её трансформации в выводы и рекомендации;

    процедурный - предполагает организационно-практическую деятельность по разработке методик, техник, технологий социальной работы с семьёй.

    Технологизация  деятельности специалиста по социальной работе с семьей (разработка, внедрение  методик и техник, частных технологий) возможна при наличии следующих  условий:

    - объект (социальное явление) обладает  определенной степенью сложности;

    - известны  элементы его структуры, особенности  их строения и закономерности  функционирования;

     -  специалист способен формализовать  реальные процессы и предста- 
     вить их в виде показателей, операций, процедур; 
-  создана инновационная среда для воспроизводства и обеспечен необ- 
     ходимый уровень подготовленности для их использования специалис- 
     тами и самой семьей.

   Суть  методик, техник, технологий психолого-педагогического  обеспечения социальной работы с  семьей, а в целом характер его  технологического компонента обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации (социального явления) и социальной  установкой специалиста на ее разработку  и внедрение.

    Исходя  из этого, классификация методик, техник, технологий психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей осуществляется по следующим основаниям:

    - методики, техники сбора, обработки и  хранения психолого-педагогической  информации о семье;

    -  методики, техники формирования  психолого-педагогического диагноза  семьи;

    - методики, техники социальной интервенции (вмешательства);

    -  методики, техники, технологии прогнозирования   перспектив развития благополучия  семьи.

   Методики, техники адаптации и использования известных техник, частных технологий, а также разработки новых инструментариев проводится постоянно в практической деятельности семейного консультирования. Многообразие направлений классификации технологического компонента обусловлено технологической природой психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй как области не только интегративных знаний, но и сферы реальных и потенциальных возможностей, ресурсов для разработки и реализации рациональных способов, приемов, техник, методов и методик социальной поддержки семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Технологизация  деятельности специалистов, работающих с семьей - главная функция психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей, а его основной метод - разрешение социальных  проблем семьи, восстановление ее социальной значимости. 

    Методике  сбора психолого-педагогической информации о семье принадлежит важное место. Многофункциональная практика специалистов,  работающих с семьей постоянно выдвигает все новые и новые требования к содержанию и структуре информации о семье. Не столько все возрастающий ее объем (это становится сегодня проблемой), сколько качественная сторона (целенаправленность и адресность) актуализируют потребность широкого применения различных социально-информационных инструментариев: методик, техники, информации о категориях семей и их проблемных ситуациях.

    Накоплен  определенный потенциал различных  инструментариев для решения  разнообразных информационных задач, связанных с семейной проблематикой.  Усилия ученых, психологов, педагогов, социологов сосредоточены на двух направлениях. Первое - использование существующих классических инструментариев сбора и обработки информации (или отдельных исследовательских шкал), как скажем, Минесотского многомерного личностного опросника  (шкала мужественности-женственности –МС); Т.Лири (шкала отклонений от образца идеального партнера);  теста А. Добровича (супружеская совместимость); шкалы  «симпатической дистанции» Д. Фелдса; теста Т. Геринга и И. Вилера  (характер взаимоотношений в семье); шкалы Р. Берджеса  (уровень приспособленности личности в группе) и другие.

    Второе - адаптация известных и разработка на их основе или при частичном их применении, собственных целевых методик сбора информации о семье. К числу таких можно отнести инструментарии, ставшие в отечественной практике диагностическими и получившие широкое распространение в социальной работе с семьей. Например, опросник АСВ «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого (1990); методика диагностики супружеских отношений В.П. Левкович и О.Э. Зуськовой (1987); методические приемы диагностики супружеских отношений А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой (1985); методика анализа конфликтной ситуации В.А, Смехова (1984); методика изучения межличностного семейного конфликта (МСК) В.П. Левкович и О.Э. Зуськовой (1985); методика оценки психологического здоровья семьи В.С. Торохтий (1996);  методика изучения степени удовлетворения эмоционально-психологических потребностей супругов В.А. Сысенко (1998) и другие.

    Наряду  с вышеназванными наблюдается тенденция  развития и третьего направления -  массовое освоение технологического потенциала психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей специалистами Центров психолого-педагогической помощи семье и детям, Центров социально-педагогической поддержки семьи, семейных  Агенств, отделений 3АГС и других.

    Существует  три наиболее характерных  подхода к сбору информации:

     а) сбор психолого-педагогических  данных осуществляется об определенной  личности, отдельном члене семьи,  как формальном носителе проблемной  семейной информации. В таком случае специалист использует простейшие опросники для изучения индивидуально-психологических свойств личности, отдельные шкалы наиболее доступных ему тестов или собственные инструментарии, в зависимости от профессионального и жизненного опыта. Это технологический уровень социальной работы с семьей, при котором формируется информации о семье;

    б) сбор психолого-педагогических  сведений выполняется в отношении  супружеской пары, отношения в  которой в целом определяют (напрямую  или опосредовано) комфортность жизнедеятельности всей семьи. Порой, особенно при потере взаимопонимания или эмоциональной контактности объектом изучения становится семейная диада любой вариации: родители и дети; однополые и разнополые дети; разновозрастные дети, внуки и бабушки; родители и их родители и т.д. Для решения информационной проблемы такого свойства специалист обычно прибегает к методикам изучения межличностных отношений, межличностной совместимости, конфликтности в супружеской паре и т.д. Здесь налицо традиционный технологический уровень деятельности специалиста и определенная свернутость информации;

      в) сбор и обобщение психолого-педагогической  информации о семье как малой  социальной группе, рассмотрение  проблемности  даже одного члена  семьи как общей семейной проблемы.

    Получение такой информации под  силу специалистам, владеющим комплексом  методов и способов, включая свои  собственные разработки изучения  социальных явлений, а также  применяющим комплексные методики  обследования семьи. Это профессиональный технологический уровень социальной работы с семьей (уровень психолого-педагогического обеспечения), позволяющий располагать оптимальной структурой, содержанием и объемом информации или информации, значимой именно для решения текущей проблемы семьи.

   Чтобы иметь достаточную картину состояния  информации о семье, наряду с наличием методик сбора информации необходима соответствующая система индикаторов  жизнедеятельности семьи. Эти индикаторы должны «высвечивать» минимум три  вида информации (как вариант). Анализ психолого-педагогической информации о семье предполагает решение ряда информационно-аналитических задач, основными в которых являются:

Информация о работе Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей