Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:09, реферат

Краткое описание

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

1zanatie.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

     Влияние пола на  процесс консультирования,  приводимые Н.Н. Обозовым5: мужчины и женщины имеют разные ожидания относительно психологического консультирования. Соответственно, психологи-консультанты мужчины и психологи-консультанты женщины по-разному видят себя в роли психолога-консультанта, готовят себя к этой роли.

     Женщины в большей мере стремятся  к сопереживающему, сочувствующему  стилю общения, обращая внимание  в первую очередь на отзывчивость, чуткость. При описании эталона консультанта они упоминают черты характера, темперамента, т.е. их интересуют особенности личностной организации специалиста, оказывающего воздействие. Можно сказать, что женщины в большей степени ориентированы на эмпатический контакт, чем мужчины.

    Мужчины в консультировании предпочитают  эмоционально нейтральный, рабочий стиль общения; они более ориентированы на когнитивные аспекты ситуации, на психологическую информацию. При описании эталона консультанта они делают упор на такие черты, как серьезность, внимательность, чувство долга. Было установлено, что мужчины-клиенты больше предпочитают работать с мужчинами. Позиция женщин-клиентов нейтральнее, хотя и с некоторым предпочтением тоже своего пола. Но главное тут не пол, а способность к сочувствию.

     Женщине-консультанту при работе  с мужчиной можно рекомендовать более ориентироваться на рабочий стиль отношений, на подачу информации, на когнитивный анализ ситуации.  Мужчине-консультанту при работе с женщиной следует стремиться к большему сопереживанию, сочувствию, проявлению эмпатии. Н.Н. Обозов приводит сведения, согласно которым большая часть проблем у мужчин формируется в сфере их деятельности, у женщин - в семейно-брачных отношениях. 

     Влияние особенностей телосложения клиента на процесс консультирования:

      Лица с атлетическим телосложением обычно стремятся доминировать в общении и отношениях. Их шумное и самоуверенное поведение либо подавляет других, либо вызывает агрессивность со стороны таких же, как они. Все это может создавать проблемы в личной жизни и деловых контактах.

     Лица с астеническим телосложением чаще имеют затруднения в общественных и межличностных контактах за счет своего концентрированного, скрытого, субъективного мышления, своей интравертированности. Это, как правило, люди с высоким уровнем развития самосознания, интеллекта, непохожие на большинство. Отсюда и возникают их трудности в личной и деловой жизни. Во-первых, они могут быть малопонятны для большинства окружающих. Во-вторых, они нетипичны, уникальны, поэтому им труднее найти путь к другому человеку. В психологическом консультировании (как, впрочем, и в жизни) с людьми астенического телосложения нужно быть предельно предупредительными. Межличностную дистанцию и доверительность общения они предпочитают регулировать сами, поэтому вопросы им следует задавать очень осторожно.

      Женщины с пикническим телосложением с проблемами своей личной жизни справляются проще и сами, так как легкость в обращении и внешне выражаемые чувства упрощают отношения с другими людьми. 

    Позиции психолога-консультанта  в зависимости  от типа клиента

        В работе с перечисленными  выше типами клиентов психолог может использовать различные ролевые позиции. Н.В. Самоукина6 выделила и описала пять приемлемых позиций психолога-консультанта в консультативном диалоге применительно к различным типам клиентов:

    1. Психолог- «нейтральный советчик»  выслушивает, задает вопросы,  высказывает советы или рекомендации.  Позиции «нейтральный советчик» или «программист» подойдут для случаев, когда в роли клиента выступает умный, сильный, интеллигентный человек.

    2. Психолог-«программист» разрабатывает  программу для клиента: «Что делать», «Как делать», «Когда делать», например режим жизни школьника.

    3. Психолог-«слушатель» в результате  «разговора с хорошим и умным человеком» клиент получает облегчение, удовлетворение и, успокоившись, самостоятельно находит решение собственной проблемы. Позиция психолог-«слушатель» подойдет для человека, взволнованного или опечаленного какими-либо внезапно случившимися событиями.

    4. Психолог-«зеркало» объясняет, что  объективно происходит, рисует для клиента объективное отражение события, помогает понять его роль в этих событиях, а также позиции людей, связанных с ним и влияющих на него. В результате клиент понимает, что с ним происходит, к нему приходит успокоение и способность к принятию решения, к действию.

    5. Психолог-«катализатор» для людей,  которые все понимают, но ничего не делают, принимают на себя роль неудачников. Необходимо создать толчок к активации отношения к ситуации, к началу деятельного включения в разворачивающиеся события его собственной жизни, например, через укрепление его уверенности в себе, в его «добрых силах», его способности к управлению событиями своей личной жизни, ожиданию желаемого положительного результата. Позиция психолог-«катализатор» подойдет для нерешительных или ригидных клиентов.

     Позиции «зеркало» и «программист»  более подойдут для человека, у которого эмоции обычно преобладают над доводами разума. Е.Г. Бельская  выделила и описала особый тип клиентов, которых она назвала «трудными» клиентами. «Трудные» клиенты имеют склонность на вербальном (словесном) уровне соглашаться с вышеуказанными предпосылками, а на метакоммуникационном уровне они отвергают хотя бы одну из них. Выделяет в метакоммуникационном уровне коммуникации три возможных типа отрицания предпосылок нормальных консультативных отношений: «Это не моя проблема», «Я сомневаюсь в вашей компетентности»,  «Это безнадежно, здесь ничего нельзя изменить»

   

    Предметом социально-педагогического консультирования являются:

- в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п.;

- в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;

- в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.;

- в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.;

- в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т.п.;

- в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений.

    В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании консультант, социальный педагог работает либо с семьей в целом (членами семьи), либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной  встречи.

выделены  В.В. Столиным 

   Вопросы  для  самоконтроля

  1. Назвать виды и направления, оказываемого семье консультирования  
  2. Назвать классификационные критерии семейного и психологического консультировании
  3. Назвать типы клиентов и их ориентации в консультировании
  4. Назвать классификации клиентов
  5. Каковы основные позиции психолога-консультанта в зависимости от типа клиента
  6. Назвать предмет социально-педагогического консультирования
  7. В чем  проявляются основные позиции консультанта в  решении вопросов личной агрессии супругов?
  8. Каково влияние особенностей темперамента психолога-консультанта на характер и эффективность консультативного процесса?
 

   Список  используемой  литературы

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Независимая фирма «Класс»,  2004.
  2. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие.- М.: «Ось-89»,2003.
  3. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии, 1993
  4. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. М.: Интор, 1997
  5. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб. Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  6. Словарь по социальной педагогике /Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский Центр «Академия, 2002.
  7. Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. Ред. П.И. Пидкасистого. –М.: ТЦ Сфера, 2004.
  8. Социальная педагогика: Курс лекции / Под общей редакцией Галагузовой М.А. - Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 200.
  9. Столин В.А. Психологические основы семейной терапии. Вопросы психологии, 1987, № 6
  10. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей,  в 2- ух томах: Учебное пособие. -  М.: МГСУ,  2000.
  11. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. –  М.: 2000г.
  12. Хорни К. Женская психология. М., 1993.
 

8.2.  Основные методики  и технологии в  работе с семьёй 

    Различные методы и методики в работе  консультанта в семейном консультировании используются при оказании социально-педагогической консультативной помощи в решении социальных проблем, конфликтов между взрослыми и детьми в семье. В отличие от социально-психологического консультирования, в данном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений не являются предметом анализа.

    Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение)- способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания)  действительности. В семейном консультировании используются методы «дельфи»,  научного познания,  тестовых ситуаций, экспертных оценок.

      Метод «дельфи» - метод мозгового штурма, мозговой атаки - это метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе «мозговой атаки», которая проводится группой специалистов и отбора лучшего решения, исходя из экспертных оценок; используется для экспертного прогнозирования тем организации системы сбора и математической обработки  экспертных оценок  в  решении семейно-брачных и детско-родительских отношений.

    Метод научного познания - способ добывания, выявления достоверных, убедительных фактов о реальной действительности  знаний о существующих между явлениями связях и зависимости  о закономерных тенденциях их развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки.

    Метод тестовых ситуаций - метод, с помощью которого консультант создает специальные условия, в которых каждый из участников консультирования проявляется наиболее отчетливо; это один из методов мониторинга. Метод активно используется в добрачном консультировании, подготовке молодежи к семейной жизни.

      Метод экспертных  оценок - комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной или количественной  оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений с привлечением самих клиентов. 

    Методика (от греч. methodike – часть грамматики, описывающая правила речи) – способ достижения определенной цели, совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приемы обучения определенному учебному предмету (осуществления воспитательной деятельности). Понятие «Методика» рассматривается достаточно широко:

     а) как технические приемы реализации определенного метода, конкретное воплощение метода. В данном понимании иногда методика рассматривается как синоним техники реализации метода;

    б) как выработанный способ  деятельности, на основе которого  реализуется достижение конкретной цели, методика реализации определенной педагогической технологии. В этом случае под методикой понимается последовательность и особенности реализации совокупности методов, средств, направленных на достижение определенной цели (обучения или воспитания). Например: методика формирования семейной привычки, методика обучения письму, методика развития речи, методика организации семейного досуга, практики студентов и т.д.;

Информация о работе Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей